|
| Цикл программ.
Истории великой любви, запечатленные в письмах и документах, стихах и картинах - это тоже события культуры. В центре внимания - незаурядные личности, оставившие след в культуре и собственной жизнью показавшие, до каких высот способен подняться человек в своих чувствах.
Жорж Санд и Фридерик Шопен познакомились на светском приеме. В первые мгновения беседы Шопен был очарован: эту женщину не портили ни мужская одежда, ни низкий голос. наоборот, все это делало ее загадочной, манящей. Жорж Санд была не только романтисткой, но и ценителем музыки. Завоевав сердце Шопена, она стала бедой и вдохновением всей его жизни.
Парижскую публику сразу покорили его полонезы, вальсы, мазурки, сохранявшие традиционную танцевальную форму, но наполненные новым содержанием истинной поэзией и драматизмом.
К тому же Фридерик был прекрасным пианистом, он поражал слушателей не только техническим совершенством, но и глубиной, и искренностью исполнения.
Шопен и внешне соответствовал той музыке, которую сочинял. У него сложилась репутация сердцееда, перед которым не могут устоять самые прекрасные женщины. Его сила была в изяществе, легкости, блестящем остроумии, не говоря уже о самом главном музыке, которой заслушивались и восхищались.
Не менее шумная слава выпала на долю покорительницы мужских сердец Авроры Дюпен писательницы, подписывавшей свои романы псевдонимом Жорж Санд.
Задолго до встречи с ней Шопен был наслышан о ее таланте, ее любовных связях и эпатирующих манерах: она демонстративно носила брюки и фрак, курила сигары.
Они познакомились на одном из светских приемов, и в первые мгновения беседы Шопен был очарован: эту женщину не портили ни мужская одежда, ни низкий голос с хрипотцой. Наоборот, все это делало ее загадочной, манящей.
Но стоило ей отойти в сторону, и обаяние рассеялось: в роли беспечного денди с сигарой во рту она выглядела издали почти карикатурно.
И тем не менее он очень огорчился, когда на следующий день не застал ее в доме общих знакомых
Вскоре по Парижу разнеслась весть, что Шопен и Жорж Санд отправились в совместное путешествие. Оба были слишком заметны, чтобы эта новость не вызвала бурю в обществе. Студентки консерватории горячо обсуждали новый роман своего маэстро, у какой-то баронессы случился припадок, а один известный литератор три дня не выходил из кабакаПарижский журналист Жюль Дюфур писал: Какая же разумная личность станет утверждать, будто любовь двух статуй, двух памятников может продлиться дольше, чем сутки? На общем постаменте им будет до смерти скучно. А в постели памятники просто смешны
Оноре Бальзак, когда его спросили, что он думает об этом сенсационном романе, ответил так: Прежние неудачи в любви мадам Санд заключены в ее непоколебимой вере в счастливую любовь. Она верит в нее и ждет как женщина. А добивается ее как мужчина Со стороны трудно было понять, что их объединяло, настолько разными они казались. Однако у них было и много общего.
До встречи с Жорж Санд музы Шопена сменяли друг друга, принося ему взлет вдохновения: Констанция, Марыля, Дельфина Потоцкая, Мария Водзиньская Каждая из них была по-своему прекрасной, но всегда что-то мешало прочному союзу: то разный социальный статус, то борьба самолюбий, то болезнь или, наконец, просто стечение обстоятельств
Новый роман не был похож ни на один прежний. С Жорж Санд его связала не только страсть, но и глубокая привязанность, и истинная дружба. Ни с кем Фридерик не был так откровенен, ни с кем так глубоко не обсуждал свои профессиональные проблемы.
Он стал членом семьи Жорж Санд, близко к сердцу принимал все, что касалось ее детей, Мориса и Соланж.
Но по характеру они были разными. Жорж Санд никогда не жаловалась на усталость. Она умела не только работать круглые сутки, но и безудержно веселиться. Шопена, болезненного смолоду, это иногда тяготило.
При этом оба были поглощены своим творчеством, которое требовало огромного напряжения. Обоим были свойственны творческие метания и даже неврастенические приступы, но Жорж Санд преодолевала их значительно легче, чем Фридерик.
Почти десять лет, с 1838-го по 1847-й, Шопен был постоянным посетителем фамильного замка Дюпенов. Замок Ноан славился своим гостеприимством. Как в родной дом, приезжали сюда летом многочисленные друзья, родственники, знакомые хозяйки и ее возлюбленного, которого здесь любовно называли Шопинетто.
У Жорж Санд он познакомился с Бальзаком, Луи Бланом, Пьером Леру Все они становились большими поклонниками Шопена, но царила здесь все-таки Жорж Санд, и Фридерику иногда не удавалось преодолеть свою скованность.
Он был светским человеком, но шумная жизнь парижской богемы частенько утомляла его. В глубине души он оставался варшавянином, до конца своих дней не избавившимся от тоски по родине.
***
Испытание чувств преподнесла им зима, проведенная на Майорке в заброшенном картезианском монастыре Вальдемоза.
В этом фантастически красивом месте они оба ощутили особый прилив вдохновения. Там родился шопеновский цикл из двадцати четырех прелюдий, отражающий разные настроения
| Тэги: больше, чем любовь. Жорж Санд и Фридерик
|