УРОКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Каждый урок физической культуры должен иметь ясную це
левую направленность, конкретные и четкие педагогические за
дачи, которые определяют содержание урока, выбор методов, средств
обучения и воспитания, способов организации учащих
ся. На каждом уроке решается, как правило, комплекс взаимосвязанных
задач: образовательных, оздоровительных и воспита
тельных. Вместе с тем отличительной особенностью учебных за
нятий в начальной школе является больший акцент на решении
образовательных задач: овладение школой движений, формирование элементарных
знаний об основах физической культуры и
здоровом образе
жизни. Эти задачи должны решаться в тесной взаимосвязи с развитием прежде всего
разнообразных координа
ционных, а также кондиционных
способностей. Итогом решения
образовательных задач урока должны
стать выработанное умение
и интерес учащихся самостоятельно
заниматься физическими уп
ражнениями, подвижными играми и использовать их в свобод
ное время. В процессе уроков учитель должен
определить пред
расположенность
ученика к определенным видам спорта и содействовать началу занятий
этими видами.
Большое внимание
на каждом уроке учитель должен уделять
воспитанию у
учащихся таких нравственных и волевых качеств,
как
дисциплинированность, доброжелательное отношение к това
рищам, честность, отзывчивость, смелость во время выполнения физических
упражнений, а также содействовать развитию психи
ческих процессов (представления,
памяти, мышления и др.).
1.2.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Каждый урок физической культуры является звеном системы
уроков, связанных в логическую последовательность, построен
ных друг за другом и направленных на освоение учебного мате
риала конкретной темы. В свою очередь, темы необходимо согласовать
между собой, определить объем учебного материала с
учетом этапа обучения двигательным действиям, положительной
и отрицательной переносимости учащимися нагрузок, подготов
ленности учащихся класса, возрастных особенностей.
Важнейшим требованием современного урока является обес
печение дифференцированного и индивидуального подхода к
учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития,
двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и
качеств, соблюдения гигиенических норм.
Уроки физической
культуры должны проводиться в основном
на открытом
воздухе. Учащиеся занимаются в спортивной одеж
де и обуви в
соответствии и погодными условиями.
При обучении
двигательным действиям предпочтение следует
отдавать
целостному методу, уделяя основное внимание овладе
нию школой движений. Важно правильно называть упражнения,
точно их
демонстрировать, своевременно исправлять ошибки.
Обучение двигательным действиям и развитие физических
способностей младших школьников тесно взаимосвязаны. Умелое
сочетание на уроке развития координационных и кондиционных
способностей с обучением двигательным навыкам — отличитель
ная черта хорошо организованного педагогического процесса.
Говоря об особенностях обучения движениям, развития физи
ческих способностей в младшем школьном возрасте, следует выделить
проблему оптимального соотношения методов стандартно-
повторного и вариативного (переменного) упражнения. По мере
того как ученики начнут уверенно выполнять осваиваемые дви
гательные действия, метод стандартно-повторного упражнения должен
уступить место методу вариативного упражнения, кото
рый должен сочетаться с широким применением игрового и до
ступного соревновательного метода.
Младший школьный
возраст благоприятен для развития всех
координационных и
кондиционных способностей; Однако особое
внимание следует
уделять всестороннему развитию координаци
онных, скоростных
(реакции и частоты движений), скоростно-си
ловых способностей, выносливости к
умеренным нагрузкам.
Для достижения
оптимальной общей и моторной плотности
урока необходимо
использовать нестандартное оборудование, технические средства обучения,
доступные тренажеры для развития
физических
способностей и формирования двигательных навыков.
Особенностью
младших школьников является их большое же
лание, интерес,
познавательная активность, высокая эмоциональ
ность во
время занятий. Поэтому на уроках четкая организация,
разумная дисциплина, основанная на точном соблюдении команд,
указаний и распоряжений учителя, должна сочетаться с предоставлением
им определенной свободы и самостоятельности дейст
вий, заданиями, стимулирующими творчество и инициативность. На уроках
физической культуры в младших классах целесообраз
но опираться на межпредметные связи с природоведением (зака
ливание, требования к одежде ученика, работа мышц, режим дня
и т. д.), математикой (измерение длины и высоты прыжка, даль
ности метания, скорости и продолжительности бега и т. д.), му
зыкально-ритмическим воспитанием (занятие под музыку), изоб
разительным
искусством (красота движений, поз) и др.
Контроль и оценка в
младшем школьном возрасте применя
ются таким образом,
чтобы стимулировать стремление ученика к
своему личному
физическому совершенствованию и самоопределению, улучшению результатов, повышению
активности, радос
ти от занятий физическими упражнениями.
Оценка успеваемости
должна складываться главным образом из качественных критериев оценки уровня
достижений учащего
ся, к которым относятся: качество
овладения программным материалом, включающим теоретические и методические
знания,
способы двигательной,
физкультурно-оздоровительной и спор
тивной
деятельности, а также из количественных показателей, достигнутых в двигательных
действиях. Особого внимания должны заслуживать систематичность и регулярность
занятий физи
ческими упражнениями и интерес, проявляемый
при этом, уме
ния самостоятельно заниматься физическими
упражнениями, ве
сти здоровый образ жизни, высокий уровень
знаний в области
физической культуры и спорта. При оценке
достижений учени
ков в основном следует ориентироваться на
индивидуальные тем
пы продвижения в развитии их двигательных способностей.
Учитель должен
обеспечить каждому ученику одинаковый до
ступ к основам
физической культуры, опираться на широкие и гибкие методы и средства обучения
для развития детей с разным уровнем двигательных и психических способностей.
На занятиях по фи
зической культуре уже с младшего школьного
возраста необходимо
принимать во внимание интересы и
склонности детей. Учитывая большие индивидуальные различия даже внутри одного
возраста,
учитель должен стремиться предоставить
учащимся разноуровневый
по сложности и субъективной трудности
усвоения" материал про
граммы. Для этого он может
использовать различные организационные формы: объединять учащихся разного
возраста и параллель
ных классов, проводить занятия
отдельно для мальчиков и девочек.