Тема
: «Преемственность между 1-й и 2-й ступенями
обучения».
(слайд №1)
«
Преемственность в обучении,
воспитании, развитии учащихся 5-х классов, при переходе из начальной в основную школу.
Переход учащихся из
начального в среднее звено школы – одна из
педагогически наиболее сложных
проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из
труднейших
периодов школьного обучения. В последние годы в педагогической и
психологической литературе много говорится о сложностях этого периода обучения,
что он стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей
9-10 лет, порождающий серьёзные педагогические проблемы. Оснований для такого
утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с
педагогической
точки зрения характеризуется низкой организованностью, иногда
недисциплинированностью,
снижением интереса к учёбе и её результатам, с
психологической –
снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Это значит, что
увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и
адаптации к новым условиям организации учебного процесса. Для них особенно
важна правильная организация адаптационного периода при переходе из начальной
школы в среднее звено.
Психологи утверждают, что для
учащихся начальной школы личностно значимой является оценка учителя, тогда как
в 5-м классе значимой становится оценка товарищей по классу, сверстников.
Почему? Ведь за летние каникулы не происходит серьезных изменений в физиологии
ребенка. Значит, дело не в возрастном изменении. Тогда в чём? И здесь многие на
уровне интуиции говорят: "Там был один учитель, а здесь их много".
Много учителей - это хорошо или плохо? Хорошо, так как они как специалисты
"сильнее" одного. А получается плохо. В чем тут дело? Предлагаю в предыдущем
рассуждении слово "учитель" заменить на слово
"оценивающий". Это сразу переводит взаимоотношения из сферы обучающей
в плоскость оценивающих действий. И это уже другие по смыслу взаимоотношения.
Действительно, ученик начальной школы привык, что результаты его учения оценивает
один человек. Школьник привык не только к оценке своих действий, но и к
критериям этой оценки. Более того, и класс оценивал его также в аналогичном
качестве. И вдруг "оценивающие" меняются. Они еще и веса не имеют в
глазах ученика, а уже выносят ему подчас суровые (или просто другие) оценки. В
результате возникающие внутренние противоречия и внешние конфликтогенные
ситуации склоняют многих пятиклассников руководствоваться прежними критериями и
оценками своих действий, в чем учащиеся находят поддержку и у своих
одноклассников (они ведь лучше "знают какой он"еще по предыдущей
жизни. В итоге эти дети испытывают стресс, из которого они выходят лишь к концу
5-го класса. А у многих учащихся отрицательное отношение к школе сохраняется
дольше, а то и до конца обучения. Лишь очень небольшой части школьников —
экстравертов удается сохранить относительно положительное, комфортное
самочувствие к школе.
Поэтому внимание педагогического коллектива
нашей школы, ориентированного на обеспечение качества образования как условия
устойчивого развития школьного сообщества, к проблемам адаптации школьников
постоянно растет.
Переходный период из
начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного
процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы, специалистах
психолого-педагогической службы. Часто последствия бывают отрицательными, что
обусловлено:
(слайд)
·
сменой социальной
обстановки;
·
изменением роли
учащегося;
·
увеличением
учебной нагрузки;
·
изменением режима
дня;
·
разностью систем
и форм обучения;
·
нестыковкой
программ начальной и основной школы;
·
различием
требований со стороны учителей-предметников;
·
изменением стиля
общения учителей с детьми.
Наблюдения за учащимися,
общение с ними в этот период показывает, что они очень растерянны, не могут
понять, как строить взаимоотношение с педагогами, какие требования обязательны
для выполнения – к школьнику впервые предъявляется много требований со стороны
многих человек. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными
для него словами, терминами. Есть и такая категория детей, которые в силу
своего эмоционального состояния, создают множество организационных трудностей.
Проблема
перехода
учащихся из начальной школы в школу второй ступени заключается:
(слайд №4)
Педагогический аспект:
·
снижают
показатели обученности, организованности;
·
встречаются с
большим числом учителей, предметов, требований, технологий;
·
снижается интерес к учёбе и её результатам у
значительной части пятиклассников вследствие рассогласованности образовательного
процесса в начальной и основной школе на организационном, содержательном и
методическом уровне.
(слайд №5)
Психологический аспект
:
·
происходит
процесс смены ведущей деятельности;
·
формируется новая
социальная позиция;
·
снижается
самооценка;
·
повышается
ситуативная тревожность.
Переход
из
начальной школы
в
среднюю школу
-
событие
радостное
и
в
то
же
время
,
влекущее
за
собой
много
сложностей
,
сопряженных
с
большой
психологической
нагрузкой
.
(слайд №7)
Поэтому
необходимо
учитывать
возрастные
особенности
.
(слайд №7-1)
подростков
,
создавать
ситуации
успеха
.
Наиболее
сложным
для
ребят
является
переход
от
одного
учителя
(слайд №7-2)
к взаимодействию
с
несколькими
различными
учителями
-
предметниками
.
У
них
ломаются
привычные
стереотипы
,
самооценка
:
ведь
теперь
его
будет
оценивать
не
один
учитель
,
а
несколько
.
Одной
из
особенностей
обучения
на
данном
этапе
является
переход
учащихся
из
одного
кабинета
в
другой
.
(слайд №7-3)
В
этот
период
дети
узнают
свои
сильные
и
слабые
стороны
,
учатся
смотреть
на
себя
глазами
разных
людей
,
гибко
перестраивать
свое
поведение
в
зависимости
от
ситуации
и
человека
,
с
которым
общаются
.
В
то
же
время
основной
опасностью
данного
периода
является
фактор
изменения
личностного
смысла
учения
.
(слайд №7-4)
,
постепенное
снижение
интереса
к
учебной
деятельности
.
(слайд №7-5)
В
последнее
время
увеличивается
количество
детей
,
которые
уже
в
начальной
школе
не
справляются
с
учебной
программой
.
Они
требуют
к
себе
особого
внимания
со
стороны
педагогов
,
т
.
к
.
хроническое
отставание
в
начальной
школе
отрицательно
сказывается
на
дальнейшем
интеллектуальном
и
личностном
развитии
учащихся
.
Однако
школа
предъявляет
ко
всем
ученикам
одинаковые
требования
.
Стандартность
требований
заложена
в
том
,
что
существует
единая
для
всего
класса
программа
обучения
,
в
рамках
которой
предполагается
усвоение
точно
определенного
объема
знаний
за
конкретные
сроки
и
выполнение
одних
и
тех
же
заданий
всеми
учащимися
.
Требования
к
уровню
усвоения
и
выполнения
,
критерии
для
выставления
отметок
,
организация
учебной
деятельности
,
режим
и
форма
проведения
занятий
,
стандарты
поведения
едины
для
всех
учеников
,
сидящих
в
одном
классе
.
Новые требования
школьного обучения иногда превосходят возможности ребёнка, изменяется состояние
эмоциональной сферы, вызывая стрессовую реакцию организма учащегося. В
результате происходит резкое снижение успеваемости в 5-ом классе. Как
предотвратить процесс снижения успеваемости? Как облегчить процесс формирования
механизма приспособления ребёнка к новым требованиям и условиям обучения? Как
обеспечить успешность последующей учебной деятельности для развития учащихся?
Как сохранить здоровье, состояние организма учащихся? Некоторые аспекты
проблемы преемственности можно решить, если на протяжении всего года, являющегося
последним в обучении в начальной школе, учителя начальной и средней школы будут
работать в тесном контакте друг с другом.
В
нашей
школе
в
течение
последних
лет
обсуждается
вопрос
преемственности
.
Систематически
проводим
совместные
заседания
МО
учителей
начальных
классов
и
учителей
-
предметников
с
целью
обеспечения
взаимодействия
в
прохождении
программ
,
выборе
форм
и
методов
обучения
,
уровня
изложения
предметного
материала
,
требований
к
его
оформлению
.
Для развития интереса к математике, русскому языку
и повышения уровня подготовки наиболее
способных учащихся ежегодно для учащихся начальной школы проводятся
олимпиады, дети принимают участие в международных конкурсах по “Кенгуру” и «Медвежонок».
Результативность при обучении
математике во многом зависит от скорости чтения, от компетентности чтения
каждого ученика, особенно при решении задач. Поэтому тесное сотрудничество
учителей начальных классов и учителей русского языка, истории, иностранных
языков определяет успешное продвижение учащихся в дальнейшем в средней школе.
Таким образом, выполняется задача школы – поддержать ребёнка и развить его
способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были
реализованы. Итак, реализация преемственности между ступенями начальной и
средней школой является важным условием для успешности и развития школьников. (
слайд №7)
1.
Целевая преемственность обеспечивается
согласованием целей воспитания, обучения
и развития на уровне начальной и
средней школы,
2.
Содержательная преемственность обеспечивается созданием сопряженных учебных
планов и программ, их согласованием по отдельным ведущим образовательным
областям с учетом ведущей деятельности и возросшей компетентности
воспитанников.
3.
Технологическая преемственность обеспечивается отбором общих средств обучения, выработкой
общих подходов к организации воспитательно-образовательного процесса в
начальной и средней школе, при которой
обучение детей осуществляется на основе специфических для этого возраста видов
детской деятельности.
4.
Психологическая преемственность
обеспечивается совершенствованием форм и методов воспитательно-образовательной
работы в школе
с учетом общих возрастных особенностей, характерных для
детей младшего и среднего школьного возраста
в целом.
5.
Управленческая и структурно – организационная преемственность
обеспечивается реализацией общих
подходов к управлению и организацией
работы по осуществлению преемственных связей .
Вывод:
При переходе из начальной школы в среднюю
у детей снижается интерес к учебе, происходит дифференцирование интереса к
различным предметам, появляется скучные и однообразные уроки. Но несмотря на
все эти изменения, осознание ими важности и необходимости учения сохраняет свои
мотивационные качества.
Решение:
·
Педагогические
консилиумы по 5-м классам проводить ежегодно.
·
Классным
наставникам 4-х классов готовить учащихся к переходу в среднюю школу, привлекая
всех учителей средней группы классов.
·
Начиная со 2-й
четверти активизировать взаимопосещение уроков и мероприятий.
·
МО учителей
математики проанализировать работу по новым учебникам и планированию.
·
Учителям начальных классов обратить внимание в
своей работе на технику чтения и выработку вычислительных навыков учащихся
(таблица умножения, деления, сложения и т.д.), учить правила осмысленно.
·
Приучить учащихся
работать самостоятельно, нестандартно мыслить, решать, применять правила.
·
Учителям средней
группы классов и начальной школы (4кл) провести совместные МО с целью
консультации по проблеме обучения учащихся в 5-х классах.