№
п/п
|
Наименование
раздела
программы
|
Тема урока
(этап проектной или исследовательской
деятельности)
|
Кол-во
часов
|
Тип
урока
|
Элементы содержания
|
Требования
к уровню подготовки обучающихся
(результат)
|
Вид
контроля.
Измерители
|
Элементы
дополнительного
(необязательного)
содержания
|
Домашнее
задание
|
|
|
1
|
Самое
великое
чудо
на
свете
(1 час)
|
Книга – великое чудо
|
1
|
Комбинированный
|
Различие типов книг, использование выходных данных (автор, заглавие), оглавления, аннотации для самостоятельного выбора и чтения книг
|
Знать:
– структуру учебника;
– Приемы ориентирования в учебнике.
Уметь:
– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
– различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация)
|
Текущий. Фронтальный опрос
|
|
с
. 4–12
|
|
|
2
|
Устное
народное
творчество
(25 час)
|
Малые фольклорные жанры. Русские народные песни
|
2
|
Комбинированный
|
Произведения устного народного творчества. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.
Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения
|
Знать
названия, содержание изученных произведений, их авторов.
Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения, пересказывать его;
– делить текст на смысловые части;
– создавать небольшой устный текст на заданную тему
|
Текущий. Фронтальный опрос
|
Детский игровой фольклор
|
с
. 14–21
|
|
|
3
|
Русские народные потешки и прибаутки
|
|
|
4
|
|
Малые фольклорные жанры. Считалки и небылицы
|
2
|
Комбинированный
|
Произведения устного народного творчества. Понимание содержания литературного произведения
|
Знать:
– правила заучивания стихотворений;
– Малые фольклорные жанры: считалки и небылицы.
Уметь:
–
выполнять словесное рисование картин природы;
– читать осознанно текст художественного произведения;
– приводить примеры произведений фольклора (считалки, небылицы);
|
Текущий. Индивидуальный. Выразительное чтение
|
|
с
. 22–23
|
|
|
5
|
Творческая работа по созданию своей небылицы
|
|
|
6
|
Народная мудрость в загадках
|
1
|
Урок-игра
|
Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров
|
Знать
народные загадки.
Уметь:
–
отгадывать загадки;
– различать загадки народные и авторские;
– участвовать в диалоге при обсуждении темы урока
|
Текущий. Фронтальный опрос
|
|
с
. 24–25
|
|
|
7
|
Внеклассное чтение. Загадки о животных
|
1
|
Комбинированный
|
Произведения о животных. Выразительное чтение, участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Умение работать книгой: различать тип книги,
пользоваться с выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг
|
Знать
народные и авторские загадки о животных.
Уметь:
– отгадывать загадки;
– различать загадки народные и авторские;
– участвовать в диалоге при обсуждении темы урока;
– составлять свои загадки о животных
|
Диагностика навыков чтения. Индивидуальный. Выразительное ч
|
|
|
|
|
8
|
|
Народная мудрость пословиц и поговорок.
Выражение духа родного
языка
|
2
|
Комбинированный
|
Различение малых фольклорных жанров. Способ чтения: чтение целыми словами. Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст
|
Уметь:
–
читать осознанно текст художественного произведения;
– приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
– различать жанры;
– объяснять смысл народных пословиц и поговорок
|
Фронтальный опрос
|
|
с
. 26–27
|
|
|
9
|
Сравнение и сопоставление малых фольклорных жанров.
Ю.Мориц «Сказка по лесу идёт»
|
1
|
Комбинированный
|
Различение жанров произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка
|
Уметь:
– различать жанры художественной литературы (малые фольклорные жанры);
– подбирать пословицы к стихам;
– читать осознанно текст художественного произведения;
– читать стихотворные произведения наизусть ;
– создавать небольшой устный текст на заданную тему;
– приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки)
|
Индивидуальный. Выразительное чтение
|
|
с
. 30–31
|
|
|
10
|
|
Тема заботы об окружающих в сказке «Петушок и бобовое зёрнышко»
|
2
|
Комбинированный
|
Различение жанров произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка.
Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения
|
Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения;
– читать по ролям;
– различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня);
– различать сказки народные и литературные
|
Проверка техники чтения
|
Виды
сказок
|
с
. 32–34
|
|
|
11
|
Отработка навыка чтения в лицах
|
|
|
12
|
Внеклассное чтение. Сказка о животных «Лиса и волк»
|
2
|
Комбинированный
|
Народная сказка. Понимание содержания литературного произведения. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг
|
Уметь:
– читать выразительно текст художественного произведения;
– пересказывать текст;
– различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня);
– различать сказки народные и литературные;
– приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу
|
Индивидуальный
Выразительное чтение
|
Сказки о животных. Характер героя, его поступки и их мотивы
|
|
|
|
13
|
Сказка о животных.
«Медведь и собака»
|
|
|
14
|
|
Знакомство с русской народной бытовой сказкой «У страха глаза велики»
|
2
|
Комбинированный
|
Народная сказка. Герои произведения.
Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения
|
Знать
понятие «бытовая сказка».
Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения;
– приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
– различать жанры художественной
литературы (сказка, рассказ, басня);
– различать сказки народные и литературные
|
Тематический.
Тест
(8 мин)
|
Характер героя, его поступки и их мотивы
|
с
. 35–37
|
|
|
15
|
Пересказ по плану, рисунку к сказке «У страха глаза велики»
|
|
|
|
|
|
1
6
|
Сказка о животных «Лиса и тетерев»
|
2
|
Комбинированный
|
Народная сказка. Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения
|
Знать
понятие «сказка о животных».
Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения;
– приводить примеры сказок о животных;
– различать сказки народные и литературные
- читать по ролям;
|
Индивидуальный. Выразительное чтение
|
Характер героя, его поступки и их мотивы
|
с
. 39–41
|
|
|
17
|
Развитие речи по отработке навыка чтения
|
|
|
1
8
|
|
Нравоучительный характер русской народной сказки «Лиса и журавль»
|
2
|
Комбинированный
|
Народная сказка. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведения. Понимание содержания литературного произведения.
Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения
|
Фронтальный опрос
|
Характер героя, его поступки и их мотивы
|
с
. 42–44
|
|
|
19
|
Отработка навыка чтения в лицах
|
|
|
20
|
Внеклассное чтение. Бытовая сказка «Мужик и медведь»
|
1
|
Комбинированный
|
Народная сказка. Герои произведения.
Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг
|
Знать
понятие «бытовая сказка».
Уметь:
– читать выразительно и осознанно;
– пересказывать содержание сказки по картинному плану;
– участвовать в диалоге при обсуждении текста
|
Тестирование
|
Характер героя, его поступки и их мотивы
|
|
|
|
21
|
|
Нравоучительный характер русской народной сказки «Каша из топора»
|
2
|
Комбинированный
|
Народная сказка. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста
|
Знать
понятие «бытовая» сказка.
Уметь:
– пересказывать с опорой на картинный план;
– читать осознанно текст художественного произведения;
– приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
– различать жанры художественной литературы;
|
Индивидуальный. Выразительное чтение
|
Бытовая сказка. Характер героя, его поступки и их мотивы
|
с
. 44–46
|
|
|
22
|
Развитие речи по отработке навыка чтения
|
|
|
23
|
Победа добра над злом в русской народной сказке «Гуси-лебеди»
|
2
|
Комбинированный
|
Народная сказка. Герои произведения.
Иллюстрации в книге и их роль в понимании произведения
Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг
|
Знать
понятия «драматизация», «волшебная сказка».
Уметь:
– читать выразительно текст художественного произведения;
– пересказывать;
– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
– оценивать события, героев произведения;
– различать фольклорные жанры
|
Фронтальный опрос
|
Волшебная сказка
|
с
. 48–50
|
|
|
24
|
Поступки героев русской народной сказки «Гуси-лебеди»
|
Фронтальный опрос
|
|
с
. 51–53
|
|
|
25
|
Внеклассное чтение. Волшебная сказка «Царевна- лягушка»
|
1
|
Комбинированный
|
Индивидуальный.
в
ыразительное чтение
|
Волшебная сказка
|
|
|
|
26
|
|
Обобщающий урок – викторина по теме
«Сказки»
|
2
|
Урок-обобщение
|
Различение малых фольклорных жанров. Народная сказка. Герои произведения.
Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них
|
Знать
понятие «устное народное творчество».
Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения;
– пересказывать текст;
– приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
– различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня);
– различать сказки народные и литературные;
– различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация)
|
Фронтальный опрос. Тест
(8 мин)
|
Сравнение и сопоставление малых фольклорных жанров
|
с
. 62,
задания 11, 12
|
|
|
27
|
Урок-КВН по разделу
«
Самое
великое
чудо
на
свет
е
»
|
|
|
2
8
|
Люблю природу
русскую. Осень
(12 час)
|
Образ осени в стихах
Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»
|
2
|
Комбинированный
|
Произведения выдающихся представителей русской литературы о природе.
Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу
текста
|
Знать:
произведения русских поэтов о природе.
Уметь:
– выразительно читать стихотворения;
– использовать интонацию;
– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
|
Фронтальный опрос
|
Олицетворение
|
с
. 68–69, наизусть
|
|
|
29
|
Образ осени в стихах
К. Бальмонта «Поспевает брусника…»
|
|
|
30
|
Стихи
А. Плещеева
об осени
|
2
|
Комбинированный
|
Устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания.
Связь произведений литературы с другими видами искусств
|
– анализировать средства художественной выразительности
|
Чтение наизусть
|
|
с
. 70–71
|
|
|
31
|
А. Фет «Ласточки пропали»
|
|
|
32
|
Внеклассное чтение. Поэтический образ осени в стихах А. Акима,
А. Фета
|
1
|
Комбинированный
|
Произведения выдающихся представителей русской литературы о природе. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений.
Построение небольшого монологического высказывания о произведении
|
Знать
произведения русских поэтов о природе.
Уметь:
– описывать поэтический образ осени в стихах;
– выразительно читать стихотворения;
– анализировать поэтическое изображение осени в стихах;
– использовать интонацию;
– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)
|
Чтение наизусть
|
Олицетворение.
Сравнение
|
|
|
|
33
|
Поэтическое изображение осени в стихах А. Толстого, С. Есенина
|
2
|
Комбинированный
|
Индивидуальный. Выразительное чтение
|
|
с
. 74–75, наизусть
|
|
|
34
|
Поэтическое изображение осени в стихах В. Брюсова, И. Токмаковой
|
|
|
35
|
|
Познавательный характер в произведении Б. Берестова «Хитрые грибы», «Грибы»
|
1
|
Комбинированный
|
Произведения о природе, нахождение познавательных элементов в тексте. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Связь произведений литературы с другими видами искусств
|
Знать
понятие «рифма».
Уметь:
– находить рифму в произведении;
– читать осознанно текст художественного произведения;
– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
– оценивать события, героев произведения;
– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)
|
Фронтальный опрос
|
Рифма
|
с
. 76–77
|
|
|
36
|
Поэтический образ осени в произведениях М. Пришвина «Осеннее утро»
|
2
|
Комбинированный
|
Осознанное чтение произведения. Пересказ текста. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения.
Декламация (чтение наизусть)
стихотворных произведений
|
Знать
произведения русских поэтов о природе.
Уметь:
– анализировать поэтическое изображение осени в стихах;
– выразительно читать стихотворения;
– использовать интонацию;
– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)
|
Фронтальный опрос
|
Олицетворение
|
с
. 78–79, наизусть
|
|
|
37
|
Поэтический
образ осени в произведениях И. Бунина
«Сегодня так светло...»-
|
|
|
38
|
Урок-обобщение по теме «Люблю природу русскую»
|
1
|
Урок-обобще-ние
|
Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Осознанное чтение доступных по объ-ему и жанру произведений. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению
|
Знать
произведения русских поэтов о природе.
Уметь:
– анализировать средства художественной выразительности;
– выразительно читать стихотворения;
– использовать интонацию;
– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
– участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения
|
Тестирование
|
Олицетворение
|
с
. 80–83
|
|
|
39
|
|
Внеклассное чтение. Стихи о природе
|
1
|
Комбинированный
|
Произведения о природе. Связь произведений литературы с другими видами искусств. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг
|
|
Олицетворение
|
|
|
|
40
|
русские
писатели
(24 час)
|
Выдающийся представитель русской литературы А. С. Пушкин
– «Солнце русской поэзии»
|
1
|
Комбинированный
|
Произведения выдающегося представителя русской литературы А. С. Пушкина. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Декламация стихотворных произведений
|
Знать
произведения А. С. Пушкина.
Уметь:
– читать выразительно и осознанно текст художественного произведения;
– определять тему и главную мысль произведения;
– читать стихотворное произведение наизусть (по выбору)
|
Фронтальный
|
Рифма
|
с
. 84–85
|
|
|
41
|
А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый»
|
2
|
Комбинированный
|
Произведения А. С. Пушкина о природе и их особенности. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста
|
Знать
произведения А. С. Пушкина о природе.
Уметь:
– читать выразительно и осознанно текст стихотворений;
– осуществлять выборочное чтение отрывков, соответствующих описаниям каких-либо явлений природы (по заданию учителя);
– определять изобразительные средства выразительности речи, отображающие красоту природы;
– читать стихотворение наизусть (по выбору)
|
Фронтальный
|
Олицетворение, эпитет
|
с
. 86–87, наизусть
|
|
|
42
|
|
Внеклассное чтение. Поэтическое изображение зимы в стихах
А.С.Пушкина
|
1
|
Комбинированный
|
Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг
|
Знать
произведения А. С. Пушкина о зимней природе.
Уметь:
– читать выразительно и осознанно текст художественно-поэтического произведения; – читать наизусть выбранное по желанию стихотворение А. С. Пушкина;
– характеризовать изобразительно-выразительные средства поэтического языка в произведениях А. С. Пушкина
|
Чтение наизусть
|
Олицетворение, эпитет, сравнение
|
|
|
|
43
|
Олицетворение в стихотворении А. С. Пушкина о зиме «Вот север…»
|
2
|
Комбинированный
|
Связь произведений литературы с другими видами искусств.
Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений
|
Знать
понятие «олицетворение».
Уметь:
– анализировать поэтические тексты, средства художественной выразительности в них;
– читать выразительно стихотворные произведения наизусть (по выбору)
|
Чтение наизусть
|
Характер героя, его поступки и их мотивы.
Олицетворение
|
с
. 88–89
|
|
|
44
|
Стихотворение А. С. Пушкина «Зима»
|
|
|
45
|
Народная мораль в сказке
А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
|
3
|
Комбинированный
|
Литературная сказка. Осо-знанное и выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.
Умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний
Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях)
|
Знать
содержание сказки.
Уметь:
– читать выразительно и осознанно текст сказки;
– определять тему, главную мысль, моральную основу сказки;
– читать по ролям;
– участвовать в обсуждении прочитанного;
– высказывать свое отношение к героям сказки и их поступкам
|
Индивидуальное выразительное чтение
|
|
с
. 90–93
|
|
|
|
|
|
|
|
46
|
Развитие речи по отработке навыка выразительного чтения
|
|
|
47
|
Нравственность в сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
|
|
|
48
|
|
Внеклассное чтение. Волшебная сказка А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»
|
1
|
Комбинированный
|
|
Выбор вида чтения в соответствии с целью: ознакомительное, изучающее, выборочное
|
|
|
|
49
|
Народная мораль и нравственность
в «Сказке
о рыбаке
и рыбке»
|
3
|
Комбинированный
|
Различение жанров: народная и литературная сказка. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.
Чтение целыми словами
Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них.
Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников
|
Знать
содержание сказки А. С. Пушкина.
Уметь:
– сравнивать авторские сказки и народные;
– читать выразительно, осознанно текст художественного произведения;
– определять тему и главную мысль;
– участвовать в обсуждении прочитанного произведения;
– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
– создавать небольшой устный текст на заданную
т
ему
|
|
|
с
. 96–98
|
|
|
50
|
Победа добра над злом в сказке
А. С. Пушкина «Сказка
о рыбаке и рыбке»
|
Фронтальный опрос
|
|
с.
98–100
|
|
|
51
|
Обобщение
по теме «Сказки А.С.Пушкина»
|
|
|
52
|
|
Рассказ и мораль в басне И. А. Крылова «Лебедь, рак и щука»
|
1
|
Комбинированный
|
Басня. Ответы на вопросы по содержанию. Мораль.
Выразительное чтение,
использование интонаций,
Соответствующих смыслу текста
Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях)
|
Знать:
– понятие «басня»;
– Басни И. А. Крылова.
Уметь:
– читать выразительно, осознанно
текст;
– определять тему и главную мысль произведения;
– давать характеристику главным героям;
– участвовать в обсуждении прочитанного произведения
|
Фронтальный опрос
|
Иносказание
|
с
. 105,
вопросы
|
|
|
53
|
Осмеяние лени в басне И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»
|
2
|
Комбинированный
|
Чтение
наизусть
|
Иносказание
|
с
. 107–109
|
|
|
54
|
Внеклассное чтение. Басня И.А.Крылова «Кукушка и петух»
|
|
|
55
|
|
Народная мораль в характере главных героев
Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек»
|
1
|
Комбинированный
|
Басня. Произведения о взаимоотношениях людей. Пересказ текста.
Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения
|
Знать:
– понятие «быль»;
– Творчество Л. Толстого.
Уметь:
–
читать выразительно, осознанно текст художественного произведения;
– определять тему и главную мысль;
– давать характеристику главным героям;
|
Индивидуальный. Выразительное чтение
|
|
с.
110–111
|
|
|
56
|
Особенности сюжета рассказа Л. Н. Толстого
«Филипок»
|
2
|
Комбинированный
|
Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.
Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях)
|
Уметь:
– читать выразительно, осознанно текст художественного произведения;
– определять тему и главную мысль произведения;
– давать характеристику главным героям произведения
|
Фронтальный опрос
|
Быль. Сюжет
|
с.
111–
113;
с
. 114–
116
|
|
|
57
|
Пересказ текста от имени главного героя – Филипка.
|
|
|
58
|
Познавательный характер в рассказах Л. Н. Толстого «Котёнок», «Правда всего дороже»
|
1
|
Комбинированный
|
Научно-популярные произведения.
Выразительное чтение,
использование интонаций, соответствующих смыслу текста
|
Знать
познавательные рассказы
Л. Толстого, творчество писателя.
Уметь:
–
Читать выразительно, осознанно текст худож. произведения;
– различать жанры (рассказ, быль, стихотворение);
– определять тему и главную мысль произведения;
– давать характеристику главным героям произведения;
– участвовать в обсуждении прочитанного;
– отвечать на обобщающие вопросы по теме
|
Фронтальный опрос
|
Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей
|
с.
117–119
|
|
|
59
|
|
Обобщение по теме «Русские писатели»
|
1
|
Урок-обобще-ние
|
Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.
Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях,событиях)
|
Тестирование
|
Олицетворение
|
с.
120–
123, вопросы
|
|
|
60
|
Внеклассное чтение.
Л. Н. Толстой для детей: сказки и
басни
|
1
|
Комбинированный
|
Рассказы о самостоятельно выбранных произведениях Л. Н. Толстого.
р
абота с книгой
|
Индивидуальный. Выразительное чтение
|
Характер героя, его поступки и их мотивы.
Предисловие, послесловие
|
|
|
|
61
|
О братьях наших меньших
(12 час)
|
Тема заботы о животных.
Б. Заходер «Плачет киска»
|
2
|
Комбинированный
|
Произведения о природе. Осознанное правильное чтение целыми словами. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Понимание содержания литературного произведения
|
Уметь:
– прогнозировать жанр произведения;
– определять мотив поведения героев путем выбора правильного ответа из текста;
– читать осознанно текст художественного произведения;
– участвовать в анализе содержания;
– оценивать события, поступки героев;
– создавать небольшой устный текст на заданную тему
|
Фронтальный опрос
|
Юмор
|
с.
125–128
|
|
|
62
|
Тема заботы о животных.
И.Пивоварова«Жила-была собака…»
|
|
|
63
|
|
О братьях наших меньших. И.Пивоварова «Жила – была собака»
|
2
|
Комбинированный
|
Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.
Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения о поступках героев
|
Уметь:
–
выполнять творческую работу (сочинение сказок);
– читать осознанно и выразительно текст художественного произведения;
– определять его тему и главную мысль
|
Фронтальный опрос
|
|
с.
129–132
|
|
|
64
|
В. Берестов «Кошкин щенок»
|
|
|
65
|
Забота о животных в рассказах
М. Пришвина.
М. Пришвин «Ребята и утята»
|
2
|
Комбинированный
|
Произведения классиков детской литературы о животных.
Устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания
|
Уметь:
– определять, от какого лица идет повествование;
– пересказывать текст;
– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
– различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня)
|
Пересказ
|
|
с.
133–135
|
|
|
66
|
Пересказ по плану рассказ М. Пришвина «Ребята и утята»
|
|
|
67
|
Внеклассное чтение. Рассказы о животных
|
1
|
Комбинированный
|
Самостоятельная работа с книгой: поиск выходных данных (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавления, аннотации; пересказ содержания, ответы на вопросы
|
|
|
|
|
|
68
|
|
Тема заботы о животных. Е. Чарушин «Страшный рассказ»
|
2
|
Комбинированный
|
Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях).
Пересказ текста.
Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них
|
Знать
понятие «логическое ударение».
Уметь:
– определять построение, характер текста;
– использовать силу голоса для постановки логического ударения;
– формулировать и высказывать
свое мнение о прочитанном по плану;
– пересказывать текст
|
Индивидуальный. Выразительное чтение
|
|
с.
136–138
|
|
|
69
|
Развитие речи по отработке навыка выразительного чтения
|
|
|
70
|
Тема заботы о животных. Б. Житков «Храбрый утёнок»
|
1
|
Комбинированный
|
Произведения классиков детской литературы о животных.
Пересказ текста
|
Уметь:
–
объяснять авторское и собственное отношение к персонажам;
– работать с иллюстрациями;
– определять тему и главную мысль произведения;
– делить текст на смысловые части, составлять
простой план;
– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
– оценивать события, героев произ
ведения
|
Фронтальный опрос
|
|
с.
139–141
|
|
|
71
|
|
Точность и объективность создания картины природы в рассказе «Музыкант».
|
2
|
Комбинированный
|
Выразительное чтение,
использование интонаций, соответствующих смыслу текста.
Устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания
|
Уметь:
– определять эмоциональный тон персонажа;
–
проводить лексическую работу;
– создавать небольшой устный текст на заданную тему
|
Фронтальный опрос
|
|
с.
142–145
|
|
|
72
|
В. Бианки «Сова»
|
|
|
73
|
Урок-обобщение по теме
«О братьях наших меньших»
|
1
|
Урок-обобще-ние
|
Произведения классиков детской литературы о животных. Составление обобщающих вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них
|
Знать
произведения о животных.
Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения;
– пересказывать, анализировать произведения
|
Тестирование
|
|
с.
151–154
|
|
|
74
|
Внеклассное чтение. Сказка в вопросах.
В. Бианки «Чей нос лучше»
|
1
|
Урок-игра
|
Самостоятельная работа с книгой: поиск выходных данных (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавления, аннотации; пересказ содержания, ответы на вопросы
|
Знать
творчество В. Бианки, особенности сказки в вопросах.
Уметь:
– определять содержание сказки по теме (названию), сформулированной в форме вопроса;
– различать жанры произведений;
– отвечать на вопросы по тексту
|
Индивидуальный. Выразительное чтение
|
Кроссворды
|
|
|
|
75
|
Из детских журналов
(10
час)
|
Из детских журналов.
Д. Хармс «Игра»
|
3
|
Комбинированный
|
Выразительное чтение,
использование интонаций,
соответствующих смыслу текста.
Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях)
|
Знать:
–
названия детских журналов;
– Понятие «темп» чтения.
Уметь:
–
устанавливать темп чтения от смысла читаемого;
– работать с иллюстрациями;
– читать осознанно текст художественного произведения;
– оценивать события, героев;
– читать стихотворные произведения
|
Фронтальный опрос
|
Игры со словами
|
с.
160–165
|
|
|
76
|
Д. Хармс «Вы знаете»
|
|
|
77
|
Д. Хармс «Весёлые чижи»
|
|
|
78
|
Д. Хармс «Что это было? ».
|
2
|
Комбинированный
|
Знакомство с произведениями о приключениях. Работа над пониманием содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность.
Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений
|
Знать:
–
названия детских журналов;
– Понятие «юмор» произведения.
Уметь:
– анализировать произведение;
– определять средства художественной выразительности;
– выразительно читать стихотворения наизусть
|
Фронтальный опрос.
Чтение
наизусть
|
|
с.
166–173
|
|
|
79
|
Н. Гернет,
Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»
|
|
|
80
|
|
Юмор в произведениях. Ю. Владимиров «Чудаки»
|
1
|
Комбинированный
|
Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.
Осознанное чтение произведения. Черты юмористического в содержании
|
Уметь:
– прогнозировать содержание текста по заголовку;
–
читать осознанно текст художественного произведения;
– определять тему и главную мысль произведения;
– создавать небольшой устный текст на заданную тему
|
Индивидуальный. Выразительное чтение
|
Юмор
|
с.
176–177
|
|
|
81
|
Мораль в характере главных героев.
А. Введенский «Учёный Петя»
|
2
|
Комбинированный
|
Работа над пониманием содержания литературного произведения. Характеристика героев произведения, восприятие и понимание
их эмоционально-нравствен-ных переживаний
|
Уметь:
–
читать осознанно текст художественного произведения;
– определять тему и главную мысль произведения;
– характеризовать поступки героев, их моральные черты
|
Фронтальный опрос
|
Характер героя, его поступки и их мотивы
|
|
|
|
82
|
А. Введенский
«Лошадка»
|
|
|
83
|
|
Урок-обобщение по теме
«Из детских журналов»
|
1
|
Урок-
обобще-ние
|
Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Установка
на постепенное увеличение скорости чтения. Рассказы о своих любимых детских журналах, рубриках в них
|
Знать
названия детских журналов.
Уметь:
– пересказывать понравившиеся произведения, строки из них;
– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
– оценивать события, героев произведения;
– читать стихотворные произведения наизусть
|
Фронтальный опрос. Тестирование
|
Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей
|
с.
180–183
|
|
|
84
|
Внеклассное чтение. Произведения о долге, храбрости. С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»
|
1
|
Комбинированный
|
Работа над содержанием произведений, характеристикой героев, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных пережи-ваний
|
Уметь:
–
озаглавливать иллюстрации и эпизоды из текста;
– читать осознанно текст художественного произведения;
– определять тему и главную мысль произведения;
– выявлять черты героев, характеризующие их храбрость, исполнительность, чувство долга и ответствен-ности
|
Индивидуальный. Выразительное чтение
|
Характер героя, его поступки и их мотивы
|
|
|
|
85
|
ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ.
Зима
(11час)
|
Образ зимы в поэзии.
И. Бунин «Зимним холодом пахнуло»
|
3
|
Комбинированный
|
Произведения о природе Иллюстрации о природе и их роль в понимании произведения. Работа над устным сочинением повествовательного характера с элементами рассуждения и описания
|
Знать
произведения о зиме.
Уметь:
–
определять средства художественной выразительности;
– составлять мини-рассказ о зиме и зимних играх
|
Фронтальный опрос
|
Олицетворение
|
с.
190–
193, наизусть
|
|
|
86
|
К. Бальмонт
«Снежинка»
|
|
|
87
|
Я. Аким «Первый снег»
|
|
|
88
|
Природа в стихах.
Ф. Тютчев «Чародейкою
Зимою…»
|
1
|
Комбинированный
|
Произведения Ф. Тютчева
о природе, зимнем времени года.
Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений
|
Знать
понятие «звукопись».
Уметь:
–
определять в тексте средства выразительности – звукопись;
– читать выразительно стихотворения наизусть
|
Фронтальный опрос
|
Олицетворение. Звукопись
|
с.
194
|
|
|
89
|
Природа в стихах.
С. Есенин «Поёт зима – аукает…»
|
1
|
Комбинированный
|
Работа с иллюстрациями, музыкальными произведениями и содержанием стихотворения в комплексе; выявление связи произведений литературы с другими видами искусств.
Создание устного сочинения повествовательного характера с элементами рассуждения и описания.
Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу поэтического текста
|
Знать:
–
творчество С. Есенина;
– понятие «звукопись».
Уметь:
–
определять в тексте средства выразительности – звукопись;
– читать стихотворные произведения наизусть
|
Чтение
наизусть
|
Олицетворение. Звукопись
|
с
. 195–196
|
|
|
90
|
Поэтическое изображение берёзы
С. Есенин «Берёза»
|
1
|
Комбинированный
|
|
|
с.
196–
197, наизусть
|
|
|
91
|
|
Сказка « Два Мороза»
|
2
|
Комбинированный
|
Работа над содержанием произведения.
Выразительное чтение,
использование интонаций, соответствующих смыслу текста.
Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них
|
Уметь:
–
рифмовать слова, текст
;
– читать осознанно текст произведения;
– делить текст на смысловые части;
– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
– создавать небольшой устный текст на новогоднюю
тему
|
Индивидуальный. Выразительное чтение
|
Рифма
|
с
. 200–203
|
|
|
92
|
С. Михалков «Новогодняя быль»
|
|
|
93
|
Поэтическое изображение зимы.
А. Барто
«Дело было
в январе»
|
1
|
Комбинированный
|
Работа над содержанием стихотворения о зиме; сопоставление иллюстрации с содержанием; роль иллюстрации в понимании произведения
|
Знать
творчество А. Барто.
Уметь:
– определять тему и находить главную мысль произведения
|
Фронтальный опрос
|
Рифма
|
с.
206–208
|
|
|
94
|
Урок-обобщение по теме «Люблю природу русскую.
Зима»
|
1
|
Урок-обобще-ние
|
Участие в диалоге при обсуждении прочитанных произведений.
Построение небольшого монологического высказывания о понравившемся произведении
|
Знать
произведения о зимней природе.
Уметь:
–
читать осознанно текст художественного произведения;
– рассказывать об изображении зимнего времени года в произведениях;
– читать стихотворные произведения о зиме наизусть (по выбору)
|
Фронтальный опрос. Тестирование
|
Олицетворение
|
|
|
|
95
|
|
Внеклассное чтение. Авторские сказки. Д. Мамин-Сибиряк
|
1
|
Комбинированный
|
Рассказы детей о прочитанных произведениях Д. Мамина-Сибиряка.
Характеристика героев
произведения. Восприятие
и понимание их эмоционально-нравственных переживаний
|
Знать
основные сведения по творчеству писателя и содержание прочитанных рассказов.
Уметь:
– участвовать в диалоге;
– отвечать на вопросы по тексту;
– читать осознанно текст художественного произведения;
– определять тему и главную мысль произведения;
– различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня)
|
Индивидуальный. Выразительное чтение
|
Характер героя, его поступки и их мотивы
|
|
|
|
96
|
Писатели – детям
(24 час)
|
Шутливое искажение действительности.
К. И. Чуковский «Путаница»
|
2
|
Урок-
игра
|
Выразительное чтение,
использование интонаций, соответствующих смыслу текста
|
Знать
творчество К. И. Чуковского, содержание произведений.
Уметь:
– анализировать шутливое искажение действительности, словесные игры в загадках-шутках;
– определять тему и главную мысль произведения;
– давать характеристику героям
|
Фронтальный опрос. Чтение наизусть
|
Рифма
|
с.
4–10
|
|
|
97
|
Развитие речи по отработке навыка выразительного чтения
|
|
|
98
|
|
Загадки. Словесная игра в загадках-шутках. К. И. Чуковский
«Радость»
|
1
|
Комбинированный
|
Малые фольклорные жанры. Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения
|
Знать
творчество К. И. Чуковского, содержание произведений.
Уметь:
– анализировать шутливое искажение действительности, словесные игры в загадках-шутках;
– определять тему и главную мысль произведения;
– давать характеристику героям
|
Фронтальный опрос.
Чтение наизусть
|
Словесная игра в загадках-шутках
|
с.
11–12
|
|
|
99
|
Литературная сказка.
К. И. Чуковский «Федорино горе»
|
2
|
Комбинированный
|
Содержание литературного произведения, определение темы, главной мысли. Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привле-чением текста произведения
|
Уметь
различать народные и литературные сказки
|
Индивидуальный. Выразительное чтение
|
Рифма
|
с.
13– 16;
с
. 17– 20,
отрывок –
наизусть
|
|
|
100
|
Чтение сказки по ролям
|
|
|
101
|
|
Юмор в стихах.
С. Я. Маршак «Кот и ло-дыри»
|
2
|
Комбинированный
|
Выразительное чтение,
использование интонаций,
соответствующих смыслу текста
Знакомство с произведениями о взаимоотношениях людей, о труде; попытка определить мудрое начало в истории
|
Знать
творчество С. Я. Маршака.
Уметь:
– анализировать юмористические стихотворения;
– давать характеристику героям;
– выразительно читать произведения;
– отвечать на вопросы по прочитанному тексту
|
Фронтальный опрос
|
Рифма
|
с.
24–26
|
|
|
102
|
Мудрость замысловатой истории. С. Я. Маршак «Кот и лодыри»
|
Фронтальный опрос
|
Рифма
|
с.
26–29,
наизусть
|
|
|
103
|
Удивление
и радость в произведениях С. В. Михалкова «Мой секрет»
|
1
|
Комбинированный
|
Знакомство с произведениями о детях, изображение в них радости, удивления, фантазии, непосредственности
|
Знать
творчество С. В. Михалкова.
Уметь:
– прогнозировать содержание произведения по названию;
– анализировать юмористические стихотворения и произведения о животных;
|
Индивидуальный. Выразительное чтение
|
Рифма
|
с.
30–31
|
|
|
104
|
Страна
фантазия в произведениях С. В. Михалкова
|
2
|
Комбинированный
|
Знакомство с произведениями о детях, изображение в них радости, удивления, фантазии, непосредственности
|
– определять оттенки радости и удивления, находить элементы фантазии;
– давать характеристику героям;
– выразительно читать произведения;
– отвечать на вопросы по прочитанному тексту
|
Фронтальный опрос
|
Фантазия
|
с
. 32–34
|
|
|
105
|
«Сила воли» в произведении С. В. Михалкова
|
|
|
106
|
|
Отношение человека к животным.
С. В. Михалков «Мой щенок»
|
2
|
Комбинированный
|
Знакомство с произведениями о животных. Выявление отношения автора к животным; комментирование прочитанного; выражение личного отношения к прочитанному
|
Фронтальный опрос.
Чтение
наизусть
|
Характер героя, его поступки и их мотивы
|
с
. 35–37
|
|
|
107
|
Поэтическая речь в произведениях.
А. Л. Барто «Веревочка»
|
2
|
Комбинированный
|
Выразительное чтение,
использование интонаций,
соответствующих смыслу текста.
Знакомство с юмористическими произведениями о детях
|
Знать
творчество А. Барто.
Уметь:
– определять тему и главную мысль произведения;
– выразительно читать произведения наизусть
|
Индивидуальный. Выразительное чтение
|
|
с
. 38–42, наизусть (по выбору)
|
|
|
108
|
А. Л. Барто
«Мы не заметили жука»
|
|
|
109
|
Юмористические стихи. А. Л. Барто «В школу»
|
3
|
Комбинированный
|
Фронтальный опрос
|
|
с
. 45–47
|
|
|
110
|
А. Л. Барто «Вовка – добрая душа»
|
|
|
111
|
Внеклассное чтение. Стихи С. В. Михалкова и А. Л. Барто
|
|
|
112
|
|
Смешные и поучительные рассказы Н. Н. Носова
|
1
|
Комбинированный
|
Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения
Пересказ текста. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них
Произведения классиков детской литературы о детях. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях)
Выразительное чтение,
использование интонаций,
соответствующих смыслу текста
|
Знать
творчество Н. Носова.
Уметь:
–
читать осознанно текст художественного произведения;
– определять тему и главную мысль произведения;
– пересказывать
– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
– оценивать события, героев произведения
|
Фронтальный опрос
|
Характер героя, его поступки и их мотивы
|
с
. 48–49
|
|
|
113
|
Составление плана к рассказу Н. Н. Носова «Затейники»
|
1
|
Урок-игра
|
Пересказ
|
Творческий
пересказ
|
с
. 50–53, пересказ
|
|
|
114
|
Использование юмористического образа в рассказе
Н. Н. Носова «Живая
шляпа»
|
|
Комбинированный
|
Индивидуальный. Выразительное чтение
|
Характер героя, его поступки и их мотивы
|
с
. 54–56
|
|
|
115
|
Юмор как добрый развлекающий смех.
Н. Н. Носов «Живая
шляпа»
|
Фронтальный опрос
|
Характер героя, его поступки и их мотивы
|
с
. 57–59, пересказ
|
|
|
116
|
Н. Н. Носов «На горке»
|
1
|
Комбинированный
|
Герои произведения. Пересказ текста: последовательное воспроизведение содержания рассказа
|
Фронтальный опрос.
Пересказ
|
Характер героя, его поступки и их мотивы
|
с
. 60–62
|
|
|
117
|
|
Составление картинного плана к рассказу
Н. Н. Носова «На горке»
|
1
|
Комбинированный
|
Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.
Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения
|
Составление картинного плана к рассказу
|
Творческий
пересказ
|
с
. 63–65, пересказ
|
|
|
118
|
Урок – обобщение по теме «Писатели – детям»
|
1
|
Урок-обобще-ние
|
Участие в диалоге при обсуждении прочитанных произведений.
Осмысление цели чтения
|
Знать
произведения для детей.
Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения;
– пересказывать;
– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
– оценивать события, героев произведения;
– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
– создавать небольшой устный текст на заданную тему;
|
Тестирование
|
|
с
. 66–67
|
|
|
119
|
Внеклассное чтение. Произведения о ребятах и их делах.
С. Михалков «Про мимозу»
, Н. Н. Носов «Фантазёры»
|
1
|
Комбинированный
|
Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг
|
Уметь:
– ориентироваться в книге по обложке;
– читать осознанно текст художественного произведения;
– различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация)
|
Индивидуальный. Выразительное чтение
|
Характер героя, его поступки и их мотивы
|
|
|
|
120
|
Я
и
мои
друзья
(14 час)
|
Я и мои друзья.
В. Берестов «За игрой», «Гляжу с высоты»
|
2
|
Комбинированный
|
Произведения о взаимоотношениях людей.
Участие в диалоге при обсуждении произведения
|
Уметь:
– анализировать взаимоотношения героев;
– читать осознанно текст художественного произведения;
– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
– оценивать события, героев произведения;
– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)
|
Индивидуальный. Выразительное чтение
|
Характер героя, его поступки и их мотивы
|
с
. 72–75, наизусть
|
|
|
121
|
Э. Мошковская «Я ушел в свои обиды»
|
|
|
122
|
Общение и поступки детей.
В. Лунин
«Я и Вовка»
|
2
|
Комбинированный
|
Произведения о взаимоотношениях детей.
Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения.
Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений
|
Уметь:
–
подбирать эпизоды из текста к иллюстрациям;
– определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложений;
– читать осознанно текст художественного произведения;
– определять тему и главную мысль произведения;
– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
– оценивать события, героев произведения
|
Фронтальный опрос
|
|
с
. 77–78
|
|
|
|
123
|
Развитие речи по отработке навыка выразительного чтения
|
|
124
|
|
Отношение детей в произведении.
Н. Булгакова «Анна, не грусти! »
|
1
|
Комбинированный
|
Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность.
Герои произведения
|
Знать
понятие «логическое ударение».
Уметь:
– объяснять авторское отношение к персонажам текста;
– читать осознанно текст художественного произведения;
– определять тему и главную мысль произведения;
– оценивать события, героев произведения
|
Фронтальный опрос
|
Характер героя, его поступки и их мотивы
|
с
. 79–81
|
|
|
125
|
|
Анализ произведения.
Н. Булгакова «Анна, не грусти! »
|
1
|
Комбинированный
|
Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.
Пересказ текста
|
Уметь:
–
читать по ролям;
– читать осознанно текст художественного произведения;
– определять тему и главную мысль произведения;
– читать стихотворные произведения
|
|
|
с
. 82–84
|
|
|
126
|
Главная мысль произведения.
Ю. Ермолаев «Два пирожных»
|
1
|
Комбинированный
|
Произведения о взаимоотношениях людей.
Герои произведения.
Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях)
|
Уметь:
–
определять характер текста по заглавию;
– читать осознанно текст художественного произведения;
– определять тему и главную мысль произведения;
– оценивать события, героев произведения;
– различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня);
– различать сказки народные и литературные
|
|
Характер героя, его поступки и их мотивы
|
с
. 85–86
|
|
|
127
|
Отношения детей и взрослых.
В. Осеева «Волшебное слово»
|
1
|
Комбинированный
|
Произведения о взаимоотношениях людей.
Пересказ текста: последовательное воспроизведение
содержания рассказа. Выразительное чтение,
использование интонаций,
соответствующих смыслу текста.
Герои произведения.
Восприятие и понимание
их эмоционально-нравственных переживаний
|
Уметь:
– выполнять творческий пересказ от лица автора и лица героев;
– читать осознанно текст художественного произведения;
– определять тему и главную мысль произведения;
– пересказывать текст;
– делить текст на смысловые части, составлять его простой план
|
Индивидуальный. Выразительное чтение
|
Характер героя, его поступки и их мотивы
|
с
. 87–89
|
|
|
128
|
|
Сила волшебных слов в произведении В. Осеевой «Волшебное
слово»
|
1
|
Комбинированный
|
Произведения классиков детской литературы.
Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений.
Осмысление цели чтения
|
Уметь:
–
использовать в речи вежливые слова;
– строить рассказ по опорным картинкам;
– читать осознанно текст художественного произведения;
– определять тему и главную мысль произведения;
– оценивать события, находить в тексте логически законченные части;
– героев произведения;
|
Фронтальный опрос.
Пересказ
|
Характер героя, его поступки и их мотивы
|
с
. 90–93, пересказ
|
|
|
129
|
Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
В. Осеева «Хорошее»
|
1
|
Комбинированный
|
Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.
Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников
|
Уметь:
– подбирать пословицы и поговорки к прочитанному произведению;
– анализировать поступки главных героев;
– пересказывать с опорой на картинный план;
– делить текст на смысловые части
|
Фронтальный опрос
|
|
с
. 93–95
|
|
|
130
|
|
Характеристика героев в произведении В. Осеевой «Почему? »
|
1
|
Комбинированный
|
Герои произведения.
Восприятие и понимание их эмоционально-нравствен-ных переживаний
|
Уметь:
– прогнозировать жанр произведения;
– определять мотив поведения героев путем выбора правильного ответа из текста;
– читать осознанно текст художественного произведения;
– определять тему и главную мысль произведения;
– оценивать события, героев произведения;
– создавать небольшой устный текст на заданную тему
|
|
Характер героя, его поступки и их мотивы
|
с
. 96–99
|
|
|
131
|
«Нет лучшего дружка, чем родная матушка».
В. Осеева «Почему? »
|
1
|
Комбинированный
|
Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях)
|
Уметь:
– подбирать пословицы и поговорки к прочитанному произведению;
– анализировать поступки главных героев;
– пересказывать с опорой на картинный план;
– делить текст на смысловые части
|
Пересказ
|
Характер героя, его поступки и их мотивы
|
с
. 99–103
|
|
|
132
|
|
Урок-обобщение по теме
«Я и мои друзья»
|
1
|
Урок-обобще-ние
|
Произведения о детях.
Участие в диалоге при обсуждении прочитанных произведений.
Выразительное чтение,
использование интонаций, соответствующих смыслу текста
|
Знать
произведения о детях.
Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения;
– определять тему и главную мысль произведения;
– пересказывать;
– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
– оценивать события, героев произведения;
– читать стихотворные произведения наизусть ;
– создавать небольшой устный текст на заданную тему
|
Тестирование
|
Игры со словами. Кроссворды
|
с.
104–106
|
|
|
133
|
Внеклассное чтение. Книги, которые надо читать долго
|
1
|
Комбинированный
|
Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением
|
Уметь:
– ориентироваться в книге по обложке;
– читать осознанно текст художественного произведения;
|
Индивидуальный. Выразительное чтение
|
Каталог
|
|
|
|
134
|
Люблю
ПРИРОДУ РУССКУЮ.
Весна
(9 час)
|
Настроение поэта в произведении. Ф. Тютчева «Зима недаром злится…»
|
1
|
Урок-игра
|
Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.
Связь произведений литературы с другими видами искусств
|
Знать
произведения о весне.
Уметь:
–
выразительно читать стихотворения наизусть;
– анализировать средства художественной выразительности;
– использовать связь литературы с разными видами искусства
|
Фронтальный опрос
|
Олицетворение
|
с
. 110– 111, наизусть (по выбору)
|
|
|
135
|
|
Картины весны в стихотворениях
А. Плещеева «Весна»
|
2
|
Комбинированный
|
Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений. Устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания
|
Уметь:
–
выразительно читать стихотворения наизусть;
– анализировать средства художественной выразительности;
– использовать связь литературы с разными видами искусства
|
Фронтальный опрос
|
Олицетворение
|
с
. 112– 113, наизусть (по выбору)
|
|
|
136
|
А. Плещеев
«Сельская песенка»
|
|
|
137
|
Приметы весны в произведениях С. Маршака «Снег уж теперь не тот»
|
2
|
Комбинированный
|
Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений.
Выразительное чтение,
использование интонаций, соответствующих смыслу текста
|
Знать
приметы весны в произведениях.
Уметь:
–
выразительно читать стихотворения наизусть;
– анализировать средства художественной выразительности;
– использовать связь литературы с разными видами искусства
|
Индивидуальный. Выразительное чтение
|
Олицетворение
|
с
. 114–115
|
|
|
138
|
А. Блок «На лугу»
|
|
|
139
|
«Сердце матери лучше солнца греет».
И. Бунин
«Матери»,
А. Плещеев «В бурю»
|
1
|
Комбинированный
|
Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.
Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях)
|
Знать
пословицы и поговорки о матери.
Уметь:
–
выразительно читать стихотворения наизусть;
– подбирать к прочитанным стихотворениям пословицы и поговорки;
– анализировать средства художественной выразительности;
– использовать связь литературы с разными видами искусства
|
Фронтальный опрос. Чтение наизусть
|
|
с
. 116–118
|
|
|
140
|
|
Способы изображения характера героя в произведениях.
Е. Благинина, Э. Мошковская
|
1
|
Комбинированный
|
Произведения о детях.
Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению
|
Знать
способы изображения характера героя в произведениях.
Уметь:
–
выразительно читать стихотворения наизусть;
– анализировать средства художественной выразительности
|
Фронтальный опрос
|
Характер героя, его поступки и их мотивы
|
с.
119–121
|
|
|
141
|
Разноцветные страницы. Обобщение по теме «Люблю природу русскую.
Весна»
|
1
|
Урок-обобщение
|
Произведения о природе. Участие в диалоге при обсуждении прочитанных произведений.
Связь произведений литературы с другими видами искусства
|
Знать
произведения о весенней природе.
Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения;
– определять тему и главную мысль произведения;
– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
– оценивать события, героев произведения; читать стихотворные произведения наизусть ;
– создавать небольшой устный текст на заданную тему;
|
Проверочная работа
|
Игры со словами.
к
россворды
|
с
. 122–124
|
|
|
142
|
|
Внеклассное чтение. Произведения о тех, кто трудится.
К. Ушинский
|
1
|
Комбинированный
|
Содержание литературного произведения, тема, главная мысль.
Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг
|
Уметь:
– ориентироваться в книге по обложке;
– читать осознанно текст художественного произведения;
– различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация)
|
Индивидуальный. Выразительное чтение
|
Выбор вида чтения в соответствии с целью: ознакомительное, изучающее, выборочное
|
|
|
|
143
|
И
в
шутку
и
всерьез
(14 час)
|
«И в шутку и всерьёз».
Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего! »
|
1
|
Комбинированный
|
Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения.
Пересказ текста: последовательное воспроизведение содержания рассказа
|
Знать
понятие «орфоэпическое чтение».
Уметь:
–
читать орфоэпически
;
– читать по ролям;
– определять тему и главную мысль произведения;
– пересказывать текст;
– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
– оценивать события, героев произведения
|
Фронтальный опрос
|
Рифма
|
с
. 126–131
|
|
|
144
|
Весёлые и смешные герои. Б. Заходер «Песенки Винни-Пуха»
|
1
|
Урок-игра
|
Выразительное чтение,
использование интонаций,
соответствующих смыслу текста
|
Знать
творчество Б. Заходера.
Уметь:
– отвечать на вопросы по тексту; анализировать поступки героев;
– выразительно читать стихотворения наизусть
|
Фронтальный опрос
|
|
с.
132–135
|
|
|
145
|
|
Образы сказочных героев. Э. Успенский «Чебурашка»
|
2
|
Комбинированный
|
Герои произведения. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях).
Пересказ текста
|
Знать:
– творчество Э. Успенского;
– Образы сказочных героев.
Уметь:
– прогнозировать эмоциональный тон произведения по названию и
иллюстрациям;
– отвечать на вопросы по тексту;
– анализировать поступки героев;
– осознанно читать и делить текст на смысловые части;
– пересказывать прочитанное;
– выразительно читать стихотворения наизусть
|
Индивидуальный. Выразительное чтение
|
|
с.
137– 142, пересказ
|
|
|
146
|
Развитие речи по отработке навыка выразительного чтения
|
|
|
147
|
Юмор как добрый развлекающий смех. Э. Успенский «Если был бы я девчонкой»
|
1
|
Комбинированный
|
Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях)
|
|
Фронтальный опрос. Ответы на вопросы
|
|
с
. 143– 144, наизусть
|
|
|
148
|
|
Юмор в стихах Э. Успенского «Над нашей квартирой»
|
1
|
Комбинированный
|
Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного
отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения
|
|
Фронтальный опрос
|
|
с
. 144–146
|
|
|
149
|
Юмор в стихах Э. Успенского «Память»
|
1
|
Комбинированный
|
Выразительное чтение,
использование интонаций,
соответствующих смыслу текста
|
|
Индивидуальный. Выразительное чтение
|
|
с
. 146–
147, наизусть
|
|
|
150
|
Юмористические стихотворения. В. Берестов «Знакомый», «Путешественники»
|
1
|
Комбинированный
|
Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.
Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях)
|
Знать
творчество В. Берестова.
Уметь:
– анализировать юмористические ситуации в стихотворениях;
– выразительно читать стихи наизусть;
– давать характеристику героям произведения;
– отвечать на вопросы;
|
Фронтальный опрос. Чтение наизусть
|
Рифма
|
с.
148–149
|
|
|
151
|
Характеры детей в стихах.
В. Берестов «Кисточка»,
И. Токмакова «Плим»
|
1
|
Комбинированный
|
Произведения о взаимоотношениях людей.
Герои произведения.
Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений
|
Знать
творчество В. Берестова.
Уметь:
– анализировать юмористические ситуации в стихотворениях;
– выразительно читать стихи наизусть;
– давать характеристику героям произведения;
– отвечать на вопросы;
– участвовать в обсуждении темы урока
|
Фронтальный опрос
|
Характер героя, его поступки и их мотивы
|
с.
150–151
|
|
|
152
|
|
Юмористические ситуации в стихах. И. Токмакова
«В чудной стране»
|
1
|
Урок-игра
|
Произведения современной отечественной литературы. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений.
Осмысление цели чтения
|
Уметь:
–
объяснять авторское отношение к героям;
– читать осознанно текст художественного произведения;
– определять тему и главную мысль произведения;
– анализировать юмористические ситуации в стихотворениях;
– оценивать события, героев произведения
|
Индивидуальный. Выразительное чтение
|
Характер героя, его поступки и их мотивы
|
с.
152– 153, наизусть
|
|
|
153
|
Способы
общения героев.
Г. Остер «Будем знакомы»
|
1
|
Комбинированный
|
Произведения о взаимоотношениях людей. Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения
|
Уметь:
– выполнять творческие задания (пересказ в форме продолжения рассказа);
– читать осознанно текст художественного произведения;
– определять тему и главную мысль произведения;
– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
– оценивать события, героев произведения
|
Фронтальный опрос
|
|
с.
153– 158, пересказ
|
|
|
154
|
|
Восстановление последовательности событий.
В. Драгунский «Тайное становится явным»
|
1
|
Комбинированный
|
Произведения о детях. Содержание литературного произведения, тема, главная мысль.
Пересказ текста: последовательное воспроизведение содержания рассказа
|
Уметь:
–
определять характер произведения по рисункам;
– работать с иллюстрациями;
–
читать осознанно текст художественного произведения;
– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
– читать стихотворные произведения наизусть
|
Фронтальный опрос.
Пересказ
|
Творческий
пересказ
|
с.
159–165
|
|
|
155
|
Обобщение по теме «И в шутку и всерьёз»
|
1
|
Урок-обобще-ние
|
Участие в диалоге при обсуждении прочитанных произведений.
Выразительное чтение,
использование интонаций, соответствующих смыслу текста
|
Знать
юмористические произведения для детей.
Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения;
– определять тему и главную мысль произведения;
– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения;
– читать стихотворные произведения наизусть ;
– создавать небольшой устный текст на заданную тему
|
Тестирование
|
Игры со словами
|
с.
168
|
|
|
156
|
|
Внеклассное чтение. Произведение о долге, храбрости.
С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»
|
1
|
Комбинированный
|
Произведения классиков советской детской литературы.
Герои произведения. Умение работать с книгой
|
Уметь:
– ориентироваться в книге по обложке;
– читать осознанно текст художественного произведения;
– различать элементы книги
|
Индивидуальный. Выразительное чтение
|
Характер героя, его поступки и их мотивы.
|
|
|
|
157
|
Литература
зарубежных
стран
(18 час)
|
Литература зарубежных стран. Английские народные песенки и загадки
|
1
|
Комбинированный
|
Малые фольклорные жанры. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведения.
Участие в диалоге при обсуждении произведения.
Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения.
Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста
|
Знать
произведения зарубежных писателей в переводе на русский язык.
Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения;
– определять тему и главную мысль произведения;
– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
– оценивать события, героев произведения
|
Фронтальный опрос
|
|
с.
170–171
|
|
|
158
|
|
Сходство русского фольклора с американской песенкой. Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог»
|
1
|
Комбинированный
|
Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях)
|
Знать
понятие «рифма».
Уметь:
– находить сходство русского фольклора с американской песенкой;
– анализировать средства художественной выразительности
|
Фронтальный опрос
|
Рифма
|
с.
172–173
|
|
|
159
|
Сходство русского фольклора с английским.
Английская народная
песенка «Перчатки»
|
1
|
Комбинированный
|
Произведения зарубежной литературы. Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения
|
|
|
Рифма
|
с.
174–175
|
|
|
160
|
Сходство русского фольклора с английским.
Английская народная песенка «Храбрецы»
|
1
|
Комбинированный
|
Выразительное чтение,
использование интонаций, соответствующих смыслу текста
|
Знать
понятие «рифма».
Уметь:
– находить сходство русского фольклора с американской песенкой;
– анализировать средства художественной выразительности
|
Индивидуальный. Выразительное чтение
|
Сходство русского фольклора с английским
|
с.
175–177
|
|
|
161
|
|
Особенность народного французского фольклора. Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк»
|
1
|
Комбинированный
|
Произведения зарубежной литературы.
Выразительное чтение,
использование интонаций, соответствующих смыслу текста
|
Знать
понятие «рифма».
Уметь:
– находить сходство русского фольклора с французской песенкой;
– анализировать средства художественной выразительности
|
Фронтальный опрос. Чтение наизусть
|
Рифма
|
с.
177–178
|
|
|
162
|
Особенность немецкого народного фольклора. Немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети»
|
1
|
Урок-игра
|
Устное изложение по плану. Устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания
|
Знать
понятие «рифма».
Уметь:
– находить сходство русского фольклора с немецкой песенкой;
– анализировать средства художественной выразительности– создавать небольшой устный текст на заданную тему;
– приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
|
Фронтальный опрос
|
Рифма
|
с
. 179, наизусть
|
|
|
163
|
Внеклассное чтение.
|
1
|
Комбинированный
|
Произведения устного народного творчества. Произведения выдающихся представителей русской литературы, классиков советской детской литературы и зарубежной литературы
|
Уметь:
– ориентироваться в книге по обложке;
– читать осознанно текст художественного произведения;
– различать элементы книги
|
|
|
|
|
|
164
|
|
Фантастические события в сказке Шарля Перро «Кот в сапогах»
|
3
|
Комбинированный
|
Произведения зарубежной литературы. Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения
Содержание литературного произведения, тема, главная мысль. Выразительное чтение,
использование интонаций, соответствующих смыслу текста
|
Знать
понятие «фантастика».
Уметь:
–
анализировать мотивы поведения героев;
– отвечать на вопросы;
– составлять план пересказа;
–
выделять эпизоды из текста;
–
читать осознанно текст художественного произведения;
– определять тему и главную мысль произведения;
– создавать небольшой устный текст на заданную тему;
|
Индивидуальный. Выразительное чтение
|
Характер героя, его поступки и их мотивы
|
с
. 180– 18
5
;
|
|
|
165
|
Хитрости
героя сказки. Ш. Перро «Кот в сапогах»
|
|
|
|
с.
18
5
–191
|
|
|
166
|
Реальность
и фантастика в сказке.
Ш. Перро «Красная
ш
апочка»
|
2
|
Комбинированный
|
Фронтальный опрос
|
Фантастика
|
с
. 192– 194;
|
|
|
с. 194– 196
|
|
|
167
|
Составление плана. Пересказ
|
|
|
168
|
Воспитание мудрости и смекалки.
Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине»
|
1
|
Комбинированный
|
Произведения зарубежной литературы. Участие в диалоге при обсуждении произведения.
Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них
|
Уметь:
– участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения;
– читать осознанно текст художественного произведения;
– определять тему и главную мысль произведения;
– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
– оценивать события, героев произведения
|
Индивидуальный. Выразительное чтение
|
|
с.
197–199
|
|
|
169
|
|
Противопо-ставление красоты внешней внутренней. Эни Хогарт «Мафин и паук»
|
2
|
Комбинированный
|
Произведения зарубежной литературы.
Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения.
Выразительное чтение,
использование интонаций,
соответствующих смыслу текста
|
Уметь:
–
анализировать образность художественной речи;
– читать осознанно текст художественного произведения;
– определять тему и главную мысль произведения;
– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
– создавать небольшой устный текст на заданную тему
|
Фронтальный опрос
|
Характер героя, его поступки и их мотивы
|
с.
200–
204;
|
|
|
с. 204–
208
|
|
|
170
|
Деление текста на части, составление плена
|
|
|
171
|
Юмор в стихах.
К. Чуковский «Котауси и Мауси»
|
1
|
Урок-игра
|
Произведения зарубежной литературы.
Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений
|
Уметь:
–
определять эмоциональность характера текста;
– читать выразительно и осознанно текст художественного произведения;
– определять тему и главную мысль произведения;
|
Фронтальный опрос
|
Юмор
|
с.
210–211
|
|
|
172
|
|
Обобщение по теме «Литература зарубежных стран»
|
1
|
Урок-
обобще-ние
|
Произведения зарубежной литературы. Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст.
Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Участие в диалоге при обсуждении прочитанных произведений
|
Знать
литературные произведения зарубежных стран.
Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения;
– определять тему и главную мысль произведения;
– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
– оценивать события, героев произведения;
|
Тестирование
|
Игры со словами. Кроссворды
|
С.212-213
|
|
|
173
|
Проверочная работа по теме «Литература зарубежных стран»
|
Проверочная работа
|
|
|
|
174
|
Внеклассное чтение.
|
2
|
Комбинированный
|
Произведения устного народного творчества. Произведения выдающихся представителей русской литературы, классиков советской детской литературы и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками.
|
Уметь:
– ориентироваться в книге по обложке;
– читать осознанно текст художественного произведения;
– различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация)
|
Фронтальный опрос
|
Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей.
|
|
|
|
175
|
Урок – игра
«Цветик – семиуветик»
|
|
|