Сколько лет городу Ветлуга? - Владимир Александрович Комиссаров
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ













 МАТЕРИАЛЫ
 ▫ Моя фотобиография
 ▫ РЕКА ВЕТЛУГА
 ▫ ОТКУДА ТЫ ...,ВЕТЛУГА?
 ▫ Все о реке
 ▫ ГОРОД ВЕТЛУГА
 ▫ СКОЛЬКО ЛЕТ ГОРОДУ ВЕТЛУГА?
 ▫ ВЕТЛУЖСКИЙ КРАЙ
 ▫ Официальная справка
 ▫ Поветлужье в древности
 ▫ ПОВЕТЛУЖЬЕ В ИСТОРИИ РОССИИ
 ▫ ПРЕПОДОБНЫЙ ВАРНАВА ВЕТЛУЖСКИЙ
 ▫ Ветлужский уезд до1917 г.
 ▫ Революционный и послереволюционный период
 ▫ РАЗДЕЛ ВЕЛУЖСКОГО УЕЗДА
 ▫ Послевоенный период
 ▫ Ветлужские `Корифеи`
 ▫ ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО
 ▫ Легенды,предания, рассказы, сказки
 ▫ ВЕТЛУЖСКАЯ ПОЭЗИЯ
 ▫ НЕИЗВЕСТНОЕ ОБ ИЗВЕСТНОМ
 ▫ Публикации об известном
 ▫ УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
 ▫ МОИ ФОТОУВЛЕЧЕНИЯ
 ▫ Фото
 ▫ Коллажное творчество
 ▫ Смешное рядом
 ▫ рабочая папка
 ▫ Историческое
 ▫ Образование
 ▫ Музыка и видео
 ▫ Разное





























Владимир Александрович Комиссаров

Папка "СКОЛЬКО ЛЕТ ГОРОДУ ВЕТЛУГА?"



КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ

Осенняя Ветлуга
История Ветлуги
Беженцы города Юр 1468 г.  (на современной карте )


 Сколько лет городу Ветлуга?




  459820-4c7140d76bb10b1d.jpg
 

  Автор: Комиссаров В.А.

 

    Сколько лет городу   Ветлуга?

 

    Территория, где впоследствии возник город, находится в среднем течении  реки Ветлуги.


762316-aa624315c1efb490.jpg



  В настоящее время непросто определить первое поселение, давшее дальнейшее развитие города Ветлуги. Однако известно   из летописи [*] ,что Преподобный Варнава с иноками ,   двигаясь из Якшана вниз по реке, на четвертом стане (стойбище) восстанавливает разрушенную марийцами церковь Воскресенье Христово ,в которой в течение года проводит богослужения. Это поселение стало называться - Воскресенский стан.       


641090-f1a57e7d974ca8fd.jpg

                                          Икона   "Преподобный Варнава Ветлужский "        

 



 Когда   началось  разрушение   марийцами Поветлужских     

церквей?


 Историческая справка:

   Во времена   княжения (Юмско-Якшанского) марийского князя Коджы Ералтема основывается город Якшан (1240 г.) и строятся церкви.

  В 1417 г. черемисский  князь   Кельдибек собирает войско,захватывает и грабит город Устюг.     
   Ценности  монастырей    и  устюжан   были  вывезены   и    поделены  между    знатью.

Тогда же пленные устюжане, в том числе священники,   были приведены в Шангу и Якшан.  

      Среди   них   был  преподобный Варнава.

   Еще в 1238 г. после разорения  шведами карельских и новгородских церквей   в Якшан пришли   новгородские монахи,и с ними  был пустынник Кий, в монашестве Николай, из Карельского Николаевского монастыря. Они  основали на берегу Ветлуги монастырь Карельский, назвавшийся  Якшангским  ( впоследствии Кажировский). Монастырь стал почитаемым местным населением.  При Кильдибеке  в нем нашли пристанище     и    вели     службу преподобные   Макарий   и    Тихон .                           

   Через некоторое время  Кельдибек полюбил священника, дал свободу  Преподобному   Варнаве   и    позволил    служить  в   известном   монастыре. Там же он   получил признание   и стал почитаем   среди служителей   церкви.



663666-cdc84e0aa7652f07.jpg



  В 1434 г . ,после того ,когда   князь галичский Василий Косой вместе с братьями Дмитрием Красным и Дмитрием Шемякою в межкняжеских  разборках  убивают черемисского князя  Кельдибека , марийцы начинают громить русские поселения ,в т.ч. церкви. 


   Из    летописи [*] можно прочитать следущее:

 

  "За это Черемисы   ,поощряемые  жрецами,  начали разорять русские поселения на Ветлуге и разгромили Николаевскую обитель.    Иноки Варнава, Макарий и Тихон принуждены были искать для жительства другие места. Из разоренной Николаевской обители (Кажирово)   трое проповедников на небольшом судне спустились по реке Ветлуге" .

 

985083-6dc58f0852e98945.jpg

                                          Икона   "Преподобный Варнава Ветлужский "


  По берегам реки Ветлуги они останавливались и в станах воздвигали деревянные кресты. Затем устраивали подобие престола и совершали церковные службы.


         804397-2fe6b542424d6184.jpg

                                                       Картина  Н.  Бурдастова



  Местное население ,в основном черемисы, крестились, принимали православную веру и , как могли, помогали инокам в пропитании и одеянии, строили деревянные церкви.

 

 « Далее (через 1 год) иноки спускались по реке на   следующее    стойбище (стан).

  Итак , первый стан был церкви Возднижения креста Господня на берегу Ветлуги (в нынешней Пыщугской волости-  от редакции 1890 года).

   Второй стан был на том месте, где ныне в Шангско-Городищенской волости( село Зубовкое). Здесь была основана церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

   Третий стан был в   Рождественской волости, и здесь положено основание церкви  Рождества Иисуса Христа.

  Четвертый  стан и где ныне город Ветлуга, здесь была восстановлена церковь Воскресения Иисуса Христа.»


   Зная время проживания  в предыдущих станах,можно  сказать ,что  в Воскресенском стане Преподобный Варнава  вел свое богослужение с 1437-1438 гг.


Если при нем была восстановлена разоренная  на тот момент церковь, то можно правомерно считать, что основание города Ветлуги было до названных  дат ( 1437 г.)


Кажется, можно назвать примерную дату   истока города   Ветлуги    1437 год.

 

Однако когда была построена церковь?


   Исторические   события ,описанные   И.Херсонским    и  Д. Дементьевым   (историками-краеведами) свидетельствуют   о том , что в 1290 г . марийский князь Бай посещает город Великий Устюг и принимает крещение.

    Епископ Тарасий окрестил  марийского князя, под именем Иван. С этого времени он способствует распространению  христианства среди марийцев, строит церкви. 


   При нем же строятся новые и укрепляются старые города, в том числе город Юр (на р. Юрьевке).  Можно предположить ,что в нем тоже была церковь.


    Но где же тот город?  На Юрьевке от него не осталось ни следа.



459967-42dc5f153b558114.jpg

459989-a0832b2ea0258d7a.jpg

                                                                  Фото: В. Комиссарова



    Одновременно, проходя и исследуя  рельеф местности

по обоим берегам речки , можно сделать  вывод,что города – крепости, на заливаемом   весной левом береге реки Ветлуги, построено быть   не могло - там широкая низина.


460152-f584faf65ed21f99.jpg

         Фото.   В. Комиссарова   ( 5.08.10 г. -  уровень воды в этом году  рекордно- низкий)

   Это подкрепляется тем, что уровень воды в реке в то время был выше,  а весенние разливы шире ,чем в настоящее время.

Но город-крепость Юр существовал более сотни лет и в нем жили люди.


459981-0858f130f0c69167.jpg

                                                                    Фото.   В. Комиссарова


В этой связи можно сделать вывод: 

 

-   город Юр  был  на правом берегу Ветлуги,  напротив  впадения речки   Юрьевки     в    Ветлугу ;   

-   церковь Воскресения Иисуса Христа ( на четвертом погосте Преподобного   Варнавы )   находилась в ,возможно разоренном, городе   Юр .

 

   Из этого следует, что истоки   города  Ветлуги связаны с городом Юр, построенном до 1290  года.  

 

    Вероятность многократных разрушений марийских поселений ,в том числе города Юр, находящихся на правом берегу Ветлуги достаточно высока, т.к. правый берег со времен А.Невского считался   Новгородской землей. 


 

472699-83126f51c6295227.jpg

 

 

  О количестве  разорений г.Юр могут свидетельствовать исторические факты:

 

 -   нашествия Новгородских Ушкуйников,   разорившие    

     поселения    Поветлужья в 1374 и 1392 г.г;


 -   военный поход   галичских князей (Василия Косого с  

      Дмитрием Красным и Дмитрием Шемякою) в 1434 году.


     И все же город восстанавливался.


     Последнее разрушение его произошло в 1468 году.

Как описывает об этом Д. Дементьев в очерке «Краткие сведения о Кажировской пустыни», галичское войско завоевало марийские   города-крепости - Ветля-Шангон (Шанга) и Ветля-Юр, расположенные на Ветлуге.

     Об этом походе нам рассказывает одна из русских летописей:


«Послал Князь Великий на черемису воевати ... князя Семена Романовича и с ним детей боярских, двор свой и совокупишася все пойдоша из Галича на Николин День декабря 6 лесы без пути, а зима была вельме студена. Тоя же зимы в 6 генваря на Крещение Господне рать Великого Князя, приде в землю черемисскую, и много зла учинила земле той, людей иссекоша, а иных в полон поведоша, а иных изожгаша, а кони их и всякую животину, что нельзя с собой имати, то все иссекоша, а что животы их, то все взяша и повоеваша землю их ... .»

" И была убиения человеческая велика, и кровьми полияся варварская земля; блата и дебри, и озера и реки намостишаяся черемисскими костьми ".  [Херсонский , с.279]


975603-11b5064d66f2d2b5.jpg

                                                        Рис.   В. Комиссарова



   В этой связи понятно, что город был сожжен, а население было или убито , или взято «в полон». При этом даже домашний скот был  уничтожен. О выживании   в таком случае говорить не приходиться.

   Посеянный страх   далее не позволил   восстановить марийцам этот город.

 

   В результате военного похода Поветлужье перешло во владение Московского княжества.

 

  Вот почему   окрестности   уничтоженного   города Юр на несколько десятилетий обезлюдели.   И только   селения на правом берегу Ветлуги (на расстоянии 20 км от Ветлуги, на р. Нужна)    Юриха ,  Юрюпино (Урюпино)   напоминают о бывшем   опорном центре марийского княжества.  В них , как напоминание о городе и варнавинском   стойбище, жители по-прежнему отмечают   «ВАРНАВИН ДЕНЬ» (24 июня).В деревне Юрюпино  Преподобный Варнава считается ее покровителем .


981552-3525fd5d07f46c02.jpg
                                    Передвижение   беженцев  г. Юр  в 1468 г. ( на карте  1968 г.)


   К сожалению, эти большие деревни в настоящее время имеют плачевный, полуразрушенный вид и практически исчезают. Молодые ветлужане о них уже не знают.

 

   В лесном краю    основным строительным материалом  как в прежнее время, так и в настоящее    является  древесина.   Возможно по этой причине, следов местонахождения сожженных городов Поветлужья, описанных в исторических материалах, практически не осталось .

   Однако возле  разрушенных городов , или на их основаниях  чаще всего создавались новые поселения.  Так произошло  и здесь. Считая что новое поселение было русское (черемисы из этих мест ушли), то название его стало неразрывно связано с названием  находящейся там церкви ( Воскресения Иисуса Христа) - Воскресенский стан, или Воскресенский погост, как о нем свидетельствуют более   поздние исторические документы.

 

   «Стан Воскресенский», а в нём погост на реке на Ветлуге, а на погосте церк овь Воскресенье Христово древяна клетцка, тёплая, с трапезою. А в церкве образы, и свечи, и книги, и ризы, и сосуды церковные, и колокола, и всё церковное строение приходских людей. Да на погосте ж церковных дворов: во дворе поп Герасий Васильев, во дворе дьячок Иванко Иванов, во дворе пономарь Миронко Марков, во дворе проскурница Марфица Самойлова дочь, да 3 кельи нищих, питаются от церкви Божьи»...[1]

 Рядом с погостом находилась «деревня Щупликово на реке Ветлуге, а на ней крестьян; во дворе Степанко Фёдоров, во дворе Иванко Иванов, во дворе Сенька Кузьмин».

  При дозоре 1628 года деревня Шупликово ( в позднейших документах-«Щуплино»,«Щулепниково») вместе с Воскресенским погостом называлась «селом Воскресенским.[2]

  Деревня Шулепниково упоминается также в документе, относящемся к 1636- 1637 г.г.

 Это дарственная грамота царя Михаила Фёдоровича княгине Мстиславской.

   Документы (церковно-приходские книги) говорят, что в XVII веке в д. Шулепниково построили деревянную церковь Тогда же, в связи с постройкой церкви, деревню переименовали в село Верхнее Воскресенье.


 5 сентября 1778  года высочайшим Указом императрицы Екатерины II селу был присвоен статус уездного города Ветлуга Костромской губернии и утвержден герб.


314389-c72ae81ba7623c84.gif

«В первой части щита часть герба Костромского: в голубом поле корма галерная с тремя фонарями и опущенными лестницами; во второй части, в серебряном поле — куст дерева ветлы, означающий имя сего города».


И все же, сколько лет городу Ветлугa ?!


981683-1db4fe4a9d4638cb.jpg


                                                              Рис.   В. Комиссарова

  

 
 

                                                                                                         

Если город   находится на основании другого города Юр,   то Ветлуге   более 720 лет.

 



--------------------------------------------------------------------------------

[*] Херсонский И.К. Рукописное житие преподобного Варнавы Ветлужского // Костромская старина. Вып. 1. Кострома, 1890, с. 11 

[1] РГАДА. Ф. Поместного приказа. Писцовая книга № 345. Л.л. 211-234 (Записи дозорщиков, проводивших перепись местного населения, 1616 года).

[2] Балдин М. О первой переписи Ветлужского населения. //Л.З. № 83-87. 21. 07. 1988 г.    

   


Автор: Комиссаров В.А.
Источник: Домашний архив



ОБСУЖДЕНИЕ


Ирина Геннадиевна Авдеева2010-10-16 21:33:55 - Ирина Геннадиевна Авдеева
Владимир Александрович, спасибо. Очень интересно.
Владимир Александрович Комиссаров2010-10-16 22:43:44 - Владимир Александрович Комиссаров
И Вам, Ирина Геннадьевна , спасибо!
Наталия Витальевна Карпикова2011-02-12 12:29:34 - Наталия Витальевна Карпикова
Владимир Александрович, Вы предлагаете очень интересные материалы! Спасибо!
Владимир Александрович Комиссаров2011-02-13 17:46:08 - Владимир Александрович Комиссаров
Благодарю,Наталья Витальевна! Я рад ,что Вас заинтересовали мои публикации.Мы - соседи и мне интересны Ваши исторические материалы, которые я у Вас уже смотрел.
Елена Валентиновна Быстрова2015-04-06 16:51:44 - Елена Валентиновна Быстрова
Большое спасибо за ваш труд!Возможно мои предки жили в этих местах,трепетно прикоснуться к своему глубокому прошлому.

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться




Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Какой милый бычок, Валентина Васильевна! Очень похож на того, который на картине Серова стырил Европу Кстати, тут я как то прочитал любопытную интерпретацию этой истории: Как- то у Зевса случилась `очередная из бесчисленных` пошлая интрижка с царевной Европой, которую он под видом быка утащил из дома, а когда довез до Крита, обернулся там юношей и `возлежал` с ней. От этого `союза` родились три сына - Минос, Радамант и Сарпедон. А когда `царь богов` свою пассию `бросил, поматросив`, Европе пришлось идти замуж за местного царя Астерия, который согласился усыновить мальцов, благо сам всё равно был бездетный. После его смерти три брата поделили Крит на три части и, естественно, вскоре подрались, А виновата в этом по иронии истории была такая модная нынче в Европе педерастия - Минос и Сарпедон влюбились в одного мальчика, Милета. Вьюнош ответил взаимностью младшему брату, и злой старший выгнал их обоих, но в разные стороны - Милета высадили в Малой Азии, где ему пришлось основать город своего имени, а Сарпедона выслали в Ликию, где он стал местным царьком и получил от отца Зевса жизнь размером в три обычных, что и позволило ему дожить до Троянской войны, на которой его и убил Патрокл. Радамант же был поумнее Сарпедона, и с братом благоразумно не ругался, управлял своей третью Крита, но, похоже, где-то всё таки нашкодил, и тоже был изгнан с Крита. Но за справедливость и знание законов Зевс после смерти сделал его судьей мертвых в подземном мире. Минос же остался править Критом, женился на Пасифае, дочери бога Гелиоса, и народил с нею много всяких детей. Одного из них, опять же с подозрительным именем Андрогей, за что-то афиняне убили в Аттике, и Минос приговорил их ежегодно присылать к нему семерых юношей и семерых девушек. А что с ними делать - такого вопроса у Миноса не было, потому что был у него в хозяйстве любопытный бычок, вернее белый буйвол из пены морской, которого он выпросил у Посейдона для жертвоприношения, но пожадничав, оставил `вах, такого красавца!` себе в стаде на `развод`, а в жертву принес другого. Посейдон же осерчал и наказал царя, поселив в Пасифае противоестественную страсть к этому белому буйволу. Но женщины и быки в смысле секса слишком уж в `разных весовых категориях`. Тут на помощь царице пришел местный `на все руки мастер`. Точнее, Дедал, как и положено `человеку наук`, был афинянином, которого всему научила сама Афина, но из-за убийства Талоса спасаясь от неизбежного наказания, мастер сбежал на Крит, где Минос приютил его при дворе в обмен на изготовление `всяческих штуковин`. Он-то и смастерил для Пасифаи специальную металлическую корову, забравшись в которую, царица смогла наконец сблудить с любимым быком. Правда, через девять месяцев случился конфуз - родился мальчик с бычьей головой. Минос, подумав, убивать его не стал, а приказал Дедалу построить Лабиринт, посадил мальчика внутрь него, назвал Минотавром и раз в год запускал туда `афинскую дань` вьюношей `царевич` просто кушал, а девушек перед тем `использовал по назначению`... Чем закончилась вся эта история - знают даже дети - приплыл Тесей, с помощью ниток Ариадны, дочки Миноса, пробрался в Лабиринт, убил Минотавра, а потом и Ариадну украл.... Вот такая, пожалуй, не интерпретация, а интертрепация этой семейной драмы, даже трагедии, описанной под рубрикой `Их нравы`....
h5:g6+
Опал кустарник на лесной опушке, Украсила берёзу золотая прядь, У дуба появились жёлтые веснушки Привычно осени их щедро рассыпать А клён уже горит большим пожаром, Туман не виснет утром над рекой, И яблони, отдав свой долг базарам, Теряют листья под холодною росой. Грибами пахнет, сыростью и мохом В нём Солнце греется, от холода устав, От лета звонкого оставшиеся крохи Нам шлёт в последних утренних лучах И жадно пьют с росинками их птицы, Что не стремятся в дальние края, Их дом тот лес, где им пришлось родиться, И не нужны им тёплые моря. Пока ещё блестят на ветках паутинки, Но вот уже грядут метаморфозы: Вдруг запорхают первые снежинки Замёрзшие в полёте чьи-то слёзы А речка в напряжённом ожиданьи Тревожно бьёт волною в берега, В сверканьи брызг, как и в алмаза гранях, Вдруг вспыхивает радуги дуга. Предвидя зимние мороза выкрутасы, Весь мир лесной торопится скорей Пополнить пропитания запасы, Чтобы хватило их до тёплых дней..
Поздравляю с Пасхой! Желаю светлой радости, искренней любви, крепкой веры, мира, процветания. Пусть душа наполнится тихим счастьем, теплыми чувствами, светлыми помыслами и любовью. Пусть этот день принесет спокойствие, умиротворение и гармонию!
h:g6
6125535-a1584643





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/