Развитие познавательных универсальных учебных действий и тво - Виктория Владимировна Черных
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ















Виктория Владимировна Черных


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Виктория Владимировна Черных / Блог / Развитие познавательных универсальных учебных действий и тво


ЗАПИСЬ #10

КОММЕНТАРИИ (0)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


04 ноября 2012, 11:48, автор - хозяйка блога
Виктория Владимировна Черных

Развитие познавательных универсальных учебных действий и тво

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

cредняя общеобразовательная школа №3

МО г. Горячий Ключ

 

 

 

 

 

Развитие познавательных универсальных учебных действий и творческих способностей первоклассников на уроках русского языка и обучения грамоте

 

 

 

 

 

 

 

 

Черных Виктория Владимировна,

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

2012 год

Развитие познавательных универсальных учебных действий и творческих способностей первоклассников на уроках русского языка и обучения грамоте

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения обучающимся социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих обучающихся.

В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Мы остановимся на познавательных универсальных учебных действиях.

Познавательные универсальныеучебные действия включают общеучебные и логические действия постановки и решения проблем.

В первый класс приходит большинство детей неподготовленных к учебной деятельности, не умеющие ни писать ни читать. И для того, чтобы включить ребёнка в учебный процесс мы вкладываем немало сил. Ведь для осуществления развивающих целей обучения необходимо активировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности.

Целенаправленное, интенсивное развитие становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики.

Развивающее обучение – это обучение, при котором учащиеся не только запоминают факты, усваивают правила и определения, но и обучаются рациональным приёмам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений как в аналогичные, так и в изменённые условия.

Ребёнок приходит в школу, достигнув определённой ступени развития. Школьное обучение должно учитывать и этот фактор. Как писал Л.С. Выготский: «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда имеет перед собой уже определённую стадию детского развития, проделанную ребёнком до поступления в школу. Учёт уровня развития ребёнка и опора на зону его ближайшего развития позволяет сделать обучение средством формирования всесторонне развитой личности».

Довольно высокий уровень наглядно-образного мышления детей служит нам основой для последующего формирования логического мышления в процессе их познавательной деятельности.

Успех в интеллектуальном развитии ребёнка, предполагающем его продвижение к высокому уровню сформированности внимания, восприятия, мышления, речи находится в прямой зависимости от организации учителем познавательной деятельности детей на уроке.

Планируя свою работу, надо стараться подбирать такие задания, которые предусматривают постепенное овладение такими приёмами мыслительной деятельности, как аналогия по одному или нескольким признакам, анализ наблюдаемых объектов, синтез, сравнение их, обобщение, конкретизация и т.д.

Постепенно дети не только овладевают приёмами учебной работы, но и полностью осознают цель и особенности их использования. В дальнейшем они применяют их самостоятельно для открытия новых знаний или успешного применения ранее усвоенных знаний в новых условиях, что является основным показателем продвижения личности в умственном развитии.

Эффективность организации умственной деятельности детей в значительной степени зависит от условий протекания учебно-познавательного процесса, одним из которых является стиль взаимоотношений учителя и учащихся.

Ребёнок должен ощущать радость от общения с учителем – только в этом случае его познавательный труд будет эффективным, а обучение развивающим.

Нужно добиваться того, чтобы ребёнок, общаясь с учителем в процессе учебно-познавательной деятельности, не только использовал, но и осознавал приёмы учебной работы, то есть необходимо обеспечить учащимся полное понимание того, какие интеллектуальные действия они выполняют и зачем они это делают.

На уроках ребёнок должен свободно оперировать имеющимися знаниями, здесь проявляется находчивость, сообразительность в мышлении.

Уроки обучения грамоте предоставляют большие возможности для развития речи, памяти, формирования наблюдательности детей, их творческого воображения. Многочисленные иллюстрации, помещённые в «Азбуке» позволяют предлагать детям учебные ситуации, направленные на интенсивную познавательную деятельность.

Познавательные УУД (общеучебные)

  • Работа с текстом и иллюстрациями: перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его назва­нию, поиск нужных частей текста, нужных строчек.

Например:

Приложение № 1

1. На втором уроке добукварного периода дети молча рассматривают иллюстрацию на стр. 4-5 и отвечают на вопросы:

Рассмотрите иллюстрацию в книге. Назовите героев русской народной сказки «Заюшкина избушка»

Почему петушку удалось выгнать лису? Какой он? ( храбрый, сильный)

Дайте название к каждой картинке? («Заюшкина лубяная избушка», «Ледяной дом лисы», «Лиса обманула зайчика», «Собака не помогла», «Медведь не помог», «Храбрый заяц прогнал лису», «Друзья»).

2. Урок 65 основного периода обучения грамоте стр. 72. Беседа после прочтения текста «Сон Фомы»:

– У кого был в гостях мальчик?

– Как звали тетю, которая накрыла столы?

– Что вкусного было на столе?

– Какие цветы стояли в вазе?

– Что ел филин?

– Чем лакомится сова?

– Кто ест вафли?

– Кто играл в фонтане?

– Кто еще был приглашен на праздник?

– Используя иллюстрации в учебнике, составьте рассказ о том, что приснилось Фоме.

Учитель фиксирует графически на доске предложения, составленные устно. После анализа текста учащиеся выполняют пересказ по схеме-модели на доске.

  • Поиск нужных слов:

Приложение № 2 (с. 31)

- работа со словами на розовом фоне (замена одной буквы на другую): аул – мул, мул – мил, Мил – Нил, мама – лама, мало – мыло.

(стр.31)

- работа со словами на желтом фоне (слова, которые читаются одинаково в обе стороны – слева направо и справа налево). Задание: сравни пары слов по звучанию и значению: Алла, лил, или, мол – лом.

(стр.48)

- работа со словами на голубом фоне (к данному слову добавлена еще одна буква): дар – удар, дама – драма, дно – одно .

 

Познавательные УУД (логические):

· - сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой (с. 13-14). Задание: в какой части слова мы произносим звук А (в начале, середине или в конце слова?)

· анализ парных звонких - глухих звуков и моде­лей слов с этими звуками с целью обнаружения существенных признаков: преобладания шума и чередования звонких/ глухих согласных (с. 51: Даня – Таня, Дима - Тима, с.58: Зина - Сима) (Приложение №3);

· - обнаружение особенностей букв я, ё, ю, е: использование букв для обозначения звука [й,] в на­чале слова, после другого гласного и после разделительных знаков ь и ъ (с.37) (Приложение №4);

· - Обнаружение особой роли буквы ь после букв согласных звуков (с.45) (Приложение №5)

· - Выяснение общих черт непарных согласных (с.92) (Приложение №6)

Систематическое использование таких заданий способствует развитию устойчивости и широты внимания, точности зрительного восприятия. Учебные приёмы, которые использую на уроке обучения грамоте при знакомстве с новым звуком, основаны на аналитико-синтетической деятельности детей и способствующие развитию фонематического слуха.

В своей работе использую различную детскую литературу, часто читаю детям сама. Считаю, что слушая моё чтение, у ребёнка развивается интерес к чтению, расширяется кругозор, ребёнок приобретает вкус к художественному слову.

На уроках русского языка использую различные игры:

· 1. Игра с алфавитом «Что пропало?» (Приложение №7):

А Б Д Е К (В Г Ё Ж З И Й)

· 2. Игра «Подбери слово» (Приложение №8):

Большой – маленький

Сухой - … (мокрый)

Война - … (мир)

Твердый - … (мягкий)

· 3. Игра «Составь предложение» (Приложение №9):

сильный, Идёт, дождь.

на, Лужи, земле.

 

 

облетели, Листья.

под, прячутся, зонты, Люди.

 

 

· С произведениями фольклора дети встречаются рано. Придя в школу, они уже знают сказки, считалки, песенки. Использую на уроках пословицы, поговорки, загадки, скороговорки и т.д. В журнале «Начальная школа» №9, 2001г. материал распределён в соответствии с изучаемыми орфографическими и пунктуационными правилами. Например, игра «Собери пословицу» (Приложение №10):

 

Век живи, - твоя неделя.

Дарёному коню век учись.

Семь раз отмерь - в зубы не смотрят.

Мели, Емеля - один раз отрежь.

Такие задания учат строить логически завершённые предложения, объяснять смысл высказываний.

Тяжёл на подъём. Лёгок на подъём.

Семи пядей во лбу. Звёзд с неба не хватает.

Капля в море. Хоть пруд пруди.

В двух шагах. Рукой подать.

За тридевять земель. На краю света.

Итак, существенным компонентом познавательной деятельности является игра. Стремление к игре, увлечённость игровым сюжетом – это закономерное явление, обусловленное психологической потребностью у детей этого возраста.

Вместе с тем при использовании игровых ситуаций важно учесть одну особенность: игра как метод обучения существенно отличается от игры вообще. Игровая форма деятельности детей на уроке должна сочетаться с познавательным содержанием, представляющем собой учебную задачу и предполагающим её решение. Придание игровой формы учебному заданию позволяет учесть возрастные особенности детей и достичь учебной цели.

 

Литература

1. Учебник «Азбука» 1класс. Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков, М. Академкнига/учебник 2011

2. «Игры и упражнения со словами» Е. Синицина. М. «ЮНВЕС», 2000

3. «250 упражнений для развития связной речи» Е. В. Юрова, М. «Астель», 2001

4. «Начальная школа» №9, 2001 «Использование на уроках русского языка пословиц и поговорок»

5. «Начальная школа» №10, 2001 «Развитие творческих способностей учащихся»

6. «Начальная школа» №10, 1995 «Развивающие аспекты первоклассников»

 

Приложение

3454063-121d0069c2ed64d2.jpg

3454069-af5dd0562e6217ec.jpg

3454072-d3d107b20b5d24bf.jpg

Приложение № 1

«Заюшкина избушка»

3454076-5324b5db7bdc6a0d.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3454078-9ecdb154ac1caa95.jpg

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2

 

аул – мул, мул – мил, Мил – Нил, мама – лама, мало – мыло

Алла, лил, или, мол – лом.

дар – удар, дама – драма, дно – одно

Приложение № 3

3454081-30c608b4c2685546.jpgАнализ парных звонких-глухих звуков и моделей слов

Приложение № 4

3454089-0b60072819217bd4.jpgОбнаружение особенностей букв я, ё, ю, е

 

 

 

 

 

 

Приложение № 5

3454091-c96202fff24ba5c5.jpgОбнаружение особой роли буквы ь после букв согласных звуков

 

 

Приложение №6

3454095-4f8af8c079e8e705.jpgВыяснение общих черт непарных согласных



Приложение №7

 

Игра «Что пропало?»

 

 

 

 

 

 

А Б.. ..Д Е.. ..З.. ..К

(В Г Ё Ж И Й)


Приложение №8

 

Игра «Подбери слово»

3454100-e78dab1b93b5dbc0.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №9

 

Игра «Составь предложение»

3454103-04259f2e14935c15.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №10

 

Игра «Собери пословицу»

3454106-91dac0a3f0781e9d.jpg

 

 

 

 





ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Дорогие,Коллеги,как я счастлива ,что я имею возможность общаться с людьми безгранично- талантливыми и одновременно бесконечно -добрыми .Спасибо Вам большое .С уважением к Вам.
Что такое колейдоском
Удобно же использовать то, что есть не думая и не заморачиваясь. А так же чтобы новый рейтинг создать нужно думать и кропотливо работать. То есть лень и снобизм дают то, что есть на сегодня. Но об этом объявлять не много чести. Честь - сделать свой рейтинг с вечными ценностями.
Поиск враХа сейчас очень моден. Главное громко крикнуть про `ценности`: с надрывом и берёзкишумят о своих, правильных и благословлённых - и с обличительной сталью в голосе о ненашенских. Благословление на обличение которых тоже получено (... хм... от тех людей, которые учат нас не ковыряться в...?!). А тем временем: название проекта прям ... рязанское, кондовое, прям на великом и могучем. Впрочем, мы, вероятно, не понимаем: это другое! У нас же как? Когда надо, со всех трибун с перестройкой на лице бросаются вещать о том, как гадко ТАМ и как мило ТУТ. Но, если что, то с удовольствием смакуют: `А вот в Штатах за такое бы ухх! А вот там флаги на каждой палке - итс со кул! Перенять бы!`. И вот вопрос встаёт, возникает, появляется: а чего вообще добиваются все эти люди? Им что нужно-то? Объявить очередной год унижения семьи-педагога-тд? Попринимать участие в каких-то собраниях, съездах, официальных частях + а теперь банкет? Выхлопа-то от этого участия... Много слов, красивых, подготовленных. Наше образование то, наше образование сё... А тем временем заместителей министра обороны сажают. Задерживают, простите: кто ж его посадит! Одного поля ягодки? Совершенно одного. С соседних кустов. Ибо так возделано. И перемен что-то никаких не видно. Ну, может, оно и не должно быть видно обывателю. Слова видны, однако. Дела - не видно.
Произошло то, что запустили проект Brand Analytics, и теперь можно посмотреть, как выстраиваются вузы по тем сведениям, которые о них содержатся в Интернете, а не создаются авторами тех или иных многочисленных рейтингов. Выясняется странная вещь: многие университеты стоят в списке на верхних позициях только потому, что они лояльны к западным ценностям, а не потому, что там дают качественное образование. Вот об этом Тюрина и сказала.
Детским лепетом надежда врёт И тем не менее к себе влечёт, И утешает, и обещает, И с неизбежным примиряет.





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/