Бело-голубой шедевр Растрелли –один из лучших образцов русского барокко. Дворец
восхищает своими размерами, мощной пространственной динамикой и «живописностью» декора.
Дворцовые фасады Растрелли украсил фигурами атлантов, кариатид, львиными масками и другими лепными украшениями
Столь же роскошно Растрелли украсил и апартаменты дворца.
Созданная им Парадная анфилада, декорированная золоченой резьбой, получила название «золотой». Анфиладное расположение залов, не известное в России до середины XVIII века, Растрелли вводил и в других дворцах, но только в Царском Селе протяженность парадных комнат равнялась длине всего здания — от Парадной лестницы до Дворцовой церкви.
Внутри весь дворец наполнен золотым сиянием!
* Парадная лестница
Парадная лестница занимает всю высоту и ширину дворца и освещается
с востока и запада окнами, расположенными в три яруса. Белые мраморные ступени
поднимаются с двух сторон к средней площадке, с которой четыре марша ведут на
второй этаж, к парадным залам. Парадная
лестница
Величественная атмосфера дворца продолжается в роскошных залах «Золотой» анфилады.
* Большой зал
Ооо! Нет слов...
Тронный зал. Самое большое по площади помещение
Екатерининского дворца. Самые высокие потолки, достигающие 7-ми метров.
Дополнительное расширение этой комнате придают многочисленные зеркала и
огромные окна.
Летом весь зал пронизан солнечным светом, играющим на позолоте, а
вечером зажигаются 696 свечей (теперь электрических) в золочёных бра,
расположенных по сторонам от зеркал.
Большой зал предназначался для проведения наиболее важных приемов и торжеств, парадных обедов, балов.маскарадов.
В нём и сейчас периодически проводятся пышные банкеты и балы для солидных заказчиков.
Большой зал
* Антикамеры
Стеклянные двери из Большого (Тронного) зала ведут в антикамеры.
Гости, приезжавшие в Царское Село в XVIII веке, первым делом
попадали в антикамеры (итал. anticamera — передняя, прихожая), расположенные у
Парадной лестницы в южном крыле здания. Свое название эти помещения получили
потому, что находились перед Большим залом и предназначались для ожидания
приемов и выхода императрицы.
Первая антикамера отличается значительным размером и обилием резного декора, её убранство самое богатое из всех антикамер дворца
В разные периоды Антикамеры по-разному служили членам Императорской семьи и придворным. Здесь разыгрывались домашние спектакли и давались театральные представления, «комнатные» балы.
Отделка второй Антикамеры, освещенной с двух сторон четырьмя двойными окнами, не изменилась со времен Елизаветы Петровны. Стены комнаты по-прежнему украшены пилястрами с резными орнаментами, а потолок — великолепным плафоном.
Вторая Антикамера предназначалась для занятия спортом младших
членов императорской семьи.
Сейчас середину зала занимают столы с показательным образцом сладкого стола "Сахарный партер", созданного по эскизам
Растрелли.
* Кавалерская столовая
Во времена Елизаветы Петровны в Кавалерской столовой размещался караул кавалергардов, и проходили приёмы кавалеров Российских орденов — Андреевского, Георгиевского, Владимирского и Александра Невского,
В Кавалерской столовой, чаще, чем в остальных, проходили приёмы, рассчитанные на небольшие группы гостей, а так же проводились небольшие «комнатные балы».
Сегодня на столах в Кавалерской столовой представлены предметы знаменитых орденских сервизов.
Раньше они украшали праздничные столы в дни торжеств, посвящённых покровителям наиболее почётных отечественных наград: орденов Андрея Первозванного, Святого Георгия, Святого Александра Невского и Святого Владимира.
Кавалерская
столовая
* Белая Парадная столовая
Предназначалась для торжественных обедов и «вечерних кушаний»
императрицы в узком кругу приближенных. Обязательной
принадлежностью являлись столы
"вензелеватой" конфигурации, созданных по
рисункам Растрелли.
Пышным церемониям соответствовала изысканная
сервировка , на столах зачастую били фонтаны вина, шампанского и цветной воды,
а число подаваемых блюд на парадных
обедах доходило до 80.
Стены этой столовой со времен Елизаветы Петровны были затянуты
белым штофом, который в сочетании с золоченой резьбой придавал интерьеру особую
нарядность. В настоящее время стены зала украшены натюрмортами И.-Ф. Гроота.
Белая
Парадная столовая
* Малиновая и Зеленая Столбовые
Перестраивая дворец, Ф.-Б. Растрелли старался придать оригинальность его интерьерам. Здесь им впервые был применён необычный для того времени приём – затянутые белым штофом стены перекрывались стеклянными «столбами», под которые прокладывалась цветная фольга, имитирующая драгоценный камень. Этот приём был применён в двух залах дворца, носящих по цвету фольги названия Малиновая и Зелёная Столбовые.
* Малиновая Столбовая
При Екатерине II
Малиновая Столбовая
использовалась как игровая комната - теперь здесь на ломберном столике представлены уникальные шахматы из резной кости китайского работы XVIII века.
* Зеленая Столбовая
Зеленая Столбовая
служила буфетной, поэтому часть зала была перегорожена оригинальной ширмой со слюдяными оконцами и готическим верхом, сделанной по чертежам архитектора Неелова в 1780
* Портретный зал
Здесь находятся картины с парадными изображениями императорских особ.
Ныне на стенах, затянутых белым узорчатым штофом в
обрамлении золоченой резьбы, помещены большие парадные портреты Екатерины I
работы И. Адольского и Елизаветы Петровны кисти Г.
Бухгольца, а также исполненные
неизвестными живописцами XVIII века портреты великой княгини Наталии Алексеевны
(сестры Петра I) и Екатерины II.
Портретный зал
В центре зала мы видим образец парадного платья императрицы Елизаветы Петровны, изготовленный из бумаги. Елизавета славилась тем, что никогда не надевала один и тот же наряд дважды, после её смерти в гардеробе насчитали больше 15 тысяч платьев.
Императрица не позволяла приходить в «ношеных» нарядах и своим придворным дамам, тем более запрещено было выглядеть нарядней императрицы.
Чтобы избежать «повторного использования», на выходе с дворцовых мероприятий дамские платья пачкали специально приставленные люди.
Дальше - Янтарная комната, фотографировать нельзя, но я...
* Янтарная комната
Из Портретного зала можно пройти в Янтарную комнату — жемчужину Екатерининского дворца, вполне обоснованно называемую одним из чудес света. Подробнее...
Мои "тайные" снимки
Нет слов! Восторг, восхищение!
*Картинный зал
Картинный зал в основном предназначался для дипломатических приёмов. Основной особенностью его оформления является собрание произведений выдающихся мастеров западноевропейской живописи XVII-XVIII веков. Среди них архитектурные композиции, жанровые сцены, пейзажи, натюрморты, аллегории, мифологические сюжеты и батальные сцены
Екатерина II после коронационных торжеств в Москве и до последних дней пребывания в Царском Селе, часто проводила в Картинном зале обеденные церемонии, а иногда и вечерние кушанья, а так же балы и маскарады. Здесь она отмечала почти все свои дни рождения, особенно в первой половине своего правления.
В годы Великой Отечественной войны Картинный зал сгорел, но большинство картин удалось эвакуировать. Из 130 картин сохранилось 114. Для замены 16-ти погибших полотен были найдены близкие по стилю и тональности картины из фондов Эрмитажа, музея Академии художеств и других музеев Санкт-Петербурга. В 1967 году вновь восстановленный Картинный зал был открыт для посетителей.
* Малая белая столовая
С Малой Белой столовой некогда начинались личные покои императрицы Елизаветы Петровны,
а позднее - Екатерины II, в свою очередь передавшей их своему внуку - будущему императору Александру I.
Малая белая столовая
Малая бела
*Китайская гостиная Александра I
Гостиная Александра I относилась к личным императорским покоям. Её стены украшают портреты Петра I, Екатерины I, Елизаветы Петровны и Анны Иоанновны кисти Каравакка, парадный портрет Екатерины II - копия с работы Лампи и большой портрет Александра I работы Ботмана.
В гостиной представлены предметы японского и китайского фарфора и изделия берлинской королевской фарфоровой мануфактуры.
Непременная часть всех интерьеров Растрелли – кобальтовая печь с миниатюрными колоннами и нишами. Всего во дворце насчитывалось 79 таких изразцовых печей.
* Буфетная
Буфетная относилась к личным покоям императрицы и до 1761
года составляла часть Уборной на половине Елизаветы Петровны.
* Зеленая столовая
C Зеленой столовой начинаются интерьеры, расположенные в
северной части Екатерининского дворца, вблизи Дворцовой церкви. Они были
созданы в 70-х годах XVIII века по указу императрицы Екатерины II для великого
князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) и его первой супруги
Натальи Алексеевны
Зеленая столовая
Зеленая
столовая -подробно
* Официантская
* Парадная голубая гостиная
Самой большой и нарядной комнатой в апартаментах, созданных
Ч. Камероном в 1779–1783 годах, является Парадная Голубая гостиная. Ее парадное
назначение подчеркивает богатый и разнообразный декор: стены затянуты шелком с
голубыми цветами на белом фоне и завершены золоченым фризом из чередующихся ваз
и овальных живописных медальонов; парные камины из каррарского мрамора украшают
барельефы и кариатиды; на западной стене между окнами установлены большие
зеркала в резных золоченых рамах, завершенные медальонами, и позолоченные
консолиПодробнее...
* Китайская голубая гостиная
Из Парадной Голубой гостиной можно пройти в Китайскую Голубую гостиную, название которой связано с тем, что ее стены в течение полутора веков были затянуты голубым китайским шелком, украшенным пейзажами и жанровыми сценками.
Подробнее.
* Предхорная
Предхорная — последняя комната Парадной анфилады Большого
Царскосельского дворца — получила свое название благодаря соседству с хорами
Дворцовой церкви.
Предхорная
* Камер-юнгерская
Камер-юнгферская
* Опочивальня императрицы
Оформленная в начале 1770-х годов В. И. Нееловым, комната с двумя окнами, двумя дверными проемами и альковной нишей служила опочивальней великой княгини Натальи Алексеевны. Подробнее...
Опочивальня - подробно
* Туалетная комната
Будуар
* Парадный кабинет Александра I
Парадный кабинет Александра I в Большом Екатерининском дворце — классический пример русского ампирного интерьера, где главная тема —победа и победитель. По его образу и подобию будет в дальнейшем
устраивать свои кабинеты русская аристократия
Мебельный гарнитур в стиле ампир из персидского ореха,
украшенный бронзовыми накладками. Здесь же большой письменный стол императора
Александра I, на котором нашлось достаточно места для письменных принадлежностей:
на нем уместился и чернильный прибор, и курильницы, и прессы для бумаг, и
декоративные вазы из бронзы и уральского малахита.
Походная кровать Александра I
* Выставочные залы
"Династия Романовых в Царском Селе"
Династия Романовых