Хочу рассказать вам сегодня об
очень известном человеке, творчеством которого я восхищаюсь.
В Эрмитаже хранится замечательная коллекция из 15 работ самого значительного итальянского скульптора конца
XVIII-начала
XIX в.
Антонио Кановы.
Мне удалось сфотографировать некоторые работы А. Кановы!
Предлагаю их вашему вниманию!
Итак, что мы знаем о скульпторе?
Антонио Канова (1757 – 1822): «Имел
смелость не копировать греков, а подобно им изобретал красоту»
Автопортрет (1792)
Итальянец
Антонио Канова родился в семье строителей-каменщиков, и уже с пятилетнего
возраста он научился работать с мрамором. С 16 лет у Кановы своя мастерская, а
с 25 – он известнейший скульптор в Европе. Всецело посвятивший себя творчеству,
он признавался: «
Я с юности привык работать в мастерской
и к одиночеству в личной жизни, не очень крепкому здоровью, не очень
размеренной жизни со своим характером, чувствительным и робким, не слишком
подходящим для избранной мною профессии. Но если я изменил бы образ жизни,
ставший неотъемлемым элементом моего существования, то умер бы тотчас же
». Джакомо Кваренги –
успешный архитектор при дворе Екатерины II и друг Кановы – неоднократно
приглашал его в Россию, но тот все время был завален заказами, и не желал
покидать родную Италию. Когда в Рим вошли войска Наполеона, работы для Кановы
стало еще больше: в это время он создает скульптурные портреты Бонапарта, его
семьи и его генералов. Одна из наиболее чарующих тем в творчестве Кановы –
образы античных богов и героев, интерес к которым в конце XVIII века вспыхнул с
особенной силой.
1. «Танцовщица»
(1812) в собрании Эрмитажа
Канова работал над «Танцовщицей» с 1806 по 1812 год
– она предназначалась для французской императрицы Жозефины Богарне, которая
помимо этой скульптуры заказала Канове статуи «Геба», «Парис», «Амур и Психея»,
«Три грации». Один из французских знатоков искусства того времени Катрмер де
Кенси писал Канове о сенсационном успехе этой скульптуры на выставке в Париже в
Галерее дворца Мальмезон (в ноябре 1812 года): «
Я видел
вашу Танцовщицу... после нее все статуи кажутся мраморными
». Как и в случае с другими известными работами Кановы, у этой
«Танцовщицы» есть еще несколько авторских копий, находящихся сегодня в разных
музеях мира.
"
Танцовщица".
А. Канова. Мрамор.1812 г.
Государственный Эрмитаж
2. Париса, похитителя прекрасной Елены, виновника Троянской
войны, Канова изображает изнеженным самовлюбленным юношей. Он стоит в небрежной
позе, слегка опираясь на древесный пень. Его стройное тело лениво изогнулось,
губы чуть тронуты улыбкой. Современники Кановы считали, что эта статуя,
сделанная им, как и фигура Гебы, для жены Наполеона Жозефины, достойна стоять
рядом с самыми прекрасными античными памятниками.
"Парис"
Начало XIX века
3.
В
скульптурной группе
"Амур и Психея"
юный крылатый бог любви Амур, полюбивший
девушку Психею, пробуждает ее от сна. Слетев с неба, юноша легким движением
склоняется над спящей, а она, еще не вполне очнувшись, протягивает к нему руки.
Группа "Поцелуй Амура" великолепно развернута в пространстве, она
меняется, "играет", дает все новые и новые аспекты зрителю, который
обходит ее с разных сторон. Амур полон движения - возникает впечатление, что он
слетел к Психее с Олимпа. Еще мгновение - и губы влюбленных сольются в поцелуе.
"Амур и Психея"
1796 г.
"Амур И Психея"
1808 г.
4. Скульптура Кановы пользовалась большой популярностью и за
виртуозность исполнения. Произведения
его грациозны и декоративны.
"Кающаяся Мария Магдалина"
1809
.
А вот самая известная работа Антонио Кановы!
5. Композиция Кановы очень компактна и уравновешена. Подруги
стоят около жертвенника, на который возложены три венка цветов и гирлянда,
символизирующие их нежные узы.
Группа пользовалась большим успехом у современников Кановы и настолько
воплощала их идеал красоты, что о ней говорили:
"Она прекраснее, чем сама
красота".
Три Грации
олицетворяют Красоту, Любовь и Удовольствие. Грации состоят в
свите Венеры. В неоплатонизме они символизируют три аспекта любви. В
средневековом искусстве - грации - это Добродетель, Красота и Любовь, а
их атрибутами являются роза, мирт и яблоко, иногда - игральные кости.
"Грации либо обнажены, когда желают показать, что в них нет обмана,
либо одеты в полупрозрачные одежды, когда хотят подчеркнуть свои
прелести и достоинства" (Сенека).
"Три Грации."
1813-1816 гг.
Не хочется покидать этот прекрасный зал!
Подробно о скульпторе можно прочитать здесь!
http://spbstarosti.ru/headline/tancovshhica-antonio-kanova.html
http://history.vn.ua/book/100skulptorov/55.html
«Того природа сделать не
могла, что Красота с Кановою смогли!»