Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника - Ольга Юрьевна Ушакова
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Ольга Юрьевна Ушакова

Папка "Файлы пользователя"



КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ


Открытый урок `Правописание непроизносимых согласных. Обобщение.`
Эссе
Правописание непроизносимых согласных. Обобщение.
конспект урока
Без названия
Разработка  урока русского языка

 Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника




Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника

В Российскую школу приходит новый образовательный стандарт, который предъявляет определенные требования к деятельности учителя. Современному учителю необходимо понять, что процесс обучения должен стать привлекательным для учащихся, должен приносить удовлетворение, обеспечивать их самореализацию.

В последнее время много говориться о необходимости повышения уровня мотивации школьников в учебном процессе. Это достаточно сложная психологическая проблема, которая обеспечивается целым рядом педагогических условий, а также умениями учителя их создавать и развивать.

     способность к самоорганизации, умение отстаивать свои права, участвовать в деятельности и создании общественных объединений;

     толерантность, терпение к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы;

Появилась необходимость совершенствования педагогической практики с целью существенного повышения качества психологических условий обучения, воспитания и развития учащихся, а также создания психологической комфортной среды для сохранения здоровья учащихся и учителя и наиболее полной реализации их способностей.

         В связи я этим актуальным становится создание системы работы на основе деятельностного подхода, создающего условия для становления деятельностной, предприимчивой, созидательной личности.

Целью процесса обучения становится обучение разным видам деятельности, создание условий для умственного развития детей, в ходе которого охраняется психическое и физическое здоровье каждого ученика, а также существенно повышается качество обученности.

Достижение данной цели осуществляется через последовательное решение следующих задач.

Задачи:

     систематизировать знания об активизации деятельности учащихся, накопленных в традиционном подходе обучения;

     увидеть себя, свой педагогический опыт в новой системе обучения;

     переходить к новому способу обучения поэтапно, своим темпом в соответствии со своими возможностями;

     обеспечить достаточную полноту и качество формирования общеучебных умений и ключевых деятельностных компетенций;

     уже на первых этапах перехода повысить качество обучения в соответствии с существующими сегодня измерителями, которые мотивируют к дальнейшему развитию;

     включаться в инновационный процесс на посильном для себя уровне;

     вырасти профессионально и подготовиться к переходу к новым Госстандартам образования;

     создание условий для повышения качества обученности, воспитанности школьников, интенсификация их общего развития.

Принципы деятельности учителя в условиях реализации деятельностного подхода в обучении:

     пересмотр схемы и требований к традиционному уроку;

     изменение психологических условий обучения;

     создание между детьми атмосферы добра, взаимовыручки;

     создание психологической комфортности;

     равенство всех участников учебного процесса;

     не принудительное привлечение детей к деятельности;

     возможность совершения ошибки учащимися в ходе учебного процесса;

     вера в каждого ребенка;

     способствовать речевому развитию;

     максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе.

Итак, движущей силой развития ребенка является деятельность.

Для осуществления поставленных задач проводится формирование и отработка следующих видов деятельности:

Социальная – д еятельность, способствующая осознанию ребенком самого себя в окружающей действительности, развивающая навыки самообразования .

Учебно-познавательная – деятельность, направленная на овладение знаниями, развитие познавательных процессов.

Организационные  – развитие коммуникативных навыков, формирование общих ценностей коллектива, развитие нравственных качеств ребенка.

Виды деятельности

Социальная

Учебно-познавательная

Организационная

Приемы и формы организации

коллективное, межгрупповое взаимодействие;

деловое сотрудничество.

индивидуальная;

фронтальная;

коллективная;

групповая.

В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее понятие цели. Происходит опора на внутренние мотивы. Выбор способа действия осуществляется совместно с учащимися.

У учащихся появляется вариативности, индивидуального выбора действия.

Происходят позитивные внутренние изменения.

Самооценка на основе применения индивидуальных эталонов достижения.

 

 

 

планирование и прогнозирование своей деятельности;

самоконтроль;

самооценка;

обобщение.

Обучить ребенка – значит постоянно использовать приемы, затрагивающие его личность, его опыт. Новый способ организации обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей.

Для увеличения эффективности путей активизации учения школьников, обеспечения их делового и речевого взаимодействия, возникла необходимость переосмыслить типовую схему учебного занятия. Таким образом, происходит формирование упомянутых выше видов деятельности. Урок включает следующие этапы:

1.      Самоопределение к деятельности.   Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи.

Высказывают предположения о том, что пригодиться для успешной работы на уроке.

Возможна самопроверка домашнего задания.

 

2.      Актуализация знаний.   Цель: обеспечение готовности учащихся к включению в продуктивную обучающую деятельность, повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Помощь ученикам при включении в работу;

организация живого диалога;

создание проблемы перед изучением нового материала.

Ведение живого диалога: свободно говорят, высказывают свою точку зрения, спорят;

проявляют готовность включиться в новый познавательный процесс.

 

3.      Постановка учебной задачи.   Цель: обсуждение затруднений, проговаривание цели урока, темы.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Создание настроения ожидания нового материала, радости открытия неизвестного.

Выявление недостающих для решения задачи знаний, создание конфликтной ситуации.

 

4.      «Открытие» детьми нового знания.   Цель: решение задачи, обсуждение проекта ее решения.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организация диалога;

использование приемов, способствующих активизации мысли учащихся в процессе освоения нового материала.

Ведение диалога;

групповая или парная работа.

 

5.      Первичное закрепление .   Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорных сигналов.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организация фронтальной работы;

организация работы в парах по выполнению продуктивных заданий;

исправление ошибок;

при необходимости повторение материала заново.

Фронтальная работа, работа в парах;

решение продуктивных задач;

ведут обсуждение (учатся четко формулировать вопрос, выражать свое мнение, учитывать другие точки зрения);

учатся разделять с учителем лидерство в группе и принимать на себя ответственность за результат учебного труда.

 

6.      Независимая самостоятельная практика учащихся.    Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что умеет.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Дает небольшой объем самостоятельной работы (2-3 задания);

организация самоконтроля и самопроверки.

Самостоятельная работа (выполнение письменных работ);

самопроверка по эталону.

 

7.      Самоконтроль и самооценка результатов.   Цель: каждый должен сделать вывод о том, что уже умеет.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Применение индивидуальных эталонов в оценке труда.

Активизация оценочной деятельности через самооценку полученных результатов.

 

8.      Подведение итогов учебного занятия.   Цель: сравнение целей, поставленных в начале работы, с полученным результатом, подведение объективного результата работы.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Определение перспектив последующей работы;

обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Осознание результатов своей учебной деятельности;

Самооценка результатов своей работы и работы всего класса.

 

Время, отводимое на каждый этап урока, может варьироваться в соответствии с учебной ситуацией. Любое занятие представляет собой систему, создаваемую учителем для достижения конкретной цели.

Формы взаимодействия в ходе учебной деятельности:

1.      «Учитель-ученик» (используется для постановки проблемы).

2.      Работа в паре – «ученик-ученик» (самоконтроль и самооценка).

3.      Групповая работа (процесс поиска способа решения учебной задачи).

4.       Межгрупповое взаимодействие (при общении, введении общих закономерностей, формулировании фундаментальных для данного возраста детей оснований, необходимых для последующего этапа работы и аргументированного их изложения, самостоятельный поиск, решение творческих задач, обобщение полученных результатов).

5.      «Ученик-родители» (обсуждение той или иной задачи дома).

6.      Индивидуальная работа (выполнение дифференцированных заданий по пройденному материалу и творческие работы).

Для выстраивания новой системы работы и достижения качественных результатов учебной деятельности целесообразно отобрать наиболее эффективные приемы и формы ее организации:

1.      Использование дифференцированных заданий.

2.      Включение в образовательный процесс ИКТ.

3.      Использование метода проектов.

1.      Использование дифференцированных заданий.

Мы считаем необходимым включать дифференцированную работу на различных этапах урока в зависимости от его целей и задач. Наиболее остро вопрос индивидуальных различий школьников стоит на уроках обучения грамоте в первом классе. Очень важно организовать работу учащихся таким образом, чтобы ни одна минута 35 минутного урока не пропала даром, чтобы не потерять ни самых читающих детей, ни тех, кто начал знакомиться с буквами только в школе.  

Включение в образовательный процесс ИКТ.

Включение в образовательный процесс информационных и коммуникативных технологий является средством обучения, воспитания и развития, а также средством управления образовательным процессом и обеспечением профессиональной деятельности учителя.

Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:

     активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;

     достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;

     развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровню комфортности обучения, усилить мотивацию учения;

     снижению дидактических затруднений у учащихся;

     повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления; формированию информационно-коммуникационной компетенции; приобщение школьников к достижениям информационного общества.

     приобретению навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности;

     развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности;

     сформировать у школьников умение работать с информацией, развивать коммуникативные способности;

     активно вовлекать учащихся в учебный процесс;

     качественно изменить контроль за деятельностью учащихся.

Использование информационно-коммуникативных технологий дает возможность учащимся для осуществления следующих видов деятельности:

     проведение урока с мультимедиа выступлением (сопровождение рассказа учителя; демонстрации при объяснении нового материала; заранее подготовленное выступление — доклад ученика по определенной теме), при этом используется компьютер на рабочем месте учителя, подключенный к проектору;

     подготовка к выступлению, выполнение домашнего задания — поиск информации, работа над текстом, написание мультимедиа сочинения. Для этой цели можно использовать компьютер в рабочей зоне класса, в компьютерном классе, в библиотеке школы, домашний компьютер;

     самостоятельная работа учащегося и работа в малых группах на компьютере в рабочей зоне класса. Такая форма организации работы позволяет в большей степени осуществлять индивидуальный подход к обучению.

Продуктивность таких уроков очень высока.

2.      Использование метода проектов.

В начальной школе особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть и решить проблему, а также направлено на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе проектов.

Приведем пример проектного урока по предмету «Мир вокруг нас» в 4 классе.

Опыт нашей работы сопровождался мониторинговыми исследованиями благодаря которым происходило получение оперативной, точной и объективной информации о текущем состоянии учебно-воспитательного процесса, что позволяло своевременно проводить коррекцию деятельности учителя и учащихся.

Цель мониторинга:

     проанализировать и оценить результативность обучения;

     оценить эффективность учебного процесса с точки зрения государственных стандартов образования;

     проанализировать успешность обучения с учетом особенностей детей имеющегося контингента;

     обобщить опыт данной работы, критически осмыслить, внести необходимые коррективы.

Проводимые на протяжении последних лет исследования уровня познавательных процессов показывают динамику и положительные результаты.

Рассмотрим динамику сформированности заявленных видов деятельности. Для обеспечения педагогической поддержки уровни сформированности достаточно определить как низкий, средний и высокий.

 

Диаграмма 1

«Динамика уровня сформированности   социальных видов деятельности».

Диаграмма 2.

«Динамика уровня сформированности учебно-познавательных видов деятельности».

Диаграмма 3.

«Динамика уровня сформированности организационных видов деятельности».

Проводилось непрерывное отслеживание за состоянием уровня качества обученности школьников. Были разработаны тестовые задания по русскому языку и математике.

 

Учебный год

                                   предмет

Качество %

2004/2005

уч.год

Литературное чтение

62

Русский язык

77

Математика

60

2005/2006

уч.год

Литературное чтение

78

Русский язык

80

Математика

84

2006/2007

уч.год

Литературное чтение

92

Русский язык

85

Математика

92

2007/2008

уч.год

(итоги 1 четверти)

Литературное чтение

95

Русский язык

86

Математика

95

Современное начальное образование направлено на решение важнейшей задачи социально-личностного развития ребенка. Опыт нашей работы способствует приобретению учащимися опыта разнообразной деятельности (учебно-познавательной, коммуникативной, практической и др.) как основы для развития личностных качеств и способностей. Это позволяет не только обеспечить качественно новый, высокий уровень подготовки младшего школьника к обучению в среднем звене школы, но и сформировать у учителя новый взгляд на начальное образование.

 

 

 


деятельностный подход в обучении младших школьников
Автор: Ушакова Ольга Юрьевна
Источник: конкурсная работа



ОБСУЖДЕНИЕ


Светлана Доржиевна Будаева2012-12-04 15:41:33 - Светлана Доржиевна Будаева
Очень интересная статья. Спасибо.
Ольга Дмитриевна Шалимова2012-12-04 15:48:15 - Ольга Дмитриевна Шалимова
Деятельностный подход был разработан Леонтьевым в 70-е годы прошлого века.Наконец-то современная школа и учителя начинают внедрять его в педагогическую практику!
Ольга Юрьевна Троценко2013-03-25 18:02:14 - Ольга Юрьевна Троценко
Очень полезная статья.
Карима Агалямовна Нигматуллина2014-10-18 17:14:10 - Карима Агалямовна Нигматуллина
Очень хорошая статья.Спасибо. Творческих успехов вам!!!

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться




Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Пуловер правильно. С ударением на втором слоге.
👍👍👍😊
Всех с Первомаем!!! С праздником трудящихся, и особенно трудящихся в эти праздничные дни дачников!!! Кому то может первомается На шашлыках, да на природе, У дачника спина не разгибается От первых сорняков на огороде 6813781-a3298085 6813783-a3298085 Москва майская-исп. В Бунчиков, В.Нечаев Старая пластинка.Сколько очарования, красоты, ностальгического умиления в прекрасных мелодичных песнях нашего не так уж далёкого прошлого. Не так давно я прочитал историю песни, которая сопровождала моё детство, и никогда не вызывала никаких сомнений в её принадлежности и направленности Когда слышу эту песню, происходит любопытная вещь: как будто луч света прорезает темноту времени и выхватывает маленький кусочек детства... 1 МАЯ.. Праздник... Самый народный по тем временам... Ну, конечно, после 7 ноября. Новый год проходил тогда почти незаметно. И вот утро 1 мая, кругом флаги, радостные лица.. В памяти ещё были свежи страдания и лишения военного времени и никто не жаловался, не возмущался... Вокруг флаги, улыбающиеся, нарядившиеся во всё лучшее, люди.Кто то с флажками, портретами, лозунгами спешит по улице к электричке, видимо, на демонстрациюСейчас люди, тогда не жившие, объясняют это другими причинами, но не в этом суть. И вижу, как мы, босые (тогда погода уже в мае позволяла) мчимся к школе, где из репродуктора гремит эта песня..И небо голубое, воздух чистый, настроение... и спрашивать не надо...Уже начинается движение сока в ветках деревьев, надуваются почки, а некоторые, наиболее нетерпеливые, высунули свои зелёные язычки, как будто радуясь освобождению от зимней блокады, теплу и Солнцу Ещё робко, будто бы стесняясь, но всё более настойчиво и громко щебечут воробьи А песня гремит на весь посёлок: Кипучая, могучая, никем непобедимая Москва майскаяОна была тогда гимном столице На разных сайтах история её создания несколько различна, но для себя я определил ту, где приведены фото газетных вырезок тех лет. (dzen.rua/Yo3NuMhoXkyQIg0E). Авторами музыки были братья Покрасс, а вот автором текста считается Лебедев-Кумач. И изначальный текст был такой: УТРО красит нежным светом Стены древнего Кремля, Просыпается с рассветом Вся советская земля. Холодок бежит за ворот, Шум на улицах сильней. С добрым утром, милый город, Сердце Родины моей! ПРИПЕВ: Кипучая, Могучая, Нигде неповторимая, Москва моя, Страна моя, Ты самая любимая! 2. Разгорелся ДЕНЬ веселый, Морем улицы шумят, Из открытых окон школы Слышны крики октябрят. Молодой, большой, нарядный, С непокрытой головой, С песней звонкой и громадной Май проходит над Москвой. 3. ВЕЧЕР тает в белой дымке В ярком зареве зари, И на ножке-невидимке Блещут бусы-фонари. Вот когда встречаться парам! Говорлива и жива, По садам и по бульварам Растекается Москва. 4. НОЧЬ весенняя глядится В тишину Москва-реки, И поют ночные птицы Паровозные гудки. Бьют часы Кремлевской башни, Всё кругом в глубоком сне. До свиданья, день вчерашний, Доброй ночи всей стране! Т.е. это было просто лирическое стихотворение, посвящённое четырём временам суток в Москве. Было оно напечатано один раз в Вечерней Москве, после чего разразился скандал: куплет, посвящённый вечеру, был аналогичен стихотворению Вечер, написанному Палеем ещё в 1915г. Существует мнение, что плагиат был допущен сознательно помощником поэта, таким образом отомстившим за что-то работодателю Стихотворение было откорректировано, более того, для обеспечения дальнейшей неприкасаемости, в него было введено имя Сталина, которое было убрано из текста с очередной корректировкой в 1959г, неповторимая заменено на непобедимая и т.д. Но как бы там ни было, песня была и остаётся тёплым воспоминанием, своего рода реперной точкой в истории нашей страны.
Спасибо, Светлана Сергеевна, на добром слове! Обнимаю!
С праздником!
Очень хорошая работа





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/