За последние десятилетия в обществе
произошел кардинальный сдвиг в представлении о целях образования и путях их
реализации. От признания «знаний, умений и навыков» как основных итогах
образования, произошел сдвиг к пониманию обучения как процесса подготовки
обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию,
успешно решать жизненные реальные задачи, уметь сотрудничать и работать в
группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и
требования рынка труда.
Программа
развития универсальных учебных действий позволяет выделить основные результаты
обучения и воспитания, выраженные в терминах универсальных учебных действий как
показатели гармоничного развития личности, обеспечивающие широкие возможности
учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности,
способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству,
самообразованию и саморазвитию.
2 слайд
Теоретико-методологическая основой
проектирования программы формирования УУД в целом являются
системно-деятельностный и культурно-исторический подходы (Л.С. Выготский, А.Н.
Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов), интегрирующие
достижения педагогической науки и практики (компетентностной и зуновской
парадигм образования).
3 слайд
В широком значении термин «универсальные
учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к
саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения
нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении)
этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а
также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность
к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого
процесса.
4 слайд
Функции
универсальных учебных действий включают:
-
обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность
учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и
способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты
деятельности;
-
создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на
основе готовности к непрерывному образованию;
обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование
компетентностей в любой предметной области.
Универсальный
характер УУД проявляется том, что они носят надпредметный, метапредметный
характер;
реализуют целостность
общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития
личности; обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса;
лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо
от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия
обеспечивают этапы усвоения учебного
содержания и формирования психологических способностей учащегося.
5 слайд Номенклатура
универсальных учебных действий
В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом
ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:
1)
личностный;
2)
регулятивный
(включающий также действия
саморегуляции
); 3)
познавательный; 4)
коммуникативный. Представим
названные блоки УУД более подробно.
Личностные
универсальные
учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение
соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание
моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в
социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной
деятельности следует выделить три вида действий:
-
личностное, профессиональное, жизненное
самоопределение;
-
действие
смыслообразования, т. е.
установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом,
другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность,
ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое
значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
-
действие нравственно-этического
оценивания
усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей,
обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные
действия обеспечивают
организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся
-
целеполагание
как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и
усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
-
п
ланирование – определение
последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
составление плана и последовательности действий;
-
прогнозирование
– предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
-
контроль в форме сличения способа
действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и
отличий от эталона;
-
коррекция – внесение необходимых
дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона,
реального действия и его продукта;
-
оценка
- выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит
усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
-
волевая
саморегуляция
как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию
- к выбору в ситуации мотивационного
конфликта и
к преодолению препятствий.
Познавательные универсальные
действия включают
общеучебные,
логические, действия постановки и
решения проблем
.
1.Общеучебные
универсальные действия:
-
самостоятельное выделение и формулирование
познавательной цели;
-
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска,
в том числе с помощью компьютерных средств:
-
знаково-символические
-
моделирование – преобразование объекта
из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта
(пространственно-графическую или знаково-символическую) и
преобразование
модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную
область;
-
умение структурировать знания;
-
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и
письменной форме;
-
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий;
-
рефлексия способов
и условий действия,
контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
-
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости
от цели;
извлечение необходимой
информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и
второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов
художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
-
постановка и формулирование проблемы,
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем
творческого и поискового характера.
Универсальные
логические действия
:
- анализ объектов
с целью
выделения признаков (существенных, несущественных)
-
синтез
как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая,
восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации,
классификации объектов;
-
подведение под понятия, выведение следствий;
-
установление причинно-следственных связей,
-
построение логической цепи рассуждений,
-
доказательство;
-
выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
-
формулирование
проблемы;
-
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового
характера.
Коммуникативные
действия
обеспечивают социальную компетентность и учет
позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение
слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем,
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и
сотрудничество со сверстниками и взрослыми
.
Видами
коммуникативных
действий являются:
-
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение
цели, функций участников, способов взаимодействия;
-
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
-
разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его
реализация;
-
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
-
умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и
условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Развитие
системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных,
познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие
психологических способностей личности, осуществляется в рамках
нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка.
Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности
ребенка и тем самым определяет
зону
ближайшего развития указанных универсальных учебных действий –
их уровень развития,
соответствующий нормативной стадии развития и
релевантный «высокой норме» развития,
и
свойства.
7 слайд
Критериями оценки сформированности УУД у
учащихся, соответственно, выступают:
соответствие
возрастно-психологическим
нормативным
требованиям;
соответствие
свойств
универсальных действий заранее
заданным требованиям.
Возрастно-психологические
нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их
развития.
Свойства
действий, подлежащие оценке, включают уровень (форму) выполнения действия;
полноту (развернутость);
разумность;
сознательность (осознанность);
обобщенность;
критичность и
освоенность (Гальперин П.Я., 2002)
.
8
слайд 5. Модель системы УУД
Анализ генезиса
и развития УУД, особенностей их функционирования позволяет установить их
взаимозависимость и взаимообусловленность, прямо вытекающую из
активно-деятельностной природы развития психологических новообразований (А.Н.Леонтьев,
Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец).
Универсальные
учебные действия представляют собой целостную систему, в которой генезис и
развитие каждого из видов УУД определяется
его отношением с другими видами УУД и общей логикой возрастного
развития.
Ожидаемый результат реализации программы УУД
- для педагога:
10 слайд
Программа
·
обеспечит инновационное планирование образовательного
процесса в начальной школе, дополнив традиционное содержание
учебно-воспитательных программ,
·
конкретизирует требования к результатам
начального общего образования,
·
обеспечит необходимый/оптимальный уровень
преемственности начального и среднего общего образования.
- для обучающихся – результаты развития УУД:
11
слайд
·
адекватная школьная мотивация;
·
мотивация достижения;
·
развитие основ гражданской идентичности;
·
формирование рефлексивной адекватной самооценки;
·
функционально-структурная сформированность учебной
деятельности;
·
развитие произвольности восприятия, внимания, памяти,
воображения.
12 слайд
Спасибо за внимание.
Приложение.
Универсальные
учебные действия. /УУД/
Личностные УУД
|
Коммуникативные УУД
|
Самоопределение
(мотивация учения,
формирование основ гражданской идентичности личности).
Смыслообразования
( «какое значение, смысл
имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него).
Нравственно-этического оценивания
(оценивание усваиваемого
содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее
личностный моральный выбор).
|
Планирование
(определение цели, функций
участников, способов взаимодействия).
Постановка вопросов
( инициативное
сотрудничество в поиске и сборе информации).
Разрешение конфликтов
( выявление, идентификация
проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие
решения и его реализация).
Управление поведением партнёра точностью
выражать свои мысли
(контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с
достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).
|
Познавательные УУД
|
Регулятивные УУД
|
Общеучебные
-
формулирование познавательной цели;
-
поиск и выделение информации;
-
знаково-символические
-
моделирование
Логические
-
анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
-
синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;
-
выбор оснований
и критериев для
сравнения, сериации, классификации объектов;
-
подведение под понятие, выведение следствий;
-установление
причинно-следственных связей;
-
построение логической цепи рассуждений;
-
доказательство;
-
выдвижение гипотез и их обоснование.
Действия постановки и решения проблем:
-
формулирование проблемы;
-
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового
характера.
|
Целеполагание
(постановка учебной задачи
на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что
ещё неизвестно).
Планирование
(определение
последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
составление плана и последовательности действий).
Прогнозирование
(предвосхищение результатаи
уровня усвоения, его временных характеристик).
Контроль
(в форме сличения способа действия и его
результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от
эталона)
Коррекция
(внесение необходимых дополнений и корректив
в план
и способ действия в случае
расхождения эталона, реального действия и его продукта).
Оценка
(выделение и осознание учащимися того, что
уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня
усвоения).
Волевая саморегуляция
(способность к мобилизации
сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации
мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).
|
|