Муниципальноебюджетное - Вера Сергеевна Саввина
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Вера Сергеевна Саввина


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Вера Сергеевна Саввина / Блог / Муниципальноебюджетное


ЗАПИСЬ #2

КОММЕНТАРИИ (0)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


04 июля 2013, 07:06, автор - хозяйка блога
Вера Сергеевна Саввина

Муниципальноебюджетное

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Тульское Тербунского муниципального  района Липецкой области

 

 

 

 

 

 

 

 

Топонимика моей малой Родины

Исследовательская работа

 

 

 

 

                                                                                                                             Автор работы:

Барабанщиков  Дмитрий Васильевич

4 класс

Руководитель :

 Саввина Вера Сергеевна

учитель начальных классов

 

                                                                                  

                                                                                   

 

Тульское

2013

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

I .Введение……………………………………………………….стр.3

II . Основная часть……………………………………………….стр.6

1.      Методы исследования……………………………..стр.6

2.      Беседы со старожилами …………………………...стр.6

3.      Список респондентов………………………………стр.7

4.      Экскурсии по окрестностям села…………………..стр.8

5.      Работа с топонимическими словарями и Internet …стр.8

                6. Список микротопонимов …………………………...стр.9

III .Выводы…………………………………………………………стр.12

IV .Заключение……………………………………………………..стр.14

V .   Список использованной литературы………………………...стр.15

VI .  Приложение…………………………………………………...стр.16

 

 

 

 

 

 

                                                                                     

 

 

                                                                                Люблю старинные названья

                                                                                   Российских сел и городов,

                                                                               Они как будто изваянья

                                                                                     Во мгле растаявших годов.

(В. Сидоров)

 

I.                   ВВЕДЕНИЕ

           Все объекты географической оболочки Земли-материки, страны, острова, горы, океаны, моря, озера, реки, государства, села, деревни- имеют свои географические названия. Изучением географических названий занимается наука -топонимия. А понятие «топонимика» означает  совокупность географических названий определенной территории. Возникновение топонимики какого-либо района связано с освоением его человеком. Названия могут рассказать нам  о народах, живших в нашей местности столетия назад, о природных особенностях  края. Названия города или села- это часть его истории. Поэтому у каждого населенного пункта есть своя история и свое лицо.

         На карте моей малой Родины можно увидеть десятки таких названий. (Приложение 1).Это язык земли нашего края. Это память истории. В них есть что-то завораживающее и таинственное: Спасское,  Изубриевка, Тройни, Суры, Поленов лес, Медовый лог, Святой колодец.  Во время посещения школьного музея от экскурсоводов я услышал историю происхождения названия моего села   Х-Березовка (Голопузовка). 

 

 

Х-Березовка потому,  что в окрестностях  села, вдоль обильных лугов, вокруг  ручьев росли березы. В разговорной речи это село чаще всего называют «Голопузовка».  Это хлесткое название стояло на старых картах (где-то с 1879 по девяностые годы). По рассказам старожилов, проезжал как-то по селу на своей таратайке  с кучером барин из Тульского. А навстречу ему –голопузых детей ватага.

       -Эй, голопузые, откуда вы такие одинаковые будете?- говорит он им.

       -Так ведь как есть из Голопузовки, барин!-смеясь ответил за них возница, прибавив: «Это вон из того села, что все в березах. Тут таких голопузых-пропасть скоко. В каждой семье-полтора десятка, не менее». И повелел барин приезжему картографу и землемеру начертать на схеме такое название села: Голопузовка, лежит в двух верстах от села Тульское… Когда я услышал эти предания, то решил узнать происхождение и других названий географических объектов нашей местности. Так возник замысел исследовательской работы и была сформулирована  тема- «Топонимика моей малой Родины».

  Актуальность этой работы очевидна, так как в настоящее время существует проблема  снижения интереса молодежи к историческому прошлому родного края.

Обоснование выбора

        Тема заинтересовала нас тем, что мало изучена, хотя очень важна.. Все меньше остается старожилов, которые помнят происхождение названий географических объектов  нашего края, могут их правильно истолковать. Мы считаем необходимым сохранить эти знания, потому что это часть нашей жизни, нашей национальной культуры.

 

    Цель проектной работы:

-более глубокое знакомство с историей родного края, с топонимикой; развитие умения вести самостоятельные наблюдения, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы.

Мною была сформулирована гипотеза исследования: названия географических объектов хранят в себе информацию об историческом прошлом нашей местности.

         Задачи:

- составить словарь микротопонимов с. Тульское и его окрестностей;

- установить историю их происхождения и способ образования;

-ознакомить с результатами работы всех учащихся школы.

       Литературный обзор

         Мы изучили ряд книг по топонимике которые помогли нам в исследовании.  В книге А. В. Суперанской «Что такое топонимика?» нашли материал об отличии топонимов, микротопонимов, макротопонимов. Из монографии Е.И. Голановой «Как возникают названия» узнали о способах образования названий. «Историко-топонимический словарь России»          Е.И. Поспелова стал для нас образцом составления своего словаря.

 

 

 

 

 

                                        

II .ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Основополагающий вопрос проектного исследования

   Какую информацию хранят в себе названия географических объектов моей малой Родины?

Объект исследования : микротопонимы села Тульское.

Предмет исследования : происхождение названий деревень, улиц, рек, прудов, лесов, урочищ , расположенных в окрестностях села Тульское.

 

1.Методы исследования

       В работе мы  использовали различные методы исследования. Особенности темы обозначили главные: экскурсии, беседы со старожилами и старшими жителями села, опрос, работа с исторической литературой , топонимическими справочниками, поиск материала в Internet , обсуждение информации с товарищами, учителем.

2.Беседы со старожилами

      В целях изучения микротопонимов нашей местности были организованы встречи со старожилами  села. Несколько раз ходили на экскурсии по маршрутам, указанным ими. В ходе бесед узнали много занимательного  по интересующей нас теме. Так пенсионерка Саввина Анна Васильевна поведала нам историю происхождения названия улицы Баринов бок в с. Х-Березовка. С ее слов, жил там важный мужик-Ванька, по прозвищу  Барин. Сад большой имел, пасеку. Работничков держал. Был нраву крутого, что не так- в ухо бьет. Чуть подвыпьет ежели- приказывает кулачные бои вести, прямо петух, страсть какой драчливый был! Многие его боялись. А он подбоченится: «Тише, мыши, кот идет!». Давно уже нет Ваньки Барина, а название осталось.

       Участники проектной работы пользовались памяткой, разработанной руководителем проекта для работы с населением.

Памятка

для организации бесед с жителями села во время сбора материала

 

1.      С помощью учителей, родителей найди собеседников-старожилов.

2.      Узнай все необходимое об этих людях (имя, отчество, возраст, историю           жизни, заслуги и т.д.).

3.      Заранее договорись о встрече. Будь в просьбе предельно вежлив.

     4. Возьми с собой блокнот и карандаш. Но записывай немного,     постарайся запомнить. Собеседнику нужен внимательный слушатель.

     5. После беседы обязательно поблагодари человека.

3. Список респондентов

1.Болгова Анастасия Семеновна, пенсионерка.

2.Игрунова Вера Ивановна, пенсионерка.

3. Рязанцев Николай Михайлович, пенсионер.

4. Рязанцева Мария Ипатьевна, старожил.

5.Саввина Анна Васильевна, пенсионерка.

 

 

 

 

                   

                                     4.Экскурсии по окрестностям села

      С целью исследования происхождений некоторых названий нами были совершены экскурсии к деревне Каменка, в Тройни, к Узенькому ручью, к деревне Засосна. В ходе этих экскурсий получило подтверждение происхождений названий этих объектов. Так в окрестностях Каменки мы воочию увидели огромные валуны, выходившие из-под земли. Лог Тройни действительно имеет три разветвления, которые сходятся в одном месте. Ручей Узенький узкий по ширине. А деревня Засосна расположена к западу от урочища Суры, в котором произрастает большое количество сосен, т. е. «за соснами».               5.Работа с топонимическими словарями и Internet

        В ходе исследования мы пользовались различными топонимическими словарями и Internet . В одних содержатся просто списки всех географических названий какой-либо местности. В других даны, кроме этого, объяснения: откуда взялось название, кто его придумал, что оно значит. В частности, в кратком топонимическом словаре Тербунского района мы нашли сведения о своем селе:  «Село Тульское, что под Тербунами, перешло на юг из Тульской губернии».(6, с.3)

6. Список микротопонимов

БАРИНОВ БОК-улица с. Х-Березовка. Называется по прозвищу проживавшего здесь зажиточного крестьянина Ваньки Барина. «Бок»-часть улицы. (Приложение 2).

ВШИВКА (БАРСКИЙ ПРУД). Находится на территории усадьбы князей Мещерских. По рассказам старожилов, после купания в этом пруду, у людей заводились вши.

ГУДОВКА- улица с. Х-Березовка. Место, где расположена церковь и «гудел» колокол.(Приложение 2).

ДРОНОВКА- хутор. Назван по фамилии основателя Дронова.(Приложение 2)

ЗАСОСНА- деревня. Существуют две версии происхождения названия: «находящаяся за соснами» и от глагола «засасывать»- рядом много болот.

ЖУРАВЛИНЫЙ ЛОГ. Находится у с. Х-Березовка. Ранее в этом месте старожилы часто видели журавлей.

ИЗУБРИЕВКА- река.  Названа по обитавшим в далеком прошлом в этой местности изюбрам.

КАМЕНКА- деревня, рядом с которой находится  месторождение камней.

КОСОРОТОВКА- улица с. Х-Березовка. Жители имели особое отличие в говоре (сильная артикуляция и медленный напевный темп речи, при разговоре как бы косоротили).

КРИВОЙ ЛОГ. Находится у с. Х-Березовка. Имеет извилистую «кривую» структуру.

МЕДОВЫЙ ЛОГ. Примыкает к Сурам. Назван так по большому количеству произраставших  там полевых цветов и наличию  пчел.

НАХАЛОВКА- улица с. Х-Березовка, северная часть. Заселена после революции 1917 года на землях зажиточных крестьян, «нахально». (Приложение 2).

ОРЛОВКА-деревня. Владение господ Сливицких, проживающих в городе Орле.

ПОЛЕНОВ ЛЕС.  Первая версия: название произошло от слова «полено». Вторая: Первоначально лес назывался «Павилионов» по фамилии помещика, владевшим  имением в селе Тульское. Затем название видоизменилось в «Поленов».

РАЙСКИЙ- поселок. Название получил за красивый ландшафт, плодородную землю, обилие источников воды, как в раю.

СЕЛИВИЦКИЙ ЛЕС. Принадлежал помещикам Селивицким.

СУРЫ- урочище. «Суры»-заросли кустарника.

ТУЛЬСКОЕ- село. Первая версия: Крепостные крестьяне завезены из Тульской губернии. Отсюда и возникло название села. Вторая-название села образовано от слова «затулок», т. е. угол, захолустье.

ТРОЙНИ- лог в районе деревни Каменка. Имеет три разветвления, поэтому так и называется.

УЗЕНЬКИЙ- ручей. Протекает от села Х-Березовка до Дроновского пруда. Особенность: узкая ширина ручья.

ХОЛОПКИНА ЛОЩИНА. Находится у деревни Каменка. Название возникло от  фамилии жителя деревни Холопкина С.Ю.

ХУТОР-БЕРЕЗОВКА-село. Название возникло от растущих там в изобилии берез.(Приложение 2).

ЧИБИСОВКА- улица с. Х-Березовка. До сих пор в округе гнездятся чибисы.

ЯМКИ- урочище, лес. Находится в окрестностях с. Х-Березовка. Место в оврагах, ямах.

СПАССКОЕ- деревня, названная по церкви. Церковь Спаса Нерукотворного. (Приложение 3).

   

                                                           

              

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              

 

                                                 III .   ВЫВОДЫ

      В результате исследования была полностью подтверждена выдвинутая перед началом работы гипотеза: названия географических объектов хранят в себе информацию об историческом прошлом нашей местности.

    1. Нами был составлен топонимический словарь с. Тульское и его окрестностей, состоящий из 25 названий.

    2. Установлены истории происхождения данных микротопонимов.  Происхождение этих названий толковали с помощью старожилов и по собственным заключениям. Мы узнали, что топонимы по происхождению можно разделить на две группы. Первая построена на человеческих именах, иногда личных, иногда родовых, фамильных. Вторую группу составляют те, внутрь которых человек как бы заглядывает: сжатое, иногда очень яркое описание признаков того места, которое он называет.

    3.   В выполнении проекта оказывали помощь ученики разных классов. С материалами ознакомлены все учащиеся школы.

Практическая значимость

    Наша проектная работа имеет большое значение для учащихся школы и всех жителей села, так как в  ней примут участие многие, а публичное знакомство с ее результатами позволит восстановить возникновение микротопонимов нашей местности, имеющих  практическое значение. Материалы исследовательской работы могут быть использованы на уроках истории, краеведения, литературы, русского языка, при проведении классных часов, уроков знаний, а также в работе школьного музея.

 Новизна работы заключается в том, что впервые была исследована топонимика географических объектов нашей местности. В ходе исследования выявлены истории  происхождения названий «Каменка», «Тройни», ранее их не имевших.

 

                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    

 

                                         

  IV . ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         Исследуя топонимы, мы пришли к выводу, что топоним- это мост между прошлым и будущим. Как много, оказывается, могут рассказать они о жизни моих предков. Топонимика позволяет создавать рисунок прошлого.

         Нельзя допустить, чтобы пропали эти названия. Надо сохранить их, так как они содержат в себе сведения о жизни  наших предков.

       «Сохранить топонимы не только важно, но и нужно. Ведь многие объекты сельской местности и их названия исчезают, а это значит, что исчезает наша история, наши корни, опустошается наша память»-пишет Г. П. Солицкая в книге «Занимательная топонимика».

      Данный проект позволил нам глубже познакомиться с живой историей нашей малой Родины, с природой своего края,  жителями – односельчанами.                    Оказывается, такое это интересное и увлекательное дело- разгадывать истории знакомых с детства названий.  Конечно, это требует уточнения и более серьезного исследования, но собирать названия наших мест мне очень понравилось, особенно, если есть какая-то своя история у каждого названия. Я думаю и в дальнейшем продолжить это увлекательное дело.

                      

 

 

 

 

          

                V .СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.      Голанова Л.В. Как возникают названия. М., Просвещение, 1989.

2.      Поспелов Е.М. Школьный топонимический словарь. М., 1988.

3.      Прохоров В.А. Липецкая топонимия. Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1981.

4.      Солицкая Г.П. Занимательная топонимика.

5.      Успенский Л.В. Имя дома твоего.  Очерки по топонимике. М., 2002.

6.      Топонимика Тербунского края. Эксклюзивный материал от ТРНКО «Восхождение».

7.            Internet: Wikipedia ( Википедия ) Slowari ( Словари ).





ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Какой милый бычок, Валентина Васильевна! Очень похож на того, который на картине Серова стырил Европу Кстати, тут я как то прочитал любопытную интерпретацию этой истории: Как- то у Зевса случилась `очередная из бесчисленных` пошлая интрижка с царевной Европой, которую он под видом быка утащил из дома, а когда довез до Крита, обернулся там юношей и `возлежал` с ней. От этого `союза` родились три сына - Минос, Радамант и Сарпедон. А когда `царь богов` свою пассию `бросил, поматросив`, Европе пришлось идти замуж за местного царя Астерия, который согласился усыновить мальцов, благо сам всё равно был бездетный. После его смерти три брата поделили Крит на три части и, естественно, вскоре подрались, А виновата в этом по иронии истории была такая модная нынче в Европе педерастия - Минос и Сарпедон влюбились в одного мальчика, Милета. Вьюнош ответил взаимностью младшему брату, и злой старший выгнал их обоих, но в разные стороны - Милета высадили в Малой Азии, где ему пришлось основать город своего имени, а Сарпедона выслали в Ликию, где он стал местным царьком и получил от отца Зевса жизнь размером в три обычных, что и позволило ему дожить до Троянской войны, на которой его и убил Патрокл. Радамант же был поумнее Сарпедона, и с братом благоразумно не ругался, управлял своей третью Крита, но, похоже, где-то всё таки нашкодил, и тоже был изгнан с Крита. Но за справедливость и знание законов Зевс после смерти сделал его судьей мертвых в подземном мире. Минос же остался править Критом, женился на Пасифае, дочери бога Гелиоса, и народил с нею много всяких детей. Одного из них, опять же с подозрительным именем Андрогей, за что-то афиняне убили в Аттике, и Минос приговорил их ежегодно присылать к нему семерых юношей и семерых девушек. А что с ними делать - такого вопроса у Миноса не было, потому что был у него в хозяйстве любопытный бычок, вернее белый буйвол из пены морской, которого он выпросил у Посейдона для жертвоприношения, но пожадничав, оставил `вах, такого красавца!` себе в стаде на `развод`, а в жертву принес другого. Посейдон же осерчал и наказал царя, поселив в Пасифае противоестественную страсть к этому белому буйволу. Но женщины и быки в смысле секса слишком уж в `разных весовых категориях`. Тут на помощь царице пришел местный `на все руки мастер`. Точнее, Дедал, как и положено `человеку наук`, был афинянином, которого всему научила сама Афина, но из-за убийства Талоса спасаясь от неизбежного наказания, мастер сбежал на Крит, где Минос приютил его при дворе в обмен на изготовление `всяческих штуковин`. Он-то и смастерил для Пасифаи специальную металлическую корову, забравшись в которую, царица смогла наконец сблудить с любимым быком. Правда, через девять месяцев случился конфуз - родился мальчик с бычьей головой. Минос, подумав, убивать его не стал, а приказал Дедалу построить Лабиринт, посадил мальчика внутрь него, назвал Минотавром и раз в год запускал туда `афинскую дань` вьюношей `царевич` просто кушал, а девушек перед тем `использовал по назначению`... Чем закончилась вся эта история - знают даже дети - приплыл Тесей, с помощью ниток Ариадны, дочки Миноса, пробрался в Лабиринт, убил Минотавра, а потом и Ариадну украл.... Вот такая, пожалуй, не интерпретация, а интертрепация этой семейной драмы, даже трагедии, описанной под рубрикой `Их нравы`....
h5:g6+
Опал кустарник на лесной опушке, Украсила берёзу золотая прядь, У дуба появились жёлтые веснушки Привычно осени их щедро рассыпать А клён уже горит большим пожаром, Туман не виснет утром над рекой, И яблони, отдав свой долг базарам, Теряют листья под холодною росой. Грибами пахнет, сыростью и мохом В нём Солнце греется, от холода устав, От лета звонкого оставшиеся крохи Нам шлёт в последних утренних лучах И жадно пьют с росинками их птицы, Что не стремятся в дальние края, Их дом тот лес, где им пришлось родиться, И не нужны им тёплые моря. Пока ещё блестят на ветках паутинки, Но вот уже грядут метаморфозы: Вдруг запорхают первые снежинки Замёрзшие в полёте чьи-то слёзы А речка в напряжённом ожиданьи Тревожно бьёт волною в берега, В сверканьи брызг, как и в алмаза гранях, Вдруг вспыхивает радуги дуга. Предвидя зимние мороза выкрутасы, Весь мир лесной торопится скорей Пополнить пропитания запасы, Чтобы хватило их до тёплых дней..
Поздравляю с Пасхой! Желаю светлой радости, искренней любви, крепкой веры, мира, процветания. Пусть душа наполнится тихим счастьем, теплыми чувствами, светлыми помыслами и любовью. Пусть этот день принесет спокойствие, умиротворение и гармонию!
h:g6
6125535-a1584643





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/