Индийская сказка «Хитрый
шакал».
Сравнительный анализ двух сказок
Цель:
учить
распознавать черты бродячих сказочных сюжетов.
Ход урока
I.
Организационный момент
II.
Актуализация знаний
(Проверка домашнего задания.)
—
Выполните небольшой тест по сказке «Черепаха, кролик и
удав-маха». Отметьте правильные ответы.
Тест
1.
Кто герои сказки?
а) собака,
кролик, обезьяна;
б) старик,
старуха, рыба;
в)
черепаха,
кролик и удав.
2.
Как кролик спасал удава?
а) бросил
ему веревку;
б) сбросил
в яму ветки;
в) дал
ему лапу.
3.
Из-за чего у животных вышел спор?
а)
удав хотел
съесть кролика;
б) кролик
не захотел лезть в яму;
в) удав
не мог выбраться из ямы.
4.
Какой человеческий порок осуждается в этой сказке?
а) жадность;
б) хитрость;
в) неблагодарность. Проверим выполнение задания.
—
Вспомните, с какими индийскими сказками мы познакомились
на уроках.
—
Чему они учили людей?
—
Чему
же учит эта сказка? (
Показывает ценность хитрости, учит быть добрым,
благодарным, справедливым.)
III.
Постановка цели урока
Сегодня мы познакомимся еще с одной индийской сказкой.
—
Откройте учебник на с. 89 и прочитайте ее название. («Хитрый шакал».)
—
Предположите по названию, какая это сказка: самая древняя
сказочная история, просто древняя сказочная история или менее древняя сказочная
история?
Прочитаем и
узнаем.
IV.
Работа по теме урока
(Дети по
цепочке читают сказку в учебнике на с. 89—95.)
—
Кто
герои сказки?
(Тигр, человек, шакал.)
—
Из-за
чего возник спор между героями?
(Они пытались выяснить, есть ли
справедливость.)
—
Найдите
самые главные слова сказки. Кто их произносит?
—
Миша нашел главные слова в конце, а Маша — ближе к началу.
Кто прав? Перечитайте сказку и ответьте на вопрос.
(Правы и
Миша, и Маша, так как главные слова произносят и человек, и шакал:
«справедливость есть».)
—
Вам знаком этот сюжет? На какую сказку похоже?
—
Сравним две сказки. Чем они похожи?
(Примерный ответ.
•
В этих сказках один из героев попадает в беду, а
другой его выручает;
•
за благородный поступок героя хотят съесть;
•
возникает спор;
•
герои обращаются за помощью к третьему лицу;
•
спор помогает разрешить хитрый и умный герой;
•
в конце сказки зло наказано, неблагодарный герой снова
попадает в ловушку.)
—
Какой вывод можно сделать? (Это
бродячие истории.)
V.
Физкультминутка
VI.
Продолжение работы по теме урока
1.
Работа по учебпику
—
На сколько частей можно разделить эту сказку? (На две части.)
В первой части рассказывается о том, как тигр попал в
клетку, а человек его освободил; тигр захотел съесть человека; человек и тигр
заключают договор.
—
Найдите и перечитайте первую часть до слов «Долго
бродили человек и тигр...».
—
О чем говорится во второй части?
(Герои
обращаются к трем встречным за помощью, и только третий из них — шакал — помог
человеку.)
—
Что напоминает вторая часть сказки?
(Сказку-цепочку.)
—
О чем это говорит? (
Эта сказка
имеет черты самой древней сказки.)
—
Вам понравился шакал?
—
Перечитайте вторую часть и расскажите, как ему удалось
спасти человека.
—
Что вы можете сказать о шакале?
(Умный,
хитрый, благородный, бескорыстный, справедливый.)
—
Какая его черта связана с просто древними сказочными
историями? (Хитрость.)
—
А
какое его качество доказывает, что он уже герой менее древней сказки?
(Бескорыстное стремление сделать доброе дело и восстановить справедливость.)
2.
Работа
в тетради для самостоятельпой работы
(Выполнение
№ 11 (с. 22-25).)
VII.
Рефлексия
(«Коврик
настроений»: каждый ученик выбирает один из трех предложенных ему цветных
квадратов:
•
зеленый — ты все понял, тебе все удалось, все
понравилось;
•
желтый — есть вопросы, на которые ты бы хотел найти
ответ;
•
красный — тебе было трудно.
Квадраты
прикрепляют на доску в виде коврика.)
VIII.
Подведение итогов урока
—
С какой сказкой вы познакомились?
—
Почему ее
можно назвать бродячей сказочной историей?
Домашнее задание
Первый вариант — пересказать первую
часть сказки, второй вариант — пересказать вторую часть сказки
(учебник, с. 89—95).
Тема.Проектирование
сборника сказок
Цели:
учить по
названию произведения определять, какая это сказка: о животных или волшебная,
самая древняя сказочная история или просто древняя сказка; учить создавать
сборник сказок народов России.
Ход урока
I.
Организационный момент
II.
Актуализация знаний
(Проверка домашнего задания.)
Древние
сказки Мы изучали. Уроки, секреты Тех сказок узнали. Сегодня, друзья, Предлагаю
опять Древнюю сказку Всем почитать.
(Выполнение
№ 12 (тетрадь для самостоятельной работы, с. 25).)
III.
Физкультминутка
IV.
Работа по теме урока
—
Вспомните, что такое сборник.
—
В каком сборнике вы можете найти сказку
«Вихио»?
(«Сказки народов Америки», «Сказки народов мира».)
Маша
попросила
у
Михаила
Потаповича
сборник
«
Сказки
на
родов
мира
».
Прочитайте
его
содержание
в
учебнике
на
с
. 96.
—
Прочитайте названия сказок. Есть ли среди них
волшебные сказки?
(Да.)
—
Как вы определили?
(По названию.)
—
Большая часть этих сказок — сказки о животных. Прочитайте
их названия.
—
Миша хочет составить из этого сборника сказок другой
сборник — «Самые древние сказки о животных разных народов». Помогите Мише
выбрать нужные сказки. Как вы будете рассуждать?
(Эти сказки объясняют особенности внешности животных,
их поведение и причины природных явлений.)
—
Сколько
сказок вы нашли?
(Шесть сказок: в третьем и пятом разделах.)
—
Костя хочет составить свой сборник — «Сказки народов
России». Помогите ему. Но для этого надо смотреть не на название сказок, а на
что? Кто догадался?
—
Если трудно, то подсказку вы найдете на плакате
Летучей Мыши на с. 97. Прочитайте информацию. Что вы поняли?
—
Сказки каких народов войдут в Костин сборник?
(Далее работа ведется в парах.)
—
Выберите из содержания такие сказки. Какие из них
сказки о животных?
—
А какие
волшебные?
V. Подведение итогов урока
Теперь вы научились составлять сборник.
—
Какие сборники вы составили?
—
Вам
понравился урок? Поделитесь впечатлениями.
Домашнее задание
Дополнить сборник Кости Погодина своими
сказками и прочитать одну из них.
|