ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ЧЕРЕЗ УПРАВЛЕНИЕ САМООБУЧЕНИЕМ
учитель начальных классов
Школа-интернат №4, г.Караганда
учитель начальных классов
СОШ №34, г. Караганда
Как повысить качество знаний учащихся? Какие условия нужно создать на уроке, чтобы учащиеся начальных классов проявили устойчивый интерес к изучаемым предметам, адекватно оценивали выполненную работу и, как следствие, повышали свою самооценку? Эти вопросы всегда задает себе учитель при подготовке к уроку, при планировании долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных целей.
Отслеживая качество знаний учащихся начальных классов школы-интерната №4, пришли к выводу о необходимости изменений в отношении учащихся к процессу обучения. Многие дети не имеют элементарных знаний, необходимых для первоклассников. Учащиеся не ориентируются в пространстве, не знают названий времен года, не отличают правую руку от левой руки. Отсутствие этих элементарных знаний и навыков усложняет работу учителя первого класса. Говорить же об успешном обучении этих детей, о высоком качестве знаний на выходе, к сожалению, не приходится. С одной стороны учителя начальных классов имеют в своем профессиональном арсенале различные технологии, которые помогают добиться определенных результатов в деле успешного обучения и воспитания. С другой стороны, представляется сложным внедрить все эти технологии в полном объеме, т.к. учащиеся, повторимся, не имеют простейших знаний, умений и навыков, у многих из них речь не развита соответственно возрасту. Противоречия между требованиями учебной программы и готовностью учащихся к обучению приводят к низкому качеству знаний, отсутствию мотивации к обучению, низкой самооценке своей деятельности.
Перед нами появилась цель – определение роли самооценки на повышение качества знаний учащихся, на повышение мотивации к обучению. Следуя этой цели, были определены задачи:
- изучить передовой педагогический опыт по созданию ситуаций успеха на уроке;
- определить роль самооценки учащихся младших классов на качество знаний;
Начиная работу в данном направлении, выдвинули гипотезу – если систематизировать работу по повышению самооценки учащихся, то можно развить ключевые компетенции этих учащихся и на выходе получить устойчивый интерес к обучению и повышенную самомотивацию к обучению. Отслеживать правильность данной гипотезы мы начали с 1 класса в 2010г. На данный момент можно сделать определенные выводы, так как сейчас эти учащиеся заканчивают 4 класс.
Как показывает анализ педагогической литературы, проблема мотивации достижения рассматривается исследователями в контексте формирования мотивации учения как важнейшего элемента саморазвития. (4,с.4) Наибольший интерес у нас вызвала книга Н.Ф. Леонова «Новая эффективная дидактика», в которой подробно описывается технология обучения без пробелов в знаниях и умениях учащихся. Красной нитью в книге высказывается мысль, что главным критерием оценивания знаний учащихся должна быть самооценка и самомотивация к обучению.
При изучении технологии управления самообучением, перед нами остро встал вопрос, возможно ли ее внедрение в обучение младших школьников? Ведь данную технологию Н.Ф. Леонов разработал и применил на уроках физики. Можно ли адаптировать ее применительно к учащимся начальных классов? Смогут ли учащиеся достаточно адекватно оценивать свою деятельность, поставить себе справедливую оценку?
Учение - это интеллектуальная работа, поэтому согласно данной технологии вначале урока задание учащимся даём в виде нескольких частей. За выполнение каждой части задания они должны поставить себе такую оценку, которую обязуются подтвердить, если им это будет предложено.
Даются критерии оценки выполнения задания. Затем чётко объясняется, как выполнять это задание. Производя работу, ученик оценивает каждую часть выполненного задания и выставляет себе оценку за каждую часть задания, причём такую оценку, на которую он претендует и которую обязуется защитить. Текущий изучаемый учебный материал разбивается на части, желательно на 5 частей. Разбивка задания на части упрощает самоконтроль и поэтапно стимулирует учащегося выполнять всё задание. Это как лестница для достижения определённой высоты. Выполнив одну часть задания ученик, в конечном счете, будет иметь оценку 1 балл, выполнив на отлично 2 части задания, он будет иметь оценку 2 балла и т. д. вверх по лестнице к 5 баллам. Такой подход создаёт количественную характеристику учебной деятельности и самооценки ученика. Высокая оценка, которую он сам себе ставит это и есть его стимул. Технология управления самообучением «встраивает» стимул в самого ученика, он сам себя подгоняет к наивысшему результату деятельности.
Для
управления самообучением требуется получать от каждого учащегося систематическую, оперативную, интенсивную и регулярную информацию о состоянии его знаний и умений. Информацию обратной связи намного эффективнее и проще получать на основе использования самоконтроля и самооценок знаний и умений учащихся. Организовав сбор самооценок за каждую часть задания, создается обратная связь, при которой получаем информацию об усвоении той или иной порции учебного материала всеми и каждым учащимся.
Началась работа с вводного этапа, который подразумевает приучение к четкой организации домашней самостоятельной работы, дисциплине в сборе и фиксации самооценок, оцениванию своих знаний и умений. Сразу же проводилась работа по контролю знаний и защите самооценок, в процессе которой проверялась и формировалась достоверность оценок. Этот этап занял продолжительное время, приучить учащихся к адекватному оцениванию своей деятельности было не просто, причем, как и не просто было перестроиться самому учителю к такой работе.
В процессе работы было замечено, что многие учащиеся имеют заниженную самооценку, боятся выставлять себе положительную отметку за проделанную работу. Некоторые же, наоборот, завышали свои отметки, считали, что выполнили работу на более высоком уровне, нежели видел это учитель. Разъяснительная работа по критериям оценивания проводилась ежедневно, что занимало определенную часть урока. Но постепенно уровень самооценки учащихся стал повышаться, соответственно и повышалась мотивация к обучению.
Вторым этапом внедрения технологии управления самообучением стало разбиение учебного материала на 5 частей. Причем учащийся знает критерии оценивания его деятельности: 1 часть задания – 1 балл, 2 части – 2 балла и т.д. до 5 баллов. Каждый учащийся имеет на парте критерии оценивания своих знаний:
·
"5" - ответ, показывающий знание и глубокое понимание изученного материала;
• "4" - ответ, показывающий полное понимание учебного материала;
• "3" - ответ, показывающий частичное понимание и частичное незнание учебного материала;
• "2" - ответ; обнаруживающий лишь незначительные знания учебного материала;
• "1" - ответ, показывающий полное незнание учебного материала.
На каждом уроке дается установка на достижение целей и задач урока и затем выставляется оценка, которая вычисляется суммой оценки каждого этапа поделенной на количество этапов. Например, при изучении темы «Письменное умножение трехзначного числа на трехзначное» учащимся раздаются этапы изучения нового материала:
1.
Как умножить трехзначное число на однозначное?
2.
Как умножить трехзначное число на двузначное?
3.
Как умножить трехзначное число на трехзначное?
4.
Как записать умножение трехзначного числа на трехзначное столбиком?
5.
Как выполнить вычисления письменным способом умножения?
В начале урока дается установка на достижение цели, читаются этапы урока, рассматривается домашнее задание. Затем в течение урока учащиеся поэтапно изучают новую тему, опираясь на 1-2 этапы, делают соответствующие выводы. На самоподготовке во время выполнения домашнего задания они самостоятельно повторяют этапы урока, оценивают свои знания по 5-ти бальной системе, выводят среднюю оценку по теме. Затем сдают все листочки ответственному учащемуся, который вписывает их отметки в журнал самооценки. На следующий день перед уроком мы уже имеем полную картину по классу об усвоении материала. В начале урока проводим самостоятельную работу по карточкам, в которых даются задания соответствующие изученному материалу, и проверяем достоверность оценивания своих знаний. Если оценка в журнале самооценки не соответствует результатам самостоятельной работы, проводим корректирование с помощью более успешных учащихся.
Данная технология управления самообучением стала давать положительные результаты уже во 2 классе. В 1 классе в классе было 12 слабоуспевающих учащихся, во 2 классе на конец учебного года осталось только 7 слабоуспевающих учащихся. Качество знаний учащихся в 1 классе более чем на 20% был выше качества знаний по всей начальной школе. В течение последующих лет обучения в этом классе стабильно удерживается хороший уровень качества знаний учащихся, число слабоуспевающих учащихся уменьшилось до 4 человек. Процент качества знаний в 1 классе составил 63%, во 2 классе – 62%, в 3 классе – 65%, в 4 классе – 63%.
Мониторинг качества знаний за 4 года
Исходя из вышесказанного, можно рекомендовать учителям начальных классов следующий порядок действий:
1.
Домашнее задание дается вначале урока с карточкой этапов урока.
2.
В течение урока возвращаться к карточке с этапами урока для самоконтроля.
3.
При выполнении домашнего задания учащимся использовать карточку с этапами урока.
4.
Оценивать свои знания учащиеся должны после выполнения домашнего задания.
5.
Выставлять оценку по каждому этапу и выводить усредненную оценку по теме.
6.
Начинать следующий урок с проверки правильности оценивания знаний.
7.
Проводить корректировку знаний учащихся с помощью более успешных учащихся.
Проведя подробный мониторинг внедрения технологии управления самообучением, пришли к выводу, что она очень действенна при обучении учащихся не только с низкой мотивацией, неподготовленностью к обучению, пробелами в знаниях, но и при обучении мотивированных учащихся. Применение данной технологии на уроках в общеобразовательных классах с углубленным изучением предметов, гимназических классах и т.п, позволит достичь 100% качества знаний.