Кому из преподавателей и директоров школ и детсадов на сколько
поднимут зарплату, определит рейтинг. Минобрнауки подготовило проект
методических рекомендаций (есть у «Известий») для субъектов федерации по
разработке показателей эффективности образовательных учреждений.
Документ предусматривает два «рейтинга эффективности» — для
руководителей учреждений и для преподавателей.
В
инаугурационных указах президента России Владимира Путина (от 7 мая 2012
года) есть пункт о повышении доходов преподавателей. 6 июня нынешнего
года на совещании по школьному образованию президент Владимир Путин
уточнил, что к декабрю зарплаты учителей должны сравняться со средними
по экономике во всех регионах, после чего — должны повышаться ежегодно.
Итоги
рейтинга будут использоваться для более эффективного распределения
грантов, которые государство предоставляет образовательным организациям.
Согласно методическим рекомендациям, информация о результатах
деятельности руководителей и преподавателей школ и детсадов будет
размещаться в общем доступе в интернете.
Для директоров
дошкольных и средних образовательных учреждений министерство определило
следующие показатели эффективности: удовлетворенность населения,
информационная открытость, мероприятия по профилактике правонарушений у
малолетних, выполнение требований законов, реализация социокультурных
проектов (школьные музеи, театры, научные и социальные проекты),
организация работы с одаренными детьми, индивидуального образовательного
процесса и спортработы.
Дополнительно для руководителей школ
будет учитываться реализация профильного обучения, динамика
индивидуальных результатов учеников, «сохранность контингента» учеников
(количество отчисленных). Итоги ЕГЭ и ГИА (выпускного экзамена после
9-го класса) предлагается учитывать через особый критерий. Это будет
отношение среднего балла 10% выпускников с лучшими результатами и к 10% —
с худшими.
Для преподавателей министерство остановилось на
следующих направлениях работы: учебные и социальные проекты (экскурсии,
учебные проекты, олимпиады, соревнования и т.д.), участие в
исследованиях по мониторингу успеваемости, динамика достижений учеников,
взаимодействие с родителями, работа с детьми из неблагополучных семей, а
также создание элементов образовательной инфраструктуры (оформление
кабинета, музея и т.д.).
Максимальное количество баллов по каждому показателю должны определить местные органы власти регионов.
—
Составление единого рейтинга для всех регионов опасно, ведь они все
разные, — поделился научный руководитель института проблем
образовательной политики «Эврика» Александр Адамский. — Нужно брать
кластеры регионов с похожими показателями.
Рейтинги
заставляют регионы гнаться за показателями, а не за образовательным
процессом, считает Адамский. Выравнивания условий, к сожалению, не
произошло — и некоторым регионам приходится брать кредиты, чтобы поднять
зарплату своим преподавателям до предписанного уровня.
Представитель
всероссийской организации «Российским детям — доступное дошкольное
образование» Анна Любоведская неоднозначно отреагировала на инициативу
рейтинга работников детсадов для увеличения зарплаты.
— Это
нужно, чтобы сотрудники детсадов не расслаблялись. Но если вопрос
касается только распределения денежных средств, то лучше не надо. Все
окажутся в неравных условиях, деньги будут отдавать «своим»,
приближенным к руководству. Подобные рейтинги должны составляться только
с участием родителей, коллег-преподавателей и общественных организаций,
— говорит Любоведская.
Сопредседатель Российского профсоюза
учителей Андрей Демидов тоже считает, что мониторинг должен проводиться
не на основании данных ведомства, а силами учителей, школьников и их
родителей.
— На мой взгляд, идея мониторинга эффективности
сама по себе неэффективна и лишь создаст лишнюю нервозность, — считает
он. — Надо проводить мониторинг среди учителей, детей и преподавателей.
Проводить опросы для выяснения «слабых точек» в обучении.
Читайте далее:
http://izvestia.ru/news/554938#ixzz2dOK2zQlI