В борьбе за абитуриента вузы ведут нечистую
игру
Вадим МЕЛЕШКО
Вопрос,
куда пойти и какой вуз выбрать после окончания школы, для многих 11-классников
равнозначен выбору жизненного пути. Оттого работники высшей школы крайне
заинтересованы в создании наиболее благоприятного имиджа собственной
образовательной организации, дабы привлечь к себе максимальное количество
абитуриентов, а значит, иметь возможность выбрать самых лучших из них. Однако
вузы при этом сталкиваются с крайне неприятным явлением – недобросовестной
конкуренций со стороны других институтов, академий и университетов, которые
всеми правдами и неправдами пытаются переманить выпускников школ. И при этом
используют весьма грязные подходы.
- Сегодня в
системе образования существует огромное количество рейтингов, - отметила ректор
Российского государственного
социального университета Наталья Починок
на круглом столе,
организованном редакцией московской городской газеты “Мой район”. – Однако на
поверку выясняется, что доверять можно далеко не всем из них. Нередко
организатором того или иного рейтинга выступает отдельно взятый вуз, который,
совершенно закономерно, занимает в этом исследовании одно из самых почётных
мест. Все мы знаем и о так называемых заказных мониторингах, которые преследуют
цель выставить один вуз в лучшем свете, а другой – в худшем.
По словам
Натальи Починок, самым опасным явлением можно считать вовлечение
государственных структур в эти интриги. В частности, есть попытки превратить
Рособрнадзор в маркетингового агента, когда определённые круги пишут
коллективное письмо в адрес руководителя этого ведомства с просьбой провести
проверку того или иного вуза. В итоге Рособрнадзор вынужден реагировать на
запрос, посылать в регион проверочную комиссию, которая либо ничего не находит,
либо выявляет какие-то мелкие недочёты, однако “осадочек остаётся”, на
репутации вуза появляется тёмное пятно, потрачены нервы, средства и время. А в
выигрыше – конкуренты.
Поэтому,
считает Наталья Починок, необходимо развивать системы обратной связи, то есть
оценивать работу вуза с привлечением общественности – в первую очередь,
студентов. Проблема в том, что сама общественность пока не слишком-то готова
участвовать в этом процессе.
- Думаю, вряд
ли стоило в одном рейтинге сравнивать такие разные вузы как медицинский,
химико-технологический, педагогический, пищевой и т.п., - сказал заместитель
директора Центра общественных проектов Государственного университета управления
Михаил оляков. – Опять же, есть вузы маленькие и большие, столичные и
провинциальные, частные и государственные. И вообще, главная характеристика
любого вуза – это качество специалистов, которых он готовит, а вовсе не та куча
параметров, по которым сегодня оценивают нашу работу. А если уж совсем честно,
то, наверное, даже и не это главное, поскольку не каждый, кто закончил тот или
иной вуз, сегодня работает по специальности. Тут важны умение найти себя в
постоянно меняющемся мире, умение реализовать свой творческий и
интеллектуальный потенциал.
Однако,
констатирует Поляков, при выборе вуза родители и школьники больше обращают
внимание на отзывы других людей об этом учреждении. А отзывы эти могут быть
самыми разными, и основываются, порой, на чистых эмоциях, которые формируются,
в том числе, и благодаря недобросовестной конкуренции. Этика вузовского
сообщества, в отличие, например, от адвокатского или спортивного, у нас не
сформирована, и это тоже огромный минус.
- Например,
наш вуз сейчас находится на стадии реорганизации, - рассказывает Михаил Поляков,
– руководству пришлось уволить часть сотрудников, поэтому вполне логично, что в
сети можно найти большое количество нелестных и далеко не всегда объективных
отзывов от лица тех, кто считает себя обиженными. Этот фактор тоже нужно
учитывать. А ещё могут быть элементарные “накрутки”, когда студенты и
преподаватели многочисленными “лайками” выводят своё образовательное учреждение
в топ интернет-голосований, пишут огромное количество положительных отзывов на
разных сайтах, где сравнивают разные вузы. Создаётся впечатление абсолютного
успеха и всеобщей любви, что тоже не всегда соответствует реальности. Так что
обратная связь тоже может быть разной.
Как заявила и.
о. проректора по учебно-воспитательной работе Московского государственного университета
пищевых производств Наталья Лабутина, с недобросовестной конкуренцией
сталкиваются все вузы, без исключения.
- Например, на
протяжении всей приёмной компании, недалеко от нашего главного корпуса стоял
автобус с рекламой другого университета, - вспоминает она. – Расчёт был прост: переманить
абитуриентов! Также на образовательном портале Учёба.ру была кем-то
организована волна негативных отзывов в адрес нашего вуза.
По мнению
Лабутиной, в качестве профилактики хорошо себя зарекомендовали Дни открытых
дверей. Школьники и их родители могут своими глазами увидеть вуз как снаружи,
так и изнутри, посмотреть условия, в которых учатся студенты, пообщаться с
преподавателями, задать им любые вопросы.
Впрочем,
считает начальник управления приема поступающих РГСУ Екатерина Бодрова, Дни
открытых дверей в их традиционном варианте далеко не всегда эффективны, как
думают их организаторы.
- Школьники
могут прийти в вуз, побродить по нему, послушать выступления его руководителей,
и уйти, так ничего и не поняв, - говорит начальник управления. – И даже
многочисленные буклеты и листовки, которые им дают, практически, не играют
никакой роли – дети их просто не читают или, прочтя, тоже ничего не понимают.
Гораздо более эффективно провести серию мастер-классов, на которых можно было
бы увидеть всё “в действии” и даже непосредственно поучаствовать в процессе. В
этом смысле хорошо зарекомендовали себя олимпиады, которые мы проводим для
школьников. Также очень полезны встречи детей и родителей со студентами и
выпускниками вузов. Ведь человек, который после окончания учёбы работает в
хорошей компании и занимает хорошую должность, это самая лучшая реклама вуза!
Правоту
коллеги полностью подтверждает психолог, карьерный консультант, программный
директор Школы Осознанного Развития Елена Рагозина. Она также убеждена: к
каждому абитуриенту нужно искать индивидуальный подход, обращаться к нему лично
и вести диалог, исходя из его собственных, вполне конкретных желаний и
предпочтений. Универсальные рецепты тут не работают, тем более, что современные
дети, к сожалению, не умеют анализировать информацию, отсеивать ненужное из
огромного потока сведений. Они не только не умеют искать информацию в
Интернете, но и даже просто понять, а что им, собственно, нужно. Тем более что
в школах профориентационная работа сегодня либо вообще не проводится, либо
организована на довольно низком уровне.
- Поэтому
каждый вуз должен быть заинтересован в сотрудничестве со школами, - делает
вывод Елена Рагозина. – Нужно не ждать, пока тебя найдут и к тебе придут, а
самим идти к детям, проводить для них интересные мероприятия. Самая большая
проблема – отсутствие диалога между семьёй и вузом. Кстати, роль психолога в
выборе профессии огромна, ведь именно к нему родители идут с просьбами помочь в
выборе вуза, профессии, сферы занятий для своего ребёнка.
А вот
университета руководитель пресс-службы Российского нового университета Юлия Анненкова
придерживается несколько иных мнений относительно способностей и возможностей
нынешней молодёжи. По её мнению, современные дети, “цифровые аборигены”,
выросли в эпоху социальных сетей, а потому способны трезво оценивать полученную
информацию, отделить правду от вымысла и делать правильные выводы. И если
человек решил куда-либо поступать, он, как правило, самостоятельно ищет всё, что
касается того или иного вуза, сравнивает отзывы, взвешивает плюсы и минусы.
- По нашим
данным, главный объём информации абитуриент получает на официальном сайте вуза,
- говорит глава Юлия Анненкова. – Далее он идёт в социальные сети и там читает
то, что связано с этим учреждением. Сегодня на таких ресурсах как ВКонтакте
можно найти всё обо всём. Наконец, он может просто позвонить в вуз и
расспросить людей. А вот если для него основную роль играют чьи-то негативные
отклики на каких-то сторонних ресурсах, и если именно эти мнения, в конечном
итоге, убедят его не поступать конкретно к вам… Что ж, значит, этот человек
вообще не обладает критическим мышлением, а значит, и хорошо, что он не
поступил в ваш вуз, потому что такие люди не должны учиться в университете!
Также глава
пресс-службы отметила, что её коллеги в любом вузе должны отслеживать появление
любых упоминаний о нём в СМИ и социальных сетях. Однако невозможно реагировать
на любой негативный отклик, пытаться опровергнуть любое высказывание, это потребует
колоссальных затрат времени и сил при весьма сомнительном КПД. Нужно просто
игнорировать этот поток негатива, за исключением, конечно же, тех случаев,
когда речь идёт о заведомой и явной лжи. Тогда вполне можно выступить с
официальным опровержением или даже обратиться в суд. Известно немало примеров
того, как в результате заказные публикации с сайтов были удалялись, а их авторы
или хозяева ресурса приносили свои извинения. Правда, сегодня злоумышленниками
проще удалить весь сайт целиком, чем извиниться.
Негативные
публикации и отрицательные мнения на всевозможных сайтах всё-таки причиняют
довольно большой вред, считает проректор по информатизационному развитию
Московского финансово-юридического университета Георгий Горшков. А потому
всё-таки нужно пытаться делать всё, что в наших силах, для восстановления
справедливости. Иными словами, нужно не игнорировать такие высказывания, а
активно противостоять им.
Эту позицию
разделяет и директор Центра политологических исследований Финансового университета
при Правительстве РФ Павел Салин. Он отметил, что родители нынешних
абитуриентов, в отличие от своих детей, выросших в новых реалиях цифрового
мира, всё ещё довольно падки до всевозможных фейков. И всё потому, что они до
сих пор привыкли слепо доверять печатному слову, то есть всему, что написано на
каких бы то ни было сайтах. А поскольку именно родители обычно решают, куда
будет поступать их ребёнок, нужно огромное внимание уделять работе с семьёй “на
подходах”, то есть – задолго до экзаменов.
При этом, разоткровенничался
Павел Салин, нужно признать: да, все мы, на самом деле, конкурируем за
абитуриента, ничего не попишешь! Вопрос в том, существуют ли правила игры, и
если да, то почему их не соблюдают, а если нет, то почему их до сих пор не
выработали.
- И не надо
забывать, что студентов становится всё меньше, а значит, борьба за них будет
приобретать всё более жёсткие формы, - пророчит Павел Салин. – Оптимизация сети
вузов, закрытие ряда учреждений и их филиалов, передача ряда организаций с
федерального подчинения в муниципальное чреваты сокращением финансирования,
увольнением сотрудников, а это, в любом случае, всегда нервы, обиды, злые
публикации, горестные отзывы преподавателей, лишившихся места. Поэтому стоит
ожидать появления всё новых интернет-площадок, подобно закрытому некоторое
время назад сайту Преподам.нет, где люди просто обливали грязью своих
педагогов. И нужно учить людей критическому осмыслению всего того, что они
читают в Интернете.
http://ug.ru/archive/69214