|
Вадим Иванович Мелешко
Немного оторвался от мира за две недели отпуска и неделю командировки. С другой стороны, есть возможность отрефлексировать вышедшие ранее материалы и посмотреть на уже пройденные темы глазами людей, с которыми встретился в других регионах.
В частности, что касается скандальной статьи про ученика, который написал сочинение "Мой любимый герой - Гитлер" - http:// www.ug.ru/archive/65675
Действительно, если ученик с точки зрения канонов и правил сочинений всё разложил по полочкам, обозначил проблему, изложил аргументы, обосновал свою точку зрения и сделал вывод, причём всё это было безупречно с точки зрения орфоргафии, стилистики, пунктуации пр., учитель будет ВЫНУЖДЕН поставить ему самый высокий балл. Причём и за содержание, и за грамотность. Потому что его не должна волновать морально-этическая сторона работы. Вернее, нет, не так: пусть его хоть сто раз перекорёжит от очень красового и изящного повествования школьника о Гитлере как своём любимом герое, педагог не имеет права выражать это отношение снижением балла за работу, ибо этого нет ни в одном руководящем материале по оценке сочинений. Да, именно так. А это значит, что детский троллинг (а это, не сомневаюсь, был именно он) удался на славу. А если и не удался, и мальчику всё-таки влепили пару "за неправильного героя", то у него есть все шансы отсудить-таки пятёрку и утереть нос преподавателю. Потому что мало ли что кому не нравится!
Так вот, я спросил одного очень сильного методиста, что он думает по этому поводу.
Привожу его слова, практически, буквально:
"
Я всегда запрещал своим студентам задавать детям сочинение на тему "Как я
провёл лето". Потому что есть очень высокая вероятность нарваться на подробный рассказ, кто с кем гулял, кто что пил и в каком количества, а также кое-то похлеще. Любая тема сочинений должна очень чётко обозначать планку, направление рассуждений и точку
отсчёта. Вопрос должен содержать часть ответа. Иначе мы получим невесть что. Взять хотя бы вот эту тему. Наверняка педагог предложали детям просто написать про своего любимого героя. Неудивительно, что кто-то написал, что его герой – Гитлер. А вот как раз это уже проблема профессиональной компетенции учителя! Не то, что его дети выбирают героем именно Гитлера, а то, что тема преподнесена, мягко говоря, методически неверно. На самом деле, это очень непростой вопрос - как лучше предложить ученику тему, чтобы у него не возникало никаких лишних вопросов,
чтобы он сразу же кинулся писать, а не чесал в затылкек и не переспрашивал - "а чего делать-то? а о чем тут рассказывать-то?" Плохо, когда мы задаём тему, ожидая
услышать одно, но слышим другое, и это очень сильно нас огорчает. Значит, нужно
задавать такие темы, чтобы гарантированно получить ответ, который нас
удовлетворит".
Лично я согласен с этим методистом. Предложить ребёнку реализовать свою свободу слова во всей её полноте и красоте - это неправильно, методически (а также - педагогически) неверно. Нужно сделать это настолько изящно, чтобы получить на выходе ту свободу слова, которая бы всех устроила, чтобы тебе же самому не пришлось потом делать хорошую мину при плохой игре и убеждать всех, что, дескать, я очень рад, что мой ребёнок не побоялся открыто заявить о своей любви к Гитлеру, и хоть сам я этого героя не люблю, я всё равно искренне восхищаюсь моим учеником, который не побоялся рассказать о своих пристрастиях, не стал притворяться, что любит Павку Корчагина или Чацкого, сказал всё, что хотел, только за одно это ему нужно поставить пятёрку! Мол, я принимаю и уважаю олюбую точку зрения ребёнка, даже ту, с которой в корне не согласен.
Ну, а если ты принимаешь, значит, получи.
|
| 2016-07-16 14:47:53 - Алевтина Петровна Монастырская Разделяю точку зрения методиста - он прав на 100%.
Надо прогнозировать ответы на поставленные тобой вопросы. Свободная тема не должна быть без края свободной. И всё равно тему(даже свободную!)надо привязывать к изучаемым в школе произведениям. К примеру, в своё время на выпускном экзамене брала свободную тему `Тема труда в произведениях советских писателей`. | | 2016-07-16 14:49:34 - Вадим Иванович Мелешко Из той же оперы - сочинение `Моя любимая книга`. Не исключено, что кто-то напишет про Камасутру или `Молот ведьм`. И попробуй, возмутись! Спрашивали - отвечаем!
| | 2016-07-16 15:03:03 - Ирина Алексеевна Машинистова Плохо, когда мы задаём тему, ожидая услышать одно, но слышим другое, и это очень сильно нас огорчает. Значит, нужно задавать такие темы, чтобы гарантированно получить ответ, который нас удовлетворит`.
А какие темы тогда задавать? Ведь при желании можно самую невинную тему перевернуть. И тогда `Образ Наташи Ростовой` станет невесть чем, ведь она увлеклась Анатолем Курагиным, в интерпретации современных тинейджеров - `да она вообще ....`
Ну а далее -
Обломов - лох.
Чацкий - да он всем надоел.
Катерина из ГРОЗЫ - дура, что так поступила.
Это я цитирую учеников, заметьте. | | 2016-07-16 15:07:36 - Вадим Иванович Мелешко Так ведь методист о том и говорит - если не хотите получить инфоркт, задавайте такие темы, которые бы дети писали, без лишних переспросов, с упоением, и при этом все были бы довольны. | | 2016-07-16 15:09:52 - Ирина Алексеевна Машинистова Спешу вас уверить, что это (инфаркт) нам в ближайшее время не грозит. Сочинения спокойно переписываются из Инета. Будут дети ещё время тратить на СВОЁ собственное сочинение... | | 2016-07-16 15:13:28 - Вадим Иванович Мелешко Вам грозит инфаркт от переписанных с Интернета сочинений. И это гораздо хуже, чем `Мой герой - Гитлер`. | | 2016-07-16 15:18:11 - Ирина Алексеевна Машинистова Это уже немного не о том. В блоге речь о критериях сочинения, как я понимаю. Но когда их создавали, не было такого падения нравов. Так что нужно ДОБАВИТЬ в критерии `Соблюдение этических норм`. Кстати, такой ЕСТЬ уже в критериях оценивания сочинения на ЕГЭ. | | 2016-07-16 15:22:11 - Вадим Иванович Мелешко Да, речь о критериях. С одной стороны, всё идёт к тому, что морально-нравственный аспект всё-таки появится, и за него будут ставить отметки, повышать-понижать балл.
Хотя это в продолжение темы `а надо ли ставить отметки за поведение`. ))) | | 2016-07-16 16:55:27 - Татьяна Алексеевна Поломошнова Ничего не знают, не читают, ни в чем не разбираются толком, а себя показать очень хочется как личность неординарную... вот и вся философия! | | 2016-07-16 18:07:13 - Вадим Иванович Мелешко Вот если ничего не знают и ничего не умеют, тогда их вполне можно оценить по-честному, то есть низко. А вот когда всё знают и всё кумеют, но при этом пишут на такие вот темы, от которых людей бросает в жар... Это из оперы про наших очень культурных и интеллигентных литералов, которые могут на полном серьёзе рассуждать о торжестве майданной психологии и скорой гибели ватников. И пользоваться при этом превосходым русским языком. | | 2016-07-16 23:51:28 - Елена Васильевна Селезнева Хотелось бы почитать само сочинение, чтобы без надумок дискутировать на тему темы...
И тем не менее...Знаете, это можно сравнить с гнойником, который назрел. Вот болит место, болит, а как лечить - не ясно. Гнойник по крайней мере можно вскрыть. А больных мест в образовании и вообще в нашей современной жизни уйма. ТОлько есть подозрение, что кому-то именно это и на руку. Дело серьезное.
Душа болит за наших детей. | | 2016-07-17 13:08:11 - Людмила Борисовна Баклушина Прочитала материалы, когда разговор уже закончился, но промолчать не могу.
А Вы посмотрите темы, которые нам предлагают свыше на сочинение-допуск к ЕГЭ. И если уж говорить о критериях, то 1 б. за этику ничего не решает. И к тому же в этом сочинении не требуется использовать материал из школьной программы.
Вот посмотрите темы в направлении `Год литературы` и решите, на какую тему ребёнок не сумеет написать о Гитлере, если захочет. А темы и критерии (новые!) вырабатывали ведущие методисты и общественные деятели - как было объявлено.
Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
Чтение литературного произведения - труд или отдых?
Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?
Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?
Помогает ли человеку книга лучше понять себя?
Какую книгу Вы бы хотели экранизировать?
Что добавляет читательский опыт жизненному опыту? Почему некоторые книги люди перечитывают?
| | 2016-07-17 23:10:38 - Ирина Анатольевна Трубицина Тема блога напомнила мне о моём неудачном опыте написания школьного сочинения.
Ученица-отличница, школьный комсорг пишет восторженное сочинение о Мартине Идене Джека Лондона! Есть же Ульяна Громова, Павка Корчагин (о котором уже упоминалось), а тут... В общем в журнал двойку не поставили, но крови попортили!
Был и в моей практике случай, когда ученица составила доклад о Наполеоне, как о герое войны 1812 года. Вопрос обсудили, объяснились, отметку, кстати, за работу ребёнку поставила, но тему сообщения `подрихтовали`. | | 2016-07-19 02:36:07 - Елена Васильевна Селезнева О Наполеоне... А почему нет. Для своей страны это был герой.
Почему мы не хотим замечать того, что наши дети порой объективней нас. И бесстрашней. Мне иногда кажется, что нарощенный патриотизм нам мешает видеть истинные вещи.
У меня в свое время случилась большая неприятность. В педучилище шла на красный диплом. При всех пятерках в зачетке мне поставили с натяжкой на госах `4` по истории только потому, что я пыталась доказать, что Колчак любил свою Родину и по сути был патриотом своей Отчизны... Так-то вот... Диплом синий, зато свою правду не променяла))) Смеюсь))) |
Прокомментируйте!Выскажите Ваше мнение:
Зарегистрироваться
|
Вакансии для учителей
|
|