В этот день на Руси было принято отдавать в учение отроков, которых родители решили «наумить», т. е. учить грамоте.
Скорее всего, обучение начинали именно в декабре потому, что это было самое свободное для крестьян время.
Но не просто посылали в школу, а соблюдали определенный церемониал.
Прежде всего, отец семейства договаривался с приходским дьяком или
каким-нибудь другим священником (в те времена в основном
священнослужители исполняли роль учителей).
На Наума все семейство отправлялось с утра в церковь, где после обедни
служился специальный молебен, а потом члены семьи испрашивали
благословение на отрока.
После этого, в заранее оговоренное время, учитель являлся в дом
родителей, где его встречали с почетом и ласковым словом - почитали
особо, считая его работу чрезвычайно важной и трудной..
Ему кланялись, хвалили, а потом сажали в передний угол.
Тут, держа за руку, отец приводил своего сына и передавал его дьяку, с
просьбами научить уму-разуму и за леность учить побоями
/а за лень угощать побоями/.
"Сына грамоте учи, уму-разуму учи, как учили нас, учи - чаще плеткой хлещи".
Тогда же рядом с дьяком отец клал плетку.
Не случайно появилась поговорка:
«В Наумов день „аз, буки“ – бери указку в руки, „фита, ижица“ – плетка ближится».
Мать, согласно обычаю, должна была стоять в дверях и плакать, иначе худая молва о ее бездушии пронеслась бы по всей деревне . Мать должна была причитать по своим детям, отправляющимся учиться,
потому что учение всегда сопровождалось вколачиванием наук розгами.
Ученик, приближаясь к учителю, обязан был сотворить ему три земных поклона, а тот осторожно ударял подростка три раза плеткой.
Потом ученик, его мать и учитель садились за стол.
Мать сажала сына за стол, вручала ему узорчатую костяную указку /которой
он должен был водить по строчкам в книге/, учитель развертывал азбуку, и
начиналось учение:
«Аз-земля-ер-аз».
Дьяк начинал урок, а мать плакала еще сильнее, умоляя учителя «не замучить сына наукой» - не морить сына грамотой.
Как правило, урок /первое учение/ заканчивался на первой букве – аз.
Учителя благодарили за труд, угощали и одаривали подарками.
Отец награждал учителя - дарил новое платье или хлеб , мать — вытканное
и украшенное собственноручно полотенце в которое завязывали и деньги в
качестве оплаты занятий.
Но чаще всего занятия оплачивались едой: мать ученика приносила учителю курицу, лукошко яиц или горшок с гречневой кашей.
Провожали учителя до самых ворот, каждую секунду норовя еще чем-нибудь угостить.
Уже в воротах учитель говорил, что теперь подросток должен сам ходить к нему.
На следующий день отрока снаряжали в дорогу: давали ему букварь и указку.
Матушка заворачивала сынку сытный и обильный завтрак и давала новый подарок учителю (обычно это была домашняя птица).
Короче говоря, обучение сыновей было делом недешевым, и позволяли это себе только зажиточные крестьяне.
Тэги:
история