Министерство образования Московской области
Государственное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
Истринский педагогический колледж
Московской области
Ресурсный центр подготовки педагогов предшкольного образования
Разработка конспектов серии уроков на основе
системно-деятельностного подхода
Практико-ориентированный проект по итогам курсов повышения
квалификации
Выполнила
учитель начальных классов МБОУ
Петрово-Дальневской СОШ Исакова В.В.
Проверил : _______________________
Дата защиты :
Оценка :
Истра, 2011г.
Содержание.
Введение_________________________________________________________ 3
1.Конспект занятия «Правописание слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН,НЩ» 2 класс _________________________________________________5
2.Конспект занятия «Решение уравнений. Корень уравнения» 2 класс______7
3.Конспект занятия «Неживая и живая природа» 2 класс_________________9
Заключение ______________________________________________________11
Список литературы _______________________________________________12
2
Введение.
Современный человек живёт в условиях постоянного обновления знаний, получая ежедневно большой объём информации. Телевидение, интернет, печатная продукция, предлагая огромный объём информации, требуют новых способов её освоения. Уже в начальной школе ученик осознаёт необходимость учиться в течении всей жизни, потому что именно потребность в постоянном саморазвитии может обеспечить успешную социализацию в информационном обществе.
Умение учиться всю жизнь особенно актуально для младшего школьника и обеспечивается целенаправленным формированием у него универсальных учебных действий. Необходимость целенаправленного формирования УУД нормативно закреплена в ФГОС НОО. В основу ФГОС НОО положен системно-деятельностный подход к обучению.
Идея соединения системного и деятельностного подходов принадлежит в основном отечественным учёным. Значительный импульс развитию этой идеи придали работы зарубежных и отечественных психологов и педагогов 1960-90х г.г. , разрабатывавших вопросы обучения и воспитания ребёнка ( Л. Н. Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. Н. Леонтьев, Д. И. Фельдштейн, Л. М. Фридман, Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.).
Я, думаю, реализация новых стандартов в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в мире информации. Задача учителя не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок и став взрослым мог занять достойное место в обществе. Дать учащимся возможность делать выбор , аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое. Ученик сам понимает цель, выбирает способы её достижения и сам оценивает результат. Мы должны научить ребёнка быстро реагировать на смену условий, воспитывать привычку к переменам, чтобы дети были уверены в себе и не испытывали чувство страха перед трудностями.
3
Русский язык
Тема урока: «Правописание слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»
Цели:
развивать навыки правописания слов с сочетаниями
ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; учить определять орфограмму в слове; активизировать и расширять словарный запас учащихся; способствовать развитию познавательного интереса, логических умений и навыков; продолжить воспитание положительных личностных качеств; формировать навыки саморегуляции поведения, умения работать в коллективе.
Оборудование:
мультимедийная установка, экран, карточки с загадками.
1. Самоопределение к учебной деятельности.
Итак, друзья, внимание! Садитесь поудобнее,
Прозвенел звонок. Начинаем наш урок.
2. Актуализация знаний.
На экране три группы слов:
бол… бан…ка печ…ная
кон… ден…ки хищ…ный
пен… пал…то пон…чик
- Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой. Что о них можно сказать? (Это мягкие согласные.)
- Как на письме обозначается мягкость согласного?
- Как обозначите мягкость согласного в первом столбике? (Мягким знаком.)
- Во втором столбике?
- Что общего в написании орфограмм в первом и во втором столбике?
3. Выявление места и причины затруднения.
- Назовите звуки перед пропущенной орфограммой в третьем столбике. Что вы можете о них сказать? (Это мягкие согласные.)
- Нужна ли здесь буква для обозначения мягкости этих согласных? (Нет.)
- Почему?
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
- Откройте учебник на с. 3 Прочитайте, чему будем учиться. Откройте с. 4. Прочитайте название темы сегодняшнего урока.
5. Реализация построенного проекта.
Упр. 1(с. 4 )
- Прочитайте пословицы. Когда так говорят? Назовите слова с непарными согласными звуками. (Помощник, улочка, курочка.)
- Выполните последнее задание. Какие буквы вы подчеркнули? (ЩН, ЧК.)
Упр.2(с. 4) Найдите условный значок. Что он обозначает?
- Почему в выделенных буквосочетаниях не обозначена на письме мягкость согласных звуков (Ч) , (Щ)?
Задание выполняется самостоятельно с последующей взаимопроверкой.
- Как произносятся звуки буквосочетаниях ЧН, НЧ, ЧК, ЩН, ЧТ? Можно ли сказать , что это опасные места в слове? В чём заключается опасность? Как называются такие опасные места в словах русского языка ?
- Прочитайте , какие сведения нам сообщает Мудрая Сова. (с. 5)
5. Физкультминутка.
6. Первичное закрепление.
Работа в парах. Задание даётся на листочках. Дети отгадывают загадки и записывают отгадки. Подчеркнуть НЧ, ЧК.
(Удочка, пончик.)
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Упр. 4 (с .5) В каких словах вы подчеркнули буквосочетание ЧК?
8. Включение в систему знаний и повторение.
На доске записаны слова:
Кон…ки , поч…та, пте …чик, мен…ше, хищ…ник, бол…ной.
- Выпишите слова, в которых мягкий знак не пишется. Подчеркните орфограмму. Самопроверка.
9. Рефлексия.
Учитель предлагает оценить свои результаты.
«!» - мне всё понятно, всё выполнил верно.
«+» - ещё сомневаюсь, допускаю ошибки.
«-» - я большую часть заданий не понял, мне нужна помощь.
Математика
Тема урока:
Решение уравнений. Корень уравнения.
Цель:
познакомить с понятием «корень уравнения», учить применять данную терминологию; активизировать мыслительную деятельность учащихся; развивать познавательный интерес; продолжить воспитание положительных личностных качеств.
Оборудование:
«фишки домино» , карточки для работы в парах.
1.Самоопределение к учебной деятельности.
Отдохнуть вы все успели ? Математика нас ждёт.
Что ж, теперь пора за дело. Начинаем устный счёт.
2.Актуализация знаний.
-
Рассмотрите фишки домино. Как они связаны между собой? ( В правой части – выражение, а в левой – число-ответ соседнего выражения.)
13
30+30
48 70-40
30 37-2
6
7+6
60 42+6
35 12-6
- Начнём игру. Я делаю первый ход: 13/ 30+30 ( 60/ 42+6 и т.д )
- Переверните фишки домино и прочитайте слово. ( Корень.)
3.Выявление места и причины затруднения.
-
Значения этого слова вы знаете? ( Подземный орган растения. Часть волоса. )
- А какое же значение оно имеет в математике ?
- К нам на урок пришли сказочные герои: Буратино, Мальвина и Пьеро. Мальвина дала мальчикам задание: составить равенство, используя выражение 13+6 . Они справились с заданием, но у них получились разные равенства. Как такое может быть? Пьеро 13+6=19 Мальвина 13+6=х
4.Целеполагание и построение
проекта выхода из затруднения.
Задание 67. Выпишите только уравнения. Решите эти уравнения. ( У доски работают четыре человека, остальные в тетрадях.) Проверьте себя по учебнику. У вас должны получиться такие ответы: 14, 6, 9, 8.
5.Реализация построенного проекта.
- Найдите в учебнике, как называются такие числа.
- С каким значением слова «корень» вы познакомились? ( Корень уравнения – это то же, что и решение уравнения.)
6.Первичное закрепление
.
Самостоятельно выполняют четвёртое задание. (Взаимопроверка.)
Пятое задание выполняется в парах.
7.Физкульминутка.
8.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
D
+ 8 = 14 30 – х = 20
9. Включение в систему знаний и повторение.
Выполняется тест.
1.
Найди уравнение.
а) 5 + х б) х + 4 = 9 в) 6 – 4 = 2
2. Отметь корень уравнения х + 3 = 7
а) 3 б) 7 в) 10
3. Найди корень уравнения х + 3 = 7
а) 3 б) 7 в) 10
Учебник с. 29 . № 69
10.Рефлексия.
Учитель предлагает оценить свои результаты.
«!» - мне всё понятно , всё выполнил верно.
«+» - ещё сомневаюсь, допускаю ошибки.
«-» - я большую часть заданий не понял, мне нужна помощь.
Окружающий мир.
Тема урока:
Неживая и живая природа.
Цели урока:
познакомить детей с тем какая бывает природа, научить различать объекты неживой и живой природы; находить связи между неживой и живой природой; прививать любовь к природе, к бережному отношению к ней; воспитывать в детях чувство коллективизма.
Оборудование:
карточки с изображениями предметов живой и неживой природы, карточки с заданиями для учащихся; видеоаппаратура, видеофильмы «Многообразие животного мира» (сюжет «Законы странного мира»), «Природоведение-2»(сюжет «О чём шелестели листья» и «Болото»).
Ход урока.
1.Мотивация к учебной деятельности.
Класс наш светлый и уютный, Улыбнёмся же друг другу
Хорошо мы в нём живём. И урок скорей начнём.
2. Актуализация и пробное учебное действие.
- Сегодня на уроке мы переходим к изучению нового раздела. Отгадайте загадки. (Отгадки: солнце, гора, петух, кролик, подсолнух, град.) (На доске вывешиваются рисунки, названного детьми предмета).
- Каким словом можно объединить эти отгадки? На странице 23 прочитайте название этого раздела. Чему мы будем учиться?
3. Выявление места и причины затруднения.
- С давних пор люди стремятся узнать как можно больше о мире, в котором живут. Солнце и звёзды, горы и реки, растения и животные – всё интересует человека. В результате долгих наблюдений за природой человек разделил все её объекты на две большие группы: живую и неживую природу. Солнце, воздух, вода , полезные ископаемые – это неживая природа. Растения, человек, животные – живая природа. На уроке в первом классе мы с вами выделили признаки живых существ. Вспомните их. На доске появляется схема.( Живая природа: питается, растёт, дышит, приносит потомство, умирает.)
- Зная эти признаки, выполним задание на стр. 24-25. На какие две группы можно разделить всё, что изображено на рисунках?
- Возьмите фишки синего и зелёного цвета. Синими фишками отметьте предметы, относящиеся к неживой природе, а зелёными – предметы живой природы. Объясните свой выбор.( Ученики работают в парах, проверяют работы друг друга.)
- К какой группе будут относиться слова-отгадки, прозвучащие в начале урока?
4. Целеполагание и
построение проекта выхода из затруднения.
- На прошлом уроке мы говорили, что существуют предметы природы и предметы сделанные руками человека. То, что сделано человеком, не относится к природе. На какие три группы можно разделить все предметы, которые нас окружают?
- Предлагаю вам игру «Живая и неживая природа». Я буду называть предмет, а вы будете поднимать зелёную карточку, если это предмет живой природы, синюю –неживой природы.
5. Реализация построенного проекта.
- А теперь делимся на группы. Каждая группа получает задание на карточках. На обсуждение и выполнение даётся 5 минут.( На карточках предлагается из перечня выбрать объекты живой и неживой природы и привести примеры по этим 2 группам , так же примеры предметов, сделанных руками человека. )
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
- Связаны ли эти группы между собой? В природе всё связано друг с другом. Вспомните, что необходимо растениям и животным для жизни? Рассмотрите схему на стр. 27. Что обозначают стрелки на схеме? Прочитаем вывод под схемой. Между собой связаны предметы живой и неживой природы. Живые существа также влияют на жизнь друг друга.
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Самостоятельно выполняется задание в тетради на стр.7. Проверка по эталону.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Просмотр фрагментов фильмов «О чём шелестят листья?», «Болота 2000 года», «Законы странного мира». Какие связи вы увидели?
9. Рефлексия учебной деятельности.
-
Что узнали? Чему научились? В чём испытывали затруднения? Оцените себя.
Заключение.
|
|
Современный учитель начальных классов должен умело подойти к реализации нового стандарта второго поколения, чтобы обеспечить качественное начальное образование. Для этого учителю необходимо сломать свои устоявшиеся стереотипы, научиться работать по - новому, чтобы быть в ногу со временем. Нам, учителям, которые проработали в традиционной системе уже более 20 лет, очень тяжело будет перестроиться на работу по новым образовательным стандартам, где авторы создали опережающую модель развития образования. Но я считаю, что педагоги, которые сейчас работают в школе, ответственные люди, увлечённые своей работой, они постоянно находятся в творческом поиске и поэтому нам нужно просто хорошо вникнуть в суть нововведений и работать на благо ученика. Для того чтобы перейти на ФГОС второго поколения, нужны педагоги, которые глубоко знают свой предмет, владеют разнообразными методическими средствами, имеют основательную психолого – педагогическую подготовку. Но и этого мало. Нужна эрудиция, жажда знаний, стремление к творчеству. Каждый учитель должен стать новатором, найти свою методику, отвечающую его личностным качествам. Ведь настоящий учитель – это личность, яркая личность. И без учителей, отдающих знания и своё сердце нашим детям, всё это может остаться лишь формальными и дорогостоящими нововведениями, не дойти до живого дела. Я согласна, что Стандарты образования необходимы. Введение нового стандарта даёт возможность сформировать у учащихся основы умения учиться, способности организации своей деятельности, умение взаимодействовать с учителем и сверстниками на уроке и во внеурочной деятельности. Всё новое в нашем обществе воспринимается тяжело. Прежде всего необходимо умение быстро перестроить свою работу под те требования, которые нам предъявляет время. Нужно очень внимательно изучить и «пропустить через себя» новые стандарты образования, выбрать тот комплект УМК, который соответствует личному видению учителя. И это самое главное! Работа по стандартам второго поколения продолжается, педагоги начинают видеть в новых стандартах возможности, которые помогут им в качественном обучении школьников. Я думаю, что у всех всё получится! |
11
Список литературы.
1.
Т. Н. Ситникова, И. Ф. Яценко, Н. Ю. Васильева «Поурочные разработки по русскому языку» к учебнику «Русский язык» 2 класса В.П Канакиной, В.Г. Горецкого. Изд-во «ВАКО» 2011г.
2.
Учебник «Русский язык» 2 кл. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий ( 2 части). Изд-во «Просвещение» 2011г.
3.
В.В. Захарова, М.В. Серова «Поурочные разработки по математике» (Система Л.В. Занкова) по учебнику «Математика» для 2класса И.И. Аргинской, Е.И. Ивановской, С.Н. Кормишиной. Изд-во «ВАКО» 2011г.
4.
Учебник «Математика» 2кл. И.И. Аргинская, Е.И. Ивановская, С.Н. Кормишина (2 части). Изд-во «Учебная литература» 2011г.
5.
Е.М. Тихомирова Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир. В 2-х частях. класс». Изд-во «Экзамен» 2011г.
6.
Учебник «Мир вокруг нас» 2кл. А.А. Плешаков (2 части). Изд-во «Просвещение» 2006г.
7.
Журнал «Практика образования» №№ 1, 2, 3 2011г.
12