Методическое объединение воспитателей
раннего возраста и молодых специалистов .
«Адаптация детей раннего возраста к
условиям ДОУ»
Проводит воспитатель 1 группы Кац И.М.
Программное содержание:
Познакомить молодых специалистов с понятиями
"адаптация”, "адаптационный период”; просмотр презентации по теме
«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
Разработка методических рекомендаций
для воспитателей и родителей.
Обучение воспитателей методов
проведения групповых занятий в адаптационный период.
Познакомить с проведением
диагностических исследований адаптации детей к условиям детского сада на
примере группы .
Дать практические рекомендации
воспитателям групп раннего возраста.
Форма проведения – чаепитие за
круглым столом.
Ход МО.
Уважаемые коллеги.
Всем известно, что начало учебного
года – трудный период для детей раннего возраста, так как это время привыкания
к новым для них условиям. Из привычного мира семьи малыши попадают в
совершенно новые условия детской среды. Поэтому вполне понятно,
почему дети с первых дней посещения плачут, тяжело переживают разлуку с
мамой. Многочисленные исследования отечественных и зарубежных педагогов и
психологов доказали, что привыкание ребенка к новым для него условиям
дошкольного учреждения, так называемый период адаптации, в основном зависит от
того, как взрослые в семье смогли подготовить малыша к этому ответственному
периоду в его жизни.
Взрослые и педагоги понимают, что
адаптационный период — один из самых сложных в жизни ребенка. Все волнуются за
него. В один из дней приводят в детский сад и оставляют одного среди незнакомых
взрослых и в незнакомой обстановке - это является стрессом для ребенка.
По характеру поведения при
поступлении в детский сад детей условно можно разделить на 3 группы.
Первая группа
. Большинство детей отрицательно и бурно выражают свое отношение к
происходящему: громко плачут, бросаются на пол, кусаются и т.п. они то просятся
на руки к взрослому, то бегут к двери. Устав от бурного проявления протеста,
малыш может внезапно уснуть, привалившись к взрослому или уткнувшись носом в
стол, чтобы через 3-4 минуты с новой энергией продолжить плач до хрипоты. Дети
этой группы привыкают в течение 20-30 дней.
Вторая группа
– немногочисленная, 2-3 ребенка, которые после расставания с мамой
замыкаются, бывают крайне напряжены, насторожены. У них хватает сил только на
то, чтобы сделать несколько шагов от порога в сторону и забиться в ближайший
угол, спиной к стене, отгородившись от всех стулом, а лучше столом. Эти дети,
находясь в крайнем напряжении, еле сдерживают рыдания, сидят, уставившись в
одну точку, не притрагиваясь ни к еде, ни к игрушкам. Они молчат, не реагируют
ни на одно предложение, отворачиваются при попытке вступить с ними в контакт.
Адаптация таких детей длится 2-3 месяца, протекает очень сложно.
Характер и длительность
адаптационного периода зависят также и от индивидуально-типологических
особенностей детей. Застенчивые, замкнутые, робкие трудно, болезненно переносят
разлуку с мамой, более длительное время привыкают, чаще болеют.
В третью
группу можно выделить коммуникабельных, общительных малышей. Впервые
переступив порог детского сада, такой карапуз совсем не робеет, здоровается с
взрослыми, улыбается и тут же берет инициативу общения с ними. Он сообщает,
чтопришел в гости к детям, хотя даже не смотрит в их сторону, а весь
устремлен к взрослому. Вся его энергия направлена на презентацию себя как
личности. Он спешит рассказать, какие у него
дома необыкновенные
игрушки, какой у него брат и т.д. Целый день он рассказывает о своей семье, о
том, где успел побывать, что успел повидать. Он с удовольствием демонстрирует
свои умения: самостоятельно ест, раздевается и ожидает заслуженной похвалы,
хотя лишь пробует еду, а в постели лежит, не выпуская взрослого из поля зрения.
Но такая идиллия длится не более 2-3 дней, на большего у него не хватает
информации. Теперь же, увидев издали здание детского сада, он впадает в
отчаяние, резко протестует, цепляется за маму и по стилю поведения не
отличается от детей первой группы.
Проходит время (у каждого свое), и
адаптационный период заканчивается. Первые положительные сдвиги можно отметить
в стабилизации эмоциональной сферы. Ребенок быстро успокаивается, расставшись с
мамой, все реже плачет в течение дня. Спокойное состояние приводит к тому, что
у малыша появляется аппетит. Со временем он перестает плакать при расставании с
родителями, адекватно реагирует на предложения взрослого. У него появляются
положительные сдвиги в поведении: отвечает на вопросы, в какой-то степени
обслуживает себя, может заняться игрой. Это свидетельствует о завершении
адаптационного периода. Самым последним и значительным показателем окончания
адаптационного периода служит спокойный и достаточный по длительности сон малыша как в дневное, так и в ночное время.
А может ли малыш улыбаться в период
адаптации? Оказывается, может. Для этого нужны лишь слаженные действия
заинтересованных в этом процессе взрослых – родителей и всех сотрудников
образовательного учреждения.
Просмотр документации группы по
адаптации детей к ДОУ, просмотр презентации по теме : « Адаптация детей к
ДОУ".
Распространения личного опыта работы
по теме.