Мнемоприём - путь к запоминанию - Галина Владимировна Швырина
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ















Галина Владимировна Швырина


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Галина Владимировна Швырина / Блог / Мнемоприём - путь к запоминанию


ЗАПИСЬ #5

КОММЕНТАРИИ (1)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


11 августа 2010, 20:01, автор - хозяйка блога
Галина Владимировна Швырина

Мнемоприём - путь к запоминанию

                                                                           Г.В. Швырина                   Мнемонические приёмы при изучении грамматики русского языка .

Изучение русского языка не вызывает у большинства учащихся интереса.

Множество громоздких правил, большое количество исключений, немалая доля речеупотреблений, не поддающихся обобщению,  – все это негативно сказывается на изучении предмета, внушая   «страх и отвращение», а  результат – ухудшение грамотности у «среднестатистического ученика». Память многих учеников не приспособлена к «простому запоминанию» многоступенчатого правила или ничего не значащего для них символа-буквы в слове. Нельзя объять необъятное, глубоко, детально исследовать все приемы объяснения нового материала и все средства развития интереса к языку. Мнемотехника, или мнемоника,  даёт возможность  быстро и прочно запомнить правило, легко его   усвоить.

 Общеизвестно, что внутренний образ обладает особыми возможностями для кодировки/декодировки информации.   Вырабатывается способность накапливать большое количество точной информации, экономится время при запоминании, тренируется память и мышление. Теснейшим образом взаимосвязаны мнемоприем и мышление: мнемотехника позволяет повысить интерес к предмету,   создавая ситуации эмоционального подъема,   образно и ассоциативно воздействуя   на память,   доступно и просто включая элементы запоминания. Особую роль играет   визуальное мышление, основанное на    умении не только образно представлять запоминаемое, но и видоизменять образы.

          Изменения  образа осуществляются с помощью различных   мыслительных операций: соединения и   видоизменения образов, искусственной и естественной ассоциаций, буквенно-звукового сходства, схематично-рисуночной мнемоники. В большинстве своём все эти операции связаны  с семантикой. Рассмотрим некоторые приёмы мнемотехники. При соединении образов в грамматике имитируется процесс естественного восприятия слова  с последующим запоминанием . Именно этот приём используется в системе Шаталова в виде опорных конспектов, у Мыскина - в виде системы пиктограмм, известно   буквенно-знаковое кодирование грамматических правил Меженко, ассоциативных схем-рисунков Фроловой.    В выше указанных педагогических технологиях используются визуальные способы кодирования учебной информации в качестве мнемотехнических приемов, что само по себе, безусловно, является шагом вперед по сравнению с аудиально-словесной формой презентации предметного содержания. Но с точки зрения понимания сущности личностно-ориентированного образования, они все же больше внешние, заданные образцами-результатами познавательной деятельности. При наложении образов существуют иные приёмы: один образ мысленно накладывается на другой (один как бы внешне расположен  дальше, другой — ближе). Техника «Матрица» – при трудностях в припоминании. Позволяет вспомнить слабые взаимосвязи, которые вспоминаются с трудом. Эта же мыслительная операция применяется для образования взаимосвязей между представлениями разных анализаторных систем, например, при закреплении в памяти новых иностранных слов. В данном случае на зрительный образ накладывается не другой зрительный образ, а звучание запоминаемого слова. Наложение образов позволяет установить прямую взаимосвязь между образом и произвольным знаком или числом (заучивание образных кодов, знаков и символов).

        Усилить связь  с образом может рифма, ритм стихотворения и дополнительные ассоциативные «ниточки, которые протягиваются от образа к образу и от слова к слову».

В русском языке немало слов, которые не поддаются обобщению, по ним не составишь алгоритма,   они находятся   «вне правил». К ним относятся написание непроверяемых гласных и согласных, различные исключения из правил, а также вариативность словоформ, употребляемых в одном категориальном значении (носков, но чулок; узбеков, таджиков, но туркмен, грузин, татар), многие лексические и этимологические единицы.   Неалгоритмизуемые   слова надо запоминать.   Это сложный процесс для ученика с недостаточным развитием механизма зрительной памяти. Заслуживают   внимания следующие методы простых и парных ассоциаций с одновременной рифмовкой, система мыслеобразов. Между двумя словами, которые надо запомнить находят как можно больше ассоциаций. Метод часто используют при заучивании слов или просто незнакомых терминов. Чтобы запомнить склонение, заучивается стихотворение:

Чтоб склонения вы знали,

Мы семью вам показали:

Первые в семье, поверьте,

ПапА, мамА, а не дети.

А второе — это сын,

Сын, да только не один,

СуществО на пару с ним.

Ну а третье — это дочь,

Будешь помнить день и ночь

         Простое « приставка из одной буквы – это с», остаётся в памяти надолго. Соединенные в воображении образы запоминаются как одна картинка. Элемент информации — это значимая часть информационного сообщения, подлежащая преобразованию в образ. Сообщение « приставка из одной буквы – это с», состоит из трех частей: «один», «приставка», «буква» связаны в один словесный ряд, закреплены на основе простых ассоциаций.   Мозг «обращает особое внимание» на контур, а  ассоциативность способствует   развитию   образной памяти.        

        В 80 годы XIX  века, немецкий психолог Герман Эббингауз, представитель ассоциативной психологии, поставил задачу изучить память, отделив ее от логического мышления; для этого он придумал мнемонические способы запоминания  бессмысленных слов типа «дер», «сар», «лим».

        В советский период в нашей стране психологи: А.Р. Лурия, Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.И.Зинченко впервые обратили внимание на процессы мнемотехники. По их мнению, стреотипные алгоритмы сужают возможности образного мышления, разрывают связи с миром вещей, звуков, явлений природы, напротив, ассоциативные связи  личностно чуждый», трудный   материал преобразуют в уяснённый, понятный.  

          Используя систему упрощения значимой информации, можно сформировать естественный познавательный интерес, активизировать сознание. Поскольку все  видимые нами объекты окружающего мира взаимосвязаны,   взаимосвязи между предметами фиксируются мозгом автоматически.      

           Мнемотехника помогает преодолеть « интерференцию орфографических навыков, даёт возможность пользоваться информацией, разделенной по определенному принципу» .  В.В. Агафонов указывает на ассоциативную связь словарных слов  с этимологией, лексикой, словообразованием.  Так   слово «корабль»   этимологически родственно словам «корка», «корыто», «короб», «коричневый», у них единый исторический корень – кор– (от значения кора у дерева).    Незначительная, казалось бы, ассоциация-фраза « коричневый корабль – короб, он сделан из коры» объединяет  единицы одного семантического поля, создаёт внутренние искусственные связи, тем самым  заставляет работать эмоционально – образную память ребенка.

         А.А. Мурашов в статье «Абсолютная грамотность: риторические стратегии достижения» пишет: « Каждая орфограмма – сложная задача комбинаторики; за урок математики не решают более трех – четырех задач, в то время как в каждом предложении диктанта этих задач хватило бы на два урока. Знаток правил логик – аналитик каждое слово должен писать не менее чем за минуту…Ребенок интуитивно постигает язык как сложно организованную систему; будет ли она размыта деформированной речевой средой и потому личностно чуждыми и несоответствующими с я – концепцией правилами, зависит от нас».

          Мнемотехника одолеет интерференцию: похожим, обезличенным правилам придаст индивидуальный образ.

         Разработано множество мнемонических приемов, опирающихся на ассоциативность: методы размещения  информации и система слов-вешалок,  образы – ассоциации с фонематическими и орфографическими характеристиками (системы воспроизведения слов и чисел),  фонематические подсказки-признаки, методы   ключевых слов, семантических предметных связей, звуко-слуховых ассоциаций. Персонифицируя правила, мнемоника делает их звучащими, шипящими, кричащими, маркированными (какими угодно!), но образно прорисованными, олицетворенными, «живыми». ».    

         Применение мнемотехники дает возможность продуктивного переключения, своеобразного «отвлечения» от науки на уровень житейских ассоциаций, игры воображения и фантазии. Это достигается благодаря введению игрового элемента без ущерба основному содержанию урока и за счет эмоциональной насыщенности, заложенной в мнемотехнике, то есть непосредственных составляющих интереса.  

Особо хотелось сказать о применении ассоциативного образа при изучении словарных слов
Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком. Ассоциативная связь может быть по цвету, месту расположения, форме, звучанию, действию и т.д.
Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.
Например:
Словарное слово
* береза - по цвету _бЕлая
* береза - кудрявая: нужен грЕбень, чтобы расчесать (по форме как буква Е). Буквенный символ–сильное сигнальное средство в освоении грамматики .
Кроме буквенного символа - ассоциации, словарное слово можно   изобразить, объединив его    с ассоциативным образом (рисунок и/или пересечение слов через сомнительную орфограмму).
Например:
    б
 б _Е реза
    л
    а
    я.

Алгоритмически крестообразная схема слов позволяет запомнить и быстро воспроизвести семантические модели этих слов.

Приём «создание свободной ассоциации» – процесс творческий. Ценность - наличие у каждого словарного слова своего ассоциативного образа. Слова одинаковы   грамматически, у них   общая заданная орфограмма, общее семантическое поле.  Вот примеры словарных слов и ассоциативных образов:

г_А.зета - бум_А.га,
к_А.рман - дыр_А.,
д_И.рект_О.р - кр_И.к, р_О.т,
к_О.нцерт - н_О.та, д_О., х_О.р,

  Хотелось бы сказать о новых возможностях мнемотехники. В эру ин­ форматизации учитель получает возможность исполь­ зовать в своей деятельности и новые технические учеб­ные средства,   мультимедийные презентации, аудиосигнальные фоны и ассоциации.

  Выбор наилучшей формы воздействия зависит от ин­дивидуальных особенностей конкретного учащегося.

Использование образов и графических изображений должно стимулировать процесс познания.

Сбалансированное насыщение текста схемами, гра­фиками, диаграммами и др. является средством адапта­ции учебного материала к возможностям учащихся и выполняет иллюстративные, дополняющие, информиру­ющие функции.

 

 

Литература:

 

Агафонов В. В. Неправильные правила: Как запоминать словарные слова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Ювента, 2005. - 64 с.

Выготский   Л. С.   Избранные психологические исследования,- М., 1955.

Мурашов А.А. Абсолютная грамотность: риторические стратегии достижения// Русский язык в школе.- 2000.- № 3.- С. 3-12

Солсо Роберт. Когнитивная психология. Издательство - Питер. Год издания - 2002., часть III Мнемоника и образы

Шаталов Виктор Федорович. Эксперимент продолжается: Издательство "Педагогика", 1989

Хлынин А. А. Использование семантических образов на уроках русского языка // Вестник НЛП №4

 




Тэги: мнемоприём, память, мнемоника



ОБСУЖДЕНИЕ


Вера Валентиновна Самодурова2010-08-20 16:11:31 - Вера Валентиновна Самодурова
Галина Владимировна!С интересом прочитала Вашу статью. Согласна, что изучение русского языка у учеников не вызывает большого оптимизма. Мнемотехника разнообразит уроки, упрощает процесс запоминания правил, правописания словарных слов и т.д.В своей работе применяю элементы мнемотехники. Из Вашей статьи почерпнула кое-что новенькое. Спасибо.

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу


































 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/