|
| Стиляги
Стиляги первая советская субкультура, заявившая о себе как о ярых поклонниках джаза, сперва эпатажной, но позднее элегантной одежды, западного образа жизни и мышления, идей свободы и индивидуальности. Возникшая во второй половине 40-х годов в СССР, эта субкультура сразу начала восприниматься в штыки комсомольцами и НКВД. На стиляг велась настоящая охота, как на потенциальную угрозу и вызов советской власти.
И это наша история. Кажется невероятным, но действительно существовала такая субкультура штатников. Они были выражением протеста в обществе, в которое после войны волной хлынули трофейные фильмы, одежда и музыка из освобождённой Европы, а также стран-союзников. Также протест наращивался за счёт роста числа работников в дипломатической сфере и их семей, для которых железный занавес приподнимался, благодаря чему они могли видеть насколько современная действительность отличается от официальной пропаганды.
Это историческая справка, необходимая на мой взгляд, для того чтобы понять о чём фильм. А фильм о нас с вами. Для многих, я уверен, он явится откровением. О Стилягах сегодняшнее поколение знает очень мало, если знает вообще, а ведь они, в своём роде, являются героями своей эпохи.
К этим самым героям и примыкает наш герой, студент Мэлс, чьё имя является аббревиатурой (Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин МЭЛС). Побудила стилягу Мэла решится на это, как водится, девушка, носящая в тусовке стиляг псевдоним Польза. Сам же Мэлс познакомился с Пользой (Полиной) на облаве, в которой был на стороне комсомольцев. Твёрдо решив завоевать сердце девушки, Мэлс зарабатывает деньги для приобретения необходимой экипировки, использует связи в среде стиляг и медленно, но уверенно начинает, как хорошо было сказано в фильме, проводить время с Пользой. Это и явилось поворотным моментом не только в его жизни, но и в жизни его друзей. Жизнь стиляги оказалась далеко не такой радужной, как Мэлсу поначалу казалось, и сами они оказались другими. За яркими тряпками, не идеологически выдержанной причёской, грязными танцами и слэнгом, наш герой видит по-настоящему разных и свободных людей. Он ещё сам не понимает, как ему не хватает этого глотка воздуха. Однако расплата за это следует незамедлительно, причём не всегда отвечать за это должен он.
А ведь время совсем не простое. На дворе 1955 год. Сталин второй год как скончался, но его порядки живы и в силе. Молодёжь воспитывается в жёсткой нетерпимости ко всему западному. Эпоха печальной известной статьи уголовного кодекса СССР преклонение перед Западом.
Роль символа той эпохи была сыграна Леонидом Ярмольником. Еврей (об этом в фильме не говорится) и врач конца сталинской эпохи, к сожалению не избежавший жерновов машины НКВД. Тихий, спокойный, говорящий почти всегда шёпотом таким герой Леонида ведёт диалог с новым поколением бунтарей, к которому принадлежит и его сын.
Как и было заявлено, главная тема фильма человек в тоталитарном обществе. Действительно, быть стилягой в обществе, где каждого третьего арестовывают, проявлять такую индивидуальность весьма опасно. С этой точки зрения, стиляги совершают подвиг они решаются на открытое неподчинение официальному курсу власти и запуганного самой же властью общества. Это люди, которые не боялись мечтать и жить по-другому, даже если это могло погубить всю их жизнь и доставить много неприятностей семье.
В жизни главных героев происходит много всего. Их жизни меняются навсегда, но сами они остаются самими собой. Особенно ярко и символично выглядит финал фильма, сюжет которого я не имею права раскрывать тем, кто фильм ещё не смотрел.
Стиляги - очередная заявка на хорошее кино, по меньшей мере. Жанр фильма весьма редок в наше дни музыкальное кино или просто мюзикл. Решение создателей о выборе этого жанра для картины явилось действительно судьбоносным, ибо будь в фильме музыки хоть на чуточку меньше, фильм бы изменился до неузнаваемости и не в лучшую сторону. Примечательно, что это не что-то далёкое или вымышленное это наша с вами история, о наших дедушках и бабушках, которые оставили нам в наследие мечты, свободомыслие и, чего греха таить, бунтарские настроения, формирующие ту незабываемую эпоху в жизни каждого из нас, которую мы с такой нежностью называем молодостью. Они совершили подвиг для своего времени, стали первопроходцами там, где мы сегодня живём.
|
|