Тема урока: "Вода в природе"
Цель: Показать обусловленность свойств вещества его
структурой.
Оборудование:
- экран
- проектор
-
компьютер
- 2
стакана: с водой и молоком
- открытка
- соль
- модель
земного шара (круг)
Задачи образовательные:
·
сформировать представления
учащихся о том, что вода
– это вещество;
·
сформировать понятия «агрегатное
состояние вещества: твердое, жидкое,
газообразное»;
·
сформировать представление о распространении воды на
земле, ее участие в формировании рельефа земной поверхности, значении воды в
жизнедеятельности живых организмов.
Задачи развивающие:
·
развивать наблюдательность, любознательность, память,
логическое мышление;
·
развивать умение рассуждать и обосновывать свои
суждения.
·
развивать культуру речи, умение слушать друг друга
·
развивать
познавательную
активность
учащихся.
Задачи воспитательные:
·
воспитывать любовь к природе, бережное отношение к
природным богатствам.
ХОД УРОКА
1. Мобилизационный момент
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем
Ни минуты не теряем.
Проверка
домашнего задания. Воздух и его свойства.
·
Что такое воздух?
·
Из каких
газов состоит воздух?
·
Как воздух
помогает животным?
·
Какая
взаимосвязь между воздухом и растениями?
·
Сколько
человек может прожить без воздуха?
Отгадайте загадку:
Я и тучка, и туман.
Я река и
океан.
Я летаю и бегу,
И
стеклянной быть могу. (Вода)
Объявление темы урока.
Вода. Свойства воды.
Учитель: Представьте, что мы раскрутили глобус
так быстро, что все цвета его синий, коричневый, зеленый, белый слились в один.
-
Как вы думаете, какого цвета
будет такой вертящийся глобус? Почему? (синий). Правильно, потому что
поверхности занимает вода.
Практическая работа
.
Составить диаграмму, показывающую распространение воды
и суши.
Учитель: Возьмите круг, разделите его на 4 части, 3 части
закрасьте голубым цветом, 1 часть коричневым.
Учитель
приглашает всех учеников отправиться в путешествие с капелькой воды.
Сценка
Ученик: Спросил на днях малыш сосед у струйки,
льющейся из крана: откуда ты?
Автор: Вода в ответ
Капелька: Издалека, из океана.
Ученик: Потом малыш гулял в лесу, росой
искрилась вся поляна. Откуда ты? -
Автор: спросил росу.
Капелька: Поверь, и я из океана.
Ученик: На поле лег туман седой. Малыш спросил и
у тумана. Откуда ты? Ты кто
такой?
Капелька: И я, дружок, из океана.
Ученик: Ты, газировка, что шипишь?
Автор: И из бурлящего стакана
донесся шепот:
Капелька: «Знай, малыш, и я пришла из океана».
Все (ученик,
автор, капелька): Удивительно, не так ли? В супе, в чае, в каждой капле, в
звонкой льдинке, и в снежинке, и в дождинке, и в росинке, нам откликнется всегда
океанская вода.
Учитель:
Почему везде встречается океанская вода, ведь мы не пьем соленую воду?
Практическая работа
Вода - это вещество, выявляем основные свойства воды.
-
Два стакана. В одном - вода, в
другом - молоко. Сравните их. Какого цвета молоко? А вода? (Вывод: вода
бесцветна)
-
Посмотрите через молоко
на открытку, а затем через воду (Вывод: вода прозрачна).
-
Понюхайте воду. Чувствуете ли
вы запах? (Вывод: вода не имеет запаха)
-
Сделайте из стакана глоток
воды. Имеет ли она вкус (Вывод: вода не имеет вкуса)
-
Налейте немного воды на
картонку. Наклоните ее. Что произошло? (Вывод: вода текуча)
-
Положите кристаллики соли в
стакан с водой. Что с ней произошло? (Вывод: вода растворитель)
Слайд
11
(после каждого опыта ученики делают вывод,
учитель показывает свойство воды на слайде)
Путешествие
продолжается.
Послушайте сказку.
Жили-были лиса, да заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца лубяная. Как
называется эта сказка? Какое время года описывается в начале сказки? Почему вы
так решили?
Мы построили ледяную избушку. Лед твердый и поэтому человечки получились с
крепкими связями. Но после зимы приходит весна. Ярко начинает светить солнце.
Избушка в лучах солнца переливается и сверкает как хрустальная. День ото дня
она становится все красивее и красивее. Вы улыбаетесь, не согласны? Почему?
Человечкам становится жарко, и они отодвигаются друг от друга, потеряв крепкие
связи, они превратятся в человечков жидкости. Так что у нас будет вместо
избушки? (маленькое лесное озеро)
Солнце пригревает все сильнее и сильнее. Человечки отодвигаются еще дальше,
теряют связь и поднимаются в воздух, превратившись в пар. (Из жидкого состояния
превратились в газообразное, и они улетели).
Они испарились, поднялись и образовали облака. Ветер подхватил облако и понес
над землей. Оно встречалось с другими облаками и становилось все больше и
превратилось в тучу. А на земле люди ждали тучу и дождя.
Загадка:
С горы,
сбегая без труда, она гремит как гром.
В морозный день она тверда - руби хоть топором.
Нагрей ее - и к небесам она взлетит тогда,
Теперь ты мне ответишь сам: зовут ее… (Вода)
Явление природы: Круговорот воды в
природе
Вывод:
Вода бывает в трех
состояниях
– твердом, жидком, газообразном.
Решение
проблемной задачи:
Учитель: Повадился Змей Горыныч деревни
разорять, людей к себе в рабство уводить. Однажды схватил он детей и посадил в
свою темницу: мол, подрастут к весне, тогда и съем. Но дети были такие
смекалистые: подняли шум, гам, что у Горыныча все три головы разболелись. Тогда
решил он обхитрить детей и сказал: «Ладно, выпущу вас на волю, если принесете
мне чистой ключевой воды, нос одним условием: воду чтобы принесли без посуды!»
Согласились ребята, но как им решить эту проблему?
-
Что надо сделать, чтобы
проблема была решена?
Класс
делится на 2 группы, каждой из которых предлагается идти своим путем решения
задачи
1 группа работает над вопросом: Что я знаю о воде?
2
группа:
Что делать с посудой?
Слайд
12
Вывод: Воду
можно заморозить в посуде и принести Горынычу уже в твердом состоянии без
посуды.
Работа по
учебнику.
Задания по
рядам:
1. Прочитайте раздел, в котором описан переход воды из одного
состояния в другое.
2. Прочитайте часть текста,
где говорится о распространении воды на
поверхности земли.
3. Прочитайте раздел, где говорится о влиянии воды на земную
поверхность.
Блиц-турнир
-
Где быстрее испаряется вода? (в
лесу, в поле, в пустыне или в море)
-
Куда направляется испарившаяся
влага?
-
Всегда ли вода жидкая?
-
Откуда берутся родники?
-
Почему вода в колодцах
холодная?
Игра «Вода –
не вода»
Учитель называет слово, если названное слово обозначает то, что содержит воду –
школьники должны встать, если предмет или явление имеет косвенное отношение к
воде (кораблик, рыба) – поднимают руки, если называется предмет или явление, не
имеющее никакой связи с водой (ветер, камень) – учащиеся хлопают в ладоши.
-
Цвет, ветер, лужа,
облако, камень, водопад, рыба, река, мост, книга, ручей, окно, мел, чай и
т.д.
Из
книги рекордов Гиннеса
А знаете ли вы, что …
-
Самая крупная капля дождя
выпала в Америке в 1953 году, ее размер равен 9 см.
-
Самый сильный дождь шел целых
12 месяцев с 1 августа 1860 по 31 июля 1861 года.
-
Самое глубокое озеро - Байкал.
Его глубина 1 км 940м.
Обобщение
урока.
Итак, сегодня мы с вами совершили путешествие с капелькой воды.
-
Что нового узнали на уроке?
-
В каких трёх состояниях
находится вода в природе?
-
При каком условии образуется
лёд?
-
Отчего лёд может растаять?
-
При каком условии вода
превращается в пар?
Выставление
оценок.
Домашнее
задание.
|