Фестиваль педагогических идей. обобщение опыта. - Ольга Викторовна Макарова
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Ольга Викторовна Макарова


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Ольга Викторовна Макарова / Блог / Фестиваль педагогических идей. обобщение опыта.


ЗАПИСЬ #1

КОММЕНТАРИИ (4)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


13 сентября 2010, 14:13, автор - хозяйка блога
Ольга Викторовна Макарова

Фестиваль педагогических идей. обобщение опыта.

       В современных условиях от учителя требуется постоянное совершенствование профессиональных умений и подтверждение своего мастерства.

       В связи с этим для личного самообразования и повышения профессиональной подготовленности вела в течение четырех   лет (2006 -2010г) системную работу по теме «Культурологический подход к преподаванию русского языка».

       Русский язык как предмет мировоззренческий призван обеспечить единство и взаимодействие языка, культуры, личности в процессе обучения и развития этой личности.

       Начав работу в 2006 г по данной теме, поставила следующие задачи:

·         Освоение учащимися разных способов мыслительной и речевой деятельности;

·         Приобретение опыта и навыков коммуникативного целесообразного поведения;

·         Развитие рефлексивного сознания, культуры чувств, эмоций, умственного труда;

·         Обращение к проблематике русского речевого этикета;

·         Развитие языковой личности обучаемого;

·         Осуществление интеграции в преподавании школьных дисциплин;

·         Реализация на практике культурологического подхода к преподаванию русского языка.

    Считаю, что родной язык играет важнейшую роль в формировании сознания растущего человека, в его вживании в культуру. Отражая духовную жизнь человечества, язык является сильнейшим средством воспитания, усваивая язык, человек не только познает мир, но и учится жить в этом мире, приобретает ценностные ориентиры, глубже проникает в национальную и общемировую культуру, естественным путем приобщается к духовным богатствам, хранимым языком, соотносит знания, получаемые на всех школьных уроках, с опытом повседневной жизни, в результате чего осознает свое место в современном обществе, приобретает навыки общения в разных ситуациях, т.е. социализируется.

    В связи с этим считаю, что значительные изменения необходимы в преподавании предмета. Целесообразно расширять содержательные рамки предмета, изменять организационные и методические основы урока. На первый план нужно вывести задачи:

·         Развитие и воспитание лингвистической компетенции учащихся;

·         Развитие и воспитание коммуникативной компетенции учащихся;

·         Развитие и воспитание культуроведческой компетенции учащихся.

          Решение данной проблемы уже частично решается в учебниках нового поколения. В эти учебники включены сведения о русском языке как средстве выражения культуры народа, о самобытности, своеобразии, красоте, эстетической ценности русского языка и русского слова.

          Проблемой остается поиск, обработка и систематизация текстов социо- и этнокультурного содержания.

           Использую введение информации культуроведческого характера через обращение к проблеме русского речевого этикета. Этнокультурную направленность уроку русского языка придают также упражнения, основанные на толковании русских слов – реалий, называющих характерные детали национального быта, фольклора, истории, сведений по топономике и ономастике. Такого вида   материала в учебниках и учебных пособиях мало, поэтому данную проблему решаю на факультативных занятиях. Помимо того, что у учащихся это вызывает особый интерес, но и является бесспорной воспитательной ценностью.

            Проблему культурологи можно решать и на других уроках.

             Занимаясь решением задач по теме, пришла к выводу, что уроки формирования культуроведческой компетенции требуют пересмотра сложившейся методики организации уроков русского языка, апробирования и включения в структуру урока новых форм работы со словами.

            Имею опыт проведения внеклассных мероприятий и уроков социо- и этнокультурной направленности    в форме дискуссии, диспута.

            Данная проблема рассмотрена не в полном объеме, но позволила обозначить реальные   пути и методы, обращение к которым позволяет объединить в преподавании язык и культуру. Выводом является постановка следующих задач:

·         Формировать заявленную современными образовательными стандартами культуроведческую компетенцию школьников;

·         Развивать языковую личность обучаемого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Сложность современной языковой ситуации понимают сегодня не

только филологи, но и все, кто считает русский язык своим родным языком. Однако разрушительные процессы, наблюдающиеся в речи ( активное употребление жаргонно – арготической лексики, вульгаризация и варваризация) – это лишь отражение процессов, происходящих в обществе. Особую значимость сегодня приобретает нравственный аспект изучения русского языка. Формирование у ребенка ценностного отношения к языку должно стать одной из важнейших задач школьного лингвистического образования.

           Языковые идеи могут быть реализованы в виде следующей классификации:

1.      Коммуникативные:

·         Язык – средство общения, форма передачи прагматической и экспрессивной информации.

2.      Когнитивные:

·         Язык – средство хранения знаний, инструмент познания;

·          Язык – основа мышления, интеллектуального развития человека.

3.      Лингвистические :

·         Язык – стройная система, состоящая из единиц различных уровней;

·         Язык – развивающееся, исторически обусловленное явление;

·         Язык – предмет изучения лингвистики.

4.      Эстетические:

·         Язык обладает богатейшими   ресурсами для выражения мыслей и тончайших оттенков чувств;

·         Язык – основа художественной литературы как словесного искусства.

5.      Философские и этнокультуроведческие:

·         Язык – неотъемлемая часть национальной духовной культуры;

·         Язык – основная форма проявления национального и личностного самосознания, выражения сути национального характера;

·         Язык – основное средство связи между поколениями;

·         Язык – средство воздействия, воспитания;

·         Язык отражает этапы развития истории страны, национальной культуры;

·         Язык – главное богатство любой культуры, показатель степени ее развития.

       В современных школьных программах в той или иной степени отражены многие из названных идей. Однако если лингвистические, коммуникативные, эстетические идеи учитель все же может подтвердить примерами из некоторых упражнений, теоретических глав, то философские и этнокультуроведческие идеи представлены в каждом из учебников обычно лишь в нескольких высказываниях о русском языке, которые рассматриваются на вводных и заключительных уроках. Поэтому вводные и заключительные уроки в каждом классе использую своеобразным обрамлением для работы, которая необходима для воспитания у учащихся сознательного отношения к языку как национальной ценности. К сожалению, конкретных методик, заданий, текстов, которые могли бы помочь, очень мало.

       Таким образом, можно говорить о том, что взгляд на язык как сложное, уникальное и многоаспектное явление в наших учебниках в достаточной степени не представлено. Обязательным условием воспитания ценностного отношения к языку является не просто отнесение языка к важнейшим ценностям, но с способность педагога быть пропагандистом этих идей. Стараюсь процесс формирования ценностного отношения к языку сделать системным. Опираясь на   опыт работы Т.В.Шмелевой, использую отдельные речевые жанры педагогического общения с точки зрения из возможностей для формирования у учащихся ценностного отношения к языку.

    Особое место и направление в моей работе занимает подготовка и проведение уроков развития речи при написании сочинений по картине. Опыт моей работы позволяет делать вывод, что описание картины всегда сводится к минимализму, перечислению фактов и не носит описательного характера. В данной работе опираюсь на опыт работы Л.А.Ходяковой, Е.В.Кабановой.( Приложение №1)

       Живопись – часть культуры народа, и в этом плане использование в процессе обучения репродукций произведений живописи является мощным источником получения культуроведческой информации, духовного обогащения и эстетического воспитания. Живописное полотно, воздействуя на чувства учащихся яркими, запоминающимися образами, способствует развитию у них мышления и речи, причем духовно ориентированного мышления, обогащению словарного запаса. Это особенно актуально в наше время, когда происходит упрощение и опошление родной речи.      Произведение живописи, являясь источником ярких впечатлений, воздействуя на эмоции детей, служит основой для осмысленного, связного высказывания школьников. Картина помогает сосредоточить внимание на определенной теме, уяснить цель высказывания, приучает к последовательности в изложении мыслей.

      Эффективность воздействия   живописи состоит в возбуждении сопереживания, вызываемого у зрителей. Сопереживание оставляет глубокие следы в сознании воспринимающего картину, заставляет его путем сосредоточенного внимания особенно активно работать над поиском слов для выражения своих мыслей .(Приложение№2)

      Воспитывающее   значение культуры связывается не только с возможностью трансляции национальных ценностей, народных традиций и знаний в учебный процесс, но и предоставляет ученику возможность самому искать ответы на интересующие его вопросы, соотносить свои представления с нормами, сложившимися в обществе. Такой подход позволяет не только усваивать, но созидать ценности жизни и культуры.

        Язык живописи, как и всякая знаковая система, по- своему отображает окружающую действительность, передает информацию о людях или предметах, природе или событиях, изображенных на полотне. Картина специфически аккумулирует окружающий мир в контексте конкретной эпохи. Произведение живописи, используемое   в качестве учебного средства, является достоверным источником информации о быте и культуре народа, поскольку художник отбирает из жизни самые существенные, типичные явления национальной культуры, особенности характера своего народа, его быта, традиций. Вот почему картина имеет огромный культуроведческий потенциал, позволяет соединить в учебном процессе изучение языка с изучением истории и культуры народа.

        Использование произведений живописи для сочинений на уроках русского языка способствует осуществлению такой важной социально- языковой функции языка, как кумулятивная, или накопительная. Произведения живописи, представляя собой культурные ценности, накопленные определенной нацией, умножают духовное богатство человека, познающего язык и культуру своего народа.

         Объекты культуры, чтобы существовать, должны быть познанными, нуждаются в языке, в интерпретации, т.е. в текстах – знаковых произведениях духовной деятельности человека. Текст является непременной принадлежностью языка, поскольку единицы языка используются человеком в тексте.

         Таким образом, очевидна связь между языком и культурой через текст. Текст можно считать формальной единицей культуры.

        В свете новых подходов к преподаванию русского языка урок по картине можно рассматривать как совместную коммуникативную деятельность учителя – режиссера урока, приобщающего учащихся к культурно – познавательной деятельности, и школьников, занимающихся созданием и интерпретацией текстов различных типов и стилей на основе лексического поля картины.

        Коммуникативная целесообразность уроков по картине предполагает умение учителя учитывать ситуацию и выбирать такие речевые средства воздействия на учащихся, которые создавали бы на уроке атмосферу доброжелательности, заинтересованности, некоторой торжественности и приподнятости. Этому способствует и структура подобных уроков, предусматривающая следующие компоненты:

·         Создание культуроведческого фона урока с помощью репродукций произведений живописи, искусствоведческих текстов, музыкального сопровождения;

·         Рассматривание картины и осмысление ее как текста, несущего определенную информацию и эмоционально-эстетический заряд, обладающего коммуникативной, кумулятивной и воспитательной функциями;

·         Вступительное слово учителя – культуроведческий комментарий, предполагающий актуализацию фоновых знаний учащихся об эпохе создания картины или о событиях, отображенных на полотне;

·         Рассказ о художнике, об истории создания картины, подготавливающий учащихся к эмоциональному восприятию художественного полотна;

·         Беседа по картине: конкретизация замысла художника, выявление образного строя и средств выразительности произведения живописи, характеристика объектов или предметов, изображенных на полотне, выявление авторской позиции и выражение своего собственного отношения к картине;

·         Выделение опорных единиц – элементов лексического поля картины (собирание и систематизация материала);

·         Работа с искусствоведческим текстом: определение темы, структуры, типа и стиля речи, анализ его лексического поля;

·         Составление плана предстоящего сочинения( простого и сложного);

·         Словарно – стилистическая работа, включающая зрительную семантизацию лексики;

·         Устное или письменное сочинение

·         Анализ сочинений

 

     Произведение живописи послужит поводом и основой для общения на уроке только в том случае, если учащиеся понимают данное произведение, соотносят его с личным опытом, сопереживают. Понять   произведение искусства – это значит перевести его знаковую систему на вербальный (словесный) язык, поскольку художник, создавая свое произведение, переходит от реальности к условности и использует для этого соответствующие образно – выразительные средства. Для того чтобы овладеть умением « читать» картину, учащиеся должны познакомиться с законами использования выразительных средств.

    Прежде всего учащимся следует понять, что произведение живописи представляет собой сложный знак, состоящий из нескольких компонентов, который отражает не саму действительность, а ту или иную модель действительности, данную художником. Как носитель информации он становится значимым только в составе целостной системы произведения, при этом большое значение имеет символика цвета, цветообозначение.

     Знание формы произведения живописи, его образно- выразительных средств необходимо для формирования навыков художественного восприятия, которое содержит следующие фазы:

1.      Установка на восприятие;

2.      Осмысление того, что изображено;

3.      Сопереживание, понимание формы;

4.      Восприятие художественного образа в целом;

5.      Ассоциации и возникновение различного рода эстетических чувств;

6.      Выявление специфической манеры художника;

7.      Знакомство с творчеством как пробуждение интереса к художественному познанию.

      Развитие художественного восприятия, эстетического вкуса школьников – одна из важных задач общеобразовательного учреждения.

       По окончании основной школы учащийся должен уметь свободно ориентироваться в художественной структуре произведения искусства, понимать пластику цветов, его психологическое и физическое действие, различать холодные и теплые цвета, цветовой тон, иметь представление о цветовой композиции, знать законы композиции .( Приложение № 3)

        Важно научить учащихся не только мысленно «читать» картину, но и грамотно переводить ее на вербальный язык, уметь оперировать терминами искусства речи, создавать собственные речевые произведения на основе произведения живописи .( Приложение № 4)

         Культуроведческий потенциал использования живописи в преподавании родного языка реализуется в методической системе, предусматривающей:

·          Развитие речи учащихся на основе восприятия живописных полотен и выражения своего понимания картин в коммуникативно – целесообразных высказываниях различных типов речи;

·         Обогащение словаря и грамматического строя   речи учащихся путем овладения искусствоведческими понятиями, отбора языковых средств для выражения авторского замысла в своих сочинениях;

·         Расширение культурного кругозора учащихся на основе искусствоведческих текстов за счет интегрирования речи и искусства.

         Специфика культуроведческого подхода состоит:

·         В отборе картины как источника высказывания;

·         В привлечении искусствоведческого текста, являющегося и опорой, и образцом в интерпретации содержания и эстетики картины;

·          В применении принципа взаимосвязи уроков русского языка и изобразительного искусства, опирающегося на зрительный опыт учащихся и эстетически грамотный анализ картины;

·         В организации уроков развития речи, особенностях речевого поведения учителя в процессе работы по картине, в создании учебно-речевых ситуаций общения, эмоциональным толчком к которому служат зрительские впечатления.

    Предлагаемая учащимся для сочинения картина должна отвечать коммуникативно- обучающим функциям, содействовать развитию видов речевой деятельности, формировать культуроведческие знания, воспитывать любовь и уважение к народу – носителю языка, создавать условия для психической, интеллектуальной и нравственной коррекции личности обучаемого. Подбор картин должен отличаться не столько информативностью, сколько выраженной воспитательной направленностью .(Приложение №5)

     Предъявление картины предполагает использование искусствоведческого текста, интерпретирующего картину, который становится не только моделью высказывания определенного жанра и стиля, но и дает дополнительный культуроведческий и воспитательный материал.

       Произведение живописи и искусствоведческий текст, гармонично вплетаясь в ткань урока, являются мощным источником получения культуроведческой информации, духовного обогащения, эстетического воспитания и тем самым способствуют формированию культуроведческой компетенции учащихся.

     Культурологический подход предполагает синтез разных подходов и методов при решении конкретных задач обучения языку и образования человека (в скобках отметим, что принятый в методике преподавания иностранным) неродным языкам лингвострановедческий подход выступает одной из составляющих культурологического подхода). При культурологическом подходе к процессу меняются представления об основополагающих ценностях образования, расширяются культурные основы и содержание обучения и процесса образования личности. Педагог при этом как участник процесса обучения использует гуманистическую диалоговую технологию, которая позволяет глубоко личностно актуализировать любую проблему, осознать ее личностно-смысловое содержание. Все это создает благоприятный эмоциональный климат на всех этапах обучения языку, способствует повышению мотивации к процессу получения знаний о русском языке и культуре. При этом преподавателю удается избежать тупиков педагогического монизма.

  Культурологический подход к процессу обучения русскому языку раскрывает универсальные смыслы бытия русской культуры как на уровне личности, так и на уровне бытия социального организма. Он вскрывает стереотипы мышления и действия, отраженные в языке, показывает их связь с национальной ментальностью и культурой, отрасль на культурнозначимые феномены, и в конечном счете приводит обучаемого к пониманию русской культуры и к разной степени акультуризации. Таким образом, создаются условия формирования бикультурной личности, человека с более широкими возможностями восприятия других культур.

      Таким образом, использование культурологического подхода в процессе обучения русскому языку помогает достичь заявленной цели обучения – формирование человека, готового к целостному восприятию культуры мира на основе культурного плюрализма и уважения к человеческой личности – носителю любой национальной культуры.

Как уже было сказано, главной особенностью практической реализации культурологического подхода – в погружении обучаемого в смысловой контекст целостной культуры. Обратимся к средствам, которые помогают этой реализации. Прежде всего это – сопоставление языка культуры и естественного языка носителем этой культуры. Язык культуры в нашем понимании   является универсальной формой осмысления реальности, в которую «организуются все вновь возникающие или уже существующие представления, восприятия, понятия, образы и другие подобного рода смысловые конструкции.

     Благодаря культурологическому подходу к процессу обучения языку текст используется не только как единица обучения, но и как средство повышения эффективности овладения культурой через язык.

     При подготовке учеников к созданию собственного текста необходимо иметь в виду и тот общественный факт, что полноценный текст может быть создан только в том случае, если автор хорошо с предметом речи. Нельзя, например, описать лист клёна, ели предварительно не рассмотреть самым внимательным образом все его особенности, отличительные приметы. Невозможно написать сочинение «Дело, которому я хочу посвятить жизнь», не зная достаточно подробно специфики этого дела, не познакомившись с людьми, которые служат этому делу. Вместе с тем опыт говорит о том, что нередко ученики пишут сочинение, имея самое приблизительное представление о предмете речи. В этой связи очень важным моментом, обеспечивающим результативность урока развития речи, является работа над источниками, дающими юным авторам рабочий материал для собственного высказывания. Важно учить ребят собирать материал для своего описания, рассуждения, рассказа из непосредственных наблюдений за предметами, явлениями, из книг, газет, картин, диафильмов и кинофильмов, радио- и телепередач. При этом во всех случаях собранный материал будет «пропущен» через жизненный опыт и индивидуальное восприятие ученика. Начиная с V класса необходимы специальные задания типа: понаблюдайте за ...; обратите внимание на то, как ...; запишите свои наблюдения; прочитайте (прослушайте), выберите тот материал,

который связан с ..., и т.д. От этапа к этапу объекты наблюдений и источник сбора материала усложняются, увеличивается объём собранного материала, начинаются наблюдения и собираются материалы уже по инициативе самих школьников. На уроке развития речи рабочие материалы обсуждаются, оцениваются, корректируются. Целенаправленная систематическая работа в этом направлении помогает сформировать у учащихся такие качества, как внимание к окружающему, наблюдательность, стремление проникнуть в сущность явления, оценить увиденное, прочитанное, услышанное. А это в свою очередь делает уроки развития речи более эффективными.

    Учёт индивидуальных качеств личности ученика может быть реализован через включение в урок развития речи и в домашние задания индивидуально-дифференцированных речевых упражнений, в том числе и упражнений повышенной трудности.

     Подводя итоги, ещё раз подчеркну, что успех урока развития речи зависит от многих взаимосвязанных факторов и это необходимо учитывать при его подготовке.

Чтобы точнее представить, что такое развитие речи, чему следует учить детей, нужно обратиться к понятию языка и речи. Язык - важнейшее средство общения людей.

          Для обучения языку недостаточно понятие только языка. Параллельно с ним постояннодолжно   присутствовать понятие речи.   Если язык -   средство   общения, то речь -   этоработающий, действующий язык, точнее речь - это язык в действии, язык в работе .

     Имея в виду соотношения язык и речь, следует сделать такой методический вывод: учитель обучает детей языку во имя того, чтобы научить их речи, т. е. умению целесообразно правильно пользоваться языковыми средствами для приёма и передачи информации. Передача и приём информации протекает или в устной форме (говорение, слушание), или в письменной форме (письмо, чтение).

    Отсюда вытекают конкретные задачи в обучение школьников языку, в обучении речи. Развитие речи имеет в виду для учителя конкретные направления работы. На уроках русского языка стараюсь:

1)    учить умению слушать (понимать сказанное, говоримое);

2)    учить умению читать (понимать написанное);

3)    учить умению говорить (передавать информацию устно);

4)    учить умению писать (передавать информацию письменно);

5)    учить диалогу (обмен репликации).

   Иначе говоря, развивая речь детей, учу их умению воспринимать мысли, впечатления, чувства и передавать разнообразную информацию в устной и письменной форме.

     Я считаю, что анализ текстов учебника - один из видов упражнений подготовительного характера к проведению уроков развития речи.

«Рассматривание картин приучит детей «вдумчиво относится к явлениям и факторам искусства и жизни, разовьёт в них критическое чутьё, широту мысли, любовь к обобщениям». Вахтёров В. П. считал, что, произведение живописи гораздо понятнее, чем литературное произведение.

    Произведение живописи, являясь источником ярких впечатлений, воздействуя на эмоции детей, служит основой для осмысленного связного высказывания школьников. Картина помогает сосредоточить внимание на определённой теме, уяснить цель высказывания, приучает к последовательности и изложении мыслей.

В ходе экспериментального исследования об эстетическом восприятии школьниками натюрморта и пейзажа Зубарева Н. М. установила, что при рассматривании произведения живописи речь детей «приобретает выразительность и за счёт инверсий, междометий частиц, а также за счёт употребления метафор и сравнений».

   Большое_значение_имеет использование живописи при обучении сочинению. Детские сочинения по картинам служат прекрасным средством для развития в детях наблюдательности, воображения, речи, художественного вкуса.

   Я считаю, что учитель должен научить учащихся читать картину так же, как и художественное произведение. Произведение живописи необходимо предлагать детям не только «для любования ими», но и как средство познания объективного мира. Кроме того, можно так организовать работу по картине, чтобы при этом ученики получили эстетическое наслаждение. Рассматривая произведение живописи, учащиеся знакомятся с предметами, событиями, изображениями на нём, а значит и с новыми понятиями. При этом школьники подбирают новые слова и выражения, чтобы перевести содержание картины на словесный язык.

   В школьной программе по русскому языку большое внимание уделяется системе формирования умений и навыков связной речи учащихся, обучению их различным видам высказывания. Важное место в системе работы занимают сочинения по произведениям живописи, которые служат формированию указанных в программе коммуникативных умений: умение раскрывать тему и основную мысль высказывания, умения писать сочинения определённой композиционной формы.

Обучение сочинениями по картине в системе повышает эффективность всей работы по развитию связной речи учащихся, помогает, способствует формированию у детей умения выражать своё собственное отношение к описываемому.

    Методика работы над сочинениями по картине имеет свои особенности связанные со спецификой произведения живописи. Эти особенности заключаются в следующем:

1. Умение раскрывать тему и основную мысль высказывания, умения писать сочинения разных жанров, определённой композиционной формы, с другой стороны, ученики знакомятся со спецификой живописи (изображение на плоскости при помощи красок); с особенностями произведений изобразительного искусства, в которых выражается отношение художника к изображаемому, с языком живописи (тема, сюжет картины, средства выражения замысла художника, цвет, колорит, светотень, форма, рисунок, композиция); с жанрами живописи (бытовой, исторический, анималистический, натюрморт, пейзаж, портрет); с творчеством некоторых художников и историей создания отдельных картин.

2. Картина анализируется как произведение живописи в единстве содержания и формы. Учащиеся, описывая изображаемое на картине, раскрывают замысел художника, отмечают, какими изобразительными средствами он пользовался, учатся выделять главное в композиции, понимать значение цвета, детали.

Рассматривание картины в единстве содержания и формы, акцентирование внимания детей на теме произведения живописи и средствах раскрытия замысла художника, приём озаглавливания картины помогает учащимся овладеть умением раскрывать тему и основную мысль своего сочинения.

3.    В   работе   по   картине   устанавливается   предваряющая   (восстановительная)   связь, которая позволяет опереться на знания учащихся, полученные на уроках изобразительного искусства, и не дублировать их, а развивать, углублять и дополнять.

   Реализация этой связи позволяет учителю сконцентрировать внимание детей не только на изобразительно-выразительных средствах раскрытия замысла художника, но и на языковых особенностях и обогащении лексики учащихся как словами на тему данной картины, так и словами, необходимыми для анализа произведения живописи (например, художник, живописец, изобразил, изображено, краски, цвет, передний и задний план, рисунок, картина, полотно, репродукция, произведение живописи и т. д.)

4. Желательно, чтобы работе по картине на уроке русского языка предшествовала беседа на уроке изобразительного искусства.   Беседа проводится по   картине,   которую отобрал учитель-словесник   для   сочинения.    Цель   беседы   заключается   в   том,   чтобы   вооружить учащихся    необходимыми    сведениями    искусственного    характера    (например,    понять    о натюрморте, картинах анималистического жанра и т. д.), которые помогут учителю русского языка более эффективно   провести подготовку   к   сочинению,   уделяя   основное   внимание развитию речи учащихся.

5.   Работа по картине завершается проведением самостоятельных сочинений по картине или на основе жизненного опыта (аналогичным по теме и сложности).

После устной беседы работа по картине завершается проведением самостоятельных сочинений на основе жизненного опыта или сочинениями по картине.

6.    Учитывая,    что    описание    картины    легче,    чем    составление    рассказа    по    ней, целесообразно учить вначале описанию произведения живописи, а затем уже составлению рассказа на основе изображённого, т. к. этот вид работы требует более развитого творческого воображения и предполагает овладения учащимися умением строить рассказ.

7. Сочинения по картине проводится в определённой последовательности и взаимосвязи с другими видами сочинений.

8.   Накануне сочинения проводится лексическая подготовка, которая предусматривает обогащение словаря учащихся на тему данной картины и помогает детям подготовится к сочинениям.   В   процессе   анализа   картины   ставится   вопрос   так,   чтобы   ученики   могли использовать   разнообразные    средства   языка   для    выражения    одной   и   той   же   мысли, предлагает   найти   точные,   выразительные   слова   для   передачи   содержания   живописного полотна. Тема картины должна соответствовать смысловой (лексической) теме определённого раздела учебника.

    В работе с картиной с картиной целесообразно использовать следующие приёмы и последовательность:

-   подготовку учащихся к восприятию произведения живописи (комментарий учителя, помогающий понять идейное содержание и художественные достоинства картины);

- беседу по картине (рассматривание и анализ произведения живописи);

- проведение словарно-стилистической работы на тему картины;

- (выполнение) составление схемы или плана высказывания (сочинения);

- составление устного высказывания или написание сочинения;

- выполнение домашнего задания связи с работой по картине;

- анализ высказывания (сочинения).

    Все эти работы органически между собой связаны.

    Работы над сочинениями по произведениям живописи должны существенным образом повлиять на повышение эффективности всей работы по развитию связной речи в школе.

    Отбор картины для обучения сочинениям не только с точки зрения общедидактических принципов (воспитательно-образовательное значение картины, доступность, возможность связи с изучаемыми на уроках русского языка и литературы материалом), но и с учётом требований программы по развитию связной речи дал возможность использовать различные

жанры живописи: натюрмортный, пейзажный, портретный, бытовой. Работа над сочинениями по картине способствует развитию у учащихся умения выделять главное, видеть детали, передавать замысел художника, его отношение к изображённому и тем самым помогает формированию у школьников умений раскрывать тему и основную мысль высказывания.

    Такая работа развивает у детей умение выражать и мотивировать своё собственное отношение к явлениям окружающего мира.

    Вместе с тем устное или письменное сочинение по картине может служить подготовительным этапом к самостоятельному сочинению на аналогичную по содержанию и сложности тему (на основе жизненного опыта, по наблюдениям, по воображению). В этом случае работа по картине оказывает определённое влияние на композиционное и лексическое оформление ученического сочинения.

    Проведение сочинений по произведениям живописи способствует эстетическому воспитанию детей, повышает общую культуру школьников, привлекает интерес к урокам русского языка.

 

         Проблема использования произведений живописи на уроках русского языка привлекала и привлекает к себе внимание многих методистов, педагогов и психологов.

     На большое значение работы по картине в развитии умственных способностей, активизации мышлений детей указывают советские психологи. Так, по мнению Т. Г. Головиной, «сюжетная картина с психологической точки зрения есть мыслительная проблема, и работа с ней в какой-то мере помогает решить задачу организации проблемного обучения в школе». Основываясь на экспериментальных данных, Б. М. Козлов сделал вывод о том, что «образы живописи способны удовлетворить психологическую природу детей с их конкретностью мышления, эмоциональной выразительностью и живостью воображения». «Картина - излюбленный объект восприятия детей». Известно, что ребёнок познаёт мир в пространственных и временных отношениях и этот процесс овладения различными отношениями между предметами реальной действительности является важным этапом в умственном развитии ребёнка. При знакомстве ребёнка с изображением предмета на картине пространственные отношения выступают в новой системе знаний.

    Предметы, изображённые на картине, предстают перед детьми в иных отношениях, чем в окружающей действительности (другая величина, другие масштабные сопоставления, иное отношение между главным и второстепенным, расположение на плоскости). В результате знакомства с живописью дети учатся сопоставлять изображённое на картине с тем, что они наблюдали в действительности, а это, в свою очередь, способствует развитию логического мышления. Картина легко вводит учащихся в мир элементарных логических представлений, наталкивает детей на приёмы сравнения предметов в пространстве (ближе - дальше, выше -ниже, прямо - влево, вверх - вниз), во времени (раньше - позже, сегодня - завтра), в отношении величины и формы предметов (длиннее - короче, шире - уже, толще - тоньше, острый - тупой), в отношении качества (больше - меньше), цвета (чёрный - белый, синий -голубой), вкуса (сладкий - горький).

русского языка.

    Для повышения своего методического уровня постоянно обновляю свою домашнюю библиотеку: методической, художественной литературой.

          Все работы по развитию речи сопровождаю использованием компьютерных технологий (презентации), что улучшает зрительный фон урока, восприятие учащимися материала, служит воспитательным моментом. Использую компьютерные программы для создания собственных презентаций.

По данной теме самообразования в течение пяти лет были проведены следующие   открытые уроки:

1.Изобразительно- выразительная роль причастий. (7 класс)

2. Образ тургеневской девушки .(ИКТ) (8 класс)

3. Подготовка к сочинению по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители»(6 класс)

4. Придаточные предложения(ИКТ) ( 9 класс)

5. Интегрированный урок «Сочинение – рассуждение по картине «Иисус в пустыне» (ИКТ) (9 класс)

6. Урок –путешествие по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

7.Повторение об имени прилагательном (6 класс)

8.Образы и настроения пейзажной лирики А.Фета и Ф.Тютчева.

 

 

Мониторинг среднего балла при работе над сочинением и его написанием

 

 

 

Источники информации.

1.Л.А.Ходякова, Е.В. Кабанова.-Москва., 2005 г. Сочинение по картине 5,6,7,8,9 классы.

2.Зельманова Л.М., Колокольцев Е.Н. Развитие речи. Русский язык и литература. Репродукции картин.- М., 2000г.

3. Шанский Н.М., Боброва Т.А.. Школьный этимологический словарь русского языка:Происхождение слов. –М.,2001

4. Журнал с приложением «Русский язык в школе».

5.Энциклопедия русской живописи\ Под ред. Т.В. Калашниковой. – М.,2002.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1.

      Направления работы по развитию речи многообразны, а её объём велик. (Анализ сочинений по личным впечатлениям, «Дорогие сердцу уголки моей Родины; сочинение (устное или письменное) по картине, выразительное чтение, устный пересказ и письменное изложение незнакомого текста сюжетного характера с элементами описания)...

     Другими подготовительными упражнениями развития речи могут быть:

-      наблюдения над звучащей речью по радио, телевидению или магнитофонной записи;

-      анализ послушанного выступления;

-       лучшие отрывки из прочитанной книги и анализ одного из них;

-       наблюдения над речью одноклассников, обобщение этих наблюдений; тренировочные    упражнения    в    выработке    правильного    ударения,    образование нормативной формы, нормативного сочетания;

-       редактирование текста;

-       основным   видом   упражнений   по   развитию   речи    выбрана   работа   над   словом, словосочетаниями и предложениями.

     Главное внимание на уроках русского языка я уделяю тексту как этому понятию,    служат        все    разделы    учебного    курса:         фонетика,    лексика,    грамматика,словообразование, стилистика, правописание.  

    Все случаи встречи на уроке с текстом должны использоваться для обращения к нему внимания детей.

    Ребятам предлагаю памятку для анализа текста любого типа речи:

1)Определите, что перед вами: слова, предложения или текст. Докажите свою точку зрения.

2)Озаглавьте текст.

3)Составьте план.

4)Выделите начало текста, укажите его особенности.

5)Укажите   окончание   текста.    Есть   ли   смысловая   связь   между   началом    или окончанием текста? А языковая?

6)Укажите тему текста. (О чём текст?)

7)Назовите основную мысль.

8)Тип речи текста.

9)Стиль текста.

    При системе занятий по развитию речи учащихся, основанной на типах речи, детей стараюсь учить всему комплексу умений создавать сначала конкретные повествовательные тексты, потом - описательные, затем - тексты на рассуждения.

I . Как же мы работаем с пятиклассниками над повествованием? Для устного пересказа берём рассказ В. Белова «Последняя синичка». Анализ текст с тем, чтобы на основе анализа пересказывать прочитанное по возможности близко к оригиналу. Миниатюра «Последняя синичка» завершает «Рассказы о всякой живописи» - небольшой сборник.

II . Объясняем новые слова (горница, мошкара).

III .   Советую ребятам перед слушанием зрительно представить изображаемое словами, увидеть    его    полно    и    чётко.    Запоминайте       эти    картины,    движение,    цвет,    освещение. Запоминайте слова, которыми создаются картины, в каком порядке расположены слова и предложения.

IV . Постарайтесь понять тему и идею текста. Поймёте - и тогда при пересказе вам будет легче передавать общую атмосферу события. А она хорошо ощущается: хорошо было жить в деревне, и вот теперь грустно с ней расставаться.

V . Чтение текста.

VI . Далее провожу беседу

1.    Каково ваше отношение к прочитанному?

2.    Что нового вы узнали?

3.    Какое настроение у автора? Почему?

4.    Какого типа речи текст? Стиль?

5.    Определите тему рассказа. Какой ответ точнее: «Наступление зимы», «Прощание с летом», или «Прощание с деревней»?

6.    А как вы объясните авторское заглавие?

7.    Составьте план.

(а) Потемнела в воздухе, б) Синичка под окном, в) Пошёл снег, г) Что же делала синичка? д) Отъезд.

8.    Как связаны начало и конец текста?

По какому слову I предложения можно понять, что речь пойдёт о деревне?

10. Почему в рассказе много ласкательных слов о синичке?

11. Объясните, почему в рассказе употреблены вопросительные предложения?

12. Пересказ текста.

Также мы и работаем с текстами описания рассуждения, сначала даётся памятка для анализа.

                                          

Приложение №2

    Программа по развитию связной речи рекомендует учить пятиклассников описанию предметов. Для этого лучше всего использовать натюрморт. Согласно программе по изобразительному искусству, учащиеся знают этот жанр живописи, имеют некоторые практические навыки в рисовании несложных натюрмортов.

     Использование натюрмортов для сочинений способствует развитию у детей наблюдательности, эстетического восприятия окружающей среды, воспитанию у нихбережного отношения к миру вещей, среди которых мы живём.

     Устное описание натюрмортов способствует расширению словарного запаса учащихся, обогащению их речи изобразительно-выразительными средствами языка.

Недавно мы работали по картине И. И. Машкова «Натюрморт с маками и васильками». Ребята устно описали картину. Они обратили внимание на то, как художник расположил предметы на картине, какие краски использовал. Как художник прославляет красоту мира вещей? Постарались раскрыть этот замысел в своём устном описании картины.

 

 

 

 

Приложение № 3

     Я думаю, что обучение сочинениями необходимо начинать с наблюдений, с развития у ребят наблюдательности. Начинать обучение зарисовкам с натуры полезнее всегда с одинаковых предметов.

     Учитывая удачи и неудачи в обучении сочинениям в пятом классе, я постепенно отбираю наиболее результативные вилы работ и тематику:

1.    О   природе   («Наша яблоня»,    «Клён   под   окном»,    «Осенний   тополь»,    «Старая акация».)

2.    О животных («Бабушкин кот», «Мой друг Дружок», «Куриный вожак».)

3.    Портреты людей («Моя мама», «Мой друг Саша», «Сестрёнка».)

4.    Дом, улица, город («Моя комната», «Наша школа».)

5.    О труде и отдыхе («Чем я люблю заниматься после школы», «На горе».)

6.    О нравственных качествах («Мой друг мне помог», «Я не хотел огорчить маму».)

7.    Об искусстве («Картина в нашем классе», «Я не забуду эту книгу».)

      В своём классе, прежде чем избрать актив класса задаю такое задание. Представьте себе, что вы должны выступить с характеристикой товарища, которого собираются выбрать старостой решите: какие черты характера, на ваш взгляд, важны для человека, становится старостой класса. Есть ли эти качества у товарища, которого вы обсуждаете? Как вы можете обосновать свою точку зрения? Постройте высказывание, включив в него развёрнутую характеристику одноклассника. Подумайте, текст какого стиля и типа речи вы будете создавать. Подготовьте такой текст. (Можно в форме сочинения-рассуждения.)

Или задаю такое задание:

    Вы, наверное, часто рассказываете дома о своих товарищах. Представьте, что делитесь с кем-то    из    близких    впечатлениями    о    приятеле.    Основная    мысль    вашего    высказывания «Хороший у меня товарищ!» Подумайте, как обосновать свою мысль, как провести её. hi забывайте при этом о той ситуации, для которой вы создаёте высказывание. Подготовьте такой текст.

Или:

     Был ли в вашей жизни случай, когда чей-то добрый взгляд, какое-то одно доброе слово изменили плохое настроение, и на душе стало легче? Расскажите об этом случае.

Или:

     Не хотите попробовать написать о себе («Каким я должен быть в наше время?) Каким вы сами себя видите, каким считают вас ваши друзья, одноклассники? Что вам в себе нравится, а что нет? Порассуждайте о себе.

Каждый пункт этого качества хорошего человека обсуждается в классе. Помимо темы беседы обсуждается также и форма выступления. Нужно сказать о том, как следует говорить, как строить речь при обсуждении каждого качества хорошего человека.

      Оценки выставляются не столько за правильность суждений, но и за правильность их оформления, так как это урок развития речи.

     При рассказывании текста обращаю внимание на культуру и выразительность изложения материала.

      Провожу редактирование. Читаю предложения, учащиеся исправляют стилистические неточности.

(Володя предложил Коле взять пока саженцы к себе домой. Небо, оно совсем очистилось от туч. Ученик вынул карандаш и положил его на стол. Некто предложил на сборе поехать в воскресенье за город.)

Редактирование (перестройка).

      На полотнах замечательного русского художника И. И. Шишкина мы видим пронизанные ярким солнечным светом могучие стволы исполинских сосен (лучше: мощные стволы исполинских сосен, пронизанные ярким солнечным светом.) На многих его картинах изображены притихшие лесные опушки, ручейки, отражающие прибрежные берёзы, море поспевающей ржи, облака, плывущие по синему небу (в предложении слишком много причастий с шипящей, какой-либо из причастных оборотов следует заменить придаточным предложением.)

 

 

Приложение №4

Работа со словом:

1.    Образовать с помощью частиц бы, пусть, да - различные глагольные формы.

2.    Подобрать к словам антонимы, синонимы.

3.     От данных отрицательных глаголов образовать деепричастия (не озарять, негодовать, не участвовать, ненавидеть).

4.    От     данных     прилагательных     образовать     наречия:     несомненный,     недружелюбный, неустрашимый, необходимый.

Провожу:

    Рассказывание на тему: «Каким показали себя мои товарищи в походе?» или «Моё любимое занятие»

Когда устно составляем рассказ на какую-либо тему, то я всегда обращаю внимание на культуру и выразительность рассказывания.

Обучение сочинениям по картине повышает эффективность всей работы по развитию связной речи. Работа по картине помогает формированию умений, способствует умению выражать своё собственное отношение к описываемому.

В работе с картиной использую следующие приёмы:

-      подготовку учащихся к восприятию произведения живописи;

-      краткий рассказ учителя о художнике и истории создания картины;

-      беседу по картине;

-     проведение словарно-стилистической работы;

-      составление плана высказывания;

составление устного или письменного высказывания; анализ сочинения. Вопросы. Беседа по картине.

-      Чем привлекает вас эта картина?

-      Что вы видите на переднем плане, на заднем плане полотна? Отчётливо ли виден задний план?

-      Какие краски и тона преобладают на картине?

-      Что же главное хотел нам сказать художник в этой картине? Понравилась ли вам картина?

-      Какое настроение она создаёт?

Из работ учащихся:

    Сочинение-описание натюрморта П. П. Кончаловского «Сирень». На картине П. П. Кончаловского изображена праздничная и яркая сирень. Посмотришь на неё и остановишься поражённый. Вот склонились тяжёлые кисти тёмно-красной, серебристо-белой и бледно-лиловой сирени. Почти до половины не видно банки, в которой стоят цветы. Торжественно выглядит в середине букета высокая тёмно-красная ветка. А как нарядна нежно-розовая сирень! Какие у неё оттенки - жемчужные, лиловые, светло-лиловые! Весь букет окаймляют изумрудные листья. Сверху они так хорошо освещены, что местами кажутся золотистыми.

Когда смотришь на эту прекрасную сирень, то как будто чувствуешь её аромат. Кажется, чудесный душистый воздух наполняет комнату.

Художник изобразил эту великолепную сирень на тёмно-зелёном и серо-коричневом фоне. Он очень хорошо сочетается с окраской цветов.

Мне очень нравится натюрморт П. П. Кончаловского «Сирень». Посмотришь на эту картину и вспоминаешь о весне, о ярком солнце, и как-то сразу радостно становится на душе. Невольно хочется потрогать руками эти роскошные, свежие, как будто только что срезанные грозди сирени. «В этом букете всё цветёт, живёт и радуется», - писал сам П. П. Кончаловский. Да, такую чудесную картину мог создать только художник, влюблённый в родную природу.

Сочинение-описание по картине С. А. Григорьева «Вратарь». Основная мысль картины С. А. Григорьева - любовь к футболу, увлечённость мальчика-вратаря.

На переднем плане, почти в центре картине, изображён юный вратарь. Это высокий, белобрысый мальчуган. Он одет в свитер, короткие штанишки, на руках - кожаные перчатки. Мальчик стоит в очень напряжённой позе, взгляд его устремлён на поле, где происходит борьба за мяч. Сразу видно, что вратарь увлечён игрой, он очень внимателен, старается как можно больше походить на взрослого футболиста. Одно колено у него разбито и перебинтовано, - это доказывает, что мальчик не раз падал, защищая свои ворота.

На втором плане изображены болельщики. Это мальчик в синем костюме, девочка с красным бантом и ещё несколько ребят. Все они внимательно следят за игрой. Особенно активно болеет мужчина в шляпе, видно тоже футболист.

Недалеко от вратаря, сзади него, стоит мальчик в лыжном красном костюме. Это, наверно, запасной игрок. Он стоит, важно заложив руки за спину, обижен, что его не взяли в игру.

Действие происходит загородом, на пустыре, во второй половине дня. Очевидно, мальчики играют в футбол после школы. Вдали виднеется город, слегка окутанный туманом.

Картина мне нравится потому, что художник ясно изобразил напряжение вратаря и интерес болельщиков. Ведь равнодушен к игре только малыш, укутанный в платок, да лопоухая собачонка.

В картине художник использовал жёлтые, светло-зелёные, коричневые и красные краски. Это тёплые цвета. Они радуют глаз и вызывают у нас хорошее настроение.

 

Приложение №5

     Однотипные работы утомляют ребят, поэтому я им предлагаю карточки на уроках развития речи. В V классе у меня есть ребята, которые с трудом пишут изложения: они передают текст с логическими нарушениями в построении, допускают много речевых ошибок. Моя задача - научить их писать стройно и грамотно. Но как? Так родились карточки для индивидуальной работы на уроках развития речи.

Например, при написании изложения «Первый снег» некоторые ученики получили такую карточку:

Изложение «Первый снег»

Задание. Ответь письменно на вопросы так, чтобы получился связный рассказ.

Вопросы к 1-му абзацу:

1.      От какого ощущения проснулся автор однажды?

2.    Что ему показалось во сне?

3.    Что он понял, долго прислушиваясь? Какая тишина наступила?

4.     Как называют такую тишину? Почему? А что было слышно?

Слова для справок: странное ощущение, оглох во сне, необыкновенная тишина, «мёртвая» тишина; умер ветер; умер беспокойный сад; посапывает кот во сне.

Вопросы даю ко всем абзацам. С помощью такой карточки слабый ученик может написать изложение вполне самостоятельно и удовлетворительно.

Есть у меня карточки и для учащихся посильнее. Вопросы и задания в них помогают развивать творческие способности учащихся, их воображение. Вот пример такой карточки.

К. Ушинский. «Заяц и ёж».

Беленький, гладенький зайчик сказал ежу:

- Какое у тебя, братец, некрасивое колючее платье!

Зайчик вместо ответа только вздохнул. Задание.

1.    Как ты думаешь, что ответил ёж?

2.    После какого вопроса ежа зайчик вздохнул?

3.    Запиши текст в форме диалога, правильно расставь знаки препинания.

4.    Найди слова с безударной гласной, подбери проверочное слово.

5.    Найди слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, выдели эти суффиксы. 1. Пересказ текста на основе анализа. Как я выполняю эти требования на своих уроках.

1.     Беседа. (Например, Берём текст В.П. Астафьева «Покинутая деревня».

Сначала   предлагаю   ребятам   вспомнить,   что   им   известно   о   писателе,   и,   если   это необходимо, дополняю ответы ребят. П. Читаем текст.

III . Анализируем текст.

1.    Какого типа речи текст?

2.      Элементы какого другого типа встречаются в тексте?

3.     Какие чувства автора выражены в I абзаце? Какие предложения по интонации в нём использованы?

4.    Сравните описания

5.    Как выражено отношение автора к увиденному?

IV . Составление плана и пересказ текста.

2.   Провожу сжатый пересказ с изменением лица рассказчика.

3. Сообщения на темы.

а) Мои любимые музыка, певец, ансамбль.

б) Мои любимые телепередачи.

в) Мой любимый журнал. Развитие связной письменной речи.

4. Провожу классное рассуждение на тему:

1)    «Каким я должен быть в наше время?»

2)     Легко ли учиться в школе?

3)    Легко ли давать прозвища людям? Хорошо это или плохо? (5 класс)

5.    Беседуем с ребятами о качествах людей.

6.    Пишем изложения с элементами сочинения.

7.    Работаем над комплексным анализом текста.

8.     Сочинения по картине, на свободные темы.

9.    Работа со словом, сл.соч., предложением (редактирование).

Комплексный анализ текста: (с 9    классом) Учащиеся выполняют следующие задания:

1.    Выразительно читают текст.

2.     Озаглавьте текст.

3.     Определите тип речи, стиль речи.

4.    Определите количество микротем в тексте.

5.     Объясните, пользуясь словарём, значения непонятных слов.

6.     Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

7.    Выполните указанные виды разбора.

Это условие должно соблюдаться и при выполнении следующих заданий.

Попутно обращается внимание на то, где повторяющиеся слова можно оставить, а где лучше заменить.



Тэги: обмен опытом



ОБСУЖДЕНИЕ


Галина Геннадьевна Селиванова2010-09-13 18:48:37 - Галина Геннадьевна Селиванова
Ольга Викторовна, интересный материал, с удовольствием изучила. Опубликуйте презентации,этим Вы поможете коллегам Удачи в работе!
Светлана Алексеевна Сомова2013-01-08 20:20:34 - Светлана Алексеевна Сомова
спасибо!материал интересный!
Софья Павловна Мокрушина2016-02-28 10:51:55 - Софья Павловна Мокрушина
Спасибо
Людмила Константиновна Людмила2016-04-17 22:01:05 - Людмила Константиновна Людмила
Спасибо.

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Все это было с нами так давно! Людмила Ойкина Любимый город. Юность. Я и ты, И наш бульвар. Все было так давно! На прежних клумбах новые цветы, А все могло бы сбыться, как в кино. Фата, цветы и твой любимый взгляд, В хрустальных рюмках сладкое вино. Нет, не сбылось! И кто был виноват? Все это было с нами так давно! ....На дне бокала с медленным шабли Я вижу снова нас с тобой вдвоем, Под звуки песни о чужой любви В семейном баре в городе твоем.
Поздравляю Вас с Вербным воскресеньем, Валентина Васильевна. Со своего огорода всё вкуснее, да и экологически чище. `Пятёрочке` важно продать. После химической обработки картофеля от жука нельзя даже выходить на огород в течение трёх недель, не говоря уже о том, чтобы употреблять картофель в пищу. Но всегда ли это соблюдается.
Прекрасно! Спасибо!
Пожалуйста, рада помочь!
Груша цветёт буйно, завораживает своим весенним прикидом и радует осенними плодами. Спасибо, Бронислав Петрович, за Весну! Трудимся... трудоголики - для того чтобы трудиться. Сейчас в Пятёрочке всё есть. Отдыхать не умеем вообще. Вот эта минутка отдыха, пока читаешь - как там у людей. Обнимаю.
Спасибо большое!!!





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/