Вновь становятся усть-цилемки на две стороны - просо сеять
- А мы просо сеяли,
Ой Дид-Ладо сеяли.
- А мы просо вытопчем,
Ой Дид-Ладо вытопчем.
- А чем же вам вытоптать?
Ой Дид-Ладо вытоптать?
А мы коней выпустим,
Ой Дид-Ладо выпустим.
- А мы коней переймем,
Ой Дид-Ладо переймем.
- А чем же вам перенять?
Ой Дид-Ладо перенять?
- Шелковым мы поводом,
Ой Дид-Ладо поводом.
- А мы коней выкупим,
Ой Дид-Ладо выкупим.
- А чем же вам выкупить?
Ой Дид-Ладо выкупить?
- А мы дадим сто рублей,
Ой Дид-Ладо сто рублей.
- Не надо нам тысячи,
Ой Дид-Ладо тысячи.
- А что же вам надобно?
Ой Дид-Ладо надобно?
- Нам надобно девицу,
Ой Дид-Ладо девицу
С одной стороны девушка переходит на другую:
Нашего полку убыло,
Ой Дид-Ладо убыло.
- Нашего полку прибыло,
Ой Дид-Ладо прибыло
Александр Миловский. Песнь жар-птицы. Усть-Цилемские краснопевы
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_1121.htm Александр Миловский. Песнь жар-птицы: Рассказы о народных праздниках. 1987, PDF, 93.9 Мб
http://perunica.ru/etnos/5142-bibliotechna...87-pdf-rus.html
Яркое красочное гуляние Усть-Цилемская Горка - это весенне-летний обрядовый праздник, живой памятник, жемчужина русского севера. В 2004 году Усть-Цилемская горка удостоена статуса Республиканского праздника.
Корни этого праздника произошли от архаичного представления и языческого поклонения людей солнцу - яриле-божеству. Люди собирались за деревней на возвышенности и встречали солнце с песнями и хороводами...
В системе весенне-летнего цикла обряд Горка занимал важное место, и относился к разряду так называемых заветных праздников. Приуроченная к датам православного календаря, Горка начиналась с Николы вешнего, (22 мая), продолжалась в Троицу, и в каждое воскресенье, если позволяла погода, затем в Иван день (7 июля), и заканчивались все горочные гулянья в день первоверховных апостолов Петра и Павла (12 июля).
Горку водили до трёх раз в день, в течение игрового дня девушки трижды меняли наряды
http://www.ust-cilma.ru/gorka.html
В ночь с 11-го на 12-ое июля у устьцилем принято варить кашу. Не случайно кашу варят ночью. Считалось, что это время, когда стираются грани между живым и загробным мирами. Важно, что поминальная трапеза проходит за рекой или у реки: в фольклоре путешествие через реку - путешествие в страну мертвых.
По старинным преданиям душа человека превращается в птицу, поэтому и еда птичья: крупа, каша. Кашу варят практически всегда пшенную.
В этом обряде сохранились следы древнего представления о том, что души умерших вселяются в птиц и являются символическими посредниками между миром живых и мертвых. Река - символ некоего посреднического начала, соединяющего выше обозначенные миры, а вода - символ уходящего времени
http://www.ust-cilma.ru/petrov.html
Просо обыкновенное - яровое, теплолюбивое растение. Всходы очень чувствительны к низкой температуре воздуха (-2,-3° С), а генеративные органы могут повреждаться заморозками 1-2° С...
Просо обыкновенное - одна из древнейших культур мирового земледелия. Возделывают с 3-го тысячелетия до нашей эры в Китае и Монголии. Наибольшее разнообразие форм обнаружено на территории Китая и соседних стран, в том числе и клейкое просо, крахмал которого целиком состоит из амилопектина. Из Китая просо было занесено кочевыми народами в различные страны Азии и Европу. Наиболее значительные площади оно занимает в северных районах Китая и Юго-Восточной Монголии. В меньшей степени культура проса распространена в Японии, Индии, Афганистане, Иране и Турции. В небольших объемах возделывается в Польше, Румынии, Югославии, Венгрии и Болгарии. Из стран СНГ просо выращивают в Украине и Казахстане. Основные районы возделывания проса в Российской Федерации - Поволжье, где сосредоточено более 50 % его посевных площадей, Центрально-Черноземная зона, Западная Сибирь. Просо сеют в ряде областей Нечерноземной зоны: Рязанской, Орловской, Нижегородской, а также в Чувашской и Мордовской автономных республиках.
http://www.agroatlas.ru/cultural/Panicum_miliaceum_K_ru.htmГеографический центр происхождения проса Из видов проса, имеющих широкое распространение в Старом Свете, остановимся на обыкновенном метельчатом (Panicum miliaceum)...
Изучение состава проса в отдельных областях европейской и азиатской частей СССР, Бухаре, Хорезме, Персии, Афганистане, Монголии и Китае выяснило определенно, что разнообразие форм резко увеличивается к востоку, к Азии. Максимум разнообразия обнаруживают Восточная и Центральная Азия, где заключен полностью весь расовый и разновидностный состав линнеевского вида P. miliaceum...
По-видимому, просо продвинулось из Азии в Европу вместе с кочевыми народами. Из немногих хлебов, которые высевают кочевники в Азии, просо является излюбленным хлебным злаком. Оно может высеваться очень поздно, в разные периоды, не связывать кочевника. Для посева на десятину требуется очень малое количество семян; просо чрезвычайно транспортабельно, универсально в смысле использования, необычайно засухоустойчиво, идет даже на песчаных почвах, где не идут другие растения, кроме арбузов, и поэтому является до сих пор непременным атрибутом кочевого хозяйства полупустынных районов Азии и юго-востока европейской части СССР...
Исследования сортового состава проса и его географического распределения еще продолжаются, но уже и теперь можно определенно указать в общих чертах центр формообразования этой культуры. Он находится не в Египте, не в Аравии, как это предполагал Декандоль, а в Восточной и Центральной Азии. В Египте, согласно критическим исследованиям Бушана (Buschan, 1895), в доисторическое время наличие культуры проса не доказано. Персия и Турция (Малая Азия) мало возделывают просо и сравнительно бедны сортовым разнообразием. Невелико разнообразие, по нашим наблюдениям, и в Афганистане. Здесь, как в Турции и Персии, преобладают преимущественно светлозерные формы. По всем признакам разнообразие возрастает к Монголии, Китаю, к Восточной Азии. Восточносибирские темноцветные коричневые и темно-серые проса, как показали исследования В.Е. Писарева, идут из горных районов Монголии. В Восточную Европу, на юго-восток европейской части СССР, в Румынию просо пришло еще в доисторические времена, о чем свидетельствует нахождение проса археологами в Румынии (Coucouteni) в каменном веке. Есть определенные указания на культуру его в VI в. до н.э. (Buschan, 1895). Уже Плиний указывает в Historia naturalis, что просо было главным хлебом славянских племен (сарматов)
Н.И. Вавилов. Избранные произведения. Т.1, 1967, с.124-127. Центры происхождения культурных растений (Впервые в Трудах по прикладной ботанике, генетике и селекции, т.16, вып.2, 1926)
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_347.htmНиколай Вавилов. Автохтонные культуры в Центральной Азии
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_414.htm
А iмемо вяну вянiте одо поль тех жiтву трудiтi а яшень пълоте а пшено просово сбiряшете до закуте Сврожiа (Дощ.7е)
Мы же смехом польна жретва даяте а одо труды наше просо млека туцi То бо покрпiшем о Колядi ягнчем а о Русалiех в день Яров такожде а Красна Гура (7а)
ПредЪ бя родъ Слвенъ у горiЪхъ велiцЪ высоцхЪъ тамо земле ратi а дба овна i овча хрантi поасiтi въ тревiЪхъ ЕдiнЪ ста iже людiе пробудiтiся а комонiе под облацы страху вопiяшетi слыша а тоii страхомъ объятлii убрежетiся бо яшетi не можахуся Бя по сiя мор а глд велiк А iзшед iзъ края Iньска пред очi iдуща камо зрящетi шедша мiмо земе Фарсiiстi а iдша далецЪ яко не дбана овцЪмъ земеЪ тая Iдша горЪма i вiдЪша кменiе а тоiя просъ не сЪяте такоже мiмо iдша А зрятi ступi квЪтна а зленая тамо сташа лЪта два а по нiмъ мiмо iдша понЪякъже хiснiцы поокаша Мiмо iдЪ КаялЪ iде ду НЪпрЪ яко тоii вскЪi прЪ гранiщiтi iма а ворозi злыя преткновЪнiе бя на тоii НЪпрЪ iматi Iма усЪдiтiся родъ Слвенъ а тоii бя огнiщанi якоже iма кiiждыi дiроу земну а огнiще Сварогу слвiтi а ДажьБгу кii же суть во СврзЪ ПрчстЪi Перуну а СтрiБгу яковыi громы а блiскы пвелЪваяi I СтрiБгъ вЪтрiе ярiтi на земь сiа iме I тiымъ ЛадоБгъ iже правi лады родовстii а благстi всящестii I КупалБг яковыi до мытнiщi правiтi iмЪ а всящеская омовенiя А ЯръБгъ Iже правi Яры квЪтна а русалi i воднiщi а лЪсiщi а домовiщi А i Сварог тоiiмi правi Всякъ Ръдъ iма Щуры а ПраЩуры яковii суть пред вЪцы умретi яша Тоiiмъ Бгъмъ почiтанiя iмеме датi а одъ Нi радощ iмiеме (Дощ.38а)
Пшенная каша - радость наша
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_430.htm