31 декабря исполняется 35 лет со дня, когда впервые показали фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!». За эти годы мы, казалось бы, запомнили каждый кадр, выучили наизусть каждую реплику. И все равно продолжаем смотреть это кино, как в первый раз. Загадочный феномен, свойственный практически всем картинам Эльдара Рязанова.
"Википедия" публикует интересные факты о фильме и его создании. Так, польскую актрису Барбару Брыльску в фильме дублировала Валентина Талызина, однако это не указано в титрах. Ранее Талызина пробовалась на роль Нади Шевелёвой, но не была утверждена. Талызина играет также одну из заметных ролей в фильме, но талант актрисы создал у зрителя впечатление, что слышны два разных голоса, настолько различаются их интонации.
Алла Пугачёва и Сергей Никитин, исполнившие песни за героев Барбары Брыльской и Андрея Мягкова, не упомянуты в титрах фильма. Эльдар Рязанов сыграл в картине одну из характерных для него эпизодических режиссёрских ролей - раздражённого пассажира в самолёте, на которого постоянно сваливается спящий Лукашин.
В качестве типового дома по адресу 3-я улица Строителей, 25, в фильме снят панельный дом, расположенный в Москве по адресу проспект Вернадского, 125. Однако, этот предположительно типовой дом построен по экспериментальному проекту, реализованному всего в трёх домах на этом проспекте. В 2003 году на стене дома была открыта мемориальная табличка.
Сцена в бане на самом деле снималась не в бане, а под лестницей съемочной студии Мосфильма, то есть, практически в подвале, где на самом деле очень холодно.
В одном из эпизодов фильма по Надиному телевизору идёт фильм «Соломенная шляпка». В частности, на экране видна Людмила Гурченко, которую Эльдар Рязанов снимал во многих своих фильмах. В «Иронии судьбы» для Гурченко роли не нашлось, но Рязанов всё же «снял» её в фильме таким оригинальным способом. В этом же эпизоде вместе с Людмилой Гурченко можно увидеть и Андрея Миронова, который пробовался на роль Жени, но не был утверждён.
На роль Нади Шевелёвой пробовались многие советские актрисы, в том числе и любимые Рязановым - Людмила Гурченко, Валентина Талызина, Светлана Немоляева и другие. Однако Рязанов посчитал эти пробы неудачными. После просмотра скандального (излишне эротического по советским понятиям) польского фильма «Анатомия любви», где главную женскую роль (Ева) исполнила красавица Барбара Брыльска, Рязанов принял решение пригласить Брыльску на пробы «Иронии». На роль Ипполита был вначале утверждён Олег Басилашвили. Однако в дни съёмок скончался его отец, а затем ушёл из жизни артист Большого драматического театра Ефим Копелян, в связи с чем Басилашвили не смог приехать на съёмки. В связи с этим в начале марта Рязанов попросил сыграть эту роль Юрия Яковлева.
В титрах, открывающих фильм, допущена опечатка: в слове «исключительно» пропущена буква «Л» (во фразе «Совершенно нетипичная история, которая могла произойти только и искючительно в новогоднюю ночь»). По некоторому мнению, это в действительности являлось не опечаткой, а некоторым приёмом, симулирующим несвязную и икающую пьяную речь. На икание здесь явно намекает буква «и» перед словом «искючительно».
C 1970 года на внутренних авиалиниях был введён паспортный контроль, поэтому Лукашин не мог сесть в самолёт по чужому билету. Кроме того, человека в таком состоянии просто не пустили бы в самолёт. Этот ляп объясняется тем, что пьеса-первоисточник была написана до нововведения.
Женя улетает в Ленинград из аэропорта Домодедово, из которого рейсов в Ленинград тогда не было, на самолете Ту-134, которые летали по этому маршруту в тот год только из Внуково, и рейсом номер 392, который выполнялся из Йошкар-Олы в Москву. В СССР номера рейсов из Москвы были нечётными. Когда Женя летит в Ленинград, в небе показан самолёт Ту-134, салон - Ту-114.
Надя произносит: «Моё платье, я забыла одеть праздничное платье!» Кому как не ей, учителю русского языка и литературы, знать, что правильно нужно говорить в данном случае «надеть», а не «одеть».
Ленинградский номер телефона Нади - шестизначный (14-50-30). А номер аварийной лифтовой службы в подъезде - московский, семизначный (241-64-44). Семизначные телефонные номера в Ленинграде были введены в 1976 году.
Хорошо заметно, что метёт метель и очень холодно, но на Исакиевском соборе снега нет. На самом деле, во время съёмок (февраль-март) снега не было, и улицы посыпали пенопластом и ватой.
Женя выбрасывает в окно фотографию Ипполита, а позднее Надя поднимает из снега уже фотографию не Юрия Яковлева, а Олега Басилашвили, который ранее получил роль Ипполита и снялся в нескольких эпизодах, но вынужден был отказаться из-за смерти отца. Этот кадр переснять уже не успели из-за того, что наступила весна и снег растаял.
Надя садится в такси к одному шофёру, а когда выходит у Московского вокзала, шофёр уже другой. При этом сцена покупки билета снята в Центральном железнодорожном бюро обслуживания пассажиров на канале Грибоедова, 24 («кассы на Грибоедова»). Надя гуляет в предрассветной мгле по набережным Невы в районе Петропавловки, однако в некоторых кадрах за её спиной мелькает Москва (1-й Краснокурсантский проезд в районе Екатерининского дворца). Кроме того, маршрут ночной прогулки Нади по Ленинграду (Исаакиевская площадь, Петропавловка, Александринский театр) в реальности занял бы несколько часов. За спиной актрисы проезжает трамвай серии МТВ-82, в те времена типичный для Москвы, но не использовавшийся в Ленинграде. Тот же переулок и трамвай МТВ-82 видны и когда Ипполит выходит из телефона-автомата после первого звонка Наде.
Женя прилетает в Ленинград в 21:10. В доме Нади он появляется в 22:30, потратив на дорогу 1 час 20 минут. Надя приходит домой в 22:45. Жене удалось вздремнуть всего 15 минут. В совершенно пьяном виде он уходит от Нади позже 11 часов; а когда встречает с ней Новый год и пьёт шампанское, то производит впечатление совершенно трезвого человека. В реальности для этого понадобилось бы не меньше полусуток.
Надя гуляет по Ленинграду в предрассветной мгле, когда она возвращается домой, уже становится совсем светло, а после этого Женя успевает на первый самолёт в 7 утра, хотя в это время зимой ещё совсем темно. Кроме того, маршрут прогулки Нади «разбросан» практически по всему центру Ленинграда - от Исаакиевской площади до Петропавловской крепости и Александринского театра. В реальности на такую «прогулку» уйдет не меньше 5-6 часов.
В Москве с 1958 года существовала 3-я улица Строителей, но в 1963 году её переименовали - теперь это улица Марии Ульяновой, а дом 25 по этой улице - хрущёвская пятиэтажка. В Ленинграде (Санкт-Петербурге) 3-ей улицы Строителей не существовало никогда, зато существовала просто улица Строителей, находящаяся в промзоне Красногвардейского района; ныне эта улица носит название Бокситогорская.
В начале фильма, когда Павлик едет к Жене, используется автобус ЛиАЗ-677, в то время очень популярная модель автобуса. В этом же самом автобусе (номерной знак «87-59 мна») Женя едет домой, вернувшись из Ленинграда в Москву.