Внеклассная нагрузка
Автор: ВЕДОМОСТИ
27.08.2010 09:08
С 1 сентября начинают тестировать «Паспорт здоровья школьника»: детям придется сообщать факты о себе и своей семье, родители протестуют
Если школа потребует, чтобы мои дети заполнили «Паспорт здоровья школьника» — мы откажемся. Если администрация школы будет настаивать — подадим в суд. Если будет ссылаться на опубликованный нормативный акт — будем оспаривать этот акт. Если не сможет ни на что сослаться — будем подавать в суд на директора школы«, — планирует педагог, член правления межрегиональной общественной организации «За права семьи» и мать двоих детей Наталья Геда.
С 1 сентября разработанный Министерством образования и науки РФ «Паспорт здоровья школьника» будет введен в нескольких школах Москвы, Санкт-Петербурга и Казани, а в течение двух лет пройдет апробацию в одной из школ каждого федерального округа России. Проект «Паспорта» был опубликован на сайте министерства в ноябре прошлого года и сразу же вызвал возмущение родителей и учителей.
В Минобрнауки «Пятнице» заявили, что задача нововведения — пробудить в ребенке интерес к собственному здоровью и собрать данные диспансеризаций, показатели физического развития, информацию о прививках. Как сообщил 20 августа на посвященном «Паспорту здоровья школьника» круглом столе в Департаменте образования Москвы руководитель подразделения Медицинского информационно-аналитического центра РАМН Вадим Буденков, в ближайшие годы «Паспорт» станет электронным и будет представлять собой флеш-накопитель с подробной информацией о самочувствии, психическом состоянии и семье школьника.
«Главная цель этого проекта — получать информацию о частной жизни семей в обход Конституции РФ, Конвенции о правах ребенка и Декларации прав человека»
Однако опубликованный Минобрнауки проект «Паспорта» содержал еще и вопросы о распорядке дня ребенка, рационе питания, составе семьи, профессиях и адресах всех близких родственников, а также обстановке в семье («благополучная», «конфликтная», «есть тяжелобольной»). В новой версии, переданной Минобрнауки «Пятнице» (с документом можно ознакомиться на сайте www.vedomosti.ru), вопросов о составе семьи и профессиях родственников уже нет, но графы о распорядке дня, привычках и питании ребенка остались без изменений.
Проект собрал возмущенные отклики на форуме Министерства образования. Наталья Геда обратилась с открытым письмом к министру образования Андрею Фурсенко, в котором утверждала, что введение «Паспорта» как обязательного документа незаконно: он нарушает право ребенка и его семьи на неприкосновенность личной и семейной жизни, право на недопустимость сбора информации о частной жизни, а также право на конфиденциальность сведений о состоянии здоровья. Под обращением уже подписались 183 человека, среди которых, по словам Натальи, не только родители, но и учителя. Письмо было передано Андрею Фурсенко еще в конце января, но ответа Геда до сих пор не получила.
Разработчики документа с мнением родителей не согласны. Как объясняет один из создателей будущего электронного «Паспорта», заместитель директора Московского центра качества образования Валентин Носкин, с переходом на новый носитель все данные о здоровье вообще защитят паролем, и полный доступ к данным будет иметь только владелец. В школах Москвы электронный мониторинг, сопровождаемый учебными тетрадками «Паспорт здоровья» был введен еще 8 лет назад, правда, в куда более краткой редакции и на добровольной основе. Однако сейчас, по словам Валентина Носкина, российские школы готовятся к введению нового стандарта образования, по которому нагрузка на учеников вырастет на 30-40%: «Понадобится следить, как справляется с ней организм ученика. Без мониторинга новый стандарт не застрахован от возможных перегрузок у школьников, а чтобы проводить его качественно, нужны «паспорта».
Как сообщили «Пятнице» в Минобрнауки, создание «паспортов» должно объединить усилия детей, родителей, педиатров, школьных врачей и педагогов для того, чтобы определить факторы, влияющие на здоровье учеников, и на основе полученных данных менять условия обучения. Однако, как считает профессор Марьяна Безруких, академик Российской академии образования и директор Института возрастной физиологии, вычленить из всех возможных причин изменения самочувствия ребенка влияние именно школы невозможно. «Следить за здоровьем — задача медиков, а не школы, — уверена Безруких. — В школах нет не только специалистов, которые могли бы проводить серьезные физиологические исследования, но иногда даже обычных медсестер. Я знаю, с каким трудом в России шла всеобщая диспансеризация, и у меня нет оснований думать, что мониторинг здоровья детей можно реализовать в школе».
Однако уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович полагает, что новые «паспорта» могут принести пользу. «Нужно отучить детей от мысли, что за их здоровье отвечает кто-то посторонний, — считает Бунимович. — Дети должны учиться сами фиксировать отклонения в своем состоянии и понимать: забота о самочувствии — часть их собственной жизни. Кроме того, “Паспорт” может наладить связь между семьей и школой. К примеру, если у ребенка бронхиальная астма, то учитель должен понимать, как болезнь может сказываться на учебном процессе».
При этом все эксперты сходятся на том, что вопрос защиты информации в проекте «Паспорта» не проработан. По мнению Бунимовича, сведения о проблемах семьи и наследственности должны быть конфиденциальны. «Это тонкая сфера, и непродуманное обращение с ней может стать причиной очень серьезных драм», — утверждает он. А Наталья Геда и вовсе считает, что переделать «Паспорт» невозможно. «Главная цель этого проекта — получать информацию о частной жизни семей в обход Конституции РФ, Конвенции о правах ребенка и Декларации прав человека, — считает она. — Надо добиваться полного запрета распространения подобных документов».
Однако Валентин Носкин настроен оптимистично. «Восемь лет назад московские родители тоже выступали против “Паспорта здоровья школьника”, — говорит он, — и 3% написали официальный отказ от него. Но уже через полгода увидели, что это работает и приносит пользу — и отказов стало существенно меньше».
|