Воспитательский
час.
«Спорт
и здоровье»
Цель:
-формировать
осознанное отношение к здоровью,
умение
противостоять чужому влиянию;
-создание
условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся;
-развитие
познавательного интереса;
-повышение
интеллектуального уровня;
-формирование
чувства ответственности за своё здоровье.
Воспитатель
Т.Н. Ткачева
Здоровье
– бесценный дар, который преподносит природа. Знаете ли вы, что 10% здоровья
заложено в нас генетически, 5% - медицина, а 80% зависит от нас самих, от
нашего образа жизни. Послушайте стихотворение Д. Герберма:
Творец,
ты человеку клад вручил,
А
он, глупец, богатства те
Напрасно
расточил…
- Какие богатства имел в виду поэт? Знание,
красоту, жизнь, здоровье?
Без
здоровья очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Часто мы
растрачиваем этот дар попусту. Забывая, что потерять здоровье легко. А вот
вернуть его очень трудно. Необходимо беречь и заботиться о здоровье. Во многом
здоровье зависит от самого человека, от того, как он о нём заботится. От образа
жизни. Доказано, что более половины всех болезней приобретаются в детском
возрасте. Причём наиболее опасный возраст – от рождения до 16 лет.
Есть
такая притча. В древнем Риме в холодную погоду тепло одетый юноша встретил
старика – скифа. На старике была только набедренная повязка
-Как
ты, старик, не мёрзнешь в такой холод? – спросил юноша.
- Но ты же не закрываешь своё лицо! – вместо
ответа заметил старик.
Но
ведь это лицо, оно привыкло! – воскликнул юноша.
- Так представь себе, что я весь лицо.
Эта
притча говорит о необходимости закаливания. Чтобы сохранить и приумножить
здоровье, надо закаливаться. Прежде чем приступить к закаливанию, надо усвоить
следующие правила:
1.Закаливание должно
быть постепенным;
2.закаливаться надо
систематически;
3.необходимо учитывать
индивидуальные особенности;
4.выбрать основное
средство закаливания (душ, купание, обтирание, хождение босиком).
Что ещё необходимо
делать, чтобы укрепить здоровье?(Ответы детей)
- Избавиться от вредных привычек. Каких?
В
XVIII
веке Пётр
I
утвердил орден. Это была чугунная
восьмиугольная пластина с ошейником и весом 6 кг 600 г. Ношение этого ордена
было обязательно. Как назывался этот орден? («За богатырскую силу», «За
здоровый образ жизни», «За добычу лечебного металла», «За пьянство»).
Скажите, кто из вас не
мечтает быть здоровым. А значит, сильным и счастливым? Пока вы молоды и беспечны,
вам кажется, что болезнь пройдёт мимо, а потому вы смело идёте на поводу у
своих прихотей. И в этом ваше заблуждение. Это понимали ещё в Древней Греции и
правители проявляли большую заботу о здоровье молодёжи. Устраивались
олимпийские игры.
Существует много легенд
появления Олимпийских игр. Одна из них утверждает, что Олимпии около могилы
Кроноса. Отца Зевса. Состоялись соревнования по бегу. И будто – бы их
организовал сам Зевс, который таким образом отпраздновал победу, сделавшую его
властелином мира.
По неоспоримым приметам
появление Олимпийских игр относится к 776г. до н. э. Эта дата выбита на куске
белого мрамора рядом с именем первого олимпийского победителя, повара из Элиды
– Корэба. Достоверно известно, что Игры проводились один раз в четыре года и
имели определённые правила. В них могли принимать участие только мужчины. Игры
начинаются, повсюду объявляют перемирие. Никто не может ни с кем воевать, никто
не смеет напасть на путника, идущего в Олимпию, никто не имеет права войти туда
с оружием. А кто эти правила нарушит, того настигнет проклятие богов. Участники
состязаний и тренеры присутствовали на
Играх обнажёнными. Этот обычай имеет свою историю.
В давние времена
спортсмены носили набедренные повязки. И однажды во время соревнований один из
бегунов вырвался вперёд, но тут случилось непредвиденное: у лидера порвались
кожаные завязки. Бегун смутился,
сбавил скорость и оказался позади
остальных. С тех пор участники Олимпиады выступали нагими.
Начинались Игры
торжественным шествием во славу бога Зевса. Играми руководили судьи, которых
избирали из граждан Элиды за год до начала состязаний. Они строго следили за
соблюдением правил. Спортсменам запрещалось прибегать к нечестным приёмам.
Входить в сговор с соперниками и подкупать их, наносить противнику увечье.
Вначале атлеты
состязались только в беге на дистанции, равной длине стадиона(192,27м), которая
называлась «стадий». Кстати, один стадий должен был соответствовать по длине
обоим ступням жреца Зевса.
На более поздних
Олимпийских играх к бегу добавились новые виды соревнований: борьба, пятиборье,
состязание колесниц. В древности было проведено 293 Олимпиады. После завоевания
Греции Римом Олимпиады стали приходить в
упадок. Юноши – римляне занимались и тренировались исключительно для боя. А в
394 г. римский император Феодосий
I
своим указом запретил проводить Олимпийские игры. Воинствующий христианин, он
усмотрел в празднике языческий обряд. На 15 веков прервалась славная история
Олимпийских игр.
Возродить Олимпийские
игры удалось в конце
XIX
века по инициативе французского общественного деятеля Пьера Кубертена. Он сумел
убедить общественность, что идеи олимпийского движения вдохнут в человечество
«дух свободы, мирного соревнования и физического совершенства». На
учредительном конгрессе 23 июня 1894 года было принято решение о возрождении
Олимпийских игр. Годом первой Олимпиады стал 1896 год а местом проведения первых Олимпийских игр
выбрали Афины.
И вот уже более 100 лет
Игры проводятся регулярно. Из – за мировых войн Игры трижды не проводились, хотя
для них было определено и время. и место(1916 г. – Берлин; 1940 г. – Хельсинки;
1944 г. – Лондон)
Для Олимпийских игр
характерны свои атрибуты.
Какие атрибуты
Олимпийских игр вы знаете? (Факел, флаг, девиз, эмблема, сувениры)
Олимпийский девиз:
«Быстрее, выше, сильнее» предложил П. Дидон, утверждён Международным
олимпийским комитетом в 1913 г, а с 1920 г. является составной частью
олимпийской эмблемы. Кроме официального девиза существует ещё два девиза,
сформулированных Кубертеном: «Спорт – это мир!», «Главное не победить. Главное
– участвовать».
Олимпийский огонь –
традиционный атрибут с 1928 года Олимпийских игр – зажигание олимпийского огня
от солнечных лучей с помощью линзы у храма Зевса в Олимпии и его доставка
факельной эстафетой на олимпийский стадион к церемонии открытия Игр по
специальному маршруту, который разработан Оргкомитетом игр совместно с НОК
стран. (Демонстрация фрагментов кинохроники).
Олимпийская клятва
произносится спортсменом страны, где проводятся Олимпийские игры, с трибуны,
установленной на поле олимпийского стадиона, у знамени своей страны. « От имени
всех спортсменов я обещаю, что мы будем участвовать на этих Играх, уважая и
соблюдая правила, по которым они проводятся, в истинно спортивном духе, во
славу спорта и во имя чести своих команд».
С 1968г. олимпийскую
клятву произносят судьи из страны, где проводятся Олимпийские игры.
Олимпийский флаг –
белое полотнище с олимпийским символом в центре. (Показ слайдов).
Олимпийский символ –
это пять переплетённых колец: три не соединённых между собой – в верхнем ряду и
два, также не соединённых между собой –
в нижнем. В верхнем ряду расположены (слева направо) голубое, чёрное, красное
кольца, в нижнем – жёлтое, зелёное. Жёлтое переплетает голубое и чёрное,
зелёное – чёрное и красное. Переплетение колец символизирует объединение в
олимпийском движении пяти континентов. (показ слайдов)
Олимпийская монета –
памятная монета, выпускается государством, где проходят Олимпийские игры.
Выпускается для популяризации Игр и получения дополнительных средств для нужд
Оргкомитета.
- Каково значение Олимпийских игр?
Олимпийские игры
пропагандируют здоровый, активный образ жизни. Активный образ – это не просто
подтянутый вид и тренированные мышцы, это и нормальное давление и правильный
обмен веществ. У человека с развитыми мышцами крепче становятся кости.
Тренированный организм лучше противостоит болезням, инфекциям, перепадам
температуры, то есть у него повышается иммунитет («Освобождение»).
Французский врач Биссо
сказал: «Движение может по своему действию заменить любое лекарство, но все
лекарства мира не в состоянии заменить действие движения».
Существует много
пословиц о здоровье, где народная мудрость гласит истину.
- Какие пословицы о
здоровье вы знаете? (Ответы учащихся)
-Я начну пословицу, а вы продолжите.
-Берегите платье с нову, а здоровье…(смолоду)
- Чистота – половина…(здоровья)
-От здоровья…(не лечат)
-Болен – лечись, а здоров - …(берегись)
- Было бы здоровье, а счастье…(найдётся)
- Двигайся больше – проживёшь…(дольше).
-После обеда полежи, после ужина…(походи).
- Застарелую болезнь…(трудно лечить).
Не по лесу болезнь
ходит…(а по людям).
- Забота о здоровье – лучшее…(лекарство).
- Здоровье сгубишь – новое …(не купишь).
-Смолоду закалиться – на век…(пригодится).
- Больному и мёд не вкусно, а здоровый и
камень…(ест).
Вопросы детям:
- Кто автор строк: «Да здравствует мыло
душистое…»?
- Что в переводе с латинского означает слово
«витамин»?
- Как защититься от микробов?
- Как можно усилить защитные свойства организма?
- Назовите витамин роста?
- Что такое иммунитет?
- Можно ли управлять иммунитетом?
- Сколько процентов здоровья мы создаём сами?
Подведение итогов.
Надеюсь, что вы
приложите все усилия для того, чтобы тело и дух были здоровыми. Здоровье – это
красота. Так будьте же всегда красивыми, не растрачивайте попусту то, что дано
нам природой, что является главным богатством человека!
|