Нетрадиционные уроки - Ольга Николаевна Морозова
Сертификаты СМИ


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
save-novorossia

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://www.proshkolu.ru/discover/

Творческие конкурсы

nic-snail

Заказ икон



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Ольга Николаевна Морозова


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

НАПИСАТЬ ПИСЬМО

ЧАТ
Вы здесь:  Ольга Николаевна Морозова / Блог / Нетрадиционные уроки


ЗАПИСЬ #2

КОММЕНТАРИИ (2)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


30 января 2012, 14:31, автор - хозяйка блога
Ольга Николаевна Морозова

Нетрадиционные уроки

МОУ «Лежанская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

Тема:

             «Нетрадиционные уроки».

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Выполнила учитель русского языка

                                                                     и литературы Морозова О. Н.

 

 

 

 

 

                                         

 

                                          

                                              2007-2008 у. г.

                 Цель:

Использование нетрадиционных уроков для создания   комфортных условий  творческого развития детей.

 

Задачи:

1.      Повысить учебно-познавательную деятельность учащихся.

2.      Установить  свободную взаимосвязь между учителем и учениками.

3.      Дать   возможность выражения своего собственного «Я» каждому школьнику.

4.       Создание комфортной обстановки на уроках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Актуальность проблемы.

 

Всеми нами замечено, что педагогический   поиск   в последнее время стал особенно   результативен. Разработаны эффективные дидактические средства, помогающие пробудить способность учащихся к личностному восприятию литературных произведений,   способные   помочь подготовить учащихся грамотных, умеющих пользоваться устной и письменной речью в такой степени,   в которой это будет им необходимо для активной творческой, производственной и общественной деятельности.

Актуальность разработок   обусловливается несколькими факторами. В частности, известно, что в массовой практике обучения педагоги-словесники, особенно преподаватели литературы, подчас не знают, как им упорядочить все возрастающие потоки информации, отобрать из изучаемого материала главное, укрупнить его, отказаться от излишних подробностей. Сделать это в рамках    традиционной организации и структуры урока крайне затруднительно.

Большая часть традиционно построенных уроков  скучны для учащихся. Они не будоражат их мысль. В этих условиях не может     быть и речи о личностном восприятии учащимися, без чего в свою очередь нельзя ожидать повышения уровня  образования школьников, качества их гуманитарной подготовки.

Традиционный урок, предполагающий ведущую роль учителя, мало приспособлен для свободного творческого общения школьников, заинтересованного обсуждения, осмысления той или иной темы и не предоставляет возможностей всем без исключения учащимся для раскрытия себя, для свободного творческого развития. Как преодолеть эти недостатки традиционных уроков, многие педагоги не знают. Мы должны в центр внимания ставить   как раз такие формы урока, которые способствовали бы организации диалога, установлению живой и свободной взаимосвязи между учителем и учащимися, создавали бы возможность выражения своего собственного "Я" каждому школьнику.

Я считаю, что найден эффективный вариант решения   многих проблем. Это нетрадиционные, творческие уроки. Ведь содержательный, необычно построенный урок не может не запечатлеться в памяти учащихся. Разнообразие содержания и форм освоения учебного материала значительно ослабляет тормозящее влияние стандартной привычной организации учебных занятий и соответственно повышает эффективность учебно-воспитательного процесса, его результативность. Решение масштабных задач, стоящих перед школой, невозможно без обновления содержания, методов и форм обучения

 

В своих поисках   мы исходим из гипотезы   о том, что нестандартные уроки необходимы для воспитания творческой, активной личности, в которой так нуждается современное российское общество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

Роль межпредметной связи в построении нетрадиционного урока.

Одна из целей обучения русскому языку и литературе в школе, как отме­ чается в пояснительной записке к Программе общеобразова­тельных учреждений, - познавательно-практическая, т. е. дать учащимся знания о родном языке и литературе,    формировать у них языко­вые и речевые умения.

Для достижения той цели необходима такая постановка пре­ подавания предмета, при которой сам процесс его изуче­ ния становился бы процессом активного увязывания теоретиче­ских знаний и практических умений с жизнью. Важным средст­ вом выполнения этой задачи может стать осуществление связей в преподавании всех   школьных предме­ тов, то есть межпредметная связь.

Проблеме использования межпредметных связей в процессе обучения русскому языку и литературы в последнее время уделяется серьез­ ное внимание как учеными (психологами, педагогами, методи­ стами), так и учителями-практиками.

Специфика межпредметных связей русского языка состоит в том, что они разнокачественные и могут быть схематично вы­ ражены в таких группах:

1)   русский язык - иностранные языки, история;

2)           русский язык - литература;

3)           русский язык - естествознание, математика;

4)           русский язык - музыка, рисование, физкультура, труд.  

Содержательная сторона этих групп различна.   В   первом случае связи носят сопоставительный характер. Изучение нашего предмета невозможно без материала об исторической эпохе, всем нам известно то количество лексики, которое является заимствованным, иноязычным.   Во втором - связь выступает как первоэлемент для изучения литературы. Речь идёт об использовании художественных текстов для языкового анализа.  В третьем - связи выражаются в использовании материала того или иного предмета для развития речи и для раскрытия общно­ сти естественного языка и языка науки.   В четвертом - обогаща­ ют речь образностью, показывают интонационную общность поэтического слова и музыки, и специфику словоупотребления в спорте, в трудовых процессах. Первоэлементами образности урока словесника являются   не только альбомы,   картины художников, но и музыкальные произведения, видео материал,   без которых невозможны нетрадиционные уроки и   уроки развития речи.

Выбор конкретной темы, связь с каким-либо предметом определяется теми или иными условиями: яркостью и свежестью впечатлений, объемом действий, заключенных в процессе, словарным запасом учащих­ся и т. п.

Выдвижение перед уча­ щимися учебных и познавательных задач при установлении межпредметных связей значительно активизирует познание. Та­ кую задачу необходимо осознать и решить как межпредметную. Ученик должен установить связи между элементами, относящи­ мися к разным предметным системам знаний. Это требует ак­ тивной умственной деятельности, напряжения его памяти, мыш­ ления, эмоционально-волевых процессов, развития воображения и речи. Межпредметные связи - важнейший фактор оптимиза­ ции процесса обучения, повышения его результативности, уст­ ранения перегрузки учителей и учащихся, незаменимый фактор построения нетрадиционного урока.

 

 

 

 

 

 

2.       Дидактические принципы нетрадиционного   урока.

Урок был и остаётся самой распространённой формой массового обучения в современной школе, однако его роль и место в организации образовательного процесса претерпевают изменения, то есть современный урок, сохранив присущие ему признаки, в то же время рассматривается не только как вариативная, но и постоянно развивающаяся  форма   организации коллективно- индивидуального обучения. Главное же направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только учителя, но и учащихся.   Этому будет способствовать   соблюдение основных   дидактических принципов:

-воспитывающего и развивающего обучения;

-научности;

-связи теории с практикой;

-наглядности;

-доступности;

-систематичности и последовательности;

-самостоятельности и активности учащихся в процессе обучения;

-сознательности и прочности усвоения знаний и умений;

-целенаправленности и мотивации обучения;

-индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.

Кстати,   всего этого требует социальный заказ современной школы, который раскрывается в ключевых направлениях Федеральной программы развития образования. Урок является сложным педагогическим процессом,   поэтому важна не только постановка целей, но и определение его типа и вида, подбор структурных элементов. Изучение сущности и структуры урока приводит к выводу о том, что урок является сложным педагогическим   объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам. Нас будет интересовать типология по основному способу проведения.  

Я думаю,   мы согласимся с тем, что в настоящее время цель обучения состоит не только в накоплении суммы знаний умений и навыков, а и в подготовке школьников как субъекта своей образовательной деятельности.

Одним из первых ученых, обратившихся к пересмотру традиционных основ Обычного обучения, направленного к чувственной сфере и разработавшим основы   нетрадиционного   обучения, был К.Роджерс (1902- 1987 г.г. США). Он выделил два типа обучения: традиционное, обеспечивающее простое знание фактов, и значимое учение,   которое даёт обучающимся знания   для саморазвития   посредством нетрадиционного обучения.

 Образное понятие   «нетрадиционные уроки»   означает совместную    работу ученика и учителя, организованную  особым образом.  Она представляет привычный процесс обучения с непривычной стороны: как организацию взаимодействия между учителем и учениками. Очень часто при этом  важным становится не отражение знаний учителя, а размышления над ними.Результаты взаимодействия   этих двух субъектов в учебном процессе – это не только качество усвоенных знаний, а те изменения, которые происходят в личности ребенка, в ее развитии и росте. К ним относятся изменения следующего рода:

  - человек начинает воспринимать себя по-иному;

  - он более полно принимает и свои чувства;

  - становится более уверен в себе и самостоятелен;

  - ставит перед собой реальные цели, ведет себя более зрело;

  - начинает принимать и понимать других людей.

Тем самым за основу нетрадиционного бучения  принимаются внутренние процессы интеллектуального, эмоционального, личностного развития ребенка, его жизненный опыт.

Итак, основываясь на способе  проведения урока и  опираясь на теоретические и практические основы  работы исследователей-словесников,  в своей работе  я  использую следующие типы нетрадиционных уроков:

-урок-лекция,

-урок-семинар,

-урок-зачёт,

-урок-практикум,

-урок-экскурсия,

-урок- дискуссия,

-урок-соревнование,

-урок-игра,

-урок-концерт  и т. д.

Каждый тип урока предполагает свою структуру, но, несомненно, что существуют «общие» структурные элементы. Это:

1.      Сообщение темы, цели и задач урока.

2.      Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

3.      Мотивация учебной деятельности учащихся.

4.      Ознакомление учащихся с инструкцией.

5.      Подбор необходимых дидактических материалов, средств обучения и оборудования.

6.      Выполнение работы учащимися под руководством учителя.

 

Характеристика нетрадиционных уроков базовой системы.

1.Урок-лекция.

Как правило, это   уроки, на которых излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы.

В зависимости от дидактических задач и логики учебного материала используются вводные, установочные, текущие и обзорные лекции.

По характеру изложения и деятельности учащихся лекция может быть информационной, объяснительной, лекцией-беседой и т. д.   Структура данного урока определяется выбором темы и цели.

Приведём возможный вариант структуры урока – лекции:

- создания проблемной ситуации при постановке темы, цели и задачи лекции;

- ее разрешение при реализации намеченного плана лекции;

- выделение опорных знаний и умений их оформление с помощью памятки «Как конспектировать лекцию»;

- воспроизведения учащимися опорных знаний и умений по образцам, конспектам, блок – конспектам, опорным конспектам и т.д.;

- применение полученных знаний;

- обобщение и систематизация изученного материала;

- формирования домашнего задания постановкой вопросов для самопроверки, сообщение списка рекомендуемой литературы и перечня задания из учебника.

2.Урок-семинар.

Данные уроки характеризуются двумя взаимосвязанными признаками:

- самостоятельным изучением учащимися программного материала.

- обсуждением на уроке результатов их познавательной деятельности.

 На семинарах ребята учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения. Семинары способствуют развитию познавательных   и исследовательских умений учащихся, повышению культуры общения.

Семинар проводится со всем составом учащихся. Учитель заблаговременно определяет тему, цель и задачи семинара, планирует его проведение, формулирует основные и дополнительные вопросы по теме, распределяет задания между учащимися с учётом их индивидуальных возможностей, подбирает литературу, проводит групповые и индивидуальные консультации, готовит памятки.

Семинарское занятие начинается вступительным словом учителя, в котором он напоминает задачу семинара, порядок его проведения, рекомендует, на что необходимо обратить особое внимание, что следует записать в рабочую тетрадь, даёт другие советы. Далее обсуждаются вопросы семинара в форме   дискуссии, развёрнутой беседы, сообщений, комментированного чтения первоисточников, докладов, рефератов  и т.д. затем учитель дополняет сообщения учеников, отвечает на их вопросы и даёт оценку их выступлениям. Подводя итоги, отмечает положительное в выступлениях ребят,  анализирует содержания, форму выступления учащихся, указывает на недостатки и пути их преодоления.

Проведение семинаров может быть составной частью лекционно-семинарской системы обучения, расширяющей область их применение.

3. Урок-зачёт.

Это одна из форм организации контроля знаний, умений и навыков учащихся. Основная цель его состоит в диагностике уровня усвоения знаний и умений каждым учащимся на определённом этапе обучения.

Положительная отметка выставляется в случае, если ученик справился с заданиями, соответствующими уровню обязательной   подготовки по определённой теме. Если учащимся предварительно сообщают примерный перечень заданий, выносимых на зачёт, то его принято называть открытым, в противном случае – закрытым . При необходимости учитель готовит консультантов  из числа сильных учащихся.

В качестве примера рассмотрим возможные основные этапы подготовки и проведения открытого тематического зачёта. Такой зачёт проводится как завершающая проверка в конце изучаемой темы. Приступая к её изложению, учитель сообщает о предстоящем зачёте,   его содержании, особенностях организации и сроках сдачи. Для проведения зачёта из числа наиболее подготовленных учащихся отбираются консультанты. Они помогают распределить учащихся по группам в 3 – 5 человек, готовят учётные карточки для своих групп, в которых будут фиксироваться отметки за выполнения учениками каждого задания и итоговые отметки за зачёт. Задания готовятся двух видов:

- основные, соответствующие обязательному уровню подготовки учащихся;

- дополнительные, выполнение которых вместе с основными необходимо для получения хорошей или отличной отметки.

   Каждому ученику, кроме консультантов, готовятся индивидуальные задания, включающие основные и дополнительные вопросы и упражнения. В начале зачёта, как правило на спаренном уроке, ученики получают свои задания и приступают к их выполнению. В это время учитель проводит собеседование с консультантами. Он проверяет и оценивает их знания, а затем ещё раз разъясняет методику проверку заданий, в особенности основных.

На следующем этапе урока консультанты приступают к   проверке   выполнения заданий в своих группах, а учитель выборочно из разных групп проверяет в первую очередь работы учащихся, справившихся с основными и приступивших к выполнению дополнительных заданий.

В заключительной части урока завершается оценка выполнения каждого задания выставлением отметок в учётные карточки. Собрав учётные карточки групп, учитель на основе   выставленных отметок   выводит итоговую отметку каждому ученику и подводит общие итоги зачёта.

 

5.      Урок-практикум.

Специальная   задача уроков данного типа – практическая направленность. Основными формами являются практические (конструктивные)   и лабораторные  (экспериментальные)   работы. Основным способом организации деятельности учащихся на   данных   практикумах является групповая работа. Средством управления учебной деятельностью учащихся при проведении практикума служит инструкция, которая по определённым правилам  последовательно определяет действия учеников.

Исходя из имеющегося опыта можно предложить следующую структуру уроков – практикумов:

- сообщение темы, цели и задачи практикума;

- актуализация опорных знаний и умений учащихся;

- мотивация учебной деятельности учащихся;

- ознакомление учеников с инструкцией;

- подбор необходимых дидактических материалов, средств обучения и оборудования;

- составление отчётов (групповых или индивидуальных);

- обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы;

Эту структуру практикума можно изменить в зависимости от содержания работы, подготовка учащихся и наличия оборудования.

 

6.      Урок-экскурсия.

Форма проведения весьма многообразна это и пресс-конференция, исторические экскурсии по изучаемому предмету с применением карт, фотографий, различных схем, видео- и аудио- материала и т. д.

Тем не менее структурные элементы различных видов уроков – экскурсий является в достаточной степени определенными. Например, тематический урок – экскурсия может иметь следующую структуру:

- сообщение темы, цели и задачи урока;

- актуализация опорных знаний учащихся;

- восприятие особенностей экскурсионных объектов, первичное опознавание заложенной в них информации;

- обобщение и систематизация знаний;

- подведение итогов урока и сообщение учащимся индивидуальных заданий.

Очень часто мы с ребятами путешествуем по произведениям и творческому пути писателей, по историческим эпохам и местам, по темам и разделам.

7.      Урок-дискуссия.

Основу данных уроков составляют рассмотрение и исследование спорных вопросов, проблем, различных подходов при аргументации суждений. На этапе подготовки урока-дискуссии учитель должен чётко сформулировать задание, раскрывающее сущность проблемы и возможные пути её решения. Обязательным является вопрос культуры дискуссии, то есть ученики перед началом работы вырабатывают правила, которых должен придерживаться каждый. В завершении работы обязателен итог, можно поставить новые вопросы, которые натолкнут ребят на новые раздумья.

Формированию культуры дискуссии могут помочь следующие правила:

- вступая в дискуссию, необходимо предоставлять предмет спора;

- в споре не допускать тона превосходства;

- грамотно и чётко ставить вопросы;

- формулировать главные выводы.

Момент окончания дискуссии следует выбирать так, чтобы избежать повторения уже сказанного, ибо это отрицательно влияет на подержания интереса учащихся к рассматриваемым на уроке проблемам. Завершив дискуссию, необходимо   подвести ее итоги. Здесь следует оценить правильность формулировки и употребления понятий, глубину аргументов, умение использовать приёмы доказательств, опровержений, выдвижения гипотез, культуру дискуссии. На этом этапе учащиеся получают за дискуссию отметки, которые не надо снижать за то , что ученик отстаивал не верную точку зрения.

На заключительном этапе урока можно не только систематизировать возможные пути решения обсуждаемой проблемы, но и поставить связанные с ней новые вопросы, дающие пищу для новых раздумий учащихся.                                  

Следует отметить, что дискуссия является также   одним из основных структурных компонентов уроков в форме диспута, конференции, суда, заседания учёного совета и т.д.

 

 8 .Урок-соревнование.

     Его основу составляют состязания команд при ответах на вопросы и выполнения чередующихся заданий, предложенных учителем.

Форма проведения таких уроков самая различная. Это соревнования, построенные по сюжетам известных игр: «Брейн-ринг», «Счастливый случай» «зв”Звёздный час», «Поле Чудес» и т. д.

В организации и проведении таких уроков выделяют три основных этапа:

-подготовительный,

-игровой,

-подведение итогов.

Для каждого   конкретного урока эта структура детализируется в соосоответствии с содержанием используемого материала и особенностями сюжета соревнований.

Исключительное значение в соревновании имеет объективность оценки уровня знаний.

8.      Урок-игра.

Можно в  данном случае выделить следующие виды игр:

-дидактическая игра (наличие чётко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, это структурный элемент урока),

-деловая игра (на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и имитируется его реализация на практике.)

-ролевая игра (характеризуется целенаправленными действиями учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределёнными ролями).

Анализируя свой педагогический опыт, я пришла к выводу, что многим учащимся на уроках нравится участвовать в игре, организованной учителем. Игра – самый древний способ передачи знаний от поколения к поколению. Девочки играют в куклы, чтобы подготовиться к роли жены и матери, мальчики – в машинки, чтобы стать главным автолюбителем в семье. И только школьные учителя предпочитают игре с учениками серьезную дидактику. Почему же? Очевидно, потому, что в многочисленных определениях игровой деятельности подчеркивается отсутствие практической направленности, ориентации на результат. А обучение, как учит педагогика, – это целенаправленная деятельность, которую учитель по роду своей профессии призван организовывать. Однако это противоречие снимается, как только мы добавляем понятие «дидактическая», «педагогическая» игровая деятельность, ибо в таком случае цель задается учителем.

На уроках русского языка я   часто провожу урок-игру или использую   её элементы. Нужно заметить, что все игры распределены по разделам лингвистики; при этом в каждом есть игры, помогающие отрабатывать коммуникативный аспект.

1. Фонетические игры

1.1. Фонетические игры: фонемное различение слов («убери одну фонему», «замени фонему», анаграммы); различение глухих и звонких согласных («выключи голос», «найди пару»); оглушение и озвончение; различение твердых и мягких согласных;   омофония, омография, определение ударного слога; особенности русского ударения.

1.2. Коммуникативно-фонетические игры: на опознавание, различение, характеристику   голоса; на расширение звуковысотного диапазона; на выбор адекватной громкости; на развитие силы, «полетности» голоса; на отработку правильной мелодики, умения ставить логическое ударение, выдерживать паузу, соблюдать темп речи, чувствовать ритм .

2. Лексико-фразеологические игры

2.1. Лексико-фразеологические игры: на значение слов (кроссворды, сканворды, чайнворды); системные отношения в лексике («пропорции», «третий (четвертый) лишний», карты, игры с мячом, с юлой).

2.2. Игры на развитие навыков устной монологической и диалогической речи, расширение словарного запаса («ищи свою половину»; «соберите поговорки»; «кто догадливее?»; «кто наблюдательнее?» и мн. др.).

3. Игры по морфемике и словообразованию

3.1. Игры, развивающие умение делить слово на морфемы и выявлять способы словообразования («от одного корня», «корень и дерево», «найдите друг друга!»; «новый прибор», «неологизмы»,   «слова по схеме».

Подобным образом подбираются игры, помогающие осваивать орфографию, морфологию, синтаксис.

Вообще все игры на уроке можно организовать в пространстве двумя способами.

1-й способ. Не меняя расстановку мебели и позиции учащихся, проводить игры настольные, комнатные с раздаточным материалом на каждого или на парту: лото, кроссворды (а также сканворды и чайнворды), шарады, загадки, метаграммы, анаграммы и пр.

2-й способ. Мебель в классе сдвигается либо по количеству команд (стулья расставляются вокруг сдвинутых столов), либо по принципу «игровое поле» – «жюри» – «зрители».

Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом этапе его – от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения.

1-й этап. Проверка домашнего задания.

Не секрет, что обычно этот момент урока наиболее традиционен: устная и письменная фронтальная проверка, двое-трое трудятся над индивидуальными заданиями у доски или за партой, кто-то не поднимает от парты взгляда, чтобы учитель не спросил. Чтобы преодолеть унылую традицию, на этом этапе можно ввести элемент игры. Если же домашнее задание посвящено морфологии, то увлекательной формой его проверки может стать разгадывание кроссворда.

Следует ли оценивать участие детей в игре по принятой в школе пятибалльной шкале? Может быть, ограничиться устными комментариями типа «молодец», «ты победитель»? Надо учитывать, на каком этапе проводится игра. Проверка домашнего задания – это этап контроля, который должен сопровождаться оценкой.

2-й этап. Объяснение нового материала.

На этом этапе проводятся обучающие игры. В 5–6-х классах при введении сложного и неинтересного для школьников этого возраста материала используется элемент занимательности

Возьмем слово СОМ и поиграем с ним. Давайте попробуем «наперегонки» заменить в нем первый звук. Сколько вы сможете придумать слов? Только не торопитесь смотреть в ответ: может быть, еще что-нибудь придет в голову. Запишите слова.

3–4-й этапы. Закрепление, повторение, обобщение.

При закреплении и повторении материала, когда исчезает элемент новизны, особенно полезны технологии, поддерживающие интерес.

В каждом классе в начале года повторение материала по фонетике, лексике, фразеологии можно проводить в виде игры, рассчитанной на целый урок. В 8–9-х классах игры должны быть творческими, с заданиями, близкими к олимпиадным. Они могут проводиться по типу телевизионных «Что? Где? Когда?» и др.

На уроке русского языка могут быть проведены: 1) сюжетные (ролевые) игры; 2) игры-соревнования; 3) интеллектуальные игры.

Ролевые игры представляют собой ряд проблемных задач, основная цель которых – прийти к согласию, наладить взаимодействие с партнерами. В таких играх обязательно формируются социально-ролевые отношения участников.

К играм-соревнованиям относятся эстафеты, игры на командное или индивидуальное первенство, игры по типу телевизионных. В таких играх главной движущей силой является «спортивный» интерес, а дидактическая цель ставится (и достигается) подспудно.

Интеллектуальные игры являются основной составляющей при работе со старшеклассниками в курсе риторики.

Итак, почему стоит применять игры в обучении?

Игры позволяют учащимся самим решать трудные проблемы.

Позволяют «сжимать» время.

Психологически привлекательны для учащихся.

Повышают мотивацию, привлекательность учебного предмета.

 

Приложение №1.

Пример №1. «Эхо».

Цель игры: усвоение классификации согласных.

Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Один ученик громко произносит звонкий согласный. Другой, как эхо, вторит ему потише, называя парный глухой. Если назван звонкий непарный согласный, ведущий указывает на это – ученик выбывает из игры. Побеждают те ученики, которые в паре правильно назвали согласные .

Пример №2.

«Откуда слово к нам пришло?»

Цель: отработка правописания слов с непроверяемыми орфограммами путем обращения к их этимологии .

Задание: с помощью этимологического словаря найдите все слова на букву К, заимствованные из французского, немецкого, турецкого и русского языков. Сравните их произношение и правописание, например: французские кабина, кабинет, комод (что значит «удобный»); немецкие калоша (вариант галоша) от греческого слова kalopodium, что значит «деревянный башмак», камзол (от латинского camisia – рубаха), турецкие каблук (а – у) от арабского kab – пятка, камыш (а – ы) – «тростник»: русские канарейка (от названия Канарских островов, образовано с помощью русского суффикса -ейк-), коряга, образовано от слова кора («корень») с помощью суффикса -яг(а). Побеждают те (команда или ученик), кто нашел больше слов и правильно их написал.

ПРИМЕР 3

«Орфографическое лото».

Заготавливаются карточки со словами, в которых пропущены буквы в слабых позициях: о, а, и, е, я. Нужный набор букв раздается участникам игры. Каждое слово имеет свой номер. Ведущий вынимает номера и оглашает их. Участники игры закрывают буквами пропущенные места. Побеждает тот, кто первый правильно закроет все пропуски.

Примеры карточек.

к_рпич
б_тарея
г_рань
г_рох

б_тон
в_трина
г_рбарий
г_рчица

Приложение №2.

Вот как, например, вводится сложное понятие фонемы.

Возьмем слово ДОМ и поиграем с ним. Давайте попробуем «наперегонки» заменить в нем первый звук. Сколько вы сможете придумать слов? Только не торопитесь смотреть в ответ: может быть, еще что-нибудь придет в голову. Запишите слова.

Приложение №3.

«Чье гнездо больше?»

Цель: развитие навыка словообразования.

Класс разбивается на несколько команд, в каждой выбирается капитан. Учитель устанавливает песочные часы (или засекает время по секундомеру). Каждая команда получает конверт с корнем слова. Задача команды – за определенное время (например, за 10 минут) составить гнездо однокоренных слов, определяя при этом способ словообразования. О результатах работы докладывает капитан. Побеждает та команда, которая уложилась в срок и дала максимальный список слов, входящих в словообразовательное гнездо.

Материал для команд: корни с чередованием 1) -раст-/-ращ-/-рос-; 2) -лаг-/-лож-; 3) -кас-/-кос-; 4) -тир-/-тер-.

Приложение №4.

Игра «Собери фразеологизм».

Класс разбивается на команды.

Задание 1. Кто-то подшутил над вами и рассыпал на отдельные слова 5 фразеологических единиц. «Соберите» их (всего 5) за 2 минуты.

(1-я команда – как Макар свистит на языке ветер вертится в карманах куда в рукавицах канул телят в воду не гонял ежовых.)

(2-я команда – расхлебывать следы глядя в пятки баклуши на ночь заметать душа уходит бить кашу).

Задание 2. Определите значение каждой ФЕ. Каково их строение (модель)? Какой части речи (члену предложения) они соответствуют?

Задание 3. Подберите к ФЕ синонимы, антонимы, омонимы (если есть).

Задание 4. Составьте с собранными ФЕ по 1 предложению.

Обсуждение игры

 

Вывод.

Используя нетрадиционные уроки в своей педагогической работе, мы пытаемся найти гармонию формы и содержания,   делаем процесс учения трудом и творчеством. Цель таких уроков -  вызвать эмоции, подвести учащихся к выводам, ведь в основе каждого такого урока лежит диалог-«совместный поиск истины».

 

 

 

 

Литература

1. Арсирий А.Т., Дмитриева Г.М . Материалы по занимательной грамматике русского языка. Ч. 1. М., 1963.

2. Баев П.М. Играем на уроках русского языка. М., 1989.

3. Вартаньян Э . Из жизни слов. М., 1973.

4. Ветвицкий В.Г . Занимательное языкознание. М.–Л., 1966.

5. Косивцова Л.И. Открытые уроки по литературе. Волгоград.-2002.

6. Манвелов С. Г. Конструирование современного урока. М. Просвещение.-2005.

7.   СкоркинаН.М. Нестандартные уроки по литературе. Волгоград.-2001.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Тэги: нетрадиционные уроки



ОБСУЖДЕНИЕ


Наталья Терентьевна Морозова2012-01-30 14:38:52 - Наталья Терентьевна Морозова
Содержательная статья.Спасибо, Ольга Николаевна.
Лариса Михайловна Родимова2014-02-02 08:37:19 - Лариса Михайловна Родимова
Спасибо, очень полезный материал!

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться











  Copyright © ПроШколу.ру, 2007-2014. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.














Новые комментарии



Привет, Света!) Первая четверть заканчивается, ура!!
Рулон туалетной бумаги, Как нить неизбежной судьбы Закручено туго, в начале, В конце лишь обрывки - мечты. В цветастой она упаковке, Является. Но, в тот же час, Цветочки уходят в помойку, А нити судьбы в унитаз Арьков Сергей.
4283435-a1310594
- Что-то меня Гондурас в последнее время беспокоит... - А ты его не ковыряй! (анекдот из студенческой молодости)
Привет,Наташа! 4283441-a1310594
А причём тут `самопиар`? Люди рассказывают о себе. Мы и здесь рассказываем о себе, значит - пиаримся-самопиаримся? Почему раньше все поголовно должны были знать об `Интеллектуале`? Мы много о чём не знаем, и это нормально - страна большая, школ много, событий тоже. Там смогли найти силы, чтобы хоть чем-нибудь противостоять. А где-то, может, и не нашли. И не стали ни бороться, ни супротив говорить.