Родителям пятиклассников
Рекомендации родителям
Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.
Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в
школе?» Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно
беседуйте с ребенком о школе. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о
которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы
начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего
ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.
Регулярно беседуйте с классным руководителем и
учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с
другими детьми.
Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о
школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о
взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов
для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в
месяц. Во время любой беседы с учителем выразите свое стремление сделать все
возможное для того, чтобы улучшить школьную жизнь ребенка. Если между вами и
учителем возникают серьезные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно
разрешить их. Иначе вы можете случайно поставить ребенка в неловкое положение
выбора между преданностью вам и уважением к своему учителю.
Не связывайте оценки за успеваемость
ребенка со своей системой наказаний и поощрений.
Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а
неуспеваемость — как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте
чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу.
Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если
необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных
заданий. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и
поощрений: например, ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор за
хорошие отметки, а на полчаса меньше — за плохие. Такие правила сами по себе
могут привести к эмоциональным проблемам. Помните, что не только отметка должна
быть в центре внимания родителей, а знания, даже если сегодня ими
воспользоваться невозможно. Поэтому думайте о будущем и объясняйте детям, где и
когда можно будет воспользоваться знаниями.
Знайте программу и особенности школы, где
учится ваш ребенок.
Вам необходимо знать, какова школьная жизнь вашего ребенка, и быть
уверенным, что он получает хорошее образование в хороших условиях. Посещайте
все мероприятия и встречи, организуемые родительским комитетом и педагогическим
коллективом. Следует также иметь информацию о к дисциплинарных правилах,
установленных в школе и классе, различных возможностях обучения,
предоставляемых школой вашему ребенку.
Помогайте ребенку выполнять домашние
задания, но не делайте их сами.
Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять
домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок.
Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте
свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое
для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с
вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы
самостоятельно, а не подсказывайте их.
Особенные усилия прилагайте для того,
чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной
жизни ребенка происходят изменения.
Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание
каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут
привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь
избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих
событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно
решать проблемы в школе.
Безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи,
с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Одобрение: «Я тебя люблю»,
«Я верю, ты сможешь», «Я с тобой, у тебя все получится».
Обратите внимание на занятия спортом или
прогулки, правильное питание, витаминизацию.
Малоподвижный образ жизни приводит к застойным явлениям, недостаточному
кислородному питанию и отрицательно сказывается на физическом развитии ребенка.
Не забывайте о смене учебной деятельности ребёнка дома, создавайте условия для
двигательной активности между выполнением домашних заданий.
Наблюдайте за правильной позой во время выполнения домашних заданий, заботьтесь
о правильном световом режиме. Предупреждайте близорукость, искривление
позвоночника, тренируйте мелкие мышцы кистей рук. Обязательно вводите в рацион
ребенка витаминные препараты, фрукты и овощи. Организуйте правильное питание.
Заботьтесь о закаливании ребенка, максимальной двигательной активности,
создайте в доме спортивный уголок, приобретите спортивный инвентарь: скакалки,
гантели и т.д. Воспитывайте ответственность ребенка за свое здоровье.
Рекомендации психолога родителям
пятиклассника
1. Будьте терпеливы. Давайте ребенку время на
осознание нового.
2. Внушайте положительное. Не пугайте будущими бедами.
Лучше говорить о хорошем, что ждет его, если вести себя правильно.
3. Почаще позволяйте ребенку делать то, что хочется
ему, а не Вам. Принуждая, Вы вырабатываете у него негативизм – отрицательное
отношение ко всему, что вы можете сказать или сделать.
4. Давайте ребенку отдых от Ваших внушений. По
статистике, к ребенку 37 раз в сутки обращаются в повелительном тоне, 42 - в
увещевательном, 50 раз - в обвинительном. Ребенку нужен отдых от каких бы то ни
было воздействий и обращений. Он нуждается в доле свободы, чтобы вырасти
самостоятельным.
5. Уважайте право ребенка на тайну. Если ребенок вас
боится – он будет лгать.
6. Чаще хвалите и поощряйте ребенка. Ребенок должен
чувствовать Вашу поддержку и одобрение, когда добивается успехов.
7. Внушайте ребенку, что он смелый, трудолюбивый,
умный, находчивый, ловкий, аккуратный, думающий, любимый, нужный, незаменимый…
8. Давайте больше самостоятельности в домашних делах,
поручите обязательную работу по дому, спрашивайте за ее выполнение как со
взрослого.
9. Формируйте положительную самооценку: «Я - умный»,
«Я – смелый», «Я все могу».
10. Верьте в своего ребенка. Ваша вера способна
превратить возможность в действительность. Ты замечательный! Ты умный и
сообразительный! Ты это сможешь!
11. Любите своего ребенка безвозмездно! Будьте его
другом!
ВНИМАНИЕ! Очень важно похвалить и обнять ребенка с
самого утра. Это аванс на весь долгий и трудный день!
Анна Михайловна Прихожан,
доктор психологических
наук, профессор
Института Психологии имени Выготского
|