|
|
Людмила Михайловна Макарова
Этнографический музей народов Забайкалья
Этнографический музей народов Забайкалья — один из крупнейших в России музеев под открытым небом. В музее собраны исторические находки начиная от эпохи хунну до середины XX века, в том числе уникальное собрание образцов деревянной архитектуры народов Сибири — более 40 архитектурных памятников. Музей открыт для посетителей в 6 июля 1973 года и располагается рядом с городом Улан-Удэ, а именно в поселке Верхняя Березовка. Основная часть фонда - этнографические коллекции (русские,эвенкийские и бурятские). В каждом комплексе воссозданы интерьеры жилищ, хозяйственные постройки и предметы обихода. Площадь экспозиционно-выставочной части музейного комплекса составляет 32500 квадратных метров, а единиц хранения насчитывается 6088 шт.
.
Никольская церковь
Деревянная одноэтажная церковь построена в начале 20 века в селе Никольск Мухоршибирского района Бурятии
Данная церковь была перевезена на территорию музея в 1971 году бригадой реставраторов Малышева И.М. и Ревякина В.Г.
Основу церкви составляют два Т-образных сруба (куба с трапезной), каждый из которых покрыт двускатной крышей с металлической кровлей.
На переднем плане хорошо виден Иконостас, которым отделена главная часть церкви - алтарь.
Археологический комплекс
Археологический
комплекс музея состоит из закрытого павильона и открытой площадки. На открытой площадке расположены каменные
плиточные могилы
, каменные столбы, «сторожевые» камни и т. д.
Первый могильник хуннской культуры был обнаружен в
1896 году
в Ильмовой пади Кяхтинского района. В средние века хунну над захоронениями устраивали плоские, круглые каменные кладки.
В закрытом павильоне демонстрируются образцы.
Бурятский комплекс
Бурятский
комплекс состоит из
юрт
(как деревянных так и войлочных), и культового
буддийского
сооружения — дугана.
В первой половине
XIX века
бурятские храмы имели церковнообразный вид. Во второй половине
XIX века
появился новый вид дугана, существенно отличающийся от первых образцов. Дуган «Деваджин» вывезен из
Гусиноозёрского дацана
. В
1926 году
дуган был перестроен — внешний облик храма не изменился, увеличилась его площадь. В окраске храма преобладает жёлтый цвет — священный в ламаизме. Внутри храма находится панно «Тунши», иллюстрирующее индийскую сказку о четырёх животных, решивших спор о том, как достать плоды с высокого дерева.
Предбайкальский комплекс
В
Предбайкальском
комплексе демонстрируется усадьба бурята-казака, дом-зимник богатого бурята С. Б. Сафронова. Дом-зимник был построен в
1900 году
в селе Хореты (ныне Нукутский район Иркутской области). Перевезён в музей в 1975 году.
Забайкальский комплекс
Первым
ссыльным
в
Забайкалье
был украинский
гетман
Демьян Многогрешный
, сосланный в
1673 году
. На всём пути прохождения ссыльных и каторжан через каждые 25 вёрст располагались этапы и полуэтапы для ночлега каторжан. В Верхнеудинском округе находилось более 20 этапов.
Трёхкамерный этапный амбар перевезён из села Кульский станок Хоринского района,
Бурятия
. В амбаре располагается выставка «Из истории ссылки и каторги Забайкалья».
Этапный амбар для ночёвки ссыльных. Хоринский район, Бурятия
Старожильческий комплекс
Старожильческий комплекс состоит из домов пашенного крестьянина и казачьего атамана.
Дом пашенного крестьянина вывезен из села Батурино Прибайкальского района Бурятии. Дом построен в
1880 году
. Напротив дома расположены завозня, амбар, сарай двухстенный, перевезённые из села Клочнёво Прибайкальского райна. Построены в 1919 году.
Старообрядческий комплекс
Одна из самых интересный экспозиций музея. Экспозиция состоит из домов
старообрядцев
-
семейских
, сосланных в
Сибирь
в
XVIII веке
.
Выстроена типичная улица односторонней застройки конца XIX — начала
XX века
. Комплекс состоит из дома зажиточного крестьянина со всеми надворными застройками, изба крестьянина-ремесленника, дом богатого старообрядца. В небольшом удалении расположена старообрядческая часовня.
В завозне двора крестьянина-ремесленника устроена выставка хозяйственного инвентаря: сохи, плуги, бороны, молотилки, станки, сани и т. д. Дом крестьянина Красикова построен в
1861 году
в селе Барыкино-Ключи. В огороде расположена кузница перед которой два станка: для подковывания лошадей и гнутья дуг и полозьев. Кузница построена в конце
XIX века
в улусе Арбижил, вывезена в музей в
1971 году
.
Дом-«связь» построен в конце
XIX века
в селе Надеино Тарбагатайского района. Принадлежал крестьянину Зайцеву. Перевезён в музей в
1972 году
. Дом ориентирован длиной стороной на улицу. Четыре окна с одностворчатыми ставнями. На ставнях изображены цветы, птицы и олени.
Двухэтажный дом Борисова построен в селе Куйтун во втррой половине
XIX века
. Перевезён в музей в
1972 году
. Характерная особенность дома — высокое крыльцо. На первом этаже располагалась торговая лавка, кладовая и казёнка.
Ворота построены в
1906 году
в селе Новая Брянь по заказу Матвеева. В
1978 году
ворота были реконструированы в музее. Богатое украшение ворот указывало на богатство хозяина дома.
Эвенкийский чум
Эвенки (тунгусы) (самоназвание: эвэнкил) — сибирский малочисленный коренной народ, родственный маньчжурам и говорящий на языке тунгусо-маньчжурской группы. Живут в России, Китае и Монголии.
По итогам переписи 2002 года, в Российской Федерации проживали 35 527 эвенков. Из них около половины (18 232) жили в Республике Саха.
В Китае, по данным 2000 года численность эвенков и орочонов была 38 701. Образуют две из 56 официально признанных национальностей КНР. В Монголии проживают несколько тысяч эвенков.
Чум — конический шалаш из жердей, покрываемый берёстой, войлоком или оленьими шкурами; форма жилища, распространённая по всей Сибири, от Уральского хребта до берегов Тихого океана, у финно-угорских, тюркских и монгольских народов.Диаметр чума в нижней части обычно составляет от 3 до 8 метров.
Городской комплекс
В городском комплексе демонстрируются дома старого
Верхнеудинска
.
Городской дом с мезонином был построен в
1900 году
в Верхнеудинске. Находился на улице
Почтамтская № 22
. Перевезён в музей в 1978 году. Восстановлен с отступлениями от первоначальной архитектуры. Дом принадлежал чиновнику. В доме находится экспозиция традиционного интерьера дома зажиточного горожанина начала
XX века
.
Дом коридорного типа. Находился на улице
Ленина №67
. Построен в 1909 году. Двухэтажное здание предназначалось для сдачу в аренду меблированных комнат. Дом перевезён в музей в 1979 году.
Можно покататься на верблюдеи лошадях, посмотреть небольшой зоопарк
На терретории музея проходят праздники и народные гуляния. Добро пожаловать.
Тэги: добро пожаловать
|
| 2011-05-05 15:10:01 - Татьяна Александровна Подосенина Как интересно! Ты просто умница! | | 2011-05-05 16:26:37 - Людмила Михайловна Макарова Спасибо, мне там нравится бывать.В домах такое убранство.Это надо не рассказывать, а показывать.
Люблю ходить в музей . | | 2011-05-05 16:28:34 - Евгения Николаевна Силантьева Мы с моим 5б планируем в субботу поездку в этот музей. Думаю моим пятиклашкам понравится. |
Прокомментируйте!Выскажите Ваше мнение:
Зарегистрироваться
|
Вакансии для учителей
|
|
|
|
|
Copyright © ПроШколу.ру
2007-2024. Все права защищены.
|
|
|
|
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.
|
|
|
|
Поиск по порталу
|
|
| ▫ для чего нужен человеку лес?
▫ Пуловер правильно. С ударением на втором слоге. ▫ 👍👍👍😊 ▫
Всех с Первомаем!!! С праздником трудящихся, и особенно трудящихся в эти праздничные дни дачников!!!
Кому то может первомается
На шашлыках, да на природе,
У дачника спина не разгибается
От первых сорняков на огороде
6813781-a3298085
6813783-a3298085
Москва майская-исп. В Бунчиков, В.Нечаев
Старая пластинка.Сколько очарования, красоты, ностальгического умиления в прекрасных мелодичных песнях нашего не так уж далёкого прошлого.
Не так давно я прочитал историю песни, которая сопровождала моё детство, и никогда не вызывала никаких сомнений в её принадлежности и направленности
Когда слышу эту песню, происходит любопытная вещь: как будто луч света прорезает темноту времени и выхватывает маленький кусочек детства...
1 МАЯ.. Праздник... Самый народный по тем временам... Ну, конечно, после 7 ноября. Новый год проходил тогда почти незаметно. И вот утро 1 мая, кругом флаги, радостные лица.. В памяти ещё были свежи страдания и лишения военного времени и никто не жаловался, не возмущался... Вокруг флаги, улыбающиеся, нарядившиеся во всё лучшее, люди.Кто то с флажками, портретами, лозунгами спешит по улице к электричке, видимо, на демонстрациюСейчас люди, тогда не жившие, объясняют это другими причинами, но не в этом суть. И вижу, как мы, босые (тогда погода уже в мае позволяла) мчимся к школе, где из репродуктора гремит эта песня..И небо голубое, воздух чистый, настроение... и спрашивать не надо...Уже начинается движение сока в ветках деревьев, надуваются почки, а некоторые, наиболее нетерпеливые, высунули свои зелёные язычки, как будто радуясь освобождению от зимней блокады, теплу и Солнцу Ещё робко, будто бы стесняясь, но всё более настойчиво и громко щебечут воробьи
А песня гремит на весь посёлок: Кипучая, могучая, никем непобедимая
Москва майскаяОна была тогда гимном столице
На разных сайтах история её создания несколько различна, но для себя я определил ту, где приведены фото газетных вырезок тех лет. (dzen.rua/Yo3NuMhoXkyQIg0E).
Авторами музыки были братья Покрасс, а вот автором текста считается Лебедев-Кумач. И изначальный текст был такой:
УТРО красит нежным светом
Стены древнего Кремля,
Просыпается с рассветом
Вся советская земля.
Холодок бежит за ворот,
Шум на улицах сильней.
С добрым утром, милый город,
Сердце Родины моей!
ПРИПЕВ:
Кипучая,
Могучая,
Нигде неповторимая,
Москва моя,
Страна моя,
Ты самая любимая!
2.
Разгорелся ДЕНЬ веселый,
Морем улицы шумят,
Из открытых окон школы
Слышны крики октябрят.
Молодой, большой, нарядный,
С непокрытой головой,
С песней звонкой и громадной
Май проходит над Москвой.
3.
ВЕЧЕР тает в белой дымке
В ярком зареве зари,
И на ножке-невидимке
Блещут бусы-фонари.
Вот когда встречаться парам!
Говорлива и жива,
По садам и по бульварам
Растекается Москва.
4.
НОЧЬ весенняя глядится
В тишину Москва-реки,
И поют ночные птицы
Паровозные гудки.
Бьют часы Кремлевской башни,
Всё кругом в глубоком сне.
До свиданья, день вчерашний,
Доброй ночи всей стране!
Т.е. это было просто лирическое стихотворение, посвящённое четырём временам суток в Москве. Было оно напечатано один раз в Вечерней Москве, после чего разразился скандал: куплет, посвящённый вечеру, был аналогичен стихотворению Вечер, написанному Палеем ещё в 1915г. Существует мнение, что плагиат был допущен сознательно помощником поэта, таким образом отомстившим за что-то работодателю
Стихотворение было откорректировано, более того, для обеспечения дальнейшей неприкасаемости, в него было введено имя Сталина, которое было убрано из текста с очередной корректировкой в 1959г, неповторимая заменено на непобедимая и т.д.
Но как бы там ни было, песня была и остаётся тёплым воспоминанием, своего рода реперной точкой в истории нашей страны.
▫ Спасибо, Светлана Сергеевна, на добром слове! Обнимаю! ▫ С праздником!
|
|
|
|
|