Масленица, Масленица!
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!
Масленица (до XVI века - Комоедица) — один из древнейших праздников религии друидов (волхвов), до принятия христианства единой у всех "варварских" народов Европы, древнеславянский языческий многодневный праздник "проводов зимы", которым отмечался переход к весенним земледельческим работам.
Холин Дмитрий Аркадьевич «Проводы зимы» 2009
Первоначально, во времена языческой религии друидов (волхвов) и до XVI века, праздник назывался Комоедица (или Комоедицы) и отмечался в день весеннего равноденствия, т.е. в день наступления астрономической весны (20 или 21 марта по современному календарю), после которого день начинает становиться длиннее ночи, когда пробуждается природа и Ярило-солнце растапливает снега.
А этнограф прошлого века И. М. Снегирев считал, что масленица в языческие времена сопровождала празднования в честь языческого бога Велеса, покровителя скотоводства и земледелия. В христианскую эпоху Велесов день, приходившийся на 24 февраля по новому стилю, стал днем святого Власия. В народных присловьях сохранилась память о традициях обрядовых подношений Велесу-Власию: "У Власия и борода в масле".
Ящук Александр «Масленица в Сибири»
Комоедица — один из древнейших языческих славянских праздников. Помимо празднования священного вступления Весны в свои права, в этот день также почитали славянского Медвежьего бога: приносили "блинные жертвы" великому Медовому зверю.
Древние славяне называли медведя Ком (отсюда - «первый блин комам», т.е. медведям).
Сыров Валерий «Ярмарка в Здемирово»
Люди испокон веков воспринимали весну как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В глубокой древности в честь солнца славяне пекли пресные лепёшки, а когда научились приготовлять заквасное тесто (IX век), стали печь блины. Древние считали блин символом солнца, поскольку он, как и солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества.
Нестерчук Степан «Ярмарка в старом Дмитрове»
Давно утрачен первоначальный языческий смысл древнего священного двухнедельного праздника Комоедицы славянской религии волхвов - начала славянского Нового года, который до XIV века на Руси начинался с марта и был связан с днем весеннего равноденствия, когда славяне торжественно встречали Весну священную.
Анатолий Коробкин «Ярмарка на масленой неделе»
Комоедицы начинали праздновать за неделю до дня весеннего равноденствия и продолжали празднество неделю после. На эти две недели все родичи из каждого славянского рода обязательно собирались вместе для совместного многодневного празднования и совершения обрядов. Сразу после праздника переходили к сельскохозяйственным работам.
Кожин Семён Леонидович «Масленица. Проводы зимы в XVII веке»
Ни принятие христианства, ни изменение времени новогоднего отсчета не заставили Русь отказаться от любимого праздника - хлебосольного и разгульно-веселого, в котором словно отражалась русская натура, порой не знающая меры и удержу.
Паньковская Ирина «Масленица»
Славянские народы никогда не забывали свою традиционную Масленицу и повсеместно продолжали ее праздновать, несмотря на гонения со стороны Церкви и властей.
После долгих безуспешных попыток Церкви бороться с народной Масленицей, она была церковниками переосмыслена, названа «сырной (мясопустной) неделей» и включена в церковные праздники. В результате длительных церковных запретов любимого народного праздника, затем переиначивания на христианский лад, многие его древние языческие обычаи и обряды забыты и утрачены нашим народом безвозвратно.
Анна Виноградова «Масленица»
Праздник стал именоваться "Масленица" лишь с XVI века, когда был включен в церковные праздники и по времени "сдвинут" почти на месяц ближе к началу года из-за наличия у христиан Великого поста, которому церковная Масленица (сырная седмица) стала предшествовать.
Владимир Рябчиков «Масленица»
Сдвиг во времени сделал весьма сомнительным толкование нынешней церковной Масленицы на древний языческий лад — как "проводы зимы и встреча весны" — в это время еще слишком рано встречать весну среди снегов и холодной зимней погоды, особенно в России с ее холодным климатом.
Масленица получила свое название от церковного календаря, потому что в этот период времени — последнюю неделю перед Великим Постом, разрешается вкушение сливочного масла, молочных продуктов и рыбы.
Мырочкина Александра «Масленица»
В наше время народную Масленицу начинают праздновать в понедельник, когда начинается церковная «сырная седмица», но ранее и до середины XX века традиционное начало празднования народной Масленицы у русских приходилось НА ВОСКРЕСЕНЬЕ за неделю до Великого поста — на так называемое «мясное заговенье», когда в последний раз разрешалось есть мясо, т.е. на день раньше начала церковной Масленицы.
Крылов Сергей «Масленица»
О русской Масленице сохранились поговорки:
Не житье, а Масленица,
Не все коту Масленица, будет и Великий пост.
Масленица семь дней гуляет.
Масленица объедуха, деньгами приберуха.
Это Масленица идет, блин да мед несет.
Милости просим к нам об Масленице своим добром, с честным животом,
Сваталась Маланья на Масленице, думала гадала замуж пойти а того Маланья не ведала , что Масленица , а похмелье мало после Радушицы,
Масленица обьедуха , деньгами приберуха,
Боится Масленица горькой редьки, да пареной репы,
После Масленицы - Великий пост, а за страстною - Пасха,
Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить,
Кому Масленица, да сплошная, а нам Вербная да Страстная!
Была у двора Масленица , а в дом не зашла,
Без блинов -не Масленица.
В прощеный день, как на Пасху все целуются .
Но, гуляя, `все-таки надо вспоминать про предстоящий пост`. Есть и на этот счет советы: `Маслена не на век дается`, `Пируй и гуляй, баба, на Масленице , а про пост вспоминай`.
|