Презентация
Основная литература
по вопросу этического воспитания
1.
Шемшурина А.И. Аксиологические основы
воспитания: Книга для педагогов и воспитателей. – М.: Лика, 2012.
Книга
адресована педагогам и всем, для кого важны вопросы воспитания подрастающего
поколения. Она о ценностях и смыслах человеческой жизни, о чем рано или поздно задумывается
каждый. Воспитание несёт в себе целый мир мыслей, поступков, эмоций, помогающим
нашим детям понять себя и других, а главное – постигать ценности и смыслы
своего пребывания на земле. Созидание, творчество, проявление отношений к
окружающему миру и людям требуют понимания человеком их смысла и ценностной
значимости для него самого.
2.
*Шемшурина А.И. Аксиологический подход в
воспитании школьников // Этическое воспитание. – 2011. - №2. – С. 3 -
12.
Аксиологический
подход – логика воспитательных действий, основанная на ориентации человека на
высшие смыслы и ценности своего бытия, а также стремление людей выработать у
подрастающего поколения потребность в этом.
3.
*Шемшурина А.И. Механизмы развития
ценностно-смысловой сферы личности школьника в процессе этического воспитания.
Книга для педагогов и воспитателей
/ Теория и методика этического
воспитания // Этическое воспитание. – 2011. - №4. – С. 3 - 85.
Книга
раскрывает педагогические пути развития ценностно-смысловой сферы личности в
процессе этического воспитания школьников через:
·
Этический
диалог как основной механизм ценностно-смысловой сферы школьников.
·
Стимулирующий
фактор обращения школьников к вековому опыту предшествующих поколений.
·
Актуализация
взаимодействия поступка с внутренней рефлексией школьника.
·
Нравственный
выбор как механизм развития ценностно-смысловой сферы личности.
·
Логическая
основа согласования индивидуальных смыслов школьника.
·
Механизм погружения
в эмоциональный мир ребенка в процессе его развития.
·
Механизм стимулирования
нравственного саморазвития и самосовершенствования школьников в процессе
этического воспитания.
4.
*Шемшурина А.И. Основы этической культуры:
Книга для учителя: Учеб.-метод. пособие. – М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Пособие
представляет системный подход к воспитанию этической культуры школьников в
логике учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения, раскрывает
широкие аспекты воспитательной деятельности с детьми по становлению и развитию
их этической культуры. Адресована воспитателю, классному руководителю,
преподавателю гуманитарных дисциплин, педагогу дополнительного образования.
5.
*Шемшурина А.И. Проблема преемственности в
этическом воспитании школьников
/
Теория и методика этического воспитания // Этическое воспитание. – 2012. -
№5. – С. 4 - 5.
В
статье отражены общие вопросы преемственности в этическом воспитании
школьников.
6.
*Шемшурин А.А. Какова потребность ребёнка (в
разных возрастах) в реализации себя в обществе // Этическое воспитание.
– 2011. - №2. – С. 29.
Обозначены
потребности детей раннего и дошкольного детства.
7.
*Шемшурин А.А. Психологическая динамика
этического диалога
/ Теория и
методика этического воспитания // Этическое воспитание. – 2012. - №5. – С. 8 - 21.
Дается
определение психологической динамики в целом и психологической динамики
этического диалога в частности, факторы, механизмы, закономерности и принципы, определяющие
эту динамику. Подробно автор останавливается на проблеме психологических защит
и сопротивлений учеников. Полезным для педагогов будут приведенные принципы
поведения учителя, который столкнулся с проблемой конфронтации и рекомендации,
выполнение которых позволит «купировать» сопротивление. Сведения о типологических
особенностях характеров детей (демонстративный тип, скрытный тип, открытый,
доверчивый тип, гиперактивный тип, истерический тип, агрессивный тип, тревожный
тип, властолюбивый тип, равнодушный тип, негативный тип) помогут педагогу
выстраивать своё поведение и логику развития этического диалога в соответствии
с характерологическими особенностями своих подопечных.
Программная
литература по вопросу этического воспитания дошкольников
1.
*Шемшурина А.И. Путешествие в страну
Добронравию. – М.: Этвос, 2004.
Книга
адресована детям 6 – 7 летнего возраста. Её сюжет позволяет ребенку в процессе
путешествия в страну Добронравию узнать через сказку, игру, фантазию,
творчество важные правила и нормы поведения воспитанного и доброго человека.
Книгу с ребенком могут читать родители, воспитатели детского сада, учителя,
включаясь в путешествие.
2.
Этическая грамматика: Методическое
пособие для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста (5-6 лет) / Ионова
И.Ю., Беззубцева Г.В., Золотухина Г.В., Липатова О.Ю. / Науч.рук. А.И. Шемшурина. – ДЮЦ ТУ «Хамовники», 1994.
Пособие
представляет собой программу «Этическая грамматика» и планы занятий по
программе. В пояснительной записке описана специфика возрастных особенностей
5-6 летних детей и условия работы объединения раннего эстетического развития; определены:
главная задача занятий по этическому воспитанию детей указанного возраста,
специфика организации и проведения этических занятий (их продолжительность,
организационные и методические приёмы, требования к педагогу); игра как главный
метод и средство воспитания; методы психолого-педагогического исследования при
изучении личности дошкольников (наблюдение, беседа, тестирование и анализ
продуктов деятельности детей). Планы занятий сгруппированы по разделам: «Этика
общения», «Простые правила этикета», «Этика общения с окружающими», «Этика общения
в коллективе». К каждому разделу прописаны цель, задачи и понятия, с которыми
знакомятся дети. Структура плана занятия: оборудование, ход занятия (включающий
эмоционально-этический настрой, сюжетные действия, последовательность вопросов,
описание игр) и психолого-педагогический комментарий. В приложении размещены литературные
тексты, считалки и пословицы и поговорки для использования на занятиях.
3.
*Величко О.Ю. Материалы к программе «Школа
раннего развития детей 3 – 5 лет «УМНЯША»
// Этическое воспитание. – 2007. - №6. – С. 32, 33, 42 – 45, 51.
В
программу «УМНЯША» входит блок «Этика», который предполагает 64 часа реализации
в год (2 раза в неделю по 30 минут). Воспитательный блок включает разделы: «Этика
общения», «Этикет», «Этика человеческих отношений», «этика отношений в
коллективе». Программой определены ожидаемые результаты. Включен конспект
занятия №1 «Поделись улыбкою своей». Тематика занятий соответствует «Этической
грамматике», подготовленной творческой группой педагогов ДЮЦ ТУ «Хамовники» под
научным руководством А.И. Шемшуриной.
Методические
разработки этических занятий и мероприятий этической направленности. Из опыта
работы педагогов
1.
*Большегрызловская СОШ, дошкольное
отделение. Этическое занятие в детском саду. Путешествие в страну Добронравию.
Старшая группа // Этическое воспитание. – 2008. - №7. – С. 56 – 62.
Через
форму путешествия у детей актуализируются сведения о таких ценностях как
доброта, вежливость, аккуратность, уважение.
2.
*Величко О.Ю. Сценарий детского праздника
// Этическое воспитание. – 2007. - №6. –
С. 52 – 58.
Сюжет
праздника построен по мотивам сказки о Цветике-семицветике, листья которого рассказывают
дошкольникам о честности, справедливости, доброте, вежливости,
доброжелательности.
3.
*Егорова Е.А. Подарок от феи Здравствуйте
/ Педагогический практикум // Этическое
воспитание. – 2012. - №5. – С. 32 - 35.
Представлена
методическая разработка занятия-путешествия в страну феи Здравствуйте.
4.
*Ермолаева Г.Ф. Все на свете солнышкины дети
// Этическое воспитание. – 2012. - №2. – С. 12 - 15.
Волшебное
путешествие построено по мотивам сказки К.И. Чуковского «Краденое солнце».
5.
Орлова О.В. Начинаем с детского сада //
Этическое воспитание. – 2006. - №1. – С. 32 - 34.
Представлен опыт использования программы этического воспитания в ДС№27 г. Лысьва.
6.
Рефлексия на этических занятиях с детьми / Егорова О.А., Рачева Г.Ф., Котельникова Н.В., Опарина В.Н., Вертячих М.Б., Орлова О.В., Белякова Л.П.
Этическое воспитание. – 2006. - №1. – С. 35 - 36.
Подборка методик рефлексии с дошкольниками.
7.
*Тюлина Л.М. Воспитание культуры поведения
дошкольников
/ Из опыта
работы педагогов
// Этическое воспитание. – 2011. - №4. – С. 86 - 89.
Педагог
размышляет о некоторых принципах формирования базовой культуры личности
дошкольника.
8.
*Шемшурина А.И. Диалог с дошкольниками:
Встреча с Вежей. Из книги «Путешествие в страну Добронравию»
/ Педагогический практикум // Этическое
воспитание. – 2012. - №5. – С. 35 - 39.
Методическая
разработка занятия-путешествия в страну Добронравию насыщена дидактическим
материалом: сказки, логическая цепочка вопросов, этические ситуации.
9.
Шемшурина А.И. Диалог с дошкольниками: Путешествие в страну Добронравию (продолжение)
/
Этические диалоги с детьми и родителями // Этическое воспитание. – 2003. - №3. – С. 59 - 61.
Методическая разработка на тему "Источник мудрости".
10.
*Этические диалоги с дошкольниками. Из
материалов Шемшуриной А.И.
// Этическое
воспитание. – 2012. - №2. – С. 7 – 12, 15 - 17.
Представлены
методические разработки по следующим темам: «Доброе слово, что ясный день», «Да
здравствует мыло душистое!», «На тропинке сказочных героев»
Подборка дидактических
материалов
1.
*Куделько-Дашкина Ю.В. Детский словарь по
этике
/ Педагогический
практикум // Этическое воспитание. – 2012. - №5. – С. 31 - 32.
Словарь
рождён детьми и создан для детей. Понятия «Вежливость», «дружба», «добродеяние»,
«счастье» сформулированы самими детьми, проникнуты искренностью, доступны и понятны.
2.
Шемшурина А.И. Этический словарь на основе
определений мыслителей: в 2-х ч.
//
Этическое воспитание. – 2009. - №№7-8.
Данный
этический словарь многофункционален, что даёт основание рекомендовать его всем
тем, кому важна нравственность и общечеловеческие ценности, кто стремится в
своей воспитательной и педагогической деятельности донести до воспитанников
нравственные истины, выработанные многовековым опытом человечества. Словарь
позволяет войти в историю развития этических понятий, даёт богатую палитру
определений и смысловых значений самих понятий, отношений к ним в вековом
процессе погружения человека в этику как науку о нравственной жизни человека,
её значимых для него смыслов.
Интернет-ресурсы
1)
Клубы
Интернет-портала «Про школу»
Сообщество учителей светской этики http://www.proshkolu.ru/club/etikoved/
(Буклет «Слова вежливости в нашем языке», «Афоризмы о дружбе», «Этический
словарь», «Дружба. Презентация к уроку» и др.)
Сообщество воспитателей http://www.proshkolu.ru/club/vospetatel/list/1-11112-143356/
(«О вежливости у детей дошкольного возраста», «Главные правила поведения для
самых умных малышей», «Презентация «Уроки вежливости» и др.)
Клуб классных руководителей http://www.proshkolu.ru/club/classru/list/2-11112-43077/
(папка «Духовно-нравственное воспитание ОЧЕНЬ много материалов)
ГБДОУ №128 (СПб) http://www.proshkolu.ru/org/gdou-128/folder/16635/
(папка «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников)
2)
Сайт МОУ ДО «ЦВР» http://cvrserp.ru/Innovatsionnaya-deyatelnost/
(раздел «Инновационная деятельность»)