25 ПОЛЕЗНЫХ ВЕЩЕЙ,
КОТОРЫМ МЫ МОЖЕМ НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ
Прямо сейчас на наших глазах привычки
приобретают наши дети. В зарождении каких-то из них мы не будем участвовать, их
продиктует природа и среда, окружающая ребенка. Но есть вещи, которым мы можем
научить детей в раннем возрасте, чтобы эти полезные навыки в будущем помогали
им взаимодействовать с другими людьми и облегчали жизнь.
Быть вежливым. Еще никогда употребление слов «спасибо», «пожалуйста», и умение
пожелать доброго вечера не приносило вреда. Напротив, хорошие манеры и
доброжелательное поведение упрощают отношения между незнакомыми людьми,
украшают любой разговор, открывают не поддающиеся на первый взгляд двери.
Уметь говорить «нет». Незнакомцу по дороге из школы, который предлагает пройти
вместе с ним в неизвестном направлении. Однокласснику, что постоянно одалживает
вещи и не отдает их без напоминания. Ровеснику, предлагающему выпить коктейль
на школьной дискотеке. Ребенок должен понимать, что вежливость – прекрасное
качество, но им нужно уметь жертвовать в целях собственной безопасности, самоуважения
и уважения к своему личному времени.
Соблюдать гигиену. Если с юных лет приучить ребенка заботиться о чистоте
своего тела: мыть руки после улицы, чистить зубы два раза в день, регулярно
стричь ногти, принимать душ и пользоваться средствами гигиены, в будущем эта
привычка сослужит хорошую службу. Все любят иметь дело с опрятными людьми.
Не опаздывать. Непунктуальность – один из самых больших раздражителей. Она
может подводить и ученика в школе, и офисного работника, поэтому с
медлительными детьми стоит с раннего возраста взять за правило выходить из дома
на десять минут раньше, готовить одежду и учебники с вечера, чтобы избежать
утренней суматохи, а также самим родителям показывать пример прихода к
назначенному времени на дни рождения, дружеские встречи или к врачу.
Соблюдать правила безопасности. Жизненно важные правила необходимо выработать
до автоматизма, пока дети еще маленькие и, если нужно, повторять их сотни раз,
пока не впечатаются в памяти: не перебегать дорогу на красный свет, не играть на
проезжей части, пользоваться электроприборами согласно инструкции, аккуратно
обращаться с огнем.
Уметь слушать. Это одно из важнейших умений, которое пригодится и в школе
(воспринимать информацию), и в работе (проходить собеседования, вести
переговоры), и в межличностных отношениях. Поэтому родителям важно самим
внимательно слушать детей. А также учить их ждать очереди, чтобы высказаться,
не перебивать старших и быть внимательными.
Сосредотачиваться. Сейчас о неумении , говорят с некоторым вызовом и бравадой.
А меж тем и современные дети, и взрослые утрачивают способность быть усидчивым,
концентрироваться на одной задаче и доходить до сути. Мы можем научить детей
отсекать лишнее, не отвлекаться на мелочи, сосредоточиваться на одном деле, а
по его завершении приниматься за другое.
Класть вещи на место. Приучая ребенка убирать за собой игрушки и вешать на
место одежду, в которой он пришел из школы, можно уменьшить энтропию
разбросанных вещей сейчас и в будущем.
Извиняться. Важно не относиться к ошибкам как к чему-то постыдному, не
вырабатывать у ребенка чувство стыда за любую оплошность. Но ввести в лексикон
простое слово «извините», когда наступил кому-то на ногу, нечаянно толкнул или
обидел, необходимо. Это слово ребенок должен слышать и от родителей.
Способность попросить прощения у того, кому сделал больно, поможет не только
наладить отношения, но и снять тяжелый груз с души, когда чувствуешь свою
неправоту.
Читать. Читающему человеку никогда не будет скучно, литература поможет и с
кругозором, и с грамотностью. Поэтому, чем раньше в руках ребенка появятся
книги, тем интереснее и богаче будет его жизнь.
Питаться правильно. Дети перенимают пищевые привычки от родителей, поэтому
если хочется, чтобы малыши ели здоровую пищу, начинать стоит с себя и с того,
что мы ставим на стол. Привередливые дети и из правильного продуктового набора
составят список исключений, но все-таки, если в родительском рационе
присутствуют только полуфабрикаты и сладости, сложно представить, чтобы ребенку
захотелось съесть овощной салат или кусок рыбы.
Знакомиться. Начиная с детского сада можно учить ребенка подходить к другим
детям и спрашивать, можно ли поиграть вместе. В первое время родитель может
брать на себя функцию лидера и сам интересоваться у ребенка, играющего рядом на
площадке, как его зовут, чтобы дети слышали и запоминали, как заводить новые
знакомства и дружбу.
Уважать личное пространство. Некоторым тактильным детям ничего не стоит
познакомиться с человеком и через пять минут сидеть на его коленках. Но совсем
не многие люди готовы радостно принять столь доверительное к себе отношение.
Поэтому и открытых, тактильных детей нужно мягко учить понятию личного
пространства, подсказывать, как близко можно подходить во время разговора с
незнакомым человеком, кого можно смело обнимать и трогать, а кого это может
поначалу испугать.
Выражать свои чувства. В стрессовых ситуациях и родителям, и детям важно
обозначать, что с ними происходит. И когда случаются ссоры, нужно обязательно
рассказывать о своих чувствах и учить детей говорить, что им больно, обидно,
неприятно или страшно. Умение выражать чувства поможет не закрываться и не
держать переживания внутри.
Задавать вопросы. В возрасте почемучек необходимо поощрять детские вопросы и
обязательно удовлетворять любознательность. Тогда в дальнейшем дети не побоятся
задавать вопросы учителю, захотят узнавать природу тысяч важных вещей и тем
самым будут проявлять свое неравнодушие к окружающему миру.
Уметь сострадать и сочувствовать. Помощь больному котенку, покупка продуктов
для одинокого соседа, благотворительный взнос позволят ребенку понять, что он в
этом мире не один. Честный разговор о сложных жизненных ситуациях и чужой боли
помогут научиться ставить себя на место других людей и понимать, как по-разному
могут складываться обстоятельства.
Содержать вещи в порядке. Умение организовать школьные принадлежности,
аккуратно раскладывать одежду в шкафу, рассортировать свои творческие материалы
здорово упрощает быт. Родители сами могут решить, с какого возраста доверить
детям уборку своей территории, но до того, как этот вопрос окончательно
положить под детскую ответственность, помощь по дому должна войти в привычку.
Готовить еду. Дети, которые умеют сделать бутерброд и простой салат, легко
осваиваются в походах, могут помочь на семейных пикниках да и просто не
чувствуют себя беспомощными, если родитель занят или неважно себя чувствует.
Делать зарядку. Здорово, когда спорт с детства – часть жизни. Но если ваш
ребенок больше тянется не к секциям и бассейну, а к книгам и моделированию, то
даже простая привычка делать по утрам зарядку поможет проснуться, привести
мышцы в тонус и быть со спортом если не на дружеской, то хотя бы на
приятельской ноге.
Выступать на публике. Как бы ни противились некоторые родители муштре на детсадовских
утренниках, наивные четверостишия про зайчиков и елочку пушистую – это первый
опыт публичных выступлений, которые будут практиковаться в школе и институте, а
во многих случаях и на работе. Умению справиться со страхом выступлений
психологи посвящают тома книг, мы же можем подбадривать и радоваться сначала
стишкам для Деда Мороза, а в школьные годы – помогать продумывать концепцию
выступлений и настраивать детей на успех.
Понимать природу денег. Первое представление о деньгах ребенок получит, играя
в магазин, но настоящую цену заработанному он узнает не скоро. Родительская
задача – до вступления детей в самостоятельную жизнь обучить их финансовой
грамотности. Каждый сам решит, что именно нужно знать: как вести бюджет,
оплачивать счета, экономить, откладывать часть дохода или инвестировать его.
Важно, чтобы, начав зарабатывать деньги, дети понимали, как умело ими
распоряжаться.
Верить в лучшее. Оптимистам все-таки легче живется, в конце их тоннеля всегда
есть свет. Мы не можем повлиять на то, какой темперамент достанется нашим
детям, но можем вселять уверенность в загрустивших меланхоликов, настраивать их
на лучшее, верить в своих детей и собственным примером демонстрировать
позитивное отношение к жизни.
Доводить дело до конца. Упорство и нежелание бросать на полпути то, что не
получается – не самое распространенное детское качество. Но его все-таки стоит
развивать, ведь в будущем предстоит встретиться с задачами, которые нельзя
будет бросить, как недостроенную башню. Чтобы ребенок учился добиваться
поставленной цели, нужно давать ему простые задания и постепенно повышать их
сложность. А при возникновении трудностей показывать, как можно просить о
помощи, как искать способ решения проблем и доводить начатое до конца. И
обязательно дать прочувствовать удовлетворение от хорошо проделанной и
завершенной работы.
Делиться. Сейчас нередко говорят о том, что не стоит заставлять ребенка
делиться вещами, если он этого не хочет. И, в общем, с этим сложно не
согласиться, достаточно лишь спроецировать на себя ситуацию, когда нас,
взрослых, попросят отдать кому-то вещь, которая нужна самим. Но все-таки есть
большой человеческий смысл в том, чтобы уметь разделить то, что у тебя есть, с
другим человеком. Еще Джек Лондон писал, что милосердие – это кость, поделенная
с собакой, когда ты голоден не меньше ее.
Заботиться о близких. Видеть, что кому-то необходима забота и участие (живущей
одной бабушке, заболевшей тете, другу, сломавшему руку), и просто так
предложить свою помощь – очень важно и для дружбы, и для будущей семейной
жизни, и для того, чтобы, став родителем самому, уметь безусловно отдавать свою
любовь, время и силы детям, не задумываясь о том, что получишь взамен.