Деревни Еременки и Зимы - Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа имени Ю. Я. Долгих с. Круглыжи Свечинского района Кировской области
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ










 СТРАНИЦА ШКОЛЫ

 МАТЕРИАЛЫ
 ▫ Сведения об образовательной организации
 ▫ Основные сведения
 ▫ Структура и органы управления ОО
 ▫ Нормативные документы
 ▫ Образование
 ▫ Образовательные стандарты
 ▫ Руководство. Педагогический состав.
 ▫ Материально-техн- ическое обеспечение и оснащённость образовательного процесса
 ▫ Стипендии и иные виды материальной поддержки
 ▫ Платные образовательные услуги
 ▫ Финансово-хозяйс- твенная деятельность
 ▫ Вакантные места для приёма (перевода)
 ▫ Информационная безопасность
 ▫ Родная школа
 ▫ Из истории школы
 ▫ Его имя носит школа
 ▫ Учителя
 ▫ У школьного порога
 ▫ 75-й юбилей Круглыжской средней школы
 ▫ Методическая копилка
 ▫ Административная работа
 ▫ Воспитательная работа. Документы.
 ▫ Воспитательная работа. Разработки мероприятий.
 ▫ Для учителей ИЗО
 ▫ Для учителей начальных классов
 ▫ Для учителей русского языка
 ▫ Портфолио педагогов и учащихся
 ▫ К Дню защитника Отечества
 ▫ Зарисовки из школьной жизни
 ▫ Архивные фото разных лет
 ▫ 2013-2014 учебный год
 ▫ 2014-15 уч. год
 ▫ 2015-16 уч. год
 ▫ 2016-17 уч. год
 ▫ 2017-18 уч. год
 ▫ Наша гордость - ВЫПУСКНИКИ
 ▫ Выпускники 2011- ... г.
 ▫ Выпускники 2001 - 2010 г.
 ▫ Выпускники 1991 - 2000 г.
 ▫ Выпускники 1981 - 1990 г.
 ▫ Выпускники 1971 - 1980 г.
 ▫ Выпускники 1961 - 1970 г.
 ▫ Выпускники 1951 - 1960 г.
 ▫ Выпускники 1939 - 1950 г.
 ▫ Школьный МУЗЕЙ
 ▫ Фотографии экспонатов и экскурсий
 ▫ Краеведческие конференции
 ▫ Литературные чтения
 ▫ Вспоминая военные годы
 ▫ Они сражались за Родину
 ▫ ДЕТИ ВОЙНЫ
 ▫ 70-летие Победы в ВО войне
 ▫ `Три года домой`. Повесть Анны Аксёновой о нашем селе.
 ▫ ИСТОРИЯ села Круглыжи
 ▫ Не исчезай, моя деревня!!!
 ▫ `Нет милее родных Круглыж`
 ▫ Зарисовки из жизни села
 ▫ Экскурсия по селу
 ▫ День Победы 2011 г.
 ▫ 65-ый Победный май
 ▫ Родник ЛАДЫГИНСКИЙ, село Круглыжи
 ▫ Где начинается Ветлуга...
 ▫ Земля Свечинская
 ▫ Станция Свеча. Летопись. Автор Шалагинова Галина Фроловна
 ▫ Земля Свечинская. Автор Стародубцев П.И.
 ▫ Очерки истории земли Свечинской
 ▫ Село Ильинское. 150 лет
 ▫ Cвет Свечи. Автор Казаков Д. Н. Часть первая. Из истории Православия на Свечинской земле
 ▫ Родословная. Автор Аркадий Александрович Ступников
 ▫ На истоках Ветлуги. Автор Загумённов В. А.
 ▫ Творчество земляков
 ▫ Выступает Круглыжский хор воинов запаса 23 февраля 1963 года
 ▫ Серёжковый дождь. Эдуард Кулаков.
 ▫ `Золотые руки`
 ▫ Ансамбль `Надежда`
 ▫ Тоска по родине. Светлана Старикова.
 ▫ Села прекрасней не найдёшь. Козлов Иван Иванович
 ▫ Как давно не бывал я в Круглыжах. Кулаков Сергей
 ▫ Куваев Олег
 ▫ Горенка

 БЛОГ ШКОЛЫ

 СООБЩЕСТВО














Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа имени Ю. Я. Долгих с. Круглыжи Свечинского района Кировской области

Папка "Сборник ВЯТСКАЯ ДЕРЕВНЯ. История сел и деревень Свечинского района"



ШКОЛА

МАТЕРИАЛЫ

БЛОГ

ЧАТ

СООБЩЕСТВО

Сельские населенные пункты.  2011 год
Деревня Ванчонки
Деревня Горюшки

Коробейники и Шалагиновы
Село Каменка (Вознесенское)
Деревня Сретенская

 Деревни Еременки и Зимы




Деревни   Еременки и Зимы

 

Школа   № 23, ст. Свеча, 1997 г.

(работа выполнена по материалам «Отчета о летней

практике по теме «Изучение истории СП в Вятской губернии»

Четверикова Алексея)

1.       История возникновения населенного пункта

Вероятно название деревни Еременки произошло от того, что первыми   здесь поселились сыновья или сын Еремы.

Название деревни Зимы вероятнее всего, как гласит народная легенда, произошло от первопоселенца, который начал строиться зимой. В словаре Даля можно найти слова «зимыть» -   зазимовать, быть   застигнутым зимой.

Сначала было две самостоятельные деревни Зимы ( 1930 год – 8 дворов) и Еременки (8 дворов). Около 1979 года произошло окончательное слияние деревь в одну, хотя в народе до сих пор осталось название Зимы. В 1979 году окончательно застроилась третья улица деревни Еременки – улица Труда, практически соединив две деревни.

2.                   Описание местоположения населенного пункта.

  Деревня расположена   вдоль железной дороги, от железнодорожного полотна её разделяет лишь лесополоса. До п. Свеча, районного центра – 0,5 км, до административного центра, расположенного в д. Рыбаковщина – 6 км. Лесополосу называют «посадка», т. у. Садили железнодорожники. Рядом с деревней проходит асфальтированная дорога, которая пересекает деревню в районе Зимов. Две деревни разделяет "бетонка"- оставшаяся часть дороги выложена бетонными плитами, которая проходила здесь до строительства новой дороги, покрытой асфальтом.

До ближайшей реки – Беспутки – 0,5 км. Реку зовут  так потому, что летом речка мелкая – «воробью по колено», а весной, особенно раньше пока   по её руслу не проложили мелиоративный канал, она очень сильно разливалась (место здесь низкое), так что ни проехать, ни пройти – «безпутая река», «без пути текла».

В конце деревни находился поблизости железнодорожный переезд – «зимовский» – рядом с д. Зимы.

Три дома около станции зовут в народе «Автоблокировка» – когда–то здесь стояли дома и объекты железной дороги – автоблокировка; другие два дома ближе к улице Ветеранов называют «казарма», т. к. когда строили железную дорогу, здесь стояли казармы рабочих.

 У деревни расположен карьер, откуда брали землю для строительства дороги, сейчас здесь образовался пруд, который местные жители зовут «карьер».

Вблизи деревни расположен лес – «поскотина», т. к. часть изгороди для скота, их выпаса, охватила и часть леса.

В этом же направлении у дороги находится «лесок у трех березок». Когда – то здесь стояла мельница и росло три   березки, но сейчас образовался березнячок.

Вблизи деревни находятся усадьбы жителей, используемые под посадку картофеля и луг; да пастбище для личного и колхозного скота.

Лес в западном направлении зовется «подбор» – молодой лес, выросший под бором (сосняком).

3.                   Экономика

Вспоминала Безденежных Е.М.: «Крестьяне были: землю пахали, скотину держали. В деревне не было такого, чтоб кто–то торговал. Тятя в колхозе работал счетоводом. Мы в бригаде, в поле, в лесу, когда я в годы вошла. Землей только и занимались: получше походишь за ней и сытнее зиму проживешь.

Полторы зимы я училась в школе и все. Пряла, ткала, шила для себя, родителям портяные рубахи шивала, для дома, для работы.

Моего мужа – хозяина выгнали из колхоза. Бригадир сказал, что, мол, и без тебя тут тесно. (он приехал ко мне жить, когда мы поженились) Так он и ушел работать на железную дорогу.»

Зимой «тятя   ездил лес заготовлять. Я сидела и пряла. Потом и меня стали гонять: и девки, и все мужики.

Вечером от безделья лапти плели, как днем отработают. Носили, конечно, и ботинки. Как пойдем в Юму, в церковь – несли в руках, в церковь зайдем и оденем.»

«Земли полосами было в поле, полос по восемь, девять. У нас было три бороны   да еще чуть ли не половина (примерно 2,5м). Боронили сначала в клюшку, когда посеют вдоль – хорошо заборанивается».

«Перед колхозом было две коровы: одну корову, одну лошадь взяли в колхоз.   Было овечек, пускали по одной, по две матки. Когда была двойня, когда тройня. Было два поросенка.   Одного зарезали перед колхозом. Тятя сидел за это 4 дня в милиции. Не давали потом две коровы держать, не разрешали теленка резать, лишь только одну телку – навоз возить на поле.

Курец было по 9-10 штук. Яйцо копили и сдавали государству. Коль долго нет – придут на дом, план на корову наложили – носишь все лето».

«Раньше был лемех (соха) – один носок, один отвал. Для картошки распашник – такой же, как и лемех, но чтоб на обе стороны заваливать землю.

В войну еще на себе пахали. Мы все более с дедкой пахали. Боронили на себе – 1 борона. Каток был сделан – сволочки.

Стали клевер сеять еще до колхоза, да мало почему–то.

Сеяли из ситчиво. За обе стороны сделаны лямки. Берешь горсточку и сыплешь.

Рожь, овес убирали серпами. Косили жнейкой (пилой) на лошадях. Возле   саму землю жало.

Снопы валили на площадку, как увидят, что на сноп хватит   – спихнут.

Грабли были – траву   гребли, на молотьбе – маленькие, зубья пореже, колодка поуже.

Вилы – деревянные – для сена и специальные ложить на круглыш (стог).

Вилы – железные – в огороде только,   навоз убирали вилами в хлеву до самой земли.

Телеги хлебные – хлебницы. Телеги без задка   и передка ерандаки – картохи, сено возили, были еще навозные телеги. Навоз возили: сегодня у одного, завтра у другого (т.е. по очереди)»

«Лишнего   не было. Урожай сдавали государству. План ведь накладывали. Потом колхозникам все давали на трудодни. Семена у нас всегда в деревне хранили. Животным – охвосья давали,   высушат, смелют, а лошадям оставляли овсу.

Тятя валенки подшивал, лапти плел. Че где изломается – ремонтировал, достраивал. Все   делали в своем хозяйстве сами».

На усадьбе (осырке) – земле отдельной семьи, которая находилась около дома – располагались: дом, огород,  хозяйственный постройки, гумно, овин, картофельное поле и лужок.   Обычно усадьбы огораживали. На участке выращивали: капусту, морковь, лук, чеснок   и картофель. После 30-х годов стали выращивать огурцы, «совсем недавно» помидоры. В поле сеяли обычно рожь, овес, клевер.

«Сначала намеряли по 30 соток, последнее время   -   50. Всем давали одинаково, но кто не   работал в колхозе, а жил в деревне – земли не было тому. Вновь вошедшим  дворам давали столько же земли, как и другим. Выделяющихся дворов в деревне не было. Земля делилась по едокам с рождения. Состав   почвы был одинаков и это фактически не учитывалось».

«Каждый косил свой участок. По едокам делили поле и ставили тычку.»

« Скот пасли в поскотине, а после того как уберут поле, гоняли туда». Овечки ходили вместе с коровами. Учителя и работники железной дороги обычно скота не держали».

«Вокруг деревни лесов не разрешали рубить. Ездили в Батаевскую (деревня) за дровами (50км). Брали делянку, оформляли документы, платили за них деньги. Летом рубили, складывали, а зимой на волокушах возили. Лес не продавали – доставляли его издалека».

«В деревне ходили чистить лес граблями и мусор весь сжигали».

«Полевые работы делали в таком порядке: прогрелась земля – пашут, сеют, боронят (рожь, овес, ячмень, лен, картошка), садят огород, возят навоз на овощи, картошку. Июль – сенокос, август - убирают рожь, овес, ячмень. Сентябрь – убирают огород, картошку, пашут зябь. Сентябрь, октябрь – теребят лен. Лен сеяли ранний и поздний. Поздний сеяли в июне и не свозили домой, а оставляли в поле в скирдах на зиму. Следующим летом в июне его расстилали и убирали.

Нанимали из других деревень или бедных, чтобы помочь, рассчитывались деньгами или хлебом».

«На продажу делали лапти, бочонки, плетюхи, корзины, - вспоминает Бусыгина Ольга Ивановна (1920 года рождения, проживает в деревни Зимы с 1940 года). Использовали молодые побеги липы, бересту со стволов берез, побеги ивы, черемухи.

Плетюха большая корзина цилиндрической формы для носки травы, коры. Иногда делалась крышка на верхнее отверстие.

Пестерь – сумка для грибов и ягод. Плетется как лапоть.

Кошовка – сани с плетенными из прутьев стенками.

Изготовляли для себя, для рынка, хотя, как такового рынка не было. Торговали на дому. Обычно плели зимой. Сырье заготовляли осенью, прутья не мочили, не выпаривали. Плели в бане или в избе. Старики плели круглый год».

4. Состав и характеристика населения.

Коренные фамилии д. Зимы – Кузнецовы, Бусыгины, а в д. Еременки – Крупины.

Сенникова Ксения Лаврентьевна ( 1911 г.р., проживающая в д. Еременки с 1950 г.), Безденежных Елена Михайловна ( 1912 г.р., проживающая в д. Еременки), Шабалина Зоя Иосифовна ( 1908 г.р., проживающая в д. Еременки с 1949 г.), Кузнецова Тамара Павловна ( 1924 г.р., проживающая в д. Зимы с 1953 г.) вспоминают прозвища односельчан:

«чиркун» – часто плевался

«миригун» – никогда не ругался матом

«милочка с улыбочкой» – девушка, которая улыбалась всем и всегда

«чума» – человек, от которого все сторонились

«Сашка – Израиль» или «Сашка – Египта» - все время рассказывал про далекие страны, которые видел на карте (чаще про Израиль или Египет)

«шаварногий» – хромой

«бобец» – мужик низкого роста

«музренок» – жадный человек. Которого раскулачили.

В наши дни существуют прозвища:

 «Киселиха», «Чемоданиха»   - жены Киселева, Чемоданова

«Виталик КГБ» – якобы раньше служил в КГБ

«Трясиголова» – после травмы у него трясется голова

«Заяц» -   по фамилии Русских

«Пантюха» – по фамилии Пантелеев

«Тес» – говорит невнятно, часто повторяет «Тё»

«Рыбак» – любит ловить рыбу и фамилия Рыбаков

В 1931 году деревни Еременки и Зимы объединены в артель «Пахарь». В 1932 году построены коровник (12 коров) и конюшня (11 лошадей). Мельницу поставили у «Трех березок». Зерно (фураж) хранили прямо в деревне, т.к. построили колхозный амбар. В 1935 году деревни отошли к колхозу «Красное знамя» и стали его отделением.

Похозяйственная книга основных производственных показателей хозяйств колхозников за 1934 год позволяет узнать численность населения:

д. Еременки – 6 дворов, общее число жителей 30 человек

д. Зимы – 8 дворов, 55 жителей.

Период с 1940 по 1942 гг.:

д Еременки 8 дворов, 35 человек, 6 человек ушло на фронт

д. Зимы – 11 дворов, 67 человек, 12 ушло на фронт.

Период 1943 по 1945 гг.:

д Еременки – 8 дворов, 30 человек, на фронте       4 человека

д. Зимы   - 11 дворов, 50 человек, на фронте 11 человек.

Период 1958 1960 гг.:

д. Еремнки – 19 дворов, 82 человека

д. Зимы – 12 дворов, 39 человек

1966 год деревни отошли к колхозу «Красная заря». В 1963 году сгорел коровник, и   только в 1975 году в деревне построили молочно – товарную ферму на 400 голов   телятник на 200 голов, ремонтную мастерскую, склады, магазин.

К 80-м годам в д. Еременки три улицы: Ветеранов, Труда, Молодежная. Построено общежитие и памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Похозяйственная книга 1973 –1975 гг. свидетельствует:

д. Еременки – 37 дворов, общее число жителей – 121.

д. Зимы – 8 дворов, общее число жителей 20.

Сейчас   в д. Еременки – 63 двора.

В 80–ых годах из близлежащих «неперспективных» деревень, тоже исчезнувших – Коробейники и Шалагиновы переехали семьи. Много семей переехало из с. Успенское и др. деревень. Сейчас в основном население приезжее.

Деревня разрослась из–за того, что был построен молочно – товарный комплекс, а деревня расположена вблизи районного центра.

5. Традиции. Быт и культурное развитие села

Безденежных Елена Михайловна 1912 г.р., живущая в д. Еременки вспоминает: «Хозяину не перечили, как скажет. Так и будет.   Коли провинимся, брал вицу, но никогда не лупил. Так только пугал, было, все равно страшно!  Кошель, бумаги были при нем. Иногда он советовался с женой – то своей.   Купить чего, коли поедет в поселок или зарезать скотину, какую к празднику. Праздник заводишь, чтоб муж все знал. Бывало в деревне, мужик бабу свою мог побить, – неделю не вставала, чтоб смирная была».

«Делали все сообща, и коли чего, продадим, то деньги общие. Купить, кому чего решали родители и если купят калач, то и ему рад, не сердились.

Как   сын женился – вот   тогда он становился самостоятельным, сам уже решал, но все равно какое–то время советовался с родителями. Дочерь выходила замуж и в новой семье было по–новому.

 Не знаю, как у других, но у нас в семье считалось все общее. Одежда своя, да и то чередовалась,  младшему – обноски. Только вот иконы могла передавать мать дочери при смерти.   Инвентарь делил хозяин, когда сын женился, помогали ему строить дом, обзаводиться мебелью. После смерти хозяина дом наследовали, коли  еще не женился сын, хозяйка, или женатый сын с семьей.

Если хозяйка умирала. То вещи могла взять и мачеха. И ничего тут позорного не было. Если хозяин не женился – дочерям, сестрам или родственникам.

Выходивший замуж дочери давали приданое: платье, пальто, шубу, постель, посуду, утварь какую. Иногда скотину. По–разному было. Кто икону давал, кто телегу.

Некоторые чем–нибудь обменивались семьи, чтоб семья новая не рушилась.

Ко мне всю зиму сватались. Кто–то сказал, что плохо вижу, они решили проверить. Пришли вечером и сказали, чтоб я им юбку закроила. Я даже в темноте при свечке шила, думала, что срочно, а как узнала, чуть не рассердилась. Как поженились мы, я настояла, чтобы муж ко мне приехал жить – не хотела от    родителей уезжать.

Жених и невестой сначала расписывались, а потом венчались. Но потом церкви порушили и хоть у березы венчайся, стали только расписываться».

Праздники были: Фроловская, Троица, Ильин день, Масленица, Рождество.

Делали праздники в Чебыкинской избе. Поставят пиво, вина мало покупали, зарежут скотину какую, хлеба напекут. Потолкутся вечером, утром бабы уберут посуду. Октябрьские, Новый год – так себе. День Победы, уже после войны – сидели горевали, плакали.

Да и какой отдых! После работы придешь, а дома своей работы полно. Вставали рано. Доярки ходили в 4 часа утра, мы встаем вместе.

Гости, какие придут – угощали, спали аж на сеновале.

Помню, пели песни: «Мамашенька бранится, что доченьке грустно…»

На Рождество играли. Сидит парень в центре круга, просит подойти к себе девку да рассказать или спеть чего–нибудь. Она краснее да поет, а потом парень целует или пряник дает. В прятки играли.

 

6. Внешний облик деревни  .

 

В д. Еременки   под одной крышей    находился весь хозяйственный комплекс. В д. Зимы хлев стоял под отдельной крышей, но в последнее время такого типа дома перестали строить, и не уцелело ни одного. Лишь стоят в д. Зимы остатки ворот, напоминающих о том, что около 30-х годов здесь строили дворы отдельно от жилого дома.

Каждая деревня имела через железную дорогу свой переход.

Почти у каждого хозяйства был овин, гумно, на одну деревню была одна молотилка, в Зимах   - мельница и маслобойка. Обе деревни были огорожены изгородью.

 

7. Социально – политические преобразования   села – главные исторические события в его судьбе

О днях коллективизации вспоминает Крупин Аркадий Федорович 1925 г.р., уроженец д. Еременки:

«В семье нас было 5 человек: отец, мать, брат, сестра и я. Была у нас земля: пашни – 6 десятин с лишком ( 8,85 га), покоса 3 десятины, 2 лошади, 2 коровы, 4 овцы, 1 поросенок, льна сеяли 0,35 дес., пчелы были. Кроме того, отец делал на продажу колбасу, было два наемных работника из – за этого нас и раскулачили, вещи продали, хозяйство обложили налогом в сумме 275 руб, лишили избирательных прав.»

«Отобрали все, даже дом. Мы жили в другой избе, худой. Отца не сослали, он уже хворал, в 35-м умер. Помню, что ходили мужики с папками, в сапогах и писали, изучали каждый угол. Мать плакала. Отец молчал, как мертвец ровно».

«В деревне раскулачили нас одних, а в Зимах – двоих: Крупиных и Бусыгиных. У них маслозавод и мельница были».

 Крупина Ф.И., Бусыгина С.И. выслали   куда–то на север. Детей не тронули самых меньших. Отца нашего оставили – он совсем заболел, как все забрали.

После войны   мы въехали в нашу избу обратно – колхоз так решил».

Мужики в поле развернут газету, кто грамоте учен, и вслух читают.   Книги передвижка возила. Собрания в правлении и вечера были. В клуб ходили на станцию. У отца было Евангелие, но он его спрятал, чтоб никто не нашел.

Ещё целый год входили в колхоз, как нас раскулачили.

В колхозе больно–то голодно не было. Уж у кого не было хлеба, выпишут из амбара. Но воровали с полей, когда сильно поджимало. Мать один раз три картофелины своровала, домой несла. А на пути председатель попался. Она все картофелины растеряла, побежала домой безо всего – испугалась.

Возили зерно в Свечу. Осенью сдавали после молотьбы. Сколько положено на хозяйство – попробуй не сдать. Случалось – отбирали всё – на трудодни не оставалась.

Ворчали все, были недовольны, но прямо не говорили. Боялись. Попробуй скажи – тюрьма.

Все верили, что Сталин хороший, лишь у нас так, а мол в других хозяйствах   меньше берут.

 В деревне был 1 трактор, сеялка. Трактористы были Игнат Рогожников   Толя Бусыгин. Помню, мама   на трудодни получала когда - 15 рублей, когда – 6. Осенью делили картошку, зерно, сколько есть, столько разделят на палочки.

Вступили в колхоз все. Мама тоже работала, а иначе куда?»

Шабалина Зоя Иосифовна вспоминает прежнюю жизнь (1925г.р., в деревне с 1949 г.)

В 50–х годах начали уже строить современные бани, но «черные» бани остались. Во время войны не было спичек, были «чикалки»   - вата, примотанная на палочку, зажечь нужно об камень. В деревне провели свет в 1957 году.

Каждую субботу пол ножиком скребли. Мыло после войны появилось, сначала им пользовались по праздникам, в бане голову мыли. Все мыли щелоком.

В 1957 году появилась первая стиральная машина, электрический утюг.  

Я как приехала, видела, как соседка мылась ещё в печке. Ставила таз в печку,   зажигала лучину, мылась. Вода стекала в желоб. У нас была глинобитная печь, но 1970 году переложили на кирпич.   Били чекмарем глину. Прорезали чело ножом.   Был у нас ведерный самовар, с 70-х годов перестали им пользоваться.

По праздникам чай пили со скатертью. Самовар на столе.

 Лапти после войны уже редко кто носил. Появились галоши и резиновые сапоги. Новины ещё ткали. Ситец, сатин, шерсть носили по праздникам. Нижнее белье стали поздно одевать. Мужики в войну – кальсоны, бабы позднее приноровились.

 Ручные часы были еще с 30-х годов у одного мужика. Умер он до   войны. А настенные с кукушкой мы в 70-х купили. У Крупиных были старые, с боем, ещё до революции сделанные.

Уже после войны железные кровати появились.

В 1955г. появился радиоприемник. Телевизор «Рекорд» в 1962г. купили.    Первый велосипед нам привезли во время войны. В семье была гармошка, балалайка.

После войны ходил   киномеханик, показывал кино.

Модную мебель   стали покупать в 70-80-х годах.

Мужики курили махорку, покупали табак. Сигареты редко.

 

 

Мужская, женская одежда, прически

 

Одежда, обувь

мужская

женская

Одежда повседневная, летняя

Рубаха, штаны, пиджак, фуражка

Кофта, сарафан, платок, платье с оборками

Повседневная зимняя

Тулуп, сборчатки, шапка - ушанка

Фуфайка, жилетка

Праздничная

Шелковый пояс, рубаха вышитая

Атласовое платье, шерстяное, ситцевое

Материал

Холст, ситец, овчина, шерсть

Сатин, атлас

Обувь летом повседневная

Босиком, лапти, сапоги кирзовые

Лапти, онучи портяные

Обувь зимой

Валенки

Валенки

Праздничная

Ботинки хромовые, сапоги

Полуботиночки

Прически

Зачесанные назад с пробором

Коса +    приколка, конец- лента (девочки)

Куфта + шелковый полушалок (женщины)

 

 

 

 

 


Автор: Четвериков Алексей
Источник: Сборник краеведческих материалов. 2008г. Дом детского творчества

 


Материал подготовлен Карпиковой Н.В.

Ирина Геннадиевна Авдеева
Автор: Ирина Геннадиевна Авдеева
Прислано: 2013/02/27, 06:50:44
 


ОБСУЖДЕНИЕ


Наталия Витальевна Карпикова2013-02-28 19:57:51 - Наталия Витальевна Карпикова
Схема дер. Еременки и Зимы
Еременки и Зимы. Схема
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу

Изба
Изба
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться










  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



для чего нужен человеку лес?
Пуловер правильно. С ударением на втором слоге.
👍👍👍😊
Всех с Первомаем!!! С праздником трудящихся, и особенно трудящихся в эти праздничные дни дачников!!! Кому то может первомается На шашлыках, да на природе, У дачника спина не разгибается От первых сорняков на огороде 6813781-a3298085 6813783-a3298085 Москва майская-исп. В Бунчиков, В.Нечаев Старая пластинка.Сколько очарования, красоты, ностальгического умиления в прекрасных мелодичных песнях нашего не так уж далёкого прошлого. Не так давно я прочитал историю песни, которая сопровождала моё детство, и никогда не вызывала никаких сомнений в её принадлежности и направленности Когда слышу эту песню, происходит любопытная вещь: как будто луч света прорезает темноту времени и выхватывает маленький кусочек детства... 1 МАЯ.. Праздник... Самый народный по тем временам... Ну, конечно, после 7 ноября. Новый год проходил тогда почти незаметно. И вот утро 1 мая, кругом флаги, радостные лица.. В памяти ещё были свежи страдания и лишения военного времени и никто не жаловался, не возмущался... Вокруг флаги, улыбающиеся, нарядившиеся во всё лучшее, люди.Кто то с флажками, портретами, лозунгами спешит по улице к электричке, видимо, на демонстрациюСейчас люди, тогда не жившие, объясняют это другими причинами, но не в этом суть. И вижу, как мы, босые (тогда погода уже в мае позволяла) мчимся к школе, где из репродуктора гремит эта песня..И небо голубое, воздух чистый, настроение... и спрашивать не надо...Уже начинается движение сока в ветках деревьев, надуваются почки, а некоторые, наиболее нетерпеливые, высунули свои зелёные язычки, как будто радуясь освобождению от зимней блокады, теплу и Солнцу Ещё робко, будто бы стесняясь, но всё более настойчиво и громко щебечут воробьи А песня гремит на весь посёлок: Кипучая, могучая, никем непобедимая Москва майскаяОна была тогда гимном столице На разных сайтах история её создания несколько различна, но для себя я определил ту, где приведены фото газетных вырезок тех лет. (dzen.rua/Yo3NuMhoXkyQIg0E). Авторами музыки были братья Покрасс, а вот автором текста считается Лебедев-Кумач. И изначальный текст был такой: УТРО красит нежным светом Стены древнего Кремля, Просыпается с рассветом Вся советская земля. Холодок бежит за ворот, Шум на улицах сильней. С добрым утром, милый город, Сердце Родины моей! ПРИПЕВ: Кипучая, Могучая, Нигде неповторимая, Москва моя, Страна моя, Ты самая любимая! 2. Разгорелся ДЕНЬ веселый, Морем улицы шумят, Из открытых окон школы Слышны крики октябрят. Молодой, большой, нарядный, С непокрытой головой, С песней звонкой и громадной Май проходит над Москвой. 3. ВЕЧЕР тает в белой дымке В ярком зареве зари, И на ножке-невидимке Блещут бусы-фонари. Вот когда встречаться парам! Говорлива и жива, По садам и по бульварам Растекается Москва. 4. НОЧЬ весенняя глядится В тишину Москва-реки, И поют ночные птицы Паровозные гудки. Бьют часы Кремлевской башни, Всё кругом в глубоком сне. До свиданья, день вчерашний, Доброй ночи всей стране! Т.е. это было просто лирическое стихотворение, посвящённое четырём временам суток в Москве. Было оно напечатано один раз в Вечерней Москве, после чего разразился скандал: куплет, посвящённый вечеру, был аналогичен стихотворению Вечер, написанному Палеем ещё в 1915г. Существует мнение, что плагиат был допущен сознательно помощником поэта, таким образом отомстившим за что-то работодателю Стихотворение было откорректировано, более того, для обеспечения дальнейшей неприкасаемости, в него было введено имя Сталина, которое было убрано из текста с очередной корректировкой в 1959г, неповторимая заменено на непобедимая и т.д. Но как бы там ни было, песня была и остаётся тёплым воспоминанием, своего рода реперной точкой в истории нашей страны.
Спасибо, Светлана Сергеевна, на добром слове! Обнимаю!
С праздником!





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/