Глава местной православной церкви, батюшка Петр, имел в семействе
своем светлоокую дочь Лугу, которая часто ходила на реку любоваться
ее красивым видом и просто помечтать в одиночестве. Река стала
для
юной девы ее отрадой, без свидания с которой она не могла жить.
Здесь,
в девичьих мечтах грезился ей и жених, не менее красивый, чем
она сама,
а также добрый и храбрый муж, на которого можно было во всем
поло-
житься. Но однажды после сильного дождя, когда вода в реке поднялась,
выйдя из берегов, Луга утонула. Тело ее с распущенными, как у
русалки,
волосами, которые струились в родниково-чистой и прозрачной воде,
будто сама река взяла теперь на себя заботу расчесывать их, нашли
среди
ветл – буйно разросшихся крупных кустов плакучей ивы. Следуя
этому
преданию, и стали называть реку столь красиво – Ветлуга.
Есть и другая легенда, хотя и не такая поэтичная, но более правдоподоб-
ная, ибо ей движет сама проза жизни. Место, где сливаются реки
Быстрая
и Большой Матюг, образуя двуречье, занимают ветлы и пойменные
луга.
О третьей легенде излагается в «Ветлужском летописце». В
1240 году при-
был на Ветлугу с речки Юмы (приток Пижмы) марийский князь по
имени
Коджа Ералтем. Он вынужден был уйти с Юмы под давлением русских
по-
селенцев, прибывших с северо-востока, с вятской стороны. Шангский
князь
Кай стал враждовать с Коджей. Захваченная Каем в плен жена Коджи
уто-
пилась в речке Луге (приток Ветлуги. В настоящее время притока
реки Вет-
луги с таким названием нет). По преданию с этого времени реку
Энер стали
называть Ветлугой. (По марийски «Вет» – женщина, а «Луга» – речка,
где
утопилась
жена Коджи. По другому преданию Лугой звали жену Коджи).
|