Примерная программа среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень) - Школа № 700 г.Москва
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ










 СТРАНИЦА ШКОЛЫ

 МАТЕРИАЛЫ
 ▫ Фотоальбом
 ▫ Мы рисуем улицу
 ▫ Район Филевский парк
 ▫ Школьный альбом
 ▫ Спорт в Семисотке
 ▫ Школьный клуб DJ-700
 ▫ Школьный бал
 ▫ Стрим700
 ▫ 1 сентября
 ▫ Анимация
 ▫ Школьная жизнь в фотографиях
 ▫ Водолей-700
 ▫ Линейка 28.05.09г.
 ▫ День города 2009
 ▫ 24 .12. 2009г.
 ▫ 19.04.2010г.
 ▫ 14.10.10г.
 ▫ Масленица широкая - 2011
 ▫ Осенний бал ( 25.11.11г).
 ▫ 28.02.2012
 ▫ Окружной круглый стол
 ▫ День самоуправления
 ▫ 28.11.2012
 ▫ 21.12.2012
 ▫ 14.05.2013
 ▫ Школьное кино
 ▫ Руководителю
 ▫ Кабинет руководителя
 ▫ Фотоальбом
 ▫ СХЕМА
 ▫ Новая школа
 ▫ Отчет о сборах
 ▫ Полезные ссылки
 ▫ Военная техника
 ▫ Ссылки на интересные странички
 ▫ Драйвера
 ▫ Противопожарник
 ▫ Школьный театр
 ▫ Выступление артистов 5а ( 6.03.09г.)
 ▫ Восточные танцы
 ▫ 30.04.09г.
 ▫ День открытых дверей
 ▫ 24.03.11
 ▫ Музей ` Светлица`
 ▫ Презентации музея
 ▫ Частушки
 ▫ Народный промысел
 ▫ 20.11.09г.
 ▫ 21.01.10
 ▫ 14.04.10
 ▫ 06.05.10
 ▫ Музыка
 ▫ DJ-700
 ▫ Видеоклипы
 ▫ Музыка
 ▫ Греческая музыка
 ▫ Педагогический коллектив
 ▫ Совещание
 ▫ Сказки
 ▫ СКАЗКИ
 ▫ КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ
 ▫ Дополнительное образование
 ▫ Спорт
 ▫ Проекты района Филевский парк
 ▫ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
 ▫ Праздник прощание с Азбукой
 ▫ Подготовишка-2009
 ▫ Леготека
 ▫ О здоровье школьников
 ▫ Видео
 ▫ 28.11.2009г. Олимпиада
 ▫ ОБЖ 1 - 4 класс
 ▫ Мультики
 ▫  Олимпиада
 ▫ Новогодние огоньки 24.12.09г.
 ▫ Игры
 ▫ Архив нач.школы
 ▫ Праздник пожилого человека
 ▫ Солнышко
 ▫ Г П Д
 ▫ Весёлые старты
 ▫ МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
 ▫ Экскурсии
 ▫ Утренняя зарядка
 ▫ Кабинет информатики
 ▫ Школьный двор
 ▫ Друзья пернатые ( 8.06.10г.)
 ▫ Наша площадка
 ▫ Выставка
 ▫ СУББОТНИК
 ▫ Суботник- 24.10.09г.
 ▫ Субботник 18.04.09
 ▫ Cоциальная работа
 ▫ 23.04.10
 ▫ Школьный мастер
 ▫ Школа электрика
 ▫ Радиолюбитель
 ▫ Ремонт компьютеров
 ▫ Сайты хакеров
 ▫ Мастерские
 ▫ Новости высоких технологий
 ▫ Учебник по Flash MX
 ▫ Лазерный тир
 ▫ Автолюбитель
 ▫ Мастерица рукодел
 ▫ Авто на запчасти W-210
 ▫ Игры
 ▫ ПРЕДМЕТЫ
 ▫ Математика
 ▫ ОБЖ
 ▫ Литература
 ▫ Уроки труда
 ▫ Физика
 ▫ Химия
 ▫ Русский язык
 ▫ МХК
 ▫ География
 ▫ История
 ▫ Биология и экология
 ▫ Шпаргалкин блюз
 ▫ Информатика
 ▫ Английский
 ▫ Библиотека
 ▫ ТИР
 ▫ Музыка
 ▫ Физкультура
 ▫ Cамоуправление
 ▫ Светлоград
 ▫ Пятигорск
 ▫ The best city
 ▫ Энергосити
 ▫ Центр Сити
 ▫ Деловой центр
 ▫ Белый город
 ▫ `В каждом доме живёт мама`
 ▫ Фотоотчёт заседаний
 ▫ Конкурс экологических плакатов
 ▫ Акция `Оглянитесь: рядом дети!`
 ▫ ПДД
 ▫ Охрана труда
 ▫ Культура поведения
 ▫ НОВОСТИ
 ▫ 10.11.09г
 ▫ Обьявления
 ▫ Музей `Щит и Меч`
 ▫ Сумасшедшая наука
 ▫ Документы музея
 ▫ Актив музея
 ▫ Мероприятия музея
 ▫ Фотоальбом ветерана школы учителя рус.и лит. Кузьмичевой Татьяны Михайловны
 ▫ Наши выпускники в армии
 ▫ Интернет ресурсы
 ▫ Филёвские орбиты
 ▫ 22.10.2009г. 105 годовщина со дня рождения Адмирала. ВМФ Героя Советского союза Кузнецова Н.Г.
 ▫ Великая судьба солдата освободителя
 ▫ На огненной Курской дуге
 ▫ Патриот России
 ▫ Краеведение
 ▫ Школы района Филевский парк г.Москва
 ▫ Система патриотического воспитания в Западном округе города Москвы
 ▫ Патриот
 ▫ Толерантность
 ▫ Экскурсии
 ▫ Творческие люди!
 ▫ Минусовки музея Щит и Меч
 ▫ Карты боевых действий в 1941 году
 ▫ Новости
 ▫ Авария перед школой
 ▫ Видеотека
 ▫ Колледж №66
 ▫ Фотоотчет №01
 ▫ Экскурсия по колледжу
 ▫ Лаборатория ОБ
 ▫  БезопасностЬ
 ▫ Интернет магазин
 ▫ Расписание уроков
 ▫  День учителя
 ▫ Медицина
 ▫ Интернет магазин
 ▫ Пожнадзор
 ▫ Ресурсы библиотек
 ▫ Архив
 ▫ Рукоделие
 ▫ Поздравления
 ▫ Ресурсы юриста
 ▫ Детский сад
 ▫ Школьные ссылки
 ▫ Сценарии школьных мероприятий
 ▫ Видеоурок
 ▫ Кинозал
 ▫ Творчество в школе
 ▫ Выставка рукоделия
 ▫ 24.11.2012
 ▫ Веб камеры школы онлайни
 ▫  АФИША ФОЛЬКЛОРНОГО ЦЕНТРА ЛЮДМИЛЫ РЮМИНОЙ
 ▫ Фотоальбом Людмилы Рюминой
 ▫ Коллектив

 БЛОГ ШКОЛЫ

 СООБЩЕСТВО














Школа № 700 г.Москва

Папка "Химия"



ШКОЛА

МАТЕРИАЛЫ

БЛОГ

ЧАТ

СООБЩЕСТВО

Справочник
Веселая химия
Планы уроков

ЦУ - ценные указания
Химия в школе
Мои ссылки

 Примерная программа среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень)




  Примерная программа среднего (полного) общего образования по химии  (базовый уровень)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Примерная программа по химии составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В примерной программе определен перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчетных задач.

Примерная программа выполняет две основные функции.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников. Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса химии в старшей школе на базовом уровне, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. Составители учебных программ и учебников химии могут предложить собственный подход в части структурирования и определения последовательности изучения учебного материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению курса химии в старшей школе на базовом уровне.

Структура документа

Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным (в модальности «не менее») распределением учебных часов) по разделам курса и возможную последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы по химии на базовом уровне. В примерной программе представлено минимальное по объему, но функционально полное содержание.

Общая характеристика учебного предмета

Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому, как бы ни различались авторские программы и учебники по глубине трактовки изучаемых вопросов, их содержание должно базироваться на содержании примерной программы, которое структурировано по пяти блокам: 1. Методы познания в химии. 2. Теоретические основы химии. 3. Неорганическая химия. 4. Органическая химия. 5. Химия и жизнь. Содержание этих учебных блоков в авторских программах может структурироваться по темам и детализироваться с учетом авторских концепций, но должно быть направлено на достижение целей химического образования в старшей школе.

Цели

Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения хи­мических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, для решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Россий­ской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «Химия» на этапе среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

Примерная программа рассчитана на 70 учебных часов. В ней предусмотрен резерв свободного учебного времени — 7 учебных часов (10%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» в старшей школе на базовом уровне являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Химия» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «уметь» включает требования, основанные на более сложных видах дея­тельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, вы­являть, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск необходимой информации и т.д.

В рубрике «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ( 70 час, резерв 7 час)

1. Методы познания в химии (2 час)

Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов.

Демонстрации

Анализ и синтез химических веществ.

2. Теоретические основы химии (18 час)

Современные представления о строении атома

Атом. Изотопы. Атомные орбитали. Электронная классификация элементов ( s -, p-элементы.). Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, их мировоззренческое и научное значение.

Химическая связь

Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Степень окисления и валентность химических элементов.

Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь, ее роль в формировании структур биополимеров. Единая природа химических связей.

Вещество

Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решетки.

Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия.

Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей и их использование. Явления, происходящие при растворении веществ — разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация.

Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества. Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты.

Понятие о коллоидах и их значение (золи, гели).

Химические реакции

Классификация химических реакций в неорганической и органической химии по различным признакам. Особенности реакций в органической химии.

Реакции ионного обмена в водных растворах. Гидролиз неорганических и органических соединений. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора.

Тепловой эффект химической реакции.

Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз растворов и расплавов. Практическое применение электролиза.

Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Катализаторы и катализ. Представление о ферментах как биологических катализаторах белковой природы.

Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения.

Демонстрации

Модели ионных, атомных, молекулярных и металлических кристаллических решеток

Модели молекул изомеров и гомологов.

Получение аллотропных модификаций серы и фосфора.

Растворение окрашенных веществ в воде (сульфата меди( II ), перманганата калия, хлорида железа (III)).

Зависимость скорости реакции от концентрации и температуры.

Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора (оксида марганца( IV ) и фермента (каталазы)).

Образцы пищевых, косметических, биологических и медицинских золей и гелей.

Эффект Тиндаля.

Лабораторные опыты

Определение характера среды раствора с помощью универсального индикатора.

Проведение реакций ионного обмена для характеристики свойств электролитов.

3. Неорганическая химия (13 час)

Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов неорганических соединений.

Металлы. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии.

Неметаллы. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов (на примере водорода, кислорода, галогенов и серы). Общая характеристика подгруппы галогенов (от фтора до иода). Благородные газы.

Демонстрации

Образцы металлов и неметаллов.

Возгонка йода.

Изготовление йодной спиртовой настойки.

Взаимное вытеснение галогенов из растворов их солей.

Образцы металлов и их соединений.

Горение серы, фосфора, железа, магния в кислороде.

Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой.

Взаимодействие меди с кислородом и серой.

Опыты по коррозии металлов и защите от нее.

Лабораторные опыты

Взаимодействие цинка и железа с растворами кислот и щелочей.

Знакомство с образцами металлов и их рудами (работа с коллекциями).

Знакомство с образцами неметаллов и их природными соединениями (работа с коллекциями).

Распознавание хлоридов и сульфатов.

Практические занятия

Получение, собирание и распознавание газов.

Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и неметаллы».

Идентификация неорганических соединений.

4. Органическая химия (25 час)

Классификация и номенклатура органических соединений. Химические свойства основных классов органических соединений.

Теория строения органических соединений. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия.

Углеводороды: алканы, алкены и диены, алкины, арены. Природные источники углеводородов: нефть и природный газ.

Кислородсодержащие соединения: одно- и многоатомные спирты, фенол, альдегиды, одноосновные карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы.

Азотсодержащие соединения: амины, аминокислоты, белки.

Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна.

Демонстрации

Примеры углеводородов в разных агрегатных состояниях (пропан-бутановая смесь в зажигалке, бензин, парафин, асфальт).

Получение этилена и ацетилена.

Качественные реакции на кратные связи.

Лабораторные опыты

Знакомство с образцами пластмасс, волокон и каучуков (работа с коллекциями).

Знакомство с образцами природных углеводородов и продуктами их переработки (работа с коллекциями).

Знакомство с образцами пищевых, косметических, биологических и медицинских золей и гелей.

Изготовление моделей молекул органических соединений.

Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах и растительном масле.

Качественные реакции на альдегиды, многоатомные спирты, крахмал и белки.

Практические занятия

Идентификация органических соедине­ний.

Распознавание пластмасс и волокон.

5. Химия и жизнь (5 час)

Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.

Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Бытовая химическая грамотность.

Промышленное получение химических веществ на примере производства серной кислоты.

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Демонстрации

Образцы лекарственных препаратов и витаминов.

Образцы средств гигиены и косметики.

Лабораторные опыты

Знакомство с образцами лекарственных препаратов домашней медицинской аптечки.

Знакомство с образцами моющих и чистящих средств. Изучение инструкций по применению.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен:

знать (понимать)

важнейшие химические понятия:

вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

основные законы, химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;

важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, целлюлоза, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь

называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;

выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• объяснения химических явлений,

происходящих в природе, быту и на производстве;

• определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

• экологически грамотного поведения в окружающей среде;

• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

• безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

• приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

• критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.


Автор: Админ700
Источник: http://www.alhimik.ru/room.html

Виктор Алексеевич Анисимов
Автор: Виктор Алексеевич Анисимов
Прислано: 2009/11/30, 10:21:35
 


ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться










  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Моей целью было порадовать вас, мои дорогие друзья. Кажись я справилась. Обнимаю вас и люблю ПроШколу со всеми её плюсами и минусами.
Замурчательные картинки! Хоть головой повертеть можно, чтобы посмотреть! Какая-никакая физкультура! 😀😅👍
В Черноземье и ласточки, и соловьи поют-заливаются, да что там вишня, уже сирень даурская на днях зацветёт:-))) А из окна любуюсь яблоней в цвету,.. С надеждой проблематично...
Картины соответствуют романсу `Расцвели хризантемы опять`. Это как бы продолжение романса `Отцвели хризантемы в саду`. Прослушал. Это исполнение понравилось. Спасибо, Нина Николаевна. https://yandex.ru/video/touch/preview/8093954113962896974?
... старый анекдот про сантехника...
Это у Б. Ахмадулиной очень южное: в средней полосе всё это происходит, как правило, в мае. Год нынешний високосный, поэтому уже в апреле и мотыльки, и цветы, но ласточек еще нет. Цветёт вишня: ей тоже показалось, что уже май, как мне сегодня.





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/