|
Валентина Романовна Бормотина
Советы родителям.
|
|
|
|
Пальчиковая гимнастика
Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Крайне важно учитывать взаимосвязь функции кисти руки и речи.
У большинства детей с задержкой речевого развития наблюдается отклонения в формировании тонких движений пальцев (движения неточные, нескоординированные).
Предлагаем комплексы п/г, которые применяем в работе с детьми. Каждый комплекс разучиваем в течении недели, затем, через время повторяем. Предварительно заучиваем с детьми названия пальцев. Сначала даются упражнения, а затем потешка. Слушая потешку, дети воспроизводят соответствующие движения. При повторении потешки побуждаем их к договариванию слов потешки, названию действий пальчиков. Затем дети заучивают потешку наизусть и в дальнейшем говорят ее, одновременно сопровождая движениями пальцев рук. Обе руки работают одновременно.
Известный педагог В.А. Сухомлинский писал Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Очень хорошо помогают совершенствовать ручную моторику следующие упражнения:
- разведение и сведение пальцев рук
- сжимание и разжимание кистей в кулак
- одновременное и поочередное соприкосновение пальцев обеих рук
- круговые движения кистями рук в лицевой плоскости, вовнутрь и наружу
- соединение пальцев обеих рук подушечками и пружинящие движения ладонями
- показать пальцы по одному
- вытянуть указательный палец и мизинец.
Советы родителям:
Для развития мелкой моторикой рук можно использовать разнообразный материал:
- различные коробки для собирания в них пуговиц, камешков, косточек, семечек и т.д.
- мозаика,
- свободные катушки для наматывания на них ниток и веревок.
Дощечки с множеством отверстий для вышивания шнуром, матрешки, зайчики и т.д.
- различные виды застежек: молнии, пуговицы, кнопки, крючки, шнурочка,
- разнообразные мелкие игрушки.
Пальчиковая гимнастика.
Упражнения с пальчиками рекомендуется выполнять не более 5 минут, проводить их нужно эмоционально. Взрослый обязательно показывает образец выполнения.
Прятки
В прятки пальчики играли и головки убирал,
Вот так, вот так, так головки убирали.
(Энергично сжимаем и разжимаем кулачки и показываем ладошки)
Поздороваемся.
Поочередно прижмите большой палец руки ко всем остальным - пальчики здороваются.
Плетень.
Соедините кисти рук тыльной стороной, переплетите пальцы.
Пчела.
Вращение указательным пальцем правый, а затем левой рукой. Выполняется одновременно двумя руками.
Замок.
На счет раз - ладони в месте.
На два - пальцы в замок.
Замок.
На двери весит замок
Кто его открыть бы смог
Потянули, покрутили
Постучали и открыли.
Артикуляционная гимнастика.
Назначение ее - предупредить возникновение недостатков произношения, научить правильно, произносить все звуки. Форма подачи ее - игровая, это способствует лучшему усвоению. Надо следить за тем, чтобы все дети усвоили движение артикуляционного аппарата, только потом заучивать следующее. Если остались такие дети, которые не справляется, можно просить у родителей о помощи. Можно включать на занятиях по р/речи.
Прежде чем приступить к работе по воспитанию правильного звукопроизношения, надо познакомить детей с основными органами артикуляционного аппарата губами, зубами, языком, небом.
В 3х-4х летнем возрасте знакомят так:
Дети, чем мы говорим? (ртом). Правильно, ртом. Открыли рот, закрыли.
Чем мы с ложки ягоды снимаем? (губами) Вытянули губы вперед трубочкой, отпустили. Чем кошка лакает молоко? (языком). Пощелкаем языком, как лошадь копытами. Чем мы хлеб откусываем? (зубами). Покажите, какие у вас чистые, белые зубы. А еще у нас во рту есть нёбо. Открыли рот, погладим нёбо кончиком языка.
| Тэги: Пальчиковая и артикуляционная гимнастика.
|
Вакансии для учителей
|
|