“Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности”
В.А.Сухомлинский
Игра – это
“дитя труда”. Ребенок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит ее в игру.
Играя, ребенок принимает на себя социальную функцию взрослого и воссоздает ее в
своих действиях. Дидактическая игра является ценным средством воспитания
умственной активности детей, она стимулирует психические процессы, вызывает у
учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно представляют
значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения.
Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает радостное
рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Не всякая
игра имеет существенное образовательное и воспитательное значение, а лишь та,
которая приобретает характер познавательной деятельности. Дидактическая игра
обучающего характера сближает новую, познавательную деятельность ребенка с уже
привычной для него, облегчая переход от игры к серьезной умственной работе.
По характеру
познавательной деятельности дидактические игры можно отнести к следующим
группам:
-
игры, требующие от детей
исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по
образцу.
-
игры, требующие воспроизведения
действия. Они направлены на формирование вычислительных навыков и навыков
правописания.
-
игры, с помощью которых дети
изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ним.
-
игры, включающие элементы
поиска и творчества.
Указанная
классификация дидактических игр не отражает всего их разнообразия, тем не менее
она позволяет учителю ориентироваться в обилии игр. А также важно различать
собственно дидактические игры и игровые приемы, использующиеся при обучении
детей. По мере “вхождения” детей в новую для них деятельность – учебную –
значение дидактических игр как способа обучения снижается, в то время как
игровые приемы по-прежнему используются педагогом. Они нужны для привлечения
внимания детей, снятия у них напряжения. Самое главное заключается в том, чтобы
игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не
отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала бы интенсификации умственной
работы.
Дидактическая
игра имеет определенную структуру. Структура – это основные элементы,
характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.
Можно выделить следующие структурные составляющие дидактические игры:
-
дидактическая задача;
-
игровые действия;
-
правила игры;
-
результат подведения итогов.
Дидактическая
задача
определяется
целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и
отражает его обучающую деятельность.
Игровая
задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре
реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится
задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре
преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла.
Игровые
действия
–
основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама
игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх
игровые действия различны по их направлению и по отношению к играющим.
Правила игры
. Их содержание и направление
обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным
содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре
правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой,
процессами познавательной деятельности, поведением детей.
Подведение
итогов
. Проводится
сразу по окончанию игры. Это может быть подсчет очков, выявление детей, которые
лучше выполнили игровые задания; определение команды – победительницы и так
далее. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть
успехи отстающих детей.
При
проведении игры необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно
с их помощью решаются дидактические задачи.
Таким
образом, дидактическая игра – это игра только для ребенка. Для взрослого она –
способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный
эффект. Цель дидактических игр - облегчить переход к учебе.
Дидактические
игры очень хорошо уживаются с “серьезным” учением. Включение в урок
дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и
занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление
трудностей в усвоении учебного материала.
Я не считаю,
что использование игровых ситуаций на уроке дает возможность учащимся овладеть
знаниями “легко и счастливо”, легких путей в науке нет. Но считаю необходимым
использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы
большинство детей испытали и осознали прилагательные стороны занятий, её
возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении
трудностей.
Урок-сказка по
математике
Тема:
закрепление навыка умножения на
двухзначное число
Цели:
-
закрепить навык умножения на
двухзначное и трехзначное число; упражняться в решении задач на движение в
противоположные стороны, на нахождение площади;
-
развивать навыки устного счета,
умение сравнивать числа; интерес к математике, активность на внимание
учащихся;
-
воспитывать чувство
взаимопомощи.
Оборудование:
-
герои – Иван Царевич, Кощей
Бессмертный, Елена Прекрасная, Баба Яга;
-
реквизит – ступа, избушка,
камень, шкатулка, игла, мечи.
Ход урока
I.
Организационный момент.
У.:
Придумано
кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться.
Доброе утро!
Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро, улыбчивым лицам!
Я очень
хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для моих
ребятишек, ведь они пришли учиться, думать, узнавать много нового.
II.
Сообщение темы.
У.:
Ребята, на прошлых уроках вы
научились умножать на двузначное и трехзначное число. Сегодня нам эти знания
пригодятся, потому что мы попадем в сказку, где нас ждут испытания. Нам
предстоит выполнить примеры на умножение, решить задачи на движение, найти
площади фигуры, находить неизвестные в уравнениях. Вы готовы?
Д.:
Да
У.:
Тогда сказка начинается.
III. Устный
счет.
У.:
Жил-был Иван Царевич. И была у него
невеста – Елена Прекрасная. Однажды гуляли они в роще, и вдруг налетел вихрь и
унес Елену. Опечалился Иван Царевич, упал на землю, залился горючими слезами. А
березка над ним шелестит: “Не плачь, добрый молодец, найдешь ты свою невесту у
Кощея Бессмертного в невиданной стране. Все там подчинено законам математики.
Отправился Иван Царевич в далекий путь. Долго ли, коротко ли шел он – на пути
встретилась река, а моста нет. Только веревка с одного берега на другой
протянута, а на веревке той – задания. Справится с ними Иван – значит,
удержится на веревке и перейдет через реку. Поможем Ивану-Царевичу?
Д.:
Да.
(Дети по
одному выходят к доске, снимают задания, устно выполняют их).
Задания.
-
16 увеличить в 4 раза.
-
Найти частное от деления чисел
96 и 12.
-
Чему равна площадь квадрата со
стороной 8 см?
-
Сколько килограммов в
центнерах?
-
Какое число нужно разделить на
7, чтобы получилось 30?
-
Какое число в 12 раз больше 5?
-
Мальчик проходит 1 м за 1 с.
Сколько метров он пройдет за 1 минуту?
IV. Решение
примеров на умножение двухзначных чисел.
У.:
С вашей помощью Иван Царевич
благополучно миновал реку.
А за ней –
лес. Лесная тропинка привела Ивана к избушке на курьих ножках. Вошел он в избу
и видит: сидит на лавке Баба Яга с учебником математики в руках. Увидела
Царевича и говорит: “Знаю, зачем пришел. Но сначала помоги мне разобраться с
примером. Умножать я умею, а вот что с нулями делать, никак не пойму”.
У.:
Ребятки, давайте поможем Бабе Яге
решить примеры:
1200
|
31200
|
4200
|
38400
|
40
|
50
|
30
|
70
|
У.:
Молодцы, ребятки!
V.
Чистописание.
У.:
Запишите число 77 столько раз,
сколько парт в классе, запишите столько 7, сколько стульев в классе. Чем похожи
и чем отличаются эти числа?
Д.:
77, 7 – в записи этих чисел
используется одна и та же цифра 7; 77- двухзначное число, 7 – однозначное
число.
VI. Решение
задачи на движение в противоположные стороны.
Б.Я.
“Вот теперь, – говорит Баба
Яга, – могу дать тебе волшебный клубочек, который укажет дорогу к Кощею”.
Иван
Царевич:
“Нет,
мне надо скорее. Дай мне лучше ступу”.
Б.Я.:
“Что ж, бери. Только вместо
топлива работает она у меня на математическом ускорителе. Если рассчитаешь ее
скорость правильно, то сможешь взлететь. Слушай задачу:
Из дворца
Кощея Бессмертного одновременно в противоположных направлениях вылетели Баба
Яга в ступе и Змей Горыныч. Через 10 с они оказались на расстоянии 650 м.
Скорость Змея Горыныча равна 30 м/с. Найди скорость ступы.
Иван
Царевич:
“Ой,
ребятки, помогите мне решить задачу”.
У.:
Вы готовы помочь Ивану
Царевичу?
Д.:
Да, мы готовы!
Б.Я.
(Дает совет Ивану):
“Игла, в которой заключена
смерть его, хранится в шкатулке под троном.
(Производится на доске)
VII. Задание
на сравнение двух выражений.
У.:
Поблагодарил Иван Бабу Ягу, сел в
ступу и через полминуты приземлился около огромного камня, который лежал на
развилке дорог. Вылез Иван Царевич из ступы и призадумался, по какой дороге
идти. Видит, на камне написаны два выражения. Понял Иван, что надо их
сравнивать и идти в ту сторону, куда укажет стрелка.
У.:
Ребята, давайте поможем Ивану
сравнивать числа.
6500 х 40 :
100 ? 550 х 50 : 100
Д.:
2600 больше, чем 275, поэтому мы
пойдем направо.
У.:
Обрадовался Иван Царевич, что нашел
нужную дорогу. Но прежде чем идти к Кощею, решил немножко размяться.
VIII.
Физкультминутка.
IX. Решени
задачи на нахождение площади фигуры.
У.:
Увидел Кощей Бессмертный, что идет к
нему Иван Царевич, и решил притвориться добреньким, а сам задумал дело хитрое.
Кощей:
За невестой пришел, добрый молодец?
Давай мирно договоримся; задам я тебе всего одну задачу. Решишь ее – забирай
Елену Прекрасную, а не решишь – голова твоя с плеч долой.
У.:
Делать нечего, согласился Иван.
Кощей:
Видишь ты, что дворец у меня
большой, но состоит он всего из трех залов. Площадь зала, где мы с тобой стоим,
имеет форму прямоугольника со сторонами 24 и 30 метров. Площадь второго зала
составляет ? площади первого, а площадь третьего в 2 раза больше площади
второго. Найди площадь всего дворца?
Иван:
Ребята, я без вашей помощи пропаду,
помогите!
У.:
Ребятки, давайте выручим Ивана из
беды.
Д.:
Мы согласны помочь Ивану.
I – ? , S =
24х30 (м2)
II – ? 1/4
от I
III – ? в 2
раза > II
24 • 30 =
720(м2) – площадь I зала.
720 : 4 =
120(м2) – площадь II зала.
180 • 2 =
360 (м2) – площадь III зала.
720 + 180 +
360 = 1260 (м2) – всего.
Ответ:
1260 м2 площадь
дворца.
X. Решение
уравнений.
Иван:
Решил я твою задачу, отдавай мне
Елену Прекрасную.
Кощей:
Нет, не отдам!
Иван:
Ах, ты так!
У.:
Выхватил Иван меч, и стали они
сражаться. Шаг за шагом все ближе подбирается Иван к трону. Вот уже схватил он
шкатулку с иглой. На шкатулке – уравнения.
Иван:
Ребятки, это еще что такое?
Д.:
Это уравнения. Мы поможем тебе их
решить.
У.:
Но решать будем по вариантам.
I вариант
х : 20 =
360
х = 360 •
20
х = 7200
|
II вариант
30 • х =
210
х = 210 :
30
х = 7
|
(Дети решают
самостоятельно.)
У.:
Решил Иван Царевич уравнения, в тот
же миг шкатулка открылась, Иван взял в руки иглу и переломил ее. Кощей упал
замертво, а в стене царство. Сыграли свадьбу и стали жить и поживать в мире и
согласии.
Ребятки, и
нам пора вернуться в класс.
XI.
Подведение итогов.
У.:
Ребятки, где мы с вами побывали?
Понравилась
ли она вам? А чему она учит?
А урок
математики понравился вам?
Чему мы
учились сегодня?
У.:
Все сегодня на уроке
старательно работали. Спасибо вам, дети, за урок!
Урок-сказка по
русскому языку:
Путешествие в сказку “Рукавичка”
Тема:
Обозначение мягкости согласных
звуков на письме буквами “е”, “ё”, “и”, “ю”, “я”.
Цели:
-
сформировать умение
распознавать твердые и мягкие согласные звуки, обозначать на письме
мягкость согласных звуков последующими гласными буквами “е”, “ё”, “и”,
“ю”, “я”;
-
развивать внимание, логическое
мышление, речь учащихся;
-
воспитывать интерес к предмету.
Оборудование:
рисунки, рукавичка, мышка,
лягушка, зайчик, лисичка, волчок, кабан, медведь.
Ход урока
I.
Организационный момент.
Кому-то
сказки надоели,
А кто-то сказками пленен.
И самый лучший наш урок
Начнем с знакомых нами сказок.
II.
Сообщение темы урока.
У.:
Ребята, сегодня в гости к нам на
урок пришла сказка. А какая, вы узнаете из минутки чистописания.
III.
Чистописание.
Д.:
Рукавичка.
У.:
Правильно, вы, наверное, часто
слушали её, видели по телевизору. А сегодня на уроке вы можете стать её
героями. Я напомню вам начало сказки. Слушайте, внимательно!
У.:
Шел дед лесом, а за ним бежала
собачка. Шел дед, шел да и оборонил рукавичку.
У.:
Ребята, давайте поможем героям этой
сказки занять места в рукавичке.
Для этого
придется думать, писать красиво, экономить время и правильно выполнять все
задания. А кто первым заселился в рукавичку узнаете, если отгадаете загадку.
Загадка.
Под полом
скребусь,
А кошки боюсь.
(Мышка)
Д.:
Мышка.
У.:
Правильно! Это мышка-поскребушка.
Она приготовила вам вот такие задания.
Задания.
1. Списать
красиво буквы:
У.:
Это буквы у, и, ю, о.
2. Какие
гласные буквы вы знаете?
Д.:
А, О, И, У, Ы, Э, Я, Е, Ё, Ю.
У.:
Какие гласные буквы на ленте букв
заняли нижние домики и почему?
Д.:
Это буквы и, е, ё, ю, я. Потому что
они смягчают согласные звуки.
У.:
Да, ребята, правильно. Сегодня
на уроке будем говорить об обозначении мягкости согласных звуков на письме
буквами “е, ё, и, ю, я”.
У.:
Молодцы, ребятки! Справились с
заданиями мышки.
У.:
А теперь отгадайте, кто следующий
заселился в рукавичку.
Загадка
Скачет
зверюшка,
Не рот, а ловушка
Попадет в ловушку
И комар и мушка.
(Лягушка)
Д.:
Лягушка.
У.:
Правильно. Это лягушка – попрыгушка.
Лягушка просит вас прочесть стихотворение.
(Дети
читают.)
Мы по улице
гуляем,
Сами вывески читаем.
Вот блестит, белее снега,
Слово горькое аптека.
Рядом сладкие слова: Фрукты, пряники, халва.
У.:
В выделенных словах подчеркните
буквы, которыми обозначены мягкие согласные звуки.
Д.:
Пряники. Мягкий согласный звук
[ р ].
У.:
А теперь, ребятки, слушайте
следующую загадку.
Загадка
Маленький,
беленький
По лесу прыг-прыг,
По снежочку тык-тык.
(Заяц)
Д.:
Зайчик.
У.:
Правильно! Это
зайчик-побегайчик.
Зайчик
просит вас назвать имена людей.
Д.:
Витя, Сережа, Галя, Таня…
У.:
А как пишутся имена людей?
Д.:
Имена людей пишутся с заглавной
буквы.
У.:
Запишите эти имена самостоятельно в
тетрадь и подчеркните мягкие согласные буквы.
У.:
А кто следующим заселился в
рукавичку, узнаете, отгадав загадку.
Загадка
Пришла из
лесу птичница
В рыжей шубке кур посчитать.
(Лисичка)
Д.:
Лисичка.
У.:
Правильно! Это
лисичка-сестричка.
Лисичка
просит вас написать, какими гласными буквами обозначаются мягкость согласного
звука.
(Дети
записывают буквы самостоятельно.)
Взаимопроверка
написанного.
IV.
Физкультминутка.
V.
Закрепление пройденного материала.
У.:
Отгадайте, кто следующим заселился в
рукавичку.
Загадка
В лесу зимой
холодной
Ходит злой, голодный,
Зубами “щелк!”
Это серый . . .
(Волк)
Д.:
Волчок.
У.:
Правильно! Это волчок – серый бочок.
Волчок приготовил вам вот такое задание: списать, подчеркнуть в словах буквы,
которыми обозначены мягкие согласные звуки.
ВОРОНЯТА – У
ВОРОНЫ
У СЛОНА – СЛОНЯТА
(Комментированное
письмо.)
У.:
Молодцы, правильно выполнили
задание!
У.:
А теперь слушайте следующую
загадку.
Загадка
Возле дуба
острым рылом
Деловито землю рыл он.
Видно желуди искал,
Я пугать его не стал.
Не спугнул и мой Полкан
Очень грозен был...
(Кабан)
Д.:
Кабан.
У.:
Верно. Это кабан-клыкан. Он просит
вас прочитать и правильно.
Когда гласные буквы е, ё, ю, я, и стоят после согласных, то они обозначают
не только гласный звук, но и показывают, что стоящая перед ними согласная буква
обозначает мягкий согласный звук.
(Заслушивают
ответы детей.)
У.:
Ребята, отгадайте, кто следующим
заселился в рукавичку.
Загадка
Хозяин
лесной
Просыпается весной
А зимой под влажный вой
Спит в избушке снеговой.
(Медведюшка)
Д.:
Медведюшка.
У.:
Верно. Это медведюшка-батюшка. Он
приносит вас вспомнить стихотворение про букву О. Это стихотворение вам надо
записать красиво и аккуратно.
Д.:
Ослик был
сегодня зол,
Он узнал, что он осел.
У.:
Молодцы, ребятки, справились с
заданием! В рукавичке – семеро стало, да так тесно, что рукавичка разорвалась.
Высыпались звери да врассыпную по лесу.
VI. Итог
урока.
У.: Наше
путешествие завершено. Большое всем спасибо! Вы очень хорошо работали на уроке.
|