Открытый урок литературы. 5 класс. - Аида Петровна Колмогорова
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Аида Петровна Колмогорова

Папка "Файлы пользователя"



КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ

Портрет

Без названия

 Открытый урок литературы. 5 класс.




Открытый урок литературы в 5 классе.

А.Погорельский «Черная курица, или Подземные жители».

Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки

 

Цель урока: систематизация и обобщение знаний по сказке А. Погорельского « Чёрная курица, или Подземные жители».

Задачи:

1. Образовательные:

- осмысление нравоучительного содержания и причудливого сюжета сказки;

- выявление знаний текста произведения, а также степень усвоения изученного материала.

2. Развивающие:

- развитие монологической и диалогической речи обучающихся;

- развитие мыслительной деятельности (умения анализировать, синтезировать, обобщать);

- развитие навыков выразительного чтения, пересказа;

- развитие воображения, фантазии.

3. Воспитательные:

- воспитывать чувство ответственности за свои поступки;

- воспитывать нравственные качества обучающихся на примере главного героя;

- воспитывать внимательного читателя через чтение произведения к его анализу.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Форма работы: групповая. Класс делится на 3 команды. Ребята, отвечающие правильно на вопросы и задания, а также все члены группы за правильно выполненное (групповое) задание получают символ сказки - зернышко.

 

Ход урока

I . Организационный момент. Слово учителя (2). Сообщаются тема урока, цель, условия групповой формы работы.

II . Блиц-опрос (6). Группам по очереди задаются вопросы по содержанию текста. Если команда не знает ответа – право отвечать переходит другой команде.

Вопросы:

1. Почему главного героя зовут Алеша? Почему Погорельский для своего героя выбрал такое имя?

2. Почему Алёша остался один в пансионате? (Все ученики уехали на каникулы)

3. Что было его утешением в часы одиночества? (Чтение книг, игра с курочками во дворе)

4. Какую курочку Алёша любил больше всех? (Чернушку)

5. Как Алёша спас Чернушку? (Он упрашивал кухарку отпустить курочку, плакал, повис на руке, и курочка убежала. Отдал кухарке империал)

6. Чего испугался Алёша ночью? (Зашевелилась простынь на соседней кровати, и из-под неё вышла курочка)

7. Как Чернушка справилась с рыцарями? (Распустила крылья, нахохлилась, сделалась большая и отбивалась от рыцарей)

8. Куда привела Чернушка мальчика? (В Подземное царство)

9. Кем оказалась курица в Подземном царстве? (Главным министром)

10. Какое желание загадал Алёша на приёме у короля? (Чтобы он всегда знал урок, не уча его)

11. Что подарил Алёше король, чтобы желание исполнилось? (Зёрнышко)

12. Какое условие поставил король Алёше? (Никому не рассказывать про подземелье)

13. Как отнёсся к Алёшиному желанию король? (Он удивился, что Алёша оказался таким ленивым, покачал головой)

14. Какие диковинные звери содержались в зверинце подземных жителей? (Крысы, кроты, хорьки)

15. Сколько раз являлась Чернушка Алеше во сне? (4)

III . Краткий пересказ заданных отрывков (проверка домашнего задания) (11).

Первая группа – сон первый. Вопрос (задает учитель группе после пересказа). В чем смысл первого сна? Как ведет себя Алеша? Можно ли вынести из этого какой-то урок? ( Чуть ослушался, не выполнил требования – чуть не поплатился жизнью).

Вторая – второй. Алеша получил заслуженную награду. Но что он попросил? Почему с такой просьбой обратился к королю? (Чтобы не знать труда, ищет легких путей, легкой жизни).

Третья – третий. Каков смысл третьего сна? Чему учит Чернушка мальчика? (Хранить тайну. Держать честное слово. Быть благодарным). К чему привела неблагодарность Алешу? (Он предал маленьких жителей). Почему Алеша боится увидеть Чернушку в четвертый раз? (Мучает совесть, боится смотреть Чернушке в глаза).

Физминутка 1 (2). В классе развешаны слова, имеющие отношение и не имеющие отношение к сказке. Ребята должны, осмотрев класс (мебель, стены и другое), назвать только те слова, о которых говориться в сказке. Снятие напряжения с плечевого пояса. Слова: стару шки, б ибл иотека, куро чки, д иректор, обм ор ок, м инистр, ч иновник, зв еринец, сер дце, сов есть, з оопарк, ц аревна, витя зь,   но ж, к осм она вт, к омпьютер. Что общего у слов? (имена существительные, выделены орфограммы-буквы). Какие орфограммы-буквы выделены? (парная согласная в корне, безударная гласная, проверяемая и непроверяемая ударением, непроизносимая согласная). Учителю необходимо сказать, что Правительством РФ 2011 год объявлен Годом космонавтики.

IV . Нравоучительное содержание сказки. Таблица черт, анализ (5).

А мы возвращаемся к главному герою – Алеше. У вас на столах пустые таблицы «Главный герой». Вам необходимо быстро (задание на скорость) наклеить те черты героя, которыми он обладал до получения зернышка в левую колонку, а которые появились у героя после получения зернышка – в правую. Та группа, которая правильно и быстро справляется с заданием – получает по зернышку. Учитель после выполнения вывешивает таблицу на доске.

Главный герой

До получения зернышка

После получения зернышка

Ум

Желание обмануть

Миловидность

Гордость

Доброта

Непослушание

Скромность

Нескромность

Любознательность

Самолюбие

Любовь к окружающим

Нарушение обещания

Правдолюбие

Шалун

Много читал

Несчастный

Все любили его

Все перестали его любить

 

Не прикладывал ни к чему труда

 

Ставил себя выше других

Посмотрите на таблицу. Отрицательные черты преобладают над положительными, из хорошего мальчика Алеша превратился в плохого человека.

К чему это привело? (Алеша заболел).

Вопрос всем группам. В сказке всегда добро побеждает над злом. А в сказке А. Погорельского Алеша заболел, маленькие жители вынуждены покинуть свое царство. Конец у сказки невеселый. И все же торжествует добро над злом в этой истории? Почему?

Физминутка 2 (2).   Релаксация. Зарядка для глаз. Развитие воображения, фантазии. Закрыть глаза. Представить перед собой большой белый экран. А теперь раскрасьте его красным цветом, а теперь жёлтым, зеленым, в последнюю очередь – своим любимым цветом. А теперь откройте глаза, встаньте, представьте себя курочкой и на этом вымышленном экране нарисуйте «носом» солнышко, облака. Красиво получилось?  

V . Рисование сюжета сказки (7).

-Ребята, что такое сюжет произведения? ( Сюжет  — ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу).
-Трудно ли вам было пересказывать отрывки из сказки?

-Как вы думаете, почему нелегко?

Слово учителя об особенностях сюжета сказки (учитель на доске рисует прямую линию – назовем ее сюжетная линия, вот, например, мы читаем о том, что учитель и учительша ждали важного гостя и кухарке дали приказ зарезать черную курицу – эти события имеют отношение к развитию сюжета… а вот рассказ о том, какие яства были приготовлены   к приезду директора и как была украшена прическа учительши (учитель рисует ответвления в виде елочки) к развитию действия отношения не имеют – это отвлечения (ответвления), которые при кратком пересказе мы опускаем. От большого количества таких отвлечений и нелегко пересказывать текст.

-Приведите еще примеры отвлечений (описание забора с круглыми дырочками, в которые подолгу смотрел Алеша…). На доске - ёлочка.

-Как вы думаете, зачем нужны такие отвлечения? Для чего автор вставляет в сказку подобные описания? ( Благодаря этим описаниям мы хорошо представляем себе обстановку, в которой жил мальчик, и словно бы переживаем те чувства, которые были в его душе).

-Если бы вам предложили представить сюжет этой сказки в виде узора, каким был бы этот узор?

Рисование в группах сюжета в виде узора (листы, краски, фломастеры заранее приготовлены на столах).

Выставка на доске. Какой из этих узоров самый причудливый, удивительный? Видимо, рисунок группы № ? наиболее полно и достоверно характеризует сюжет сказки Погорельского «Черная курица» (группа получает по зернышку).

VI . Подведение итогов (2). Каждый из вас сегодня на уроке заработал своим трудом некоторое количество зернышек. Я вам хочу сказать, что эти зернышки необычные, они приносят удачу и исполняют заветные желания. Я вам предлагаю взять свои зернышки в руку и загадать желание, но обязательно нужно помнить о том, что не нужно своим желанием ущемлять интересы и права других людей… Если ваше желание несет добро не только вам, но и окружающим людям она непременно исполниться. Ну а те ребята, которые не верят в чудеса, пусть сохранят эти необычные зернышки в память о нашем уроке.

VII . Тест (6) . Учитель раздает листы с тестами. Напишите на листках свою фамилию и имя. Ответьте на вопросы теста, выделив один из четырех ответов любым знаком: кружочком, подчеркните, галочкой. После выполнения -переверните листочек, напишите на них фамилии трех учеников, которые, по вашему мнению, сегодня были наиболее активны и поставьте рядом с фамилией им заслуженную отметку. Листочки сдайте.

VIII . Домашнее задание (2). В тетради написать несколько предложений на тему «Мои советы Алеше и самому себе».

Примерные советы:

1. Нельзя ставить себя выше других людей, даже если ты много знаешь и умеешь.

2. Надо развивать в себе скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга, честность, уважение к людям, доброту.

3. Надо быть строгим к себе.

4. Надо уметь отвечать за свои поступки.

5. Нельзя лгать.

 

 

 


Автор: Колмогорова А.П.



ОБСУЖДЕНИЕ


Ольга Григорьевна Четвернина2015-10-24 09:01:37 - Ольга Григорьевна Четвернина
Спасибо за урок! Мне понравился!
Елена Александровна Толкушкина2015-11-21 16:28:25 - Елена Александровна Толкушкина
Спасибо!
Марина Николаевна Максимова2015-11-21 22:53:36 - Марина Николаевна Максимова
Аида Петровна, очень понравился Ваш урок. Спасибо!
Ирина Васильевна Усманова2015-11-25 17:12:17 - Ирина Васильевна Усманова
Большое спасибо!
Татьяна Викторовна Носова2015-11-29 23:31:08 - Татьяна Викторовна Носова
Спасибо, Аида Петровна!
Аида Петровна Колмогорова2016-02-16 18:52:27 - Аида Петровна Колмогорова
Спасибо вам, коллеги, за отзывы)
Резеда Рамилевна Кильметьева2019-11-26 23:16:35 - Резеда Рамилевна Кильметьева
Спасибо

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться




Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



6125535-a1584643
Kg6+
Крh8
Отлично! Отлично!
Валентина Васильевна, огромное спасибо за ощущение тёплой ностальгии. Как Вы верно всё описали, как будто вернули душу в те прекрасные времена. Сейчас многие пытаются за нас решить, как мы себя тогда чувствовали, как и чем жили, Радость и патриотизм были естественным движением сердец. Было ли зло? БезусловноБыли ли трудности? Ещё какие! Но только по сравнению с тем, что наш народ пережил во время войны, это были решаемые проблемы. Я всегда не понимаю, почему при сравнении нашей страны с США этот факт упускается, а ведь это важный ключевой момент Они ведь даже за помощь свою нам содрали всё до копеечки, а наша страна за короткий по историческим меркам срок, практически сравнялась с ними по мощи и положению в мире Память всё ещё хранит очень многое из детства и бутерброды в школу с маслом, посыпанным сахаром (до сих пор не могу понять, почему масло не растапливалось до перемены, загадка!), и чернильные пятна в портфеле из непроливашек и смерть Сталина, когда все учителя рыдали, а нас отпустили домой, и мы ходили на шоссе, посмотреть, как остановятся и начнут гудеть все машины и много чего ещё Храню все свои дневники с первого класса по 7-ой с одной циферкой почти сплошь 5-ки. А потом техникум. Уже с группой хождение на первомайские демонстрации. Однажды попали под жуткий ливень, разулись и счастливые до нельзя скакали до метро Новокузнецкая И пели, пели все, не считаясь с отсутствием голоса. И песни какие были! А ведь песни это история страны. Песни 20-30-х, военные, лирические послевоенные Я тут где-то писал о песне Москва майская - это была культовая майская песня, хотя изначально писалась, как песня о Москве. В общем, была страна, аналогов которой не было в истории, и пусть злятся и пытаются путать карты злопыхатели, это мы, а не они жили в то время, нам и судить.Спасибо, ещё раз, Валентина Васильевна. Ну а по поводу работы на май - это дело каждого, иной и в будни то не шибко расположен трудом себя радовать, потому как он, труд, ему не в радость, потому как с большим удовольствием несёт пургу за столом, чем, скажем, бревно на субботнике...)))
Спасибо! Нашла только на вашей страничке.





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/