|
|
Игорь Иванович Бабанов
|
24 апреля 2017, 12:56, автор - хозяин блога
Игорь Иванович Бабанов
Всероссийская этнограф. выставка и Славянский съезд в 1867
|
Всероссийская этнографическая выставка и Славянский съезд в мае 1867 года. Университетская типография, Москва, 1867г.
...Знаменательно, что дорога на выставку проходила через Петербург, где, пожалуй, и происходили главные события съезда. Одним из важнейших моментов был торжественный славянский обед в день памяти Кирилла и Мефодия 11 мая в большом зале Дворянского собрания Петербурга. Под белой хоругвью с изображением Солунских братьев звучали многочисленные речи.
…Около пяти часов залы дворянского собрания стали наполняться публикой. В пять часов и 10 минут двери большой залы отворились, и публика вошла в залу. Зала эта была убрана с замечательным вкусом и совершенно сообразно совершавшемуся в ней торжеству. На платформе против царской ложи возвышалась хоругвь Кирилла и Мефодия, белая, с изображением святых и надписями: „Св. преподобный Кирилл и Мефодий, просветители славянства," а по окраинам: „Свет Христов просвещает всех" (по верху хоругви) и „Во свете твоем узрим свет; ты сущих во тьме свет пресветлый."
Над хоругвию возвышался императорский российский герб в трофее из знамен императорских цветов (белый, черный и жолтый), а направо и налево от этого трофея, вокруг всех хор помещались шиты с гербами всех славянских стран и следующими надписями славянскими шрифтом:
Над xoругвию св. Кирилла и Мефодия: „Словенск язык и руськый один." Направо от хоругви: „1-го января 1864" (земские учреждения) „1812"—„1612".—„Хорваты: Звонимир,Николай Шубич Зринский".—„ Чехи: Само, Боривой, Оттокар II-й, Жижка, Подебрад". „Галиция: Даниил, Лев, Яхимович". — „Болгария: Борис, Симеон, Иоанн Асень". Налево от хоругви: „20-го ноября 1864" (судебные уставы) — „19-го февраля 1861" (освобождение крестьян). — „10-го июля 1774" (кучук-кайнарджинский мир).— „Словаки: Ростислав, Коцел, Матвей Тренчинский, Яношик".— „Сербы: Стефан Неман, Стефан Душан, Георгий Черный, Милош, Петр I Негош" — „Поляки: Казимир Справедливый, 19-го февраля 1864" (освобождение польских крестьян).— „Словенцы: Само, Владух".
Зала была блистательна освещена тысячами огней в люстрах и канделябрах; столы накрыты как внизу, так и в галереях нижнего яруса. Под платформою, где стояла хоругвь, помещался стол, за которым сохранены места для Палацкого, Ригера, Ербена, Браунера и других передовых деятелей славянства.
Каждый обедавший, подходя к своему прибору, находил бумагу свернутую трубкой и связанную розовой ленточкой. Развернув сверток, он находил, что это — меню обеда, превосходный хромолитографический рисунок, полный смысла и значения. Русский мужичек в рубашке и с длинной бородой подает хлеб-соль Славянам-братьям. За ним стоять Русские, встречающее гостей. Они махают шапками в воздухе и видимо принимают гостей с воодушевлением. Под ними подпись: „милости просим дорогих гостей хлеба-соли откушать". Все подписи и даже цифра года сделаны на рисунке славянскими буквами (славянскими же буквами написаны были на девизах в зале имена славянских исторических деятелей). На верху рисунка слова: „Христос воскресе" осеняют лик первоучителей славянских — Кирилла и Meфодия. В руке у св. Кирилла свиток с надписью: „В начале бЪ слово;" затем следуют на свитке буквы а, б, в, г, д и т.д. славянским шрифтом, тем самым, каким писал изобретатель славянской азбуки св. Кирилл. По одну сторону рисунка, изображающая Кирилла и Мефодия, панорама Цареграда со св. Coфиею (над нею водружен крест над луною), по другую — Киев — мать городов русских. Под Царьградом представлен рисунок, изображающей Вышеград — этот кремль Праги; под Киевом Москва, с ее Успенским собором. Посреди, между этими рисунками, карта Европы, подо нею ворона и русский герб. Внизу название главных славянских городов с их гербами.
Среди других взял слово и Головацкий. Его речь была не всплеском эмоций, а скорее серьезной исторической справкой. После краткого лирического вступления он сказал:
Почтеннейшие господа и милостивые государи! После толиких, глубоко задуманных и резко выраженных речей, после излиянных рекою сердечных чувстве, столь горячо заявленных красноречивыми ораторами славянскими, я не в состоянии выразить слабым моим голосом всю силу мысли и весь избыток горячих чувств, наполняющих ныне душу мою. Нет, на то недостает у меня ни силы, ни слов. Но среди ликований и радостных воскликов этого первого славянского пира, чувствую себя обязанным хотя короткими словами отозваться к вам, мм. гг., русским словом, заговорить от искреннего русского сердца к горячим русским сердцам. Позвольте, мм. гг., прежде всего, да приветствую вас всех родным словом и русским сердцем от имени моих земляков, родных вам русских Галичан, живущих по сю и по ту сторону Карпатов. Позвольте мне в эту нарочитую минуту вспомнить, что моя родная страна, родившая, взлелеявшая и воспитавшая меня в духе славянском есть исконная русская земля, что эта дорогая моему сердцу земля есть древнее достояние святого равноапостольного великого князя Владимира, который, окрестив ее, вместе с другими русскими землями, соединил сродных нам по племени и роду славян теснейшими узами духовного единения святой веры. Вспомним, братья, что в этой святорусской земле нашей владели в течение многих веков князья русские того же Рюрикова племени, которые обладали другими русскими землями. Мы составляли все один великий русский народ, один по роду и племени, один по вере, один по языку, один по закону и обычаю, один по законам власти; мы были родные братья, семейный кружок одной родины. Но по неисповедимому промыслу Божию досталось на долю нам испытать тяжкое горе - мы остались под властью иностранцев и чужеплеменных, исконный союз наш расторгнут насильно на долгие времена; нас принудили следовать чужим знаменам, чужим началам; силою обстоятельств мы принуждены были, мы отрекались от своих заветных преданий, своей родной веры, своей истории, своего языка, своего русского звычая и обычая; насилием, кознями, интригами разрознили недруги наши нас с вами на долгие веки. Несмотря на то, при всякой удобной случайности отзывалось родное сердце, при всякой встрече мы здоровались с ними, как братья и родные: мы обменивали наши задушевный мысли. Наконец пришел час, миновало несчастное время заблуждения и тьмы, засветило солнце науки, просвещения – мы опомнились, пристали сердечнее друг к другу. Наука у Славян разъяснила дело, наука пригадала древнее сродство и одноплеменность Славян, а мы русские почувствовали, что мы в родине наших одноплеменцев роднее всех с вами; мы припомнили, что у нас издревле одна история, один язык, одна народность русская. HCTopia, один язык,одна народность русская. Сначала было немногие поузнавали идею славянства — только первые труженики и работники науки пришли трудом своим к верному сознанию однородства; но эти передовые люди стали разрабатывать далее начала славянства, стали проповедывать и распространять свою науку, стяжанную долголетним трудом, меж племенами, и идея славянского сродства и взаимности стала достоянием всего многомильйонного народа.
Первым явным выражением этой великой современной нам идеи и воплощением ея служит этнографическая выставка славянская в Москве, а первым братским славянским пиром в этой стране — нынешний наш пир. День этот памятен дли нас: это эпоха в развитии славянства — это торжество новой идеи, день, в который мы дружно празднуем память равноапостольных, учителей наших св. Кирилла и Мефодия, просветителей Славян. Примите, мм. гг., в этот нарочитый день искреннюю душевную благодарность нашу за сделанную нам честь и великолепное, истинно братское угощение. Позвольте, мм. гг., в этот торжественный для нас день, чтоб я, при первом славянском пире, среди этого светлого собрания, заявил вам, что в моей родной земле занялась уже давно мысль духовного единства и сродства, и охватила весь русский народ; примите уверение, что в моей родине по обеим сторонам Карпат еще живет трехмиллионный народ, который по сю пору называет себя русским, живет русским духом, говорит по-русски, сохраняет невредимо предания отцов своих и веру в соплеменность нашу с вами. Миллионы сердец преданы вам и чают душевного сближения и единения с вами.
В виду всего этого, позвольте, мм. гг., дабы я с этого места, от имени земляков моих, галицких Руссов, поднес тост, да крепится и возрастает дух единства и уверение в едино-племенности нашей славяно-русской, да придут все в сознание того убеждения, что мы по роду и по племени, по вере и языку, по крови и кости искони один народ, и да живет великий славянский многомиллионный русский народ!
Всероссийская этнографическая выставка и Славянский съезд в мае 1867. Изд. Е. Попов. Москва. В Университетской типографии, 1867. 473с.
http://simlib.ru/handle/123456789/1755?mode=full
68.2 Мб pdf
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_515.htm
Я.Ф. Головацкий. О первом литературно-умственном движении русинов в Галиции...
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_675.htm
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_467.htm
Н.М. Пашаева. Галицкие русины на Славянском съезде 1867г.
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_526.htm
КарпатоВедение
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_755.htm
|
Вакансии для учителей
|
|
|
|
|
Copyright © ПроШколу.ру
2007-2024. Все права защищены.
|
|
|
|
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.
|
|
|
|
Поиск по порталу
|
|
| ▫ Добрый день.Аллочка.А минус песни `Вспоминайте нас`у вас есть?Куплю ▫ для чего нужен человеку лес?
▫ Пуловер правильно. С ударением на втором слоге. ▫ 👍👍👍😊 ▫
Всех с Первомаем!!! С праздником трудящихся, и особенно трудящихся в эти праздничные дни дачников!!!
Кому то может первомается
На шашлыках, да на природе,
У дачника спина не разгибается
От первых сорняков на огороде
6813781-a3298085
6813783-a3298085
Москва майская-исп. В Бунчиков, В.Нечаев
Старая пластинка.Сколько очарования, красоты, ностальгического умиления в прекрасных мелодичных песнях нашего не так уж далёкого прошлого.
Не так давно я прочитал историю песни, которая сопровождала моё детство, и никогда не вызывала никаких сомнений в её принадлежности и направленности
Когда слышу эту песню, происходит любопытная вещь: как будто луч света прорезает темноту времени и выхватывает маленький кусочек детства...
1 МАЯ.. Праздник... Самый народный по тем временам... Ну, конечно, после 7 ноября. Новый год проходил тогда почти незаметно. И вот утро 1 мая, кругом флаги, радостные лица.. В памяти ещё были свежи страдания и лишения военного времени и никто не жаловался, не возмущался... Вокруг флаги, улыбающиеся, нарядившиеся во всё лучшее, люди.Кто то с флажками, портретами, лозунгами спешит по улице к электричке, видимо, на демонстрациюСейчас люди, тогда не жившие, объясняют это другими причинами, но не в этом суть. И вижу, как мы, босые (тогда погода уже в мае позволяла) мчимся к школе, где из репродуктора гремит эта песня..И небо голубое, воздух чистый, настроение... и спрашивать не надо...Уже начинается движение сока в ветках деревьев, надуваются почки, а некоторые, наиболее нетерпеливые, высунули свои зелёные язычки, как будто радуясь освобождению от зимней блокады, теплу и Солнцу Ещё робко, будто бы стесняясь, но всё более настойчиво и громко щебечут воробьи
А песня гремит на весь посёлок: Кипучая, могучая, никем непобедимая
Москва майскаяОна была тогда гимном столице
На разных сайтах история её создания несколько различна, но для себя я определил ту, где приведены фото газетных вырезок тех лет. (dzen.rua/Yo3NuMhoXkyQIg0E).
Авторами музыки были братья Покрасс, а вот автором текста считается Лебедев-Кумач. И изначальный текст был такой:
УТРО красит нежным светом
Стены древнего Кремля,
Просыпается с рассветом
Вся советская земля.
Холодок бежит за ворот,
Шум на улицах сильней.
С добрым утром, милый город,
Сердце Родины моей!
ПРИПЕВ:
Кипучая,
Могучая,
Нигде неповторимая,
Москва моя,
Страна моя,
Ты самая любимая!
2.
Разгорелся ДЕНЬ веселый,
Морем улицы шумят,
Из открытых окон школы
Слышны крики октябрят.
Молодой, большой, нарядный,
С непокрытой головой,
С песней звонкой и громадной
Май проходит над Москвой.
3.
ВЕЧЕР тает в белой дымке
В ярком зареве зари,
И на ножке-невидимке
Блещут бусы-фонари.
Вот когда встречаться парам!
Говорлива и жива,
По садам и по бульварам
Растекается Москва.
4.
НОЧЬ весенняя глядится
В тишину Москва-реки,
И поют ночные птицы
Паровозные гудки.
Бьют часы Кремлевской башни,
Всё кругом в глубоком сне.
До свиданья, день вчерашний,
Доброй ночи всей стране!
Т.е. это было просто лирическое стихотворение, посвящённое четырём временам суток в Москве. Было оно напечатано один раз в Вечерней Москве, после чего разразился скандал: куплет, посвящённый вечеру, был аналогичен стихотворению Вечер, написанному Палеем ещё в 1915г. Существует мнение, что плагиат был допущен сознательно помощником поэта, таким образом отомстившим за что-то работодателю
Стихотворение было откорректировано, более того, для обеспечения дальнейшей неприкасаемости, в него было введено имя Сталина, которое было убрано из текста с очередной корректировкой в 1959г, неповторимая заменено на непобедимая и т.д.
Но как бы там ни было, песня была и остаётся тёплым воспоминанием, своего рода реперной точкой в истории нашей страны.
▫ Спасибо, Светлана Сергеевна, на добром слове! Обнимаю!
|
|
|
|
|