На каждом этапе развития
человечества существовал свой комплекс представлений о том, как правильно
следует растить детей.
На каждом
этапе развития человечества существовал свой комплекс представлений о том, как
правильно следует растить детей. «Апрель» решил разобраться в гендерных
принципах воспитания подрастающего поколения, которых придерживались наши
предки.
Первобытное общество
Первобытных людей едва ли беспокоил
вопрос, как следует относиться к немногим выжившим в суровых условиях мезолита
малюткам. Такого явления как моногамная семья еще не существовало, роль пап и
мам выполняли все взрослые представители рода.
Необходимым знаниям и навыкам ребята
учились у старших товарищей. Едва научившись держать копье, homo sapiens
мужского пола отправлялся на охоту. Поскольку женщины и девочки тоже часто
покидали жилище, чтобы собрать немного съедобных ягод и прополоть грядки,
заботу о младенцах обычно поручали старикам.
Со временем многолюдные общины
вытеснила привычная нам семья, где ведущая роль в воспитании отводилась матери.
После появления занятий, вроде
лечения болезней или предсказания погоды, которые не требовали физической силы
и ловкости, но пользовались большим авторитетом у соплеменников, пролетарии
второй категории задумались о том, как сохранить и приумножить собственные
знания – чтобы их детям и детям их детей жилось вольготно. Так появилось два
принципиально значимых для человечества явления: письменность и школа.
Древние цивилизации
Как социальный институт школа
оформилась в эпоху первых цивилизаций. В Древней Месопотамии существовали, так
называемые, дома табличек (по-шумерски – эдубба), в которых мальчиков обучали
грамоте. Роль учителя в такой школе сводилась к изготовлению «учебников» –
табличек, с которых дети списывали текст.
Позже, когда в эдуббах стали
преподавать астрономию, географию, математику, медицину, историю и другие
науки, у студентов появилась возможность общаться с преподавателем, узнавать,
почему следует писать именно так, а не иначе. Кроме того, появились эддубы для
девочек из знатных семейств, программа которых не отличалась от мужской школы.
В Древнем Египте школы возникали при
храмах и домах знатных особ. Как и в Месопотамии, основными предметами школьной
программы были чтение и письмо. Однако в некоторых учебных заведениях
преподавали различные науки, а также правила этикета и даже иностранные языки.
А в I тысячелетии до н.э. появились школы врачей и астрономов.
Важной составляющей школьного
воспитания в Египте была дисциплина. «Дитя несет ухо на своей спине, нужно бить
его, чтобы он услышал», – сказано в одном из древних папирусов.
И в Междуречье, и в долине Нила
образование было платным, и потому доступ к знаниям имели лишь отпрыски знатных
семейств.
Древняя Греция
Древние греки стали первыми, кто
додумался вынести вопрос воспитания детей на государственный уровень. Учеба
перестала быть исключительной прерогативой богачей – муниципальные школы были
бесплатными и каждому гражданину полагалось уметь считать и писать.
В период расцвета древнегреческой
цивилизации главными национальными трендсеттерами в сфере образования выступали
города-полисы Афины и Спарта.
В Афинах, считавшихся центром наук,
искусств и ремесел, к обучению в школах допускались только мальчики. В 7 лет юный
афинянин приступал к изучению грамматики, арифметики, музыки, пения и
декламации литературных произведений.
С 12-13 лет дети постигали основы
астрономии и философии. Тогда же начиналось физическое воспитание. В спортивных
школах (палестрах) мальчики делали гимнастику, занимались бегом, плаваньем,
борьбой, упражнялись в метании копья и диска.
Эквивалентом современной старшей
школы в Афинах была гимнасия. Здесь молодые люди 16-18 лет изучали логику,
риторику, философию, этику. В роли лекторов в гимнасиях часто выступали видные
политики, поэты и философы.
В Спарте из юных граждан (кстати,
независимо от их пола) растили воинов. Поэтому каждый одобренный советом
старейшин (читай: не сброшенный со скалы) ребенок, достигнув тех же семи лет,
начинал активно закалять тело и дух.
В программе спартанской начальной
школы (с 7 до 15 лет) было всего 2 академические дисциплины – чтение и письмо.
Большую часть своего времени дети посвящали физподготовке. При этом условия
тренировок были по-армейски суровыми, их учили переносить боль, голод, холод,
подвергали различным, порой, не только болезненным, но и унизительным
испытаниям – вроде публичной порки.
С 15 лет образовательную программу
дополняли уроки музыки – подростки разучивали строевые песни. По достижении
18-летнего возраста спартанцев посвящали в эфебы – юноша становился членом
военной общины. Еще пару лет он тратил на закрепление полученных в школе знаний
и навыков, совершенствовал военное мастерство.
Примечательно, что воспитание
девочек в Спарте было практически аналогичным. В отличие от Афин в Спарте
женщины обладали теми же правами и свободами, что и мужчины. Жену не
рассматривали как собственность супруга, она могла владеть недвижимостью и
рабами, и должна была уметь постоять за себя и свой дом в случае нападения
неприятеля.
Каждая юная спартанка в обязательном
порядке посещала школу, где упражнялась в метании копья, занимались бегом и
борьбой. Как и юноши, девушки тренировались преимущественно нагишом.
Спартанцы не видели причин скрывать
красоту женского тела. Даже за пределами спортивной площадки одежда спартанок
была очень открытой, в других регионах Греции спартанских женщин называли
«обнажающими бедра».
Традиционные женские занятия,
которым с ранних лет учили афинянок – вроде шитья или ткачества – в Спарте считалось
занятием рабынь, унижающим достоинство свободной женщины. Поэтому «домоводство»
не входило даже в курс спартанского домашнего обучения.
Древний Рим
Система воспитания и образования в
Древнем Риме сформировалась под влиянием греческой традиции, однако носила
более утилитарный характер.
Ведущую роль в воспитании юных
римлян играла фигура отца.
Римских младенцев не сбрасывали, как
в Спарте, в пропасть Тайгетского хребта, однако если ребенок по каким-то
причинам не устраивал родителя (например, был больным, слабым или – был
девочкой), глава семейства мог отказаться от своего чада или продать его в
рабство. Причем это правило распространялось не только на самых маленьких – от
подростков порой избавлялись также безжалостно, как и от грудничков.
Первоначальным воспитанием ребенка
также занимался родитель. В богатых семьях дети находились, как сказали бы
сейчас, на домашнем обучении.
В качестве педагогов для своих
отпрысков римская знать часто «выписывала» репетитора из Греции: представитель
знатного рода должен был владеть, как минимум, двумя языками – латинским и
греческим.
В то же время каждом городе Империи
работало немало школ. Первой ступенью образования являлась тривиальная школа, в
которой детей 7-9 лет обучали грамоте и правилам счета.
Такие учебные заведения находились в
частной собственности, но плата за посещение была небольшой, поэтому начальное
образование было доступно большей части свободного населения страны. Иногда
тривиальные школы посещали и девочки.
Дети знатных граждан часто
пропускали этот этап обучения, переходя сразу к следующему – к грамматическим
школам. В них подростки с 12 до 16 лет изучали основы римского права, греческий
и латинский языки, риторику.
В отличие от греков, римляне
смотрели на воспитание подрастающего поколения достаточно прагматично: в школах
Империи почти не преподавали искусства, да и спортом римские подростки
занимались куда меньше своих греческих сверстников.
Средние века
Воспитательные принципы Античности с
началом Средневековья благополучно забылись. Главенствующая на тот момент в
Европе религия – христианство – полагала бренное тело источником греховности,
поэтому о главном столпе греческого воспитания - физподготовке - можно было
забыть.
В целом, отношение к греко-римской
модели образования в европейских государствах было крайне негативным. Однако,
уничтожив школы язычников, служители молодого культа остались ни с чем.
Грамотой не владели даже особы голубых кровей.
Вскоре в Европе стали появляться
церковные школы, работавшие при монастырях, церквях и домах священников. В эти
учебные заведения принимали только мальчиков от 7 лет и старше. Главными
предметами были чтение, письмо, арифметика и закон Божий. В самых маленьких приходских
школах часто обходились без первых трех.
В больших городах при крупных
церковных центрах существовали школы, в которых в купе с богословием изучали
также 7 свободных искусств.
Это нововведение стало возможным
благодаря деятельности философа и теолога Боэция, который сумел убедить других
церковников в необходимости преподавания таких дисциплин как грамматика,
арифметика, геометрия, астрономия, музыка, риторика и диалектика.
Что касается собственно воспитания,
с этим в Средние века все было предельно просто: от ребенка требовалось
беспрекословно повиноваться воле учителя и не задавать лишних вопросов.
За любую даже самую ничтожную
провинность школьника могли жестоко выпороть. Церковь всячески приветствовала
телесные наказания, поскольку считалось, что физические страдания способствуют
очищению души.
Женским образованием в Средние века
также заведовала Церковь. Маленьких аристократок отправляли на обучение в
женские монастыри или же приглашали учителя (капеллана, монаха) на дом.
Программа была стандартной – чтение, письмо, богословие и, конечно, благородные
манеры.
Для девочек из непривилегированных
семейств все образование, как правило, сводилось к «курсам домоводства» от
собственной матери.
http://weekend.rambler.ru/read/vospitaniie-dietiei-s-drievnieishikh-vriemien-do-sriednieviekovia-2016-10-26/