Колымские байки. О Ростроповиче - Владимир Александрович Сергин
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ













 МАТЕРИАЛЫ
 ▫ Флорентийская мозаика
 ▫ Школьный музей
 ▫ Осенние краски
 ▫ АЛСИБ
 ▫ Снегопад
 ▫ Берзин
 ▫ Цветы
 ▫ Метрология
 ▫ Магаданская область
 ▫ Авиация
 ▫ Первомай
 ▫ Колымская трасса
 ▫ Ледяные скульптуры
 ▫ Авиационные происшествия
 ▫ Форели
 ▫ Окрестности Хасына
 ▫ Южная сопка
 ▫ Посёлок Палатка
 ▫ Сталинский ампир
 ▫ Магадан. Парк
 ▫ Старые снимки
 ▫ kolyma railroad
 ▫ Книги
 ▫ Животные
 ▫ Хасын
 ▫ Завод
 ▫ Магадан-Снежный
 ▫ Архивные снимки
 ▫ Магаданское побережье
 ▫ Хасын и окрестности
 ▫ Окрестности Сокола
 ▫ Дорога на Пепельное
 ▫ Осень
 ▫ Сопки
 ▫ Море
 ▫ Сокол





























Владимир Александрович Сергин


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Владимир Александрович Сергин / Блог / Колымские байки. О Ростроповиче


ЗАПИСЬ #237

КОММЕНТАРИИ (1)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


26 октября 2016, 08:06, автор - хозяин блога
Владимир Александрович Сергин

Колымские байки. О Ростроповиче

Из книги Александра Ивановича Хухлаева. Поскольку глава о приезде Ростроповича слишком длинная для блога, я её существенно сократил, оставив самое интересное.


1971 год. Магадан избалован вниманием деятелей культуры, музыкантов. Два-три приезжих артиста в неделю, до десяти концертов исполнителей разных уровней, включая самых именитых за месяц. Выступали лауреаты только что прошедших конкурсов - пианисты Валерий Камышов, Валентин Бельченко, баянисты Фридрих Липе и Юрий Казаков, скрипачи Коган и Фихтенгольц, приезжали почти все государственные народные хоры - «Северный», «Воронежский», «Уральский», «Донских казаков», «Березка». Дальневосточный симфонический оркестр под управлением Юрия Николаевского выступал целую неделю. И вокалисты! Борис Штоколов, Павел Лисициан, Белла Руденко, Юрий Гуляев. Аншлаги были, но без ажиотажа. Горожане воспринимали такое изобилие спокойно, с достоинством. Как говорится, к хорошему быстро привыкаешь.

А вот когда приехал в Магадан Мстислав Ростропович, город прорвало. Создалось впечатление, что у нас живут сплошь фанаты виолончельной музыки. Билеты нарасхват. У касс толчея, чуть ли не до драки. За считанные минуты билеты на концерг проданы, а желающих осталось еще на полный зал. Будет дополнительный концерт. Случай из ряда вон выходящий!

Вечер. Около театра имени Горького народу — яблоку упасть негде, с билетами пройти невозможно, пуговицы на костюмах трещат. Наконец-то я в фойе. Люди возбуждены, но разговаривают полушепотом. Только и слышно: «Ростропович... Ростропович... Вена, Париж, Гамбург; Вишневская...». Впечатление такое, что предстоит не концерт, а некий спиритический сеанс.
.............................
.............................
На другой день маэстро приглашен в детскую музыкальную школу № 1....
.............................
Вопросы были самые неожиданные. Любопытно, что взрослые обращались к гостю: «товарищ Ростропович», а дети - «Слава».

Педагог Пономарев Юрий Сергеевич удивил Ростроповича вопросом о французской виолончельной школе.
- Эго ж надо, чем интересуются на краю земли русской. Меня о том и в Москве не вопрошали. А нет никакой школы во Франции. Нет и не будет. Там вместо серьезных занятий в консерватории пьют на уроках вино. Педагог и ученик, а между ними на столе графин вина. Как газированная вода для утоления жажды. Потихоньку, по глотку — а к концу урока графинчик пустой, оба веселенькие. Какая музыка? Другое на уме.

Интересное заявленьице. Л как же Пабло Казальс - французское виолончельное диво? Как учились Шарль Азнавур, Эдит Пиаф, Пьер Беранже? Ну, мэтр сказал - спорить не будем.

Поразил осведомленностью Миша Рождественский, ученик школы по классу виолончели.
- А вы всю музыку знаете?
- Нет, дорогой Михаил, всю познать нельзя. Ее море, целый океан. А вот стремиться к этому надо. Серьезных произведений, таких, как концерты, сонаты, сочинения крупной формы, для виолончели написано немного - около трехсот. Половину я уже сыграл, думаю, осилю и вторую часть за оставшуюся жизнь. А простые пьесы будем жрать без подготовки, с листа.

Встреча в детской музыкальной школе была в первой половине дня. А вот что произошло ближе к вечеру.

У начальника областного управления культуры Николая Андреевича Пономаренко идет совещание с педагогами музыкального училища, В кабинете человек пятнадцать. Рабочая обстановка накалена. Вдруг стук в дверь, входит Ростропович.
- Прошу прощения у присутствующих, по мне надо срочно позвонить в Москву. Николай Андреевич, можно?
- Да, да, конечно. Для вас все можно. - Пономаренко подает телефон и стул.
Ростропович быстро набираег длинный номер, слышны гудки. И... - Здравствуй, Катенька! Это Ростропович. Чуть позже мы узнаем, что «Катенька» - это Екатерина Алексеевна Фурцева, министр культуры СССР. Телефонный сигнал очень мощный.
-Катенька! Я в Магадане. В этом холодном городе меня приняли очень тепло. Дальше мне нужно ехать по запланированному кольцу: Хабаровск, Владивосток, Благовещенск, Чита и так далее. Но я не хочу, я там бывал. Можно, я изменю маршрут? Хочу в самую крайнюю точку Союза, в Уэлен. Я так люблю остроту ощущений, разреши.
- Слава, нет проблем. Узжай хоть на Северный полюс, если есть желание. Перепиши путевку в Магадане - и ты свободен в своих действиях.
Связь громкая, голос Фурцевой был хорошо слышен всем. Ро-стропович протянул командировочный лист Пономаренко, тот поставил подпись, шлепнул печатью, и вместо того, чтобы лететь на юг, маэстро двинулся на север. На прощание, видя, что перед ним в кабинете женщин нет, Ростропович выдал анекдот:
- Приезжает мужик домой из командировки, в квартире у жены двое красавцев.
Сказав всем «до свидания», он шагнул к выходу. Кто-то не выдержал, спросил:
- Слава, ну а дальше-то что?
А ничего интересного. Она жила на первом этаже, они выпрыгнули в окно и пошли себе. Хэппи энд!

По пути в Уэлен были концерты в Анадыре, в Провидения. И те времена, да и сейчас, добраться до Уэлена непросто: пересадки в Анадыре, в Провидения, а па последнем этапе Провидения - Уэлен можно впасть в такую зимнюю спячку, что и медведю мало не покажется. Напугать этими обстоятельствами можно было кого угодно, только не Ростроповича.

Бьющая через край энергия помогла ему пробить все преграды и добраться до Уэлена в считанные дни, а не недели. А перевозчики были самые экзотические - сани гарный самолет «У-2», военный вертолет «Ми-8». Авторитет, известность, темперамент, обаяние сделали свое дело. Последний этап, от вертолета до клуба поселка, он преодолел на собачьей упряжке: мечта путешественника-экстремала.

Не думаю, что Ростропович предполагал увидеть в Уэлене проспекты, пожар неоновых реклам, небоскребы. Ею встретили занесенные по крыши дома, дымки труб, собаки - от визжащих дискантом до ревущих простуженным басом. Редкие прохожие больше напоминали стожки сена, чем экзотически одетых в меха покорителей Севера из американских кинобоевиков. Вместо фешенебельной звездной гостиницы — деревянная лавка в поселковом клубе со всеми остальными удобствами во дворе. Афиша все-таки была, прямо на деревянных дверях клуба: «Сегодня Ростропович». Кто? Откуда? Танцор? Фокусник? Ну, не задавайте лишних вопросов, и так попятно.

Будущий композитор Александр Петрович Нагаев окончил Магаданское музыкальное училище, принят на работу методистом по фольклору. Методический кабинет областного управления культуры послал его в первую командировку. Добрался до Уэлена. А тут как раз Ростропович со своим концертом. Вот изложение eго рассказа:
- Приезд музыкального светила не был замечен местными жителямн - чукчами, эскимосами. Чтобы достать билеты на концерт, они не выстаивали очередь по ночам и не ломали заборов в давке. Вот если б в сельпо привезли спиртное или одеколон!

В шесть вечера в клуб пришли два жителя Уэлена — знаменитый танцор, заслуженный работник культуры РСФСР Путетеин и участник фольклорного ансамбля «Уэлен» Хальхаегин.

Выждали так называемые театральные минуты с северным коэффициентом, да и начали концерт.

Медленная мелодия «Лебедь» Сен-Санса прозвучала удивительно своеобразно. Птица, чувствовалось, была ранена и вообще находилась на грани смерти. Это уж точно был «умирающий» лебедь.

Затем прозвучали Прокофьев, Шостакович. В клубе было старенькое пианино: не пело, а стонало, как от зубной боли. Но это не смущало артистов — не вызывать же настройщиков из Москвы. Острая музыка в сочетании с едким аккомпанементом была воспринята слушателями весьма своеобразно. Нутетеин, знаменитый танцор, автор хореографического шедевра «Полет чайки против ветра». вытащил бутылку портвейна и поставил на скамейку перед своим другом Хапьхасгиным, а тот добавил боковину свежевяленой кеты.

После окончания очередной пьесы Ростропович обратился к слушателям:
— Ребята, да вы не стесняйтесь, если надо, наливайте, пейте, будьте как дома.
Слушатели и без того налили по граненому стакану, но не выпили. Их захватила пьеса Мануэля де Фальо «Танец огня». Острые рваные ритмы, кричащая гармония, бешеный темп - слушатели заерзали на скамейках, даже сквозь кухлянки и меховые брюки было видно - их мускулы напряглись, друзья танцевали сидя: раскачивались в такт мелодии.

А в это время за окном началось невероятное: небо загорелось сполохами - белыми, багрово-красными, синими, желтыми. Ионное пожарище захлестнуло небосвод. Кадры этого светопреставления сменялись, точно соответствуя характеру исполняемой музыки.

В поселке вырубился свет. Толи повлияло северное сияние, то ли экономия топлива на местной дизельной станции внесла свои коррективы? В зале поселкового клуба воцарился полумрак. А музыка звучала. Она слилась со сполохами, пульсировала, захлебывалась и задыхалась в страстях. Напряжение света и звуков достигло предела, Нутстеин и Хальхаегин подскочили к стене зала, на которой висели ярары, схватили инструменты и начали вспарывать звуковую партитуру новыми тембрами, новыми ритмами. Не остался в стороне и сидевший в углу Нагаев: неожиданно в его руках оказался баян и, словно гейзер, начал фонтанировать новыми созвучиями, заполняя гармонические пустоты.

В глазах Ростроповича, концертмейстера, Нутетеина, Хальхаегина, Нагаева отражались сполохи северного сияния, зал рокотал ярарами, слышно было прерывистое дыхание, лица пламенели от прихлынувшей крови.

Потом Ростропович признается Нагаеву, что у него были оригинальные концерты: на целине под аккордеон, на антарктической станции «Мирный» под аккомпанемент кастрюль и ложек, но такого, как в Уэлене, не было. Кстати, по признанию Нагаева, возможно, на этом концерте он и родился как композитор.

Стаканы, наполненные портвейном, так и остались невыпитыми.
Потом об этом концерте писали газеты как о чудачестве Ростроповича. А мне кажется, тогда он зарядился на всю оставшуюся жизнь.
...................
2008 год

-------------------------------
Хухлаев А. И.  Невыдуманные рассказы  —  Магадан: Типография, 2014



Тэги: Колымские байки, магадан, Северо-Восток, Культура, литература



ОБСУЖДЕНИЕ


Марина Осиповна Малинина2016-10-26 11:51:04 - Марина Осиповна Малинина
Очень интересно читать про концерт в в Уэлене. Возникает зрительный образ.

( Как учились Шарль Азнавур, Эдит Пиаф, Пьер Беранже? ) - про Пиэф перебор.Она самородок:
В 1935 году, когда Эдит исполнилось двадцать лет, её заметил на улице Луи Лепле (фр. Louis Leplee), владелец кабаре Жернис (фр. le Gernys) на Елисейских Полях, и пригласил выступать в своей программе.
Он научил её репетировать с аккомпаниатором, выбирать и режиссировать песни, объяснил, какое огромное значение имеют костюм артиста, его жесты, мимика, поведение на сцене. Именно Лепле нашёл для Эдит имя Пиаф (на парижском арго значит воробышек). В Жернисе на афишах её имя было напечатано как Малышка Пиаф, и успех первых же выступлений был огромным.
(вот такое образование!!!)

Пьер-Жан де Беранже́ (фр. Pierre-Jean de Béranger, 19 августа 1780, Париж 16 июля 1857) французский ПОЭТ и сочинитель песен( вид стихотворения), но не МУЗЫКАНТ.

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Спасибо! Нашла только на вашей страничке.
g6:f7+
Валентина Васильевна, не везде так. Работали круглые сутки, смотря по погоде... В селе живу сразу после института с 1976 года... Насмотрелась вдоволь... Ну, и праздновали от души. Главный определить работать или праздновать - погода... А в СССР она везде разная в одно и то же время... Да и в этом году не до лесов: мороз -5 и ....СНЕГ всю ночь... Октябрьский район Оренбургская область, РАЙцентр (специально рай выделила) Кстати, все майские дни галдели мотоблоки: орудия труда вскапывали частные огороды под картошку. И все были рады, что `до снега успели!` Конечно, и скотину кормили-поили, выгоняли на улицу, пастись... дни для семьи пасти овец-коз и в праздничные дни. Пасли. Но и о празднике помнили. По окончании посевной в местном ДК и награды, и концерты, и танцы... От души. Не по приказу... Были `черные` дни, в земле и были праздники с ботинками и туфлями . Улыбаюсь, как увижу те клубные торжества (нас, молодых специалистов, даже домой на праздники не отпускали, находилось для нас, `белоручек` много чего. На уроках всегда учила детей всестороннему подходу к оценке событий. Любых.
Антонина Алексеевна, в нашем возрасте достаточно сказать что жива и на своих ногах) Будьте живы и здоровы!
В деревне никто не работал 1-го мая... все (или в большинстве) гуляли. На демонстрацию собирались с вечера - ветки с почками украшали искусственными цветами, утром - надували шары (бывшие большим дефицитом или жаль было денег на них) и всей семьей выходили из дома в парадных одеждах. Дети шли в школу. Родители шли на своё место работы, там формировались колонны, которые двигались к сердцу села - на площадь... с песнями и от чего-то хорошим настроением! По большому овалу общая колонна двигалась по площади. Когда какая либо организация приближалась к трибуне, её чествовали добрыми словами. Например : `Слава труженикам полей и ферм!`. Самой многочисленной колонной была школа. В репродуктор называли лучших учеников - отличников и сопровождающих нас - учителей. После демонстрации - детям свобода, а взрослым - гульба. Но мы - дети организовывали себя сами. Это был поход в лес, в горы - с сумкой с вареными яйцами, салом и молоком в бутылке. Запомнилось, что бутылка закрывалась самодельной пробкой из газеты. Не боялись никаких клещей... Если случалось, что цапнет - выкопаешь его и помажешь зеленкой (вечером). ещё зароилось в голове множество моментов из нашего детства, которые наверняка были и вашей жизни, друзья. Но однозначно - не работали (отвечаю на вопрос Вадима Ивановича). Был праздник - у каждого свой.
Вчера хоронили Сашу Дерендяева - моего ученика из первого выпуска, который состоялся 41 год тому назад. Саше , значит, на сегодня где-то 55 лет. В таком возрасте пошёл добровольцем на СВО. Мог бы, будучи прекрасным механизатором, технику на СВО ремонтировать, но пошёл на передовую штурмовиком. Правильным был очень. Настоящий патриот. Мама его Татьяна Арсентьевна так правильно воспитала. В классе, когда учился, был самым трудолюбивым и очень аккуратным: белая отглаженная рубашка, красный галстук - всегда, как на парад. Так жалко, что не увижу больше его никогда.(( В коллективе его звали Ленин - вот за просто так ТАК не назовут. Саша Кондратьев Работящий был человек. Это комментарий к моей заметке в `Одноклассниках`. Сегодня мне бывший агроном колхоза сказала: `На нём колхоз держался. Я даже не знаю, когда он спал. Днём на грузовой машине работал, на зернотоке оператором трудился, ночью сторожем в гаражах, параллельно машины ремонтировал.` И это не преувеличение - так и было! И честь, и совесть у людей есть. Никто никуда не побежал из деревень, в отличие от богемы, а многие пошли добровольцами на СВО. И я горжусь своими учениками.





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/