Государственное образовательное
учреждение Центр образования №133
Невского района.
Тема:
«Нетрадиционные формы урока».
Учитель биологии
Ермишичева Валентина Валентиновна
г. Санкт-Петербург
2016 г.
Тема работы: «Нетрадиционные формы
уроков».
Среди разнообразных задач, стоящих
перед учителем биологии, одной из важнейших остаётся повышение качества знаний
учащихся по предмету. Качество - это
уровень,
которому должны соответствовать знания и
умения учащихся. Запросы общества требуют от школы новых форм и методов работы.
Ученик должен учиться сам, а учитель осуществлять мотивационное управление его
учением, то есть мотивировать, организовывать, координировать, консультировать,
контролировать. Организовать процесс обучения в соответствии с современными
требованиями - непростая задача, требующая от учителя постоянного поиска и
самосовершенствования.
Данный
материал, содержащийся в данной статье, возможно, помогут учителям найти
какие-то новые пути организации процесса
обучения.
Нетрадиционные
формы урока используются для повышения эффективности образовательного процесса
по активизации познавательной деятельности учащихся с помощью различных форм
урока. На уроке целесообразно создавать проблемные ситуации, сочетать
репродуктивную и творческую деятельность. Следует применять натуральные,
изобразительные и словесные средства наглядности. Обучать строгой
доказательности суждений, что
способствует реализации развивающих функций уроков в системе.
Уроки можно
классифицировать по принципу ведущей дидактической задачи, особенностям
содержания и видам работы детей.
Цели:
*
разработка условий, способствующих самореализации
учащихся в образовательном процессе через нетрадиционные формы уроков;
*
повышение эффективности учебно-воспитательного
процесса;
*с
оздание условий для индивидуального подхода и
дифференциации обучения;
*использовать
для контроля воспроизводящей, тренировочной и творческой форм, позволяющих
выработать у школьников умение анализировать и обобщать изученный материал,
выделять главное и второстепенное, проводить сравнения и умозаключения, что
способствует развитию памяти, мышления и стремления к познанию нового;
*выявление
уровня усвоения учащимися системы знаний и умений, уровня познавательной
самостоятельности у учеников;
*выявление
уровня усвоения учащимися системы знаний и умений, уровня познавательной
самостоятельности у учеников; оценивание знаний и умений учащихся, выполняющее следующие функции:
----диагностическую
(измеряет усвоение учащимися нового
материала);
----обучающую (определяет, насколько наблюдается прирост
знаний, умений и навыков);
----
развивающую (во время контроля развивается память, речь,
мышление);
----
воспитывающую (на уроках контроля
реализуются устойчивые отношения, поведение, сотрудничество, ответственность);
----
корректирующую (процесс оценивания исправляет и поправляет,
если это необходимо).
Для
осуществления этого подхода используются идея игровых технологий, а также коллективный
способ обучения (КСО) или «организованный диалог».
При контроле знаний и умений учащихся
следует пользоваться следующими принципами:
*
принцип «
стимулирования занимательностью
(эффект удивления)»;
*
принцип
«знать, уметь и быть готовым творить»;
*
принцип
развивающего обучения;
*
принцип
создания успеха в обучении (…Человек никогда не преуспеет в
жизни, если однажды не познает успеха в чём-то для себя важном»;
*
психологический принцип рефлексии
: развитие умения
видеть сильные и слабые стороны своего учебного труда.
Среди
методов, которые могут помочь в осуществлении поставленных задач, важное место
занимают уроки-игры.
Например
,
урок-пресс - конференция
проводится в старших классах, как итоговый урок по запланированной теме.
Урок ролевой игры
в 11 классе на тему: «Космический
суд над Человеком». Обвинять следует Человека, называющего себя
венцом Природы, суд обвиняет Человека в совершении
преступлений против планеты Земля. Потерпевшими выступают Атмосфера, Океан,
Почва. Верховный космический суд представляют: Солнце, Луна, Звёзды.
Свидетелями выступают: Заповедник, Зубр, Лошадь, Снежный барс, Уссурийский Тигр.
Секретарём выступает Время. Суд подчёркивает остроту экологических проблем на нашей
планете и ответственность Человека перед Природой, как разумного существа. На
этом уроке у учащихся формируются понятия форм загрязнения, последствий
хозяйственной деятельности человека, методов и средств защиты природы. Такой
урок помогает формировать знания у детей об основных науках, изучающих взаимоотношения
организмов и среды, о биосфере как живой оболочке Земли и обмене веществ в ней.
Урок - аукцион
можно проводить в любом
классе. Он проводится в форме диалога. Очень удобно элементы аукциона
использовать на вводных уроках с целью выяснения уровня знаний учащихся или как
обобщающий урок (заключительный). Например, на вводном уроке по теме: «Птицы»
учитель начинает урок с вопроса: «Что вы можете рассказать о птицах, кроме
того, что они умеют летать? Учащиеся поочерёдно продолжают: Тело птиц покрыто
перьями», «Птицы могут летать, так как имеют крылья», «Есть нелетающие птицы –
это пингвины, страусы». После всех дополнений, учитель хвалит ребят за их
знания о птицах. Учитель говорит ребятам, что им уже многое известно о птицах,
но им предстоит конкретизировать знания,
углубить.
Уроки - раздумья
позволяют задуматься,
обсудить, попытаться объяснить сложные вопросы, которые пытаются решить учёные
всего мира: вопросы экологии, сохранения здоровья, новые методы лечения,
производство новых лекарств, трансплантации органов, проблемы медицинской
генетики. Это имеет большое воспитательное значение, так как обсуждаемые
вопросы тесно переплетаются с вопросами морали и нравственности.
Дети
очень
любят
урок-викторину,
где учитель может обобщить, конкретизировать и осуществить контроль знаний
учащихся по теме (играть могут от2-до 5 команд по5-6 человек).
Очень
эффективны уроки с элементами интеграции. Они способствуют выявлению межпредметных
связей, изучению предмета и явления с
различных позиций, глубине, новизне восприятия материала.
Урок-решение познавательных
задач
проводится как текущий или обобщающий
урок. Учащиеся должны научиться устанавливать отношения между новой и уже
известной информацией, связь теоретических положений с практикой, использовать
знания из различных разделов изучаемого предмета и смежных дисциплин. На таких
уроках учащиеся могут проверить свои знания, научиться объяснять новые факты,
явления и стремиться к новым знаниям. Их ребята могут получить через игру.
Игра «Кросс - вопрос
»!
(универсальная для любой контрольной работы). Учитель
начинает урок со стихотворения:
Все
на кросс! Все на кросс!
Начинаем
«Кросс - вопрос»!
Все
на старт!
По
ходу кросса будут разные вопросы,
Кто
на все ответит, тот-
путь до финиша найдёт!
Суть игры в том, что около
различных письменных заданий указано количество километров, которое «пробегут»
ученики, если они выполнят задания верно: чем сложнее задание – тем больше
километров «пробежка», обязательно
включаются и занимательные задания, но их километраж невелик. Оценки
выставляются всем ученикам ( в зависимости от количества километров, которые
они «пробежали» («5» получают
«добежавшие» до финиш, например, при
изучении темы «Птицы» провожу итоговую проверку знаний по вариантам:
1 вариант
·
Какие особенности строения яйца птицы связаны с её
размножением в наземной среде?
·
Почему скелет птиц лёгок?
Какое это имеет значение?
·
Установите
сходство в различии кровеносной и
нервной систем птиц и лягушки.
2 вариант
·
Можно ли птичье яйцо назвать яйцеклеткой? Почему?
·
Почему дыхание птиц называют двойным?
·
Каковы характерные особенности внешнего и внутреннего
строения птиц в связи с их приспособлением к полёту?
3 вариант
*Как птицы заботятся о своём потомстве? Каково значение этого
явления?
*Какие черты внешнего строения птиц указывают на их родство с
пресмыкающимися?
*Расскажите о приспособленности птиц к сезонному явлению в природе – гнездованию.
Каково его значение в жизни птиц?
4 вариант
*Как птицы приспособлены к жизни в степях и пустынях?
*Почему у большинства птиц зрение и слух лучше, чем обоняние?
*Как птица дышит в полёте и сидя на ветке? Почему птицы в
полёте не задыхаются?
5 вариант
*Почему температура тела не зависит от температуры окружающей
среды?
*Какие особенности скелета птиц обеспечивают полёт?
*Расскажите о приспособленности птиц к сезонным явлениям в
природе – кочёвкам и перелётам.
6 вариант
*Какие примеры вы можете привести для доказательства разнообразного
и сложного поведения птиц?
*чем различается обмен веществ у птиц и пресмыкающихся? Какое
это имеет значение?
* Ласточек и стрижей относят
к разным отрядам. Как объяснить сходство в их строении?
(Ребята выбирают
вариант самостоятельно).
Игры: «Крестики - нолики
».
* Учитель каждому ученику
называет изученное семейство цветковых
растений;
*Ученики записывают после
слова «семейство» в зачётный лист.
* Затем раздаются листы со списком из 16 признаков:
1
. Стебель с узлами и междоузлиями.
2
. Формула
цветка: О3+3Т3+3П1
3
.
Плод зерновка.
4.
На корнях - клубеньки, в них живут бактерии.
5
. Плод – ягода или коробочка.
6. Параллельное или дуговое жилкование
листьев.
7.
Формула
цветка
: Ч4Л4Т4+2П1.
8.
Плод стручок или стручочек.
9.
Стебель – соломина.
10
. Соцветие кисть.
11.
Соцветие початок, султан, сложный колос и т.д.
12 Плод
боб.
13.
Мочковатая корневая
система.
14.
Строение цветка: 2 цветковых чешуи, 2 цветковых плёнки, 3 тычинки и 1
пестик.
15.
Формула цветка: Ч(5)Л
1+(2)+2Т(9)+1П1.
«Слабое звено», «Мозаика», «Домино», «Биологический тайник» (по теме: «Простейшие и Кишечнополостные»), «Слушай,
не зевай» (по теме: «Ткани растений»), «Морской ветер» (по теме: «Цветок.
Соцветия. Плоды»).
Цель этой игры
:
проверить
знания о генеративных
органах растения и умения находить на модели части цветка,
распознавать
на гербарных листах соцветия, сравнивать их, узнавать
на рисунках сухие и сочные плоды,
показывать
на таблице составные части
семян, сравнивать семена.
Уроки-экскурсии в природу
- знакомят учащихся не
только с природными объектами и явлениями, но и с историческими местами,
заповедниками, заказниками, оранжереями.
Искусством садово-паркового диза
йна
,
влияние экологических факторов на живые организмы. Знакомство с парками,
садами, скверами города (автобусные или пешие экскурсии).
Уроки – конкурсы и
уроки – турниры
дают учителю возможность организовать доскональное
повторение и проверку знаний ребят. У учащихся развиваются умения слушать,
задавать вопросы, вести диалог, корректно отстаивать свою точку зрения. Опрос
могут вести не учитель, а сами ученики.
На
этих уроках учитель создаёт условия для проверки знаний и умений учащихся по
изученной теме, не вызывая у детей излишнего волнения.
«…В сотрудничестве ребёнок
оказывается сильнее и умнее, чем в самостоятельной работе, он поднимается выше
по уровню интеллектуальных трудностей, разрешаемых им. Есть возможность перехода от того, что
ребёнок умеет, к тому, что он не
умеет…»- Л.С.Выготский, психолог.
Данная
форма работы позволяет не только включить детей в активную познавательную
деятельность, но и развивать логическое мышление, ассоциативную память учащихся
и коммуникативные умения и навыки. А также стимулировать интерес не просто к
предмету биологии, но и к окружающему
миру.
Основная
цель современной школы состоит в том, чтобы создать такую систему обучения,
которая обеспечивала бы образовательные потребности каждого ученика в
соответствии с его склонностями и возможностями. Среди разнообразных
задач, стоящих перед учителем биологии,
одной из важнейших остаётся повышение качества знаний учащихся по предмету.
Запросы общества требуют от школы новых
форм и методов работы. Основная цель моей работы состоит в том, чтобы создать
такую систему обучения, которая обеспечивала бы образовательные потребности
каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.
Государственное
бюджетное общеобразовательное учреж Тэги:
биология