Сказка – дорога
познания!
Стоит прочитать и понять!
Новая статья моего друга – Ани Бену:
« Зашифрованный
язык русских сказок. Тайны волшебного клубочка, прялки, печки... Как сказкой
открывать дорогу познания самих себя.
Для того, чтобы уметь интерпретировать символы русских
сказок, необходимо понимать значение
предметного мира древних славян, обрядов и традиций.
Так, познавая символику народного костюма, его
космологический характер, его обереги-заповеди, становится понятным, какую
рубаху сшила царевна-лягушка царю. Применяя знания о трехчленном делении избы,
где крыша - небо и голова человека, сруб - четыре стороны света и тело
человека, подпол - мир загробный и ноги человека, можно прийти к выводу, что
Емеля возлегает и путешествует на печи – сердце дома. Отсюда и качества Емели -
щедрость, любовь, доброта, бескорыстие, забота о других, а вовсе не лень, как
принято сейчас интерпретировать.
Архетип людей, живущих в России - это не Емеля-лентяй, а
человек любящий, заботливый, умеющий мечтать, стремящийся к развитию - путь
Емели от темной избы до дворца и управления своим новым миром вместе с царевной
- в конце сказки. Кем бы мы ни были, если мы родились и живем в России, нужно
любить эту культуру и самих себя. Я часто встречаюсь с нелюбовью российского
современного человека к самому себе. Каждый народ гордится своим прошлым, своей
историей, традициями, мудростью и уважает себя. Обращаясь к русским сказкам,
можно почерпнуть и любовь к себе и самоуважение.
Опираясь на символику прялки, становится понятным значение
волшебного клубочка и пряжи, серебряного донца и золотого веретенца. Почему
клубочек - волшебный и приводит героя к источнику зла - смерти Кощея? Прялка
отражала космогонические представления древних славян, где солнце, рождаясь из
наднебесного высшего мира, согревает мир земной и совершает путешествие в мир
загробный, замыкая круг. Кудель привязывали к вершине прялки, т.е. к миру
небесному и спускали оттуда нить, свивая ее символически из света, из небесной
влаги.
Таким образом клубочек - это нить мудрости, спущенная с
неба, ведущая к познанию самих себя.
Как писал Сергей
Есенин, исследуя символику орнамента, русский человек, встав рано утром и
умывшись водой, прикладывал к лицу полотенце с вышитым на нем древом жизни, напоминая
себе, что в конце этого дня он, подобно этому мировому древу, должен принести
плоды своих рук и шишки своих дум.
Орнамент костюма и утвари любого древнего народа несет в
себе космогонию, целый рассказ об окружающем мире и способе гармоничного бытия
в нем.
В славянской культуре символ имеет понятие оберега.
Символами украшали все, чем пользовались и где жили. Это «изба-храм», как
называл ее Сергей Есенин, а ее обереги – «избяными заповедями». Конь на крыше,
петухи и розетки на ставнях и фронтоне избы – символы солнца и его лучей.
Матица – символ млечного пути, волнистые линии – воды и дождя, ромбы с точками
– символы засеянного поля. Крыша является символом неба, сруб – мира земного с
четырьмя сторонами света, подвал – мир подземный. Так изба отражала
представления о мире, была целым необъятным космосом. Изба – человек. Крыша
избы – голова, сруб – тело, печь – сердце, подпол – ноги. Еще один персонаж,
связанный с печкой - баба Яга.
Почему она стремится
поместить героев в печь? Печь в русской традиции это и сердце и лоно матери. В
старину, если младенец рождался недоношенным, больным, его обмазывали тестом
-символом солнечных лучей, и помещали на лопате для выпечки хлеба в теплую
печь, а когда вынимали - считалось, что он переродился здоровым, допекся. Яга
стремится перепечь, переродить героев, усадив на лопату и поместив в печь.
Однажды на семинаре, посвященном символизму сказок и мифов,
я рассказала про обряд перепекания младенцев в русской традиции. И одна женщина
поделилась своей историей:
- Мой дедушка родился
болезненным, с врожденным пороком сердца. Врач сказала, что младенец не
выживет. Но мама дедушки несколько раз повторяла с ним обряд перепекания -
обмазывала тестом и помещала в теплую печь, а потом вынимала. И он не только
выжил - всю Великую Отечественную войну прошел
и прожил 85 лет.
Почему череп с тына бабы Яги помогает Василисе? Обнаженный череп – символ смерти. А
так как при жизни в его лоне живет мозг, то это символ смерти разума. Череп со
светящимися глазницами - это символ смерти обыденного мирского разума. Свет же
во многих культурах символизирует знание, дух, свет истины. Недаром говорит
пословица: «Знание – свет, неведение – тьма». Происходит замена смертного
ограниченного сознания сознанием
неограниченным. Василиса возвращается от Яги с обновленным сознанием,
способным трансформировать свой мир. Поэтому негативные начала - мачеха и
сестры, носители зависти, лени, злости, мести - исчезают.
Все предметы быта несли в себе рассказ о мире: вышитые
полотенца и коромысла, сундуки, валики для стирки белья, прялки, костюм,
постельное белье, занавески, дорожки тканых ковров.
«Как же мне, старцу
Старому не плакать.
Как же мне, старому, не рыдать:
Потерял я книгу золотую
Во темном бору,
Уронил я ключ от церкви
В сине море».
Отвечает старцу господь бог:
«Ты не плачь, старец, не вздыхай,
Книгу новую я вытку звездами,
Золотой ключ волной выплесну».
Приводит народные слова Сергей Есенин в своем
произведении "Ключи Марии" - исследовании корней русской культуры,
сетуя на то, что утерян символический язык «избяных заповедей»,
космогоническое, сакральное значение орнамента, одежды и утвари – всего
созданного руками человека предметного мира, несущего сказания о вселенной и
смысле бытия.
В сознании древнего человека любая созданная им вещь несла в
себе смысл, миф о сотворении мира, о цели и смысле жизни его самого в этой
безграничной вселенной. Круги, кресты, ромбы, зигзаги, покрывающие глиняные
горшки или деревянные изделия отражали космос – солнце и круговращательное
движение, стороны света, смену времен года, мифологическое отделение света от
тьмы и т.д. Предметный мир, миф и сказка
были неотделимы друг от друга, являясь наставлениями, духовной грамотой о
способе гармоничного и счастливого бытия в этом мире. Линии орнамента, вышивка
костюма, занавесок, полотенец, резьба покрывающая утварь и стены дома,
архитектурные элементы избы, устное творчество – фольклор, сказка, миф – все
это древняя молитва, письмена мудрости, напоминание о праведной и плодотворной
жизни.
Сундуки, наличники на окнах, валики для стирки белья и т.д.
– все украшалось символами солнца, воды и земли, напоминая, как
человек должен жить – по законам солнца,
т.е. добра, истины, привнося в жизнь чистоту ума и души, отраженные в
символах воды, и в конце каждого дня приносить
прекрасные плоды своих рук. Таким образом, любая вещь была не просто
произведением декоративно-прикладного искусства, но и несла в себе целую
философию.
Изделия декоративно-прикладного искусства Древнего мира можно назвать молитвой и мудростью,
запечатленными в трехмерной форме, несущей прикладное назначение.
Если перевести язык
древних на наш современный, то на каждой вещи окружающего нас мира – на мебели,
посуде, одежде, на полу, оконных рамах, на домах, дорогах, машинах, витринах, -
везде мы бы видели надписи: «помни о вечном», «стремись к мудрости», «будь
справедливым», «люби и дари любовь»,
«будь плодотворен», «стремись к чистоте души»…
«Вся наша жизнь есть
не что иное, как заполнение большого, чистого полотна рисунками». ( Есенин С.
Собрание сочинений в двух томах. Гл. Быт и искусство. М., 1991).
Это стремление к гармоничному бытию в окружающем мире отражено не только
символами предметного мира, но и заповедями мифа и волшебной сказки,
выкристаллизовавшими в течение тысячелетий мудрые наставления-законы. Знание
символики оберегов предметного мира и сказки раньше не были разделены, как это
мы видим сейчас по вполне понятным причинам - предметный мир ушел в прошлое и
изучают его только специалисты. А сказки остались с нами.
Читая мифы и сказки, мы отождествляем себя с главными
героями, особенно к этому склонны дети.
Сказки дают молодому сознанию веру в безграничные возможности, способность
побеждать чудовищ - преодолевать чудовищные трудности, дают напутствия к
праведной жизни, непрерывное стремление к новым подвигам и открытиям, сказки
открывают перспективу развития и путь счастья. Вспоминая народную поговорку:
"Без царя в голове", становится понятно как это важно жить с царем в
голове, значит быть хозяином своих проявлений и своей жизни. А если "без
царя в голове", то в народе добавляли еще поговорку "крыша
поехала", происходящую из тождественности дома и человека.
После прочтения
сказки или мифа, задайте детям вопросы о том, где живет добро, а где зло, кто
такой главный герой, прекрасная царевна и дракон – и вы увидите, как многолико
выскальзывают из подсознания, разбуженные этими вопросами древние архетипы,
извечные символы, присущие каждому человеку.
Сказки говорят о нас самих и о нашей жизни. Но символы сказочно-мифологических миров в них
зашифрованы – «Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит, там, на
неведомых дорожках следы невиданных зверей, избушка там, на курьих ножках стоит
без окон, без дверей…»
Это леший наших
заблуждений на неизведанных дорожках поиска смысла в лесу познания, это русалка
наших чувств, манящая погрузиться на дно души-психеи за жемчугами любви и
перламутром одежд радости и боли, это избушка нашего сознания, мечтающего
взлететь над обыденным…
В сказках
пульсирующим ритмом бьются сценарии нашей жизни, где высшее начало – Жар-птица,
царь – разум, Кощей – пелена заблуждений, Василиса Прекрасная – душа…»
https://snob.ru/profile/30157/blog/111360
С Любовью,
СЕ