Наша газета ведет прямой репортаж с онлайн-конференции.
Вопрос от заместителя председателя Общественной палаты Александра Русакова:
- Качество российского образования - постоянная тема. В данном случае имею в виду обучение в филиалах вузов. Создается ситуация напряженности и есть ощущение, что качества падает. Планируется ли политика жесткой аккредитации? И в случае признания таких вузов неэффективными, какие меры будут приниматься?
Ольга Васильева:
- Вузовское образование – важнейшая тема. Прилагательное «жесткий» в отношении высшего образования не стоит употреблять. Нет цели закрывать филиалы. Нет плана сокращения. Будет рассматриваться каждый отдельный случай. Существуют критерии оценки качества работы филиалов. Мы будет руководствоваться законом, позицией учредителя и тем, нужен ли вуз на данной территории. Все мониторинги открыты, любой гражданин может посмотреть, какова ситуация.
Председатель комиссии «Детство» Диана Гурцкая:
- Ольга Юрьевна возглавляет рабочую группу по образованию инвалидов, и мы рады вашему назначению, так как более понимающего в инклюзии человека нельзя найти. Недавно утвержден комплексный план и поручена разработка уроков доброты, которые инициировала Общественная палата... Расскажите более подробно о планах в области коррекционного образования, пожалуйста.
Ольга Васильева:
- По уроку доброты были разработаны методические рекомендации, он пройдет по всей стране.
Одно из приоритетных направлений для меня - инклюзивное образование. Я знаю все эти проблемы, и сделаю все возможное, чтобы сфера образования для детей с ОВЗ развивалась. Уже сделано много. Создан межведомственный план. Внесены изменения в Закон «Об образовании в РФ», реформированы психолого-медико-педагогические комиссии, разработаны учебные пособия и система повышения квалификации. Через год будет конгресс дефектологов. Такого не было уже давно. и я думаю, мы услышим о больших успехах в этом направлении. С 1 сентября вводятся ФГОС для детей с ОВЗ. Эти стандарты требуют очень серьезной подготовки, прежде всего, материально-технической и кадровой. Политика Министерства образования и науки РФ направлена на вариативность образования детей с ОВЗ. Параллельно мы сохраним сеть специальных школ и классов и будем ее развивать. С этого года в реализацию программы «Доступная среда» включены школы, детские сады и организации допобразования.
Вопрос от жителей деревня Островцы (Московская область):
- У нас новый микрорайон, 80 процентов - семьи с детьми. Застройщиком были предусмотрены строительство детского сада и школы. Ничего пока не сдано. А теперь выясняется, что сад будет не муниципальным, а частным.
Ольга Васильева:
- В середине июля этого года прошло совещание с застройщиком. Будет переход детского сада в муниципальную собственность. Принято решение. Застройщики до 1 декабря введут его в эксплуатацию. И все дети района будут посещать это детский сад.
Вопрос от Общественной палаты Краснодарского края:
- Какие вы видите в ближайшем будущем задачи общества «Знание»?
Ольга Васильева:
- Задачи прописаны в целях общества. Был указ Президента России. Основная задача - просвещение. Будем поддерживать просветительскую деятельность общества «Знание».
Прозвучал пример – как губернатор Сахалинской области мотивирует граждан жить на Курильских островах - субсидирует процентную ставки на ипотеку 0 процентов. Звучит заманчиво…
Ольга Васильева:
- Это яркий пример. Наверное, должна быть программа сродни программе «Земский доктор». Молодые учителя спрашивают, как найти себе поддержку? Они готовы ехать в малые города и сельскую местность. Какая у нас оказывается поддержка? Сегодня впервые сравнялись в процентном соотношении доля молодых учителей и доля учителей с большим стажем. Программа по поддержке молодых учителей есть. На селе молодые учителя поддерживаются подъемными в размере 20-25% от зарплаты. Выделяется земля или квартиры... Сами молодые учителя подчеркивают: везде есть наставничество, им помогают взаимодействовать с администрацией школы, с коллективом, адаптироваться в школе. Программа поддержки наставничества по регионам реализуется, наставничество - это наиболее важный момент. Закон «Об образовании в РФ» гарантирует учителям на селе компенсацию по ЖКХ. Планируется съезд сельских учителей, где будут обсуждаться все проблемы.
Вопрос из Калужской области:
- В Ульяновском районе закрывают школу в деревне. Для дальнейшего обучения детей буду возить в райцентр, но выделенный автобус будет забирать детей далеко от школы, место сбора обучающихся не оснащено остановкой, дети стоят под открытым небом, а потом едет по неосвещенной дороге, К тому же так нет тротуара, все идут по проезжей части. Просим помочь!
Ольга Васильева:
- Спасибо аз совершенно конкретный вопрос. По нашему запросу администрация Калужской области проинформировала, что все нарушения будут устранены, будет оборудован павильон для ожидания, а также разворот на дороге. Осталось дождаться выполнения и проверить, что будет сделано.
Вопрос от Общественных палат Ульяновской и Вологодской областей:
- Существует программа школьный автобус, но нет планов ее развития. Как будут обстоять дела в 2017 году?
Ольга Васильева:
- С 2017 года нельзя перевозить детей на автобусах, которые находятся в эксплуатации больше 10 лет. Будет обновление парка автобусов. В июле этого года такое решение принят премьер-министр Дмитрий Медведев. 3 млрд рублей выделено на обновление парка автобусов. И такая же сумма запланирована на 2017 год. Приобретено 8700 единиц техники.
Вопрос из Общественной палаты Тамбовской области:
- Рассматривается ли проблема увеличения штатной численности сельских школ за счет учителей допобразования, если в данном населенном пункте нет организации допобразования?
Ольга Васильева:
- Это вопрос активно прорабатывается. Созданы все нормативные возможности для реализации дополнительного образования не только на базе организаций допообразования, но и на базе школ, музеев и вузов. Значительно увеличилось в последнее время число кружков, организованных на базе школ. Это удобно для родителей, так как ребенок находится в школе и во второй половине дня. Здесь очень важны кадры. Все условия для реализации допобразования на базе школ созданы. И учредители теперь могут создавать такие подразделения.
Работает трехлетний проект Минобрнауки РФ по оказанию помощи регионам – это более 1 млрд рублей ежегодно. И он уже дает свои результаты.
Ольга Васильева о ЕГЭ:
- Мы знаем, что в неурочное время ведется подготовка ребят к ЕГЭ. Мы должны сначала посмотреть, что происходит, и понять, что изменить. Внеурочное время – время, предназначенное для формирования человека, а не для натаскивания на ЕГЭ. Главная задача учителя - быть в постоянном контакте с ребенком, вы для него пример.
Вопрос:
- Не пора ли вернуть школам СССР? Вернуть школам огороды? Вывозить школьников на заводы?
Ольга Васильева:
- Я считаю, что учащиеся должны заниматься общественно-полезной деятельностью и расширять свои профессиональные навыки. Уже разработана концепция преподавания предмета «Технология», и там есть направление «Сельское хозяйство». Пожалуйста, возвращайте. В концепции есть для этого все возможности. Предполагается развитие агроклассов, лесничеств…
Вопрос:
- Привлечение родительской общественности к реализации образовательных общественно значимых инициатив находит поддержку. Что будет в новом учебном году?
Ольга Васильева:
- Есть хорошая традиция – проводить Всероссийское родительское собрание. В этом году оно пройдет 30 августа. Будут обсуждаться проблемные точки. Хочу сказать всем родителям – вы можете задать любой вопрос на сайте Минобрнауки РФ. Ежегодно проходит конференция «Школа одаренных родителей». Есть важный проект «Моя родословная».
А вот про `натаскивание` на ЕГЭ я не согласна. Слишком поверхностное понимание предмета. Не стоило министру с ЭТИМ спешить - не блох ловит.)))