Содержание школьного образования: к лучшему ли перемены? - Игорь Витальевич Олин
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ













 МАТЕРИАЛЫ
 ▫ История. Всё что люблю
 ▫ История живописи
 ▫ История литературы
 ▫ Люди: великие и обыкновенные
 ▫ Интересные страницы
 ▫ Вятский край
 ▫ История русской культуры
 ▫ Историческая мозаика
 ▫ Презентации
 ▫ Вопросы истории. Личное мнение
 ▫ Уроки и внеурочные мероприятия
 ▫ Рабочие программы 9-11 класс
 ▫ История России. 8 класс
 ▫ Мероприятия
 ▫ Материалы к курсу всеобщей истории (10кл)
 ▫ Материалы к курсу всеобщей истории (11 кл.)
 ▫ Готовимся к экзаменам
 ▫ История
 ▫ Обществознание
 ▫ Любимые стихи
 ▫ Е.Евтушенко
 ▫ В.Высоцкий
 ▫ Э.Асадов
 ▫ А.Ахматова
 ▫ Любимые притчи
 ▫ Любимая музыка
 ▫ Классическая музыка
 ▫ Лучшая инструментальная (современная) музыка
 ▫ Музыка из кинофильмов
 ▫ Авторская песня
 ▫ А.Пахмутова. СССР - любовь моя
 ▫ Музыка телевидения СССР
 ▫ Самые трогательные композиции
 ▫ Рок. Любимое
 ▫ Станислав Пожлаков. Великий мелодист
 ▫ Любимые цитаты
 ▫ Публицистика и эссе
 ▫ Фотоэкскурсии
 ▫ Пермский краеведческий музей
 ▫ Нижегородский кремль и окрестности
 ▫ Дивеево
 ▫ Арзамас (проездом)
 ▫ Болдино
 ▫ Вятский край
 ▫ Пенза
 ▫ Нижний Новгород
 ▫ Памятки по дидактике
 ▫ Разное
 ▫ Полезное (может быть)
 ▫ Детство-2030
 ▫ Смешная политика
 ▫ Блог: личное мнение
 ▫ Школа сегодня
 ▫ Реформа школы
 ▫ Учитель и общество
 ▫ О современном уроке




















Конкурсы


Конкурсы не выбраны









Игорь Витальевич Олин


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Игорь Витальевич Олин / Блог / Содержание школьного образования: к лучшему ли перемены?


ЗАПИСЬ #811

КОММЕНТАРИИ (2)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


30 июня 2016, 05:17, автор - хозяин блога
Игорь Витальевич Олин

Содержание школьного образования: к лучшему ли перемены?

В конце 90-х годов, ориентируясь на конституционное положение, что в РФ обязательным является не среднее, а основное общее образование («девятилетка»), была проведена грандиозная реформа содержания многих школьных предметов, значение которой до сих пор не оценено. Вместо линейной системы обучения были введены так называемые концентры: материал, который ранее изучался, к примеру, с 5 по 11 класс, стал изучаться с 5 по 9 класс. Его уплотнили (ранее в истории 20 век изучали в 10-11 классах, теперь в 9; в 9-м стали изучать органическую химию, которая раньше тоже была уделом старшей ступени обучения и т.д.). Это породило серьёзные учебные перегрузки детей. Учителя стали жаловаться на непосильный темп: «Пример изучения литературы в 9 классе: Блок - 1 час, Есенин - 1 час, Ахматова - 1 час, `Серебряный век` - 1 час (!) и т.д. Если раньше роман `Евгений Онегин` изучали 8ч, то сейчас - только 2ч. Когда разговаривать с детьми? Когда полюбить читать в этом конвейере тем?». Тогда, кстати, стали популярны опросы молодёжи, например, по поводу знаний о Великой Отечественной войне. А что о ней можно было знать, если на изучение этой темы в 9-м классе выделялось 3-4 часа?

Ситуацию усугубил внедрённый в образование и доведённый до абсурда бюрократический формализм. Некий инспектор Рособрнадзора сегодня приезжает в школу, просматривает классные журналы и сверяет наименования тем с позициями государственного стандарта. Не дай бог, учитель выпустил какое-то слово – следует страшный вывод о «невыполнении» стандарта. Скрупулёзно проверяется соответствие почасового календарно-тематического плана его реализации, отражённой в классном журнале. Если в наше время мы могли каждый сентябрь быть занятыми на уборке картофеля, то сегодня пропуск 2-3 уроков – грубейшее нарушение и трагедия. Но так как учитель и дети – не роботы, они, случается, болеют, могут в тот или иной день оказаться под воздействием глубоких позитивных или отрицательных эмоций, могут освоить тему быстрее или, наоборот, медленнее, соблюсти план от точки до точки практически невозможно. Поэтому у нас повсеместное несовпадение записей в классных журналах и реального содержания уроков. Вроде бы мелочь, но она фатальна. Все погрязли в малой и при этом всеобъемлющей лжи. Но когда все врут, трудно утверждать, что система функционирует нормально.   

    

Международные исследования, направленные на изучение уровня подготовки школьников и выпускников, показывают некоторое отставание России от развитых стран (хотя не всегда и не везде, так Россия в лидерах по обучению чтению в начальной школе). Ориентироваться на них, наверное, разумно, соответственно предпринимать те или иные шаги по улучшению положения.

Казалось бы, у нас дошли до главного. Постепенно пришло понимание, что главенствующий в школе предметоцентризм – вчерашний день, что в жизни важны не только и не столько знания  по конкретному предмету, а общеучебные (метапредметные) умения и навыки, что в процессе обучения надо особое внимание уделять элементам, влияющим на личностное развитие ребёнка. Введение новых стандартов (ФГОС) – одна из крупных реформ, которая воспринимается положительно, несмотря на многочисленные безобразия в ходе реализации. Там много ценного и органично принятого учителями.   

Но, на мой взгляд, плоды этой кропотливой системной работы теряются под ударами, продиктованными сиюминутной конъюнктурой. Сейчас поясню примером, что я имею в виду.

         В одной из своих программных статей 2012г. президент Путин писал: «Гражданская задача образования, системы просвещения – дать каждому тот абсолютно обязательный объем гуманитарного знания, который составляет основу самоидентичности народа. И в первую очередь речь должна идти о повышении в образовательном процессе роли таких предметов, как русский язык, русская литература, отечественная история». Хорошо, красиво сказал. Но вот Олимпиада в Сочи, которая выбрана объектом для демонстрации единения власти и народа, достижений власти – и в начальной школе посреди учебного года распоряжением сверху из каждого класса от литературного чтения отняли по часу на физкультуру, в старших классах пострадал школьный компонент (в отсутствие спортзалов дети или бегали по коридорам, или, чаще, сидели в кабинетах с учебниками физкультуры). Надо уважить РПЦ, настойчиво претендующую на присутствие в светских школах, ввели в 4кл. «Основы религиозных культур и светской этики», отобрав у литературы ещё час.

         Самостоятельность школ при определении того, чему и как учить, была сведена к минимуму. Трудные 90-е годы дали России целый пласт инновационных, авторских, уникальных учебных заведений (и у нас на Вятке: ФМЛ, КЭПЛ, ВГГ, ЛЕН и т.п.), а в теперь уже долгие годы ничего подобного не рождается. И так будет продолжаться, пока вопросы содержания образования будут определять исключительно чиновники, имеющие на несогласных педагогов кнут в виде диких штрафов и отзыва аккредитации. 





ОБСУЖДЕНИЕ


Надежда Борисовна Арефьева2016-06-30 10:22:14 - Надежда Борисовна Арефьева
Вернуть советское образование!
Валентина Вениаминовна Королева2016-06-30 21:47:03 - Валентина Вениаминовна Королева
Согласна с вами во многом, Игорь Витальевич! Бюрократического формализма хватает, еще как!
Третий урок физ-ры в кабинете вместо спортзала -это дурдом. Настойчивое желание церкви внедриться в школу - это тоже...

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Еще и угрожает😒😒😒
Ну , значит здесь без хокку не обойтись! Понравилась картина! А в авторстве вы уверены, Нина Николаевна? https://stihi.ru/2023/12/01/1065?ysclid=lvk47ksz184387258 Нашла подробности Рама картины специально была создана для `Японки`. Она выполненна по индивидуальному заказу художника, там и драконы и цветы и их сложное переплетение говорит о мастерской работе резчика и завораживает своим дивным рисунком. Раньше рама была одета в розовый шелк, подчеркивающий необыкновенность произведения. Японка. 1903. Севастопольский художественный музей им. М.П.Крошицкого
6769308-a3949665 Валентина Васильевна! Пусть постучатся К вам в дверь Хорошие вести, И здоровыми станут И душа, и тело, А поможет в этом ЛЮБОВЬ и ВЕРА.(с)
Растения многое умеют. Скошенный одуванчик не только вырастет вновь, но и успеет расцвести, созреть и рассеять свои парашютики. Деревья сами врачуют свои раны. Человеку многому надо научиться у природы. Всё это у него впереди: он же ещё очень молод. В связи с Вербным воскресеньем желаю здоровья, благополучия Вам, Нина Николаевна, и вашим близким.
Нет, не цвести уж цветам поздней осенью!* Бутонам нежным в заморозки не дано народиться... Ничего нет печальней любви с проседью Хрупкого, подёрнутого инеем времени сердца... ________________ 15 Января 2009 года Эросс Жорж ...не цвести цветам поздней осенью!* - фраза из заключительной части рассказа Антона Павловича Чехова `Цветы запоздалые`. Спасибо, Алиночка! Благодарна за внимание!
https://www.youtube.com/watch?v=-C5dFgJuXKg Н.Носков. Романс Мне грустно на тебя смотреть 6813526-a151550





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/