Красноярские выпускники продолжают сдавать единый госэкзамен. Основная волна
ЕГЭ уже завершилась. Остались резервные дни сдачи экзаменов для тех, кто не смог их написать раньше по уважительной причине, или у выпускника в один день выпало два экзамена по выбору, например, информатика и история. Последний резервный день в этом году – четверг, 30 июня. А в министерстве образования Красноярского края озвучили результаты самого массового ЕГЭ по выбору – обществознания.
- Обычно обществознание выбирают больше половины человек, зарегистрировавшихся в региональной информационной системе для сдачи ЕГЭ, - поясняют в ведомстве. - В регионе эту дисциплину для сдачи выбрали около 8 тысяч человек (50%). Итак, свыше 80 баллов за экзамен в крае получили 243 человека. Два выпускника выполнили работу на 98 баллов, еще два человека получили 96 баллов.
Поскольку основные испытания позади, ученики и учителя обсуждают, как прошел ЕГЭ в этом году. Педагоги делают выводы, - как соблюсти все правила, и в то же время уменьшить стресс, который переживают дети. Об этом мы поговорили со Светланой
Васильевой, учительницей русского языка и литературы средней общеобразовательной школы в одном из городов Красноярского края. Ее рассказ будет полезен для тех, кому предстоит сдавать экзамен в следующем году, - ведь в официальных материалах таких «практических» тонкостей нет.
Светлана – организатор в аудитории ППЭ (пункта проведения экзамена). Скажем сразу, - моя подруга. Поэтому и разговор получился откровенным, только с одним условием:
- Хочешь, публикуй. Только имя мое не называй и город. Даже, если город назовешь, то не представляешь, как тут начнут копать. Всех на уши поставят. Хотя… Ничего такого «криминального» я тебе и не рассказала. Такое ведь везде, в любой школе, все четко по разработанной инструкции.
Приходим мы утром на экзамен, сумки, телефоны, да абсолютно все оставляем в спортзале. Дети свои вещи тоже там оставляют. В ППЭ с собой ничего проносить нельзя, а спортзал, считается, это еще не сам пункт проведения экзамена. С собой дети могут взять только две ручки, паспорт – обязательно без обложки и, если сдают математику, линейку. Не треугольник или транспортир какой-нибудь, а только линейку! Мы можем взять с собой тоже только паспорт, но нам можно обложку с него не снимать, и очки, кому нужно, но без футляра. Все! Даже воду в бутылке с собой проносить нельзя, никаких шоколадок. Мало ли что там в обертке?! Детей проверяют металлоискателем, педагогов – нет почему-то.
Все заранее проверяется, двери опечатываются. Даже шкафчики, где моющие средства хранятся, всевозможные кладовки, запасные выходы… А вот в кабинетах, где идет экзамен, наоборот, двери закрывать нельзя. И, если ребенок выходит в туалет во время экзамена, его сопровождают, и ждут. Он может закрыть за собой только дверь в кабинке.
Почему учителя не могут подбодрить ребенка
- Когда ребенок закончил писать ЕГЭ, сдал работу, выйти из ППЭ, из школы в общем, он тоже может только в сопровождении. По коридору его ведет один педагог, на лестнице встречает другой… Проводили одного ученика, второй выходит – бежим за ним. Это даже физически очень тяжело – побегай так, когда ребята начинают массово выходить! Поэтому на лестницы обычно ставят физруков.
Вообще, когда нас инструктируют по проведению ЕГЭ, то всегда первым делом говорят: «Учитель должен создавать на экзамене атмосферу доброжелательности по отношению к ребенку». Как?! На экзамене, если ребенку что-то непонятно по процедуре, я не имею права к нему даже наклониться, не могу с ним разговаривать. Могу только пальчиком указать, в какую строку ему вписать свои данные. В аудитории не рекомендуют даже улыбаться! Я должна стоять строго лицом к одной из камер и не дай бог прикоснуться ребенку! Увы, естественное желание приободрить ребенка, прикоснуться к плечу, улыбнуться, зарубается на корню. Почему? Я ведь все равно не помогу одиннадцатикласснику решить его задания. Как учитель гуманитарной дисциплины я могу работать на ЕГЭ только по математике, физике…
Нам откровенно жалко детей. Но положение, как говорится, обязывает. За любое действие не по инструкции организатору может грозить штраф. Говорят, штраф – 50 тысяч. При наших-то зарплатах. Кому платить захочется? Поэтому боимся лишний шаг сделать. Но самое главное, что от наших неверных действий ребенок пострадать может! Это тебе штраф, а ему экзамен аннулируют и все – считай, поступил.
- А сами дети часто жалобы пишут?
- В нашей школе апелляций не помню. Хотя, знаю, некоторые педагоги специально учат детей: «Если чувствуешь, что плохо написал ЕГЭ, ищи любую возможность подать апелляцию по процедуре проведения, чтобы была возможность пересдать». В результате рассказывают, что дети пишут: «Мне мешал сосредоточиться стук каблуков…». Мы их на экзамены и не надеваем теперь. Конкретно у нас был инцидент только один раз, на английском. Девочка сказала, что ей не нравится качество записи на «говорении». Чем не нравится, что там плохо? Объяснить толком не могла. Организатор говорит ей: «Хорошо, тогда сейчас напишешь апелляцию и будешь пересдавать». (Апелляция пишется сразу после экзамена. Если ребенок вышел из кабинета, она уже не принимается). «Как пересдавать?! Нет, не надо апелляцию» - заволновалась тогда девочка. Она не поняла: думала, что напишет жалобу и где-то там комиссия скрупулезно изучит работу и накинет дополнительные баллы.
«Говорение» на английском - особая тема
- Запускается программа, дается 15 минут на выполнение заданий. Вопрос на экране, минута или полторы на подготовку и… пошел отсчет времени «5,4,3,2,1..» - ребенок должен начать отвечать, пошла запись. Следующее задание, минута на подготовку, отсчет времени и снова пошла запись. Как солдатики! В этот момент все молятся, чтобы только напряжение не скакнуло, компьютер не завис… Инженеры дежурят. Кстати, если что-то с камерами, они должны устранить неполадки в течение 15 минут. Не успели – всем детям экзамен не засчитан. Переписывать будут все – в резервный день.
- Стресс колоссальный…
- Да. И, если бы не было пробных ЕГЭ, это детям было бы еще тяжелее психологически. Лично я в ЕГЭ вижу только один положительный момент – то, что дети могут пробовать поступать в любой вуз. Но все настолько пережато в плане организации, очень жестко. А ведь дети все разные. Уверена, если бы одиннадцатиклассники сдавали экзамены педагогам лично, пусть совершенно посторонним, у многих результаты были бы лучше. Мы же не звери! Где-то ты на него одобряюще посмотришь, улыбнешься… И он уже почувствовал бы поддержку и стал уверенней в себе.
- Ходят слухи, что единый государственный экзамен скоро отменят…
- Не отменят, думаю. Года три еще точно. Ведь в это столько средств вложено. Одни камеры в каждом кабинете ППЭ чего стоят! А диски для «говорения» по английскому языку?! Все это надо банально отработать, оправдать.
Есть плюсы в ЕГЭ. Но, по-хорошему, у детей должен быть выбор: сдавать экзамены в форме ЕГЭ или в традиционной форме экзаменационной комиссии. Как это осуществить, не знаю. Но выбор должен быть!
http://www.krsk.kp.ru/daily/26547/3564499/