Содержание.
1.
Пояснительная записка.
2.
Учебно-тематический план.
3.
Содержание программы.
4. Список
используемой литературы.
Пояснительная записка.
Преобразования,
происходящие в нашем образовании, не могут не коснуться музыкального
воспитания. В психолого-педагогической науке доказано, что приобщать ребёнка к
музыке необходимо с раннего детства. Это обусловлено с одной стороны тем, что
именно детство как основополагающий период оказывает решающее воздействие на
всё последующее формирование умственных, физических и творческих способностей
ребёнка, а с другой стороны тем, что развитый музыкальный вкус, эмоциональная
отзывчивость составляют фундамент как музыкальной, так и общей духовной их
культуры.
Целью программы
являются:
- приобщение к музыке и
обогащение духовного и эмоционального мира ребёнка;
- развитие музыкально-
творческих способностей ребёнка;
- позволить раскрыться
ребёнку как самостоятельной личности.
Основные задачи,
которые ставит данная программа это:
- зажечь интерес в
ребёнке к музыке и к инструменту;
- развить первоначальные
игровые навыки на инструменте;
- развить метро-ритмическое чувство;
- развить слуховое
внимание;
- развить слуховую
память.
Предлагаемая комплексная программа по
фортепиано рассчитана на 2 года обучения детей в группах раннего эстетического
развития с 5-6 летнего возраста. Занятия в группах раннего эстетического
развития помогают решить очень важную
проблему полноценного музыкально
подготовленного набора по классу фортепиано. Так же эти занятия психологически
и эмоционально подготавливают детей к дальнейшему процессу обучения в
музыкальной школе.
Учебно-тематический план.
№
|
Наименование
разделов
|
Всего
часов
|
Теория
|
Практика
|
1.
|
Упражнения
на постановку руки
|
12
|
4
|
8
|
2.
|
Изучение
нотной грамоты
|
9
|
3
|
5
|
3.
|
Развитие
слуховой памяти и слухового внимания
|
11
|
4
|
8
|
4.
|
Концертное
выступление
|
2
|
-
|
2
|
|
Итого
всего часов
|
34
|
11
|
23
|
Содержание
программы.
Методические рекомендации.
Ребёнок,
пришедший в группу раннего эстетического развития, по своим психологическим
возрастным особенностям не может трудиться как взрослый человек. Наиболее полно
свои возможности он раскрывает в игре. Игра помогает сделать процесс обучения
интересным и увлекательным, раскрывает способности детей, активизирует их
творческие наклонности. С её помощью каждый извлекаемый звук, любое упражнение,
песня, пьеска, то есть любая музыкальная деятельность приобретает эмоционально
образное содержание. Важно так выстроить игру, чтобы в её ходе ребёнок сам
ставил перед собой задачи и по возможности самостоятельно их решал. То есть в
каждом конкретном случае при освоении тех или иных исполнительских приёмов
следует наводящими вопросами подвести ребёнка к пониманию того, что он хочет
сделать и каким способом он может этого добиться.
На
уроке необходимо создать радостную, приятную атмосферу, обеспечивающую ребёнку
психологическую комфортность, уверенность в своих силах, возможностях. В случаях, когда ребёнок ошибается, нужно
избегать назидательных замечаний, стремиться найти неординарные решения,
использовать возможности игры, где нет учителя ученика, а есть равные партнёры.
С
первых же уроков необходимо «окунать» ребёнка в музыку, давая ему возможность активно действовать, создавая музыкальные
образы. Поэтому играть на инструменте рекомендуется на первых же занятиях.
В
планировании урока следует учитывать быструю утомляемость детей, если интерес
пропал, то следует переключать внимание ребёнка на другие виды деятельности, например: движение под
разнохарактерную музыку, пение детских песенок под сопровождение фортепиано и
т.д. На занятия отводиться 1час в неделю, занятия проводятся в форме
индивидуального урока. На первых этапах
обучения допускается объединение детей в группы не более двух человек. В конце
учебного года ребёнок исполняет выученные пьески, одну или две, на классных концертах по нотам
или наизусть (учитывая индивидуальные способности ребёнка).
1 год обучения.
1. Знакомство с
инструментом и его устройством.
2.Понятие шумовых и
музыкальных звуков.
3. Расположение
высоких, низких и средних звуков на клавиатуре (регистры).
4. Знакомство с
устройством клавиатуры (чередование 2-х, 3-х чёрных клавиш).
5.Упражнение на
постановку руки, посадка за инструментом.
6.Знакомство с нотоносцем и расположение нот на нём в
скрипичном ключе. Знакомство с
расположением нот на клавиатуре.
7. Признаки музыкальных
различий: быстро-медленно, грустно-весело, громко-тихо.
8. Изучение
длительностей нот. Понятие такт, тактовая черта.
9. Написание нот в
нотной тетради, каждой ноты по строчке.
10. Ритмические
упражнения (пропеть, прохлопать ритмический рисунок песенок).
11. Игра на инструменте
штрихом нон-легато по нотам и без нот.
12. Подбор по слуху
простейших песенок, которые играет ученик по учебнику.
13. Игра на инструменте
без нот в музыкальном сопровождении преподавателя.
14. Понятие тон,
полутон на клавиатуре (диез, бемоль, бекар).
2 год
обучения.
1. Знакомство с
расположением нот басового ключа на нотоносце и на инструменте.
2. Упражнение на
постановку руки двойными нотами.
3. Игра штрихами
нон-легато, стаккато. Учитывая индивидуальные физические возможности ребёнка,
игра упражнений на легато.
4. Устная работа по
учебнику: а) прочитать нотки, б) прохлопать
метр и проговорить ритм вместе с преподавателем, в) анализ произведения.
5. Игра на нон-легато
звукоряда от ноты –до-.
6. Игра двумя руками с
простейшим аккомпанементом ( с использованием интервалов или основных нот
функций
T
,
S
,
D
).
7. Работа над
эмоциональным восприятием и исполнением музыки.
8. Аппликатурные принципы.
9. Учимся играть
наизусть.
Список используемой литературы.
1.Бабичева Т.А.
«Нотки-клавиши» альбом для начинающих, издательство «Окраина» г. Новосибирск
2007г.
2.Барсукова С.А.
«Пора играть, малыш» Ростов
–на-Дону изд. «Феникс» 2004 г.
3.Геталова О. Визная Н.
«В музыку с радостью» изд. «Композитор» г. Санкт-Петербург 2002г.
4.Кончаловская Н.
«Нотная азбука»
5. Королькова И.
«Крохе-музыканту» 1,2части, изд. «Феникс» г. Ростов-на-Дону 2004г.
6. Соколова Н. «Ребёнок
за роялем» Санкт-Петербург изд. «Лань» ,1997 г.
7. Черникова
О.А. «Дорога к синичке» изд. «Музыкальная палитра»,
2002 г.
Тэги:
для детей от 4 лет