Слово с трибуны Госдумы.
Спросим же себя, почему советский десятиклассник смог выиграть войну, а наше образование стало образованием Победы? Вот некоторые причины.
Первое. стратегический, а не бухгалтерский подход к финансированию образования. Власть в СССР уже в 30-ые гг. понимала, что образование - это не бремя государства, как любят говорить современные системные либералы, а инвестиции в будущее. только во второй пятилетке расходы на школу увеличились в 3,5 раза, после войны они составляли 10-12 процентов от валового внутреннего продукта, в 70-м, по данным мирового банка, 7%, сейчас 4%, по данным высшей школы экономики, это предпоследнее место среди развитых стран. В 1943-44 гг., во время войны, создаются две новые академии: педагогических наук и медицинских наук. Война в разгаре, а власть думает о будущем нации. Это доказательство стратегического подхода к образованию.
Второе. Образование для всех. Всеобщее массовое образование равных возможностей. Только во второй пятилетке было построено около 19 тысяч школ, из них 15 тысяч на селе. В 1941 году 95% российских комбатов Красной армии имели среднее образование. Вот вам тот самый десятиклассник, о котором говорил Александр Зиновьев.
А что в послесоветское время?
В 90-ых годах закрыта 1 тысяча школ, в 2000-2014 гг. было ещё закрыто 24 тысячи школ плюс тысяча вечерних. Некоторые говорят, что происходит ликвидация грамотности.
Третье. Массовое эгалитарное, профессиональное и высшее образование. Только в 30-ые годы создано 832 вуза. Их выпускники не только подняли промышленность и оборону, но и воспитали того самого десятиклассника, который выиграл войну.
Теперь откроем утверждённую концепцию федерльной целевой программы "Развитие образования на 2016 - 2020 гг." и прочитаем. Мы должны за это время закрыть 40% вузов и 80% филиалов. В России, к сожалению, есть вузы, которые нужно закрывать. Но хочу спросить, с какого потолка и при помощи какого пальца взяты эти показатели? Кто считал последствия? Разве непонятно, что когда закрывали сельскую школу, умирала деревня?! Когда будут закрывать все подряд филиалы, будут умирать малые города, молодёжь будет уезжать.
Четвёртое. Фундаментальность образования. Советская школа 30-ых во многом повторяла царскую гимназию, только вместо древних языков были введены естественные, математические науки, были воспитаны инженеры, артиллеристы, пулемётчики, танкисты и лётчики.
Напоминаю всем комитетам Госдумы, в том числе по промышленности, по безопасности и обороне: Новый образовательный стандарт, который вступает в силу с 2020 года, допускает возможность не изучать ни физику, ни химию, ни биологию. Кто будет создавать шестой технологический уклад, кто будет обеспечивать оборонную безопасность страны? Пока не поздно, ситуацию надо исправлять.
Олег Смолин.
СТРАШНЫЕ ЦИФРЫ ПРИВЁЛ СМОЛИН.