Горе от ума. - Алевтина Петровна Монастырская
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Алевтина Петровна Монастырская


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Алевтина Петровна Монастырская / Блог / Горе от ума.


ЗАПИСЬ #5421

КОММЕНТАРИИ (12)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


27 июня 2016, 17:58, автор - хозяйка блога
Алевтина Петровна Монастырская

Горе от ума.

Эссе на ЕГЭ по русскому языку ничего не говорит о степени понимания текста и уровне владения письменной речью

Более 50 процентов эссе на ЕГЭ по русскому языку можно отнести к разряду пустопорожнего словоблудия. Ни о чем, вокруг до около, набор готовых фраз, которые подходят к любой из тем. Это та самая пустота, за которую эксперты ставят 19-20 баллов. Вера Кострова
 
Вера Кострова

Средний балл выпускников нынешнего года за ЕГЭ по русскому языку выше, чем в прошлые годы. И по регионам, и по стране в целом. Это закономерно. Дети не стали вдумчивее и грамотнее, не начали больше читать, зато учителя серьезно продвинулись в подготовке к единому государственному экзамену. Нужно отдать словесникам должное: их компетентность в этом отношении выросла за последние 7 лет на порядок. Особенно это заметно по части С. Эссе выпускников год от года все глаже, округлее, они все больше - по чисто внешним признакам - напоминают тексты, хотя текстами не являются. Это имитация размышлений и рассуждений, но имитация, выполненная на высоком уровне.

Учителя за последние годы и сами овладели «стилистическими» приемами, и научились щедро делиться ими с детьми. Подтянулись и интернет-сервисы самоподготовки. Теперь в распоряжении выпускников большой банк формулировок «проблем» и подходящих к ним «аргументов», списки коротких (чтобы не обременять вчерашних школьников длительным процессом чтения) рассказов, которые можно приводить в качестве иллюстраций «собственной» точки зрения.

Поэтому даже ничего никогда не читающие дети умудряются писать свои с позволения сказать эссе на очень приличные баллы. Таковы критерии - ничего не поделаешь. Даже если ученик занимается откровенным словоблудием в рамках заданного шаблона, то поставить ему заслуженную оценку «неудовлетворительно» невозможно. Учитель, выступающий в роли эксперта, не просто не удовлетворён, он уязвлен и раздосадован тем, что видит на бланке, но у него связаны руки. Тихо ругаясь и мысленно посылая подальше идиотскую систему, он ставит 19 или даже больше баллов за откровенную насмешку, прямое издевательство над русским языком и литературой, а по большому счету - над тем, чему он, учитель, жизнь посвятил. Потому что требования формально соблюдены, сущность же никого не интересует. К большому сожалению учителей, которые работают над тем, чтобы слово шло вслед за мыслью, а не заполняло духовный и интеллектуальный вакуум.

Что мы получили в итоге, уважаемые коллеги? Возведенную в степень пустоту. Кому это было нужно? Не могу ответить, но точно знаю, что не учителям. Почему же они должны страдать, читая такие «признания» учеников:

В пример можно привести сказку Колобок. Старенькие бабушка и дедушка, мечтавшие завести ребенка, испекли себе из теста колобок. Который после появления бросил их в одиночестве.

В народной сказке «О золотой рыбке» можно увидеть двух пожилых людей в отчаянном материальном положении. Старуха с разбитым корытом из своей нищеты вынуждена через мужа-рыбака просить у исполняющей желания рыбки все. И эта жадность была оправдана бедной и нелегкой жизнью героев сказки...

Вы думаете, дети в исключительных случаях обращаются за аргументами к устному народному творчеству или хорошо известным по мультфильмам литературным сказкам? Отнюдь. Подобным аргументам в эссе выпускников уже никто из экспертов не удивляется. Удивляет лишь вот такая необычная интерпретация всем знакомых историй:

...На примере известного русского произведения «Война и мир». Где Наталья Ростова, одна из главных героев, во время войны 1812 года помогала раненым солдатам, оказывая первую помощь. Что бы происходило с бойцами, если она не проявляла сострадания по отношению к ним? К сожалению, они погибли, так и не увидев напоследок родных и близких.

Главный герой Родион Раскольников не смог выдержать огромный труд и сдался, пойдя на крайние меры...

В «Кому на Руси жить хорошо» у каждого героя своя история, но всех их объединяет одно: они бедные. Но им повезло: нашлись люди, готовые их приютить у себя в подвале...

Повесть Шекспира «Ромео и Джульетта». Влюбленные из враждующих семей, зная, что их ждут большие последствия, не сдавались и все равно находили средства быть рядом, так как не опускали руки.

Таки ошибки эксперты относят к категории «Слышал звон, да не знает, где он». Подобных высказываний в части С становится год от года все больше. Причина не только в малой начитанности школьников и полной дезориентации в исторических периодах. Дети почему-то не боятся позора, они уверены, что всякое их с грехом пополам добытое «лыко» будет в строку - ведь аргумент же?

В романе «Война и мир» представлен такой персонаж, как Петр Первый.

Главный герой «Капитанской дочки» Самсон очень любил свою дочь...

У извозчика Иона Потапова, героя рассказа Чехова «Ионыч», умер сын...

Турки назвали русских янычарами. Все равно янычары восстали против турок...

Фактических ошибок очень много. И это неудивительно. Раньше школьникам, которые не читали произведения, было несложно запомнить их сюжеты, основных героев и - особенно - авторов. Они часто слышали имена писателей в сочетании с названиями их романов или рассказов. Сегодняшним школьникам запомнить это так же сложно, как освоить китайскую грамоту. Почему? Наверное, потому что на уроках литературы эти сочетания звучат гораздо реже, с экранов ТВ (кроме канала «Культура») и вовсе не произносятся...

В этом году, например, Чехову приписывалось авторство «Матрениного двора» и «Станционного смотрителя». «Войну и мир» приписали Пушкину, «А зори здесь тихие...» - Быкову. На этом фоне кажутся совершенно незначительными описками, когда Виктору Астафьеву приписывают «Телеграмму» (настоящий автор — Паустовский) и «Музыку», Александру Васьковскому «Бабушку» (видимо, так запомнилось произведение Валентины Осеевой «Бабка»), Шолохову - опять же «Матренин двор».

Дети не чувствуют слова, не слышат его. Поэтому они так легко разрушают устойчивые семантические связи привычных словосочетаний, не замечая, насколько комично порой звучат их «высокоумные» фразы:

Автор заводит эту тему...

Андрей Болконский находит смысл жизни в старом дубе...

Что нужно старому человеку для счастья? Этот вопрос всегда волновал человечество...

Екимов написал душераздирающий текст о нелегкой жизни старушки...

Бабушка является прообразом несчастной женщины, живущей в недостатке...

Детей так и тянет на красивости. Они уверены, что высокопарный стиль добавит им баллов:

Нищета коснулась каждой страны, и часто ее можно встретить в мировой литературе...

Меня и Екимова радует тот факт, что есть люди, готовые помочь нищим в это трудное для них время...

Я получил плохие впечатления из происходящего в тексте.

Эта старушка была прибедненной...

Чувствуя ее жалость и одинокость, автор с помощью главного героя покупает ненужный букет полыни...

Создают представление о повадках пожилых людей...

«...от своего бедностного положения»...

Ему не с кем поговорить, и он находит выход в лошади...

Страшнее испытать одиночество на заре жизни, когда наше тело и мы сами разрушаемся...

Старость проявляется у людей тогда, когда у них начинаются проблемы со всем телом, с ногами, руками, поэтому нужно ухаживать за ними...

Начитавшись такого, эксперты чувствуют себя без вины виноватыми. Им и смешно, и больно. Разве для этого они работали? Неужели, чтобы прочитать в выпускных работах такое, нужны было вести уроки литературы?

Эксперты свидетельствуют: грамотных, хорошо - по форме и содержанию - написанных работ всего 7 процентов от общего числа. Это те, кто справился с задачей на пять. На четверку - еще десять процентов (достаточно интересных по содержанию, но с большим количеством грамматических и пунктуационных ошибок). Еще 20 процентов еле дотягивают до тройки (это работы, в которых дети пытаются сказать что-то по существу, но, помимо названных, допускают большое количество фактических ошибок). Все остальные работы - более 50 процентов - можно отнести к разряду пустопорожнего словоблудия. Ни о чем, вокруг до около, набор готовых фраз, которые подходят к любой из тем. Это та самая пустота, за которую эксперты ставят 19-20 баллов.

И это самое обидное в ЕГЭ по русскому языку.

Я знаю немало случаев, когда часть С читающих и размышляющих детей была оценена ниже, чем эссе совершенно ничего не читающих, но прагматичных выпускников, «овладевших приемами». Первым о многом хотелось сказать, поэтому они не соблюли шаблон, сильно превысили требуемый объем и - как следствие - наделали больше ошибок, чем их хитромудрые ровесники, писавшие строго по лекалу ровно 152 слова.

Воистину - горе от ума...

Конечно, баллами жизнь не кончается. Верю свято, что правда кривду победит (хотя бы в будущей жизни выпускников). Но знаю также, что учителям обидно за детей, которые оказались заложниками жесткого стандарта. Урок, который они получили на ЕГЭ, скоро не позабудется.

Что предлагают эксперты-словесники? Убрать часть С совсем. В-первых, потому что теперь есть очень на нее похожее выпускное сочинение (тот же стандарт, те же аргументы из литературы), во-вторых, потому что эссе ничего не говорит о степени понимания текста и уровне владения письменной речью. Почему не вернуться к диктанту или изложению с проблемным вопросом в конце?

А по литературе все-таки нужно вернуть устный экзамен. Об этом тоже говорят большинство словесников. Неужели начальству трудно прислушаться к мнению профессионалов? Они-то знают, что на устном экзамене заниматься словоблудием смысла не останется. В личной беседе сразу можно понять, читал ли выпускник что-то из обязательной программы, а тем более сверх нее, и что именно понял из прочитанного.



http://www.ug.ru/insight/565



ОБСУЖДЕНИЕ


Михаил Александрович Старшов2016-06-27 21:05:40 - Михаил Александрович Старшов
Вот интересно, в каких единицах измеряют это? - `компетентность в этом отношении выросла за последние 7 лет на порядок`. Лучше бы в 10 раз за 10 лет - каждый год по разу!
Вячеслав Викторович Учитель2016-06-27 21:07:06 - Вячеслав Викторович Учитель
Проблема!
Михаил Александрович Старшов2016-06-27 21:17:58 - Михаил Александрович Старшов
Ещё одна забавная цитата (эта Вера Кострова - корр Учит газеты, да?): `Неужели начальству трудно прислушаться к мнению профессионалов?`
Чё тут думать-спрашивать, всякое начальство только и мечтает прислушаться... к профессионалам! По любому вопросу так и бегут советоваться. Любой житель РФ знает адрес этой беготни.
Александр Владимирович Серолапкин2016-06-27 21:18:30 - Александр Владимирович Серолапкин
Если каждый год по разу, то ничего не изменится.
В любых единицах.
Александр Леонидович Ус2016-06-27 21:54:23 - Александр Леонидович Ус
`Торжественный комплект
Незаменимое пособие для сочинения юбилейных статей, табельных фельетонов, а также парадных стихотворений, од и тропарей`.

И.Ильф, Е.Петров. `Золотой телёнок`. Глава 28.
http://az.lib.ru/i/ilfpetrov/text_0140.shtml

Валентина Михайловна Жаворонкова2016-06-27 22:01:25 - Валентина Михайловна Жаворонкова
Ну и ну! У нас на географии при проверке ответа на вопрос -почему в Японии часты землетрясения, ученик написал , что на всё воля Божья! Вот и вся география.
Александр Геннадьевич Покаевский2016-06-27 22:03:32 - Александр Геннадьевич Покаевский
Не так давно произошло трагическое событие на озере со школьниками. В новостях резанула слух фраза `им пришлось греБсти` , причем не только из уст детей, но и журналиста российского телеканала.
Смешно и грустно...
Раньше мы употребляли такое словцо в качестве `соленого` прикольчика.
Ирина Валентиновна Ермакова2016-06-27 22:03:43 - Ирина Валентиновна Ермакова
А можно подумать, что ученик не прав))
Александр Владимирович Серолапкин2016-06-27 22:05:09 - Александр Владимирович Серолапкин
Японский бог !
Татьяна Викторовна Носова2016-06-27 22:05:41 - Татьяна Викторовна Носова
Шутник))
Любовь Андреевна Зачетнова2016-06-28 17:12:39 - Любовь Андреевна Зачетнова
Почему так пишут? Да потому что мало читают, программа по литературе - ужас: за один урок два-три рассказа Чехова надо проанализировать.Развитие речи осталось в прошлом...
Игорь Витальевич Олин2016-06-28 21:42:02 - Игорь Витальевич Олин
`На все воля божья`. И ведь за такой ответ `5` надо ставить, иначе могут приписать оскорбление чувств верующих.

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Здорово!!
Мощный зверь) Очень хотела хорошо рисовать. Не вышло поучиться. Внучка хорошо рисует, учится на дизайне. Люблю смотреть что она рисует.
Антонина Алексеевна, очень приятно Вас видеть. Многие из прежних активных участников Прошколы сейчас изредка сюда заглядывают, видимо, ушли в другие дела, поэтому радостно иногда встречаться и знать :слава Богу, живы. Здоровья и благополучия Вам на долгие годы. Хочется узнать, как складывается жизнь Александра Владимировича Серолапкина из Чебоксар. У него были проблемы со зрением. Удалось ли ему сделать операцию? Может быть, кто-то знает ...
НЕ СКАЧИВАЕТСЯ!!!
Валентина Васильевна, жажда творчества продлевает жизнь!
9 мая





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/